Статья "Инновации и педагогическое творчество в образовании"
Статья в сборник научно и методических трудов "инновации и педагогическое творчество в образовании" Саратов издательский центр "Наука" 2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 100.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРА
Брой Е.В.
Брой Елена Викторовна, социальный педагог приёмного отделения ГБУ СО СРЦ «Возвращение» г. Саратова
Приемное отделение Учреждения создано в целях организации и обеспечения работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, а также социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС) или социально опасном положении (СОП).
Основными задачами отделения являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетних
Для выполнения задач отделением осуществляются следующие функции:
- обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;
- проведение комплексной социальной диагностики несовершеннолетнего и его семьи;
- осуществление комплексной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи по социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, социально-экономическому и социально-медицинскому направлениям;
- оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних, возвращение их в родные семьи;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
- разработка и реализация программы социальной реабилитации несовершеннолетних.
- организация медицинского обслуживания и обучения,
содействие их профессиональной ориентации.
Работа социального педагога приемного отделения направлена на первичный этап адаптации, социализации и реабилитации детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
По возрастному составу, среди поступивших за последний год, равное количество детей в возрасте от 3 до 7 и от 10 до 14 лет по-30%, дети в возрасте 7-10 лет – 27% и подростки в возрасте 14-18 лет – 13%.
Основные причины обращения:
- Несовершеннолетние остались без попечения родителей или законных представителей;
- Несовершеннолетние проживают в семьях, находящихся в социально опасном положение;
- Заблудившиеся или подкинутые;
- Самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
- не имеющие места жительства, места пребывания или средств к существованию;
- По причине жестокого обращения с ребенком.
- Оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи или реабилитации.
Основное направление работы социального педагога- это работа по профилактике самовольных уходов. Дети, оказавшиеся в Центре, как правило, были принудительно доставлены сотрудниками полиции, работниками органов опеки или комиссии по делам несовершеннолетних. Данные воспитанники были изъяты из семей, из привычного им свободного, времяпровождения, безнадзорности. Таким детям тяжело подчиняться условному графику занятий и выполнению ежедневных режимных моментов.
Первичный этап работы по профилактике дезадаптации ребенка в учреждении приходится именно на социального педагога приемного отделения. Именно от его систематизированных действий зависит его дальнейшее жизнеопределение, маршрут обучения, организация свободного времени детей и подростков, выявление их способностей и увлечений. Еще одно из направлений работы социального педагога это профилактика самовольных уходов и коррекция аддиктивного поведения. Для этого в Учреждении разработана подпрограмма «Новый взгляд». В рамках данной программы организованы экспресс – консилиумы о постановке н/л в группу риска и утверждения комплекса мероприятий по профилактике самовольных уходов и коррекции аддиктивного поведения. Составлен совместный план работы с ПДН ОП №2 в составе УМВД РФ по г. Саратову. Заключен договор с региональной общественной организацией «Трезвость и здоровье». Организовано проведение досуговых мероприятий с целью вовлечения ребенка в культурно-массовые мероприятия и организации его свободного времени. Для игровой и развивающей деятельности детей - доступна сеть – Интернет и компьютерная техника. Параллельно с данной работой проводятся консультации для родителей и детей по коррекции детско–родительских отношений и повышению педагогической компетентности. Систематически ведется сопровождение несовершеннолетних узкими специалистами.
В ходе работы в семье как правило восстанавливается психологическое здоровье и способности к продуктивной жизни в обществе. У детей и подростков развиваются коммуникативные навыки и навыки конструктивного поведения в различных ситуациях, формируются психогигиенические навыки.
Работа ведется также и в зависимости от возрастной категории ребенка. В ходе первичной диагностики определяется
- уровень психосоциальной зрелости;
- уровень знаний, умений и навыков учащихся;
- мотивация обучения;
- наличие устойчивых позитивных интересов.
Мероприятия досуговой деятельности, организованные социальным педагогом приемного отделения направлены на развитие позитивных интересов и творческого потенциала воспитанников.
