Конспект занятия "Игра "В кругу друзей"

Брой Елена Викторовна

Занятие для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvetstvennost.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА «В КРУГУ ДРУЗЕЙ»

Цель: развитие  чувства ответственности.

Задачи:

            формировать представление об ответственности за свои  слова и     поступки;                          

            развивать умение прогнозировать и анализировать последствия своих     поступков;  

            воспитывать нравственные качества;

            развивать  межличностные отношения.

Оборудование: 

            Магнитная доска, весы, гири, карточки-задания, ободки с надписями                          «Кащей», «Утка», «Молодец», прищепки, медали «За умение дружить», рисунок дерева, цветная бумага,  листы с высказываниями:

«Поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами»

                                                                                        От Матфея

«Слабый не может прощать. Прощение – свойство сильного»

                                                                                Механдас Ганди

Ответственный человек- это

  1. человек, на которого возлагается ответственность.
  2. вполне самостоятельный человек, несущий ответственность за свои действия.

Ответственность – это

такое положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет о своих действиях и принять на себя вину за все последствия…

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Беседа по теме:

- Сегодня мы будем говорить об ответственности.

         Что такое ответственность? Словари говорят, что это – осознанное выполнение требований.

 - Приходилось ли вам выполнять какие-либо требования? Чьи? (родителей, учителей) Какие? (примеры детей)

 - Давайте посмотрим, как объясняет словарь Д.Н.Ушакова понятия «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» и «ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

    Чтобы лучше усвоить эти понятия, предлагаю вам игру «Ответь на вопрос».

Проводится воображаемая линия и детям задаются вопросы.

Вы хотели бы быть

  • Зимой или летом?
  • Яблоком или апельсином?
  • Словарем или энциклопедией?
  • Кошкой или собакой?
  • Артистом или программистом?
  • Отличником или двоечником?
  • Трудолюбивым или ленивым?

Дети становятся с той или с другой стороны от воображаемой линии в зависимости от выбора.

 -  Как вы думаете, в чем разница между понятиями «ответить на вопрос» и «ответить за проступок», почему бывает трудно отвечать за свои поступки. (в высказываниях подчеркнуть, что нести ответственность часто мешают страх наказания, унижения, опасение, что тебя не поймут и не простят, стыдно, неприятно).

           В жизни с самого детства людям приходится отвечать за свои ПОСТУПКИ   Давайте попробуем понять, как в одной и той же ситуации будет вести себя человек ответственный и человек безответственный.

Ситуации: 1. «Ученик получил двойку» (безответстственный человек будет искать виноватых, а ответственный проанализирует ситуацию и постарается избежать ошибок в последствии).

2. «Ваш старший брат просил не заходить в его комнату без разрешения, а вам очень хотелось показать его коллекцию моделей военной техники  своему другу. Нечаянно друг уронил и разбил коллекционный вертолет».

 (2 ситуацию разбирают дети)

Итог: большинство проступков не являются непоправимыми ошибками, которые бы не простили вам близкие люди, просто, прежде, чем что-то сделать, нужно подумать.

II. Основная часть.  Упражнение «Веское слово»

          А задумывались ли вы над тем, что мы в ответе за тех, с кем общаемся. Потому что слово может и возвысить, и уничтожить.

 - Как вы думаете, должны мы отвечать за свои СЛОВА?

 Давайте вместе подумаем и вспомним, кто является объектом оскорблений и унижений? (ответы детей записываются)

 - Вот этот «ГРУЗ ОБИД» мы поместим на одну чашу весов.

         Для того, чтобы обидеть человека, не нужно ни силы, ни ума, ни особенной смелости. Иногда гораздо тяжелее сказать человеку слова ободрения. И сейчас, вместо того, чтобы накачивать мышцы, мы будем накачивать ободрение у своих друзей. Для этого нам понадобится набор карточек и инструкция. Попробуйте перевесить чашу весов, правильно  отвечая на вопросы «что бы вы сказали?» или «что бы вы сделали» в данной ситуации для своего друга.

Ситуация 1.

Одноклассник совершает ошибку при ответе на уроке. Все смеются и называют его глупым.

Ситуация 2.

Одноклассник роняет поднос с обедом в столовой. Ваши друзья смеются над ним.

Ситуация 3

Друзья играют после уроков в баскетбол. Новый ученик хочет присоединиться к ним. Они грубо отвечают: «Иди отсюда!»

Ситуация 4

 Вы подружились с дочкой своих новых соседей, а ваши школьные друзья насмехаются над внешностью этой девочки.

Ситуация 5

Ваш младший брат хочет, чтобы вы послушали песню, которую он разучивает на пианино. Играет он еще не очень хорошо, делает много ошибок.

Ситуация 6

Ваши одноклассники смеются над девочкой, у которой папа не может сбросить лишний вес.

 «ВЕСКИЕ ОТВЕТЫ»

  1. Помогите ему выйти из сложного положения. Скажите, что все совершают ошибки.
  2. Помогите ему все убрать.
  3. Предложите друзьям принять его в игру.
  4. Отметьте в ней что-то хорошее, скажите это друзьям.
  5. Найдите, за что похвалить его (за выбор песни, за старательность).
  6. Выступите в защиту девочки и отца. Отметьте хорошее качество у отца.

Итог: мы должны отвечать за свои СЛОВА и ПОСТУПКИ.

            Чтение отрывка из стихотворения Т.Раевского «Слово»:

             Если нынче отличником быть обещал,

             Пусть пятерка украсит журнал,

             Если нынче дал слово расти закаленным,

             Завтра выйди на яркий ковер стадиона.

             Чтобы рядом стояли слова и дела,

             Чтобы Родина вами гордиться могла!

Упражнение «Сказка о Кащее»

          Всем вам известна сказка про Кащея  Бессмертного. Вообще-то про него много всяких сказок сочинили, но для нас будет важно вот что: Кащей был не совсем бессмертный. На самом деле он жил, пока была цела игла, которую он поместил в яйцо, а яйцо в утку, а утку на дерево…и  нашелся  все–таки Молодец, который узнал про утку, поймал ее и сломал иглу.

          Сейчас мы разделимся на Кащеев, Уток и Молодцев. Что делать в каждой роли?

          Кащеи могут только смотреть, как Молодцы ловят Уток и отбирают у них прищепки (иголки).

         Утки несут полную ответственность за жизнь Кащея. Вы дожны не попасть в руки Молодца, беречь прищепки и не прятаться за спинами Кащея.

         Молодцам нужно поймать Утку, отнять у нее прищепку и отдать мне.

Нельзя выворачивать руки, толкаться. Вы должны выйти из игры без синяков и шишек. Правила игры понятны? Утки и Кащеи встанют с одной стороны комнаты, а Молодцы - с другой.  Начали!

         Обсуждение. Расскажите о впечатлениях от игры.

- Как чувствовали себя Кащеи?  (Волновались, злились, расстраивались?)

- Вам казалось, что вы сами лучше бы защитились от Молодца? (со стороны виднее)