В выходные, праздничные и каникулярные дни для детей проводятся досуговые мероприятия и занятия в кружках на базе Учреждения. Силами воспитателей и узких специалистов организованы кружки разной направленности – домашний театр «Забавушка», «Кружевная сказка», детская радиостудия «СТРИЖ», «Хозяюшка», кружок «Сделай сам», кружок ОФП «Сильные, ловкие, смелые», кружок «Обо всем на свете», «Планета книголюбов», «ЧИЖ», «Домашний умелец». Воспитанники регулярно принимают участие в подготовке праздничных мероприятий . К каждому мероприятию дети готовят поздравительные открытки и сувениры, вручают их гостям, родителям, специалистам Учреждения. Систематически организовываются выставки художественного творчества.
С целью социализации и интеграции несовершеннолетних в социум и развития личности воспитанников социальными педагогами организовано участие детей в кружках и секциях на безвозмездной основе при Центре дополнительного образования района (волонтерский отряд «Импульс)», стадиона «МАЯК» (дворовый хоккей, дворовый футбол), лыжной базы «Березка», бассейна «Саратов», подростковых клубов «Чайка», «Строитель», батутного центра «Небо»...
С целью духовно-эстетического развития организованы занятия в рамках работы реадаптационного клуба «Родник счастья», «Воскресной школе». Воспитанники побывали на экскурсиях в Храме всех святых в земле Российской просиявших, Троицком соборе, приняли участие в социокультурном проекте «Встречи с мастерами», организованного социальной службой Храма «Всех Святых в земле Российской просиявшей", финальным мероприятием которого, стал праздник «Мои крылья» во дворце культуры «Химиков». Одна из встреч организована в виде паломнической поездки в город Хвалынск. Воспитанники и их родители побывали на презентации книги «Битва за трезвость. Саратовский фронт» В.И. Вардугина, организованной РОО
Для работы с детьми социальный педагог приемного отделения совместно с другими специалистами Учреждения привлекают волонтеров государственных учреждений, общественных организаций, ВУЗОв города, подростковых клубов и т.д. На базе Центра организованы игровые программы радистанцией «Серебряный дождь», общественной организацией «Делись добром», студентами СГУ, общественной организацией добровольцев «Феникс» и другими.
Благодаря активной работе социального педагога приемного отделения удалось дети приняли участие в социально-значимых проектах:
- Международном конкурсе детских рисунков «Дети рисуют космос»;
- Детском творческом конкурсе «Покровский собор от «А» до «Я» организованном Государственным историческим музеем;
- Фестивале свободных поэтов «Берещенье»;
- Конкурсе детского рисунка «День России»
- Областном конкурсе детского творчества «Новогодняя фантазия 2015»;
- Конкурсе детского творчества «Нарисуй стихи Барто» посвященного 110 летнему юбилею писательницы организованному ИА «Регион 64» и Саратовским театром кукол «Теремок»;
- Городском конкурсе творческих работ «Калейдоскоп юбилейных литературных дат 2016»;
- Конкурсе «Саратовская земля – первое космическое приземление»
- Конкурсе на тему фильмов – сказок А. Роу.
- региональных соревнованиях "Лыжня России-2016".
Кроме участия в акционных мероприятиях, воспитанники принимают участие в реализации социально - значимых проектов разработанных и реализуемых специалистами Учреждения:
- Культурный проект «Ремесла», имеющий трудовую направленность.
- Социальный проект «Спешите делать добро» направленный на позитивную терапию, стимуляцию познавательных процессов, расширение внутренних ресурсов несовершеннолетних, дает возможность снизить риски жестокого обращения среди несовершеннолетних находящихся в социально-реабилитационном центре.
- Несколько лет работают социальные проекты "Ковчег", «Времен связующая нить» в части духовно-нравственного и патриотического воспитания, проекты направлены на формирование у детей уважения к старшему поколению, обществу, государству на основе его культурного и исторического наследия.
Таким образом, именно конструктивная совместная работа социального педагога приемного отделения совместно со всеми специалистами Учреждении приносит положительный результат в реализации комплексных реабилитационных мероприятий с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.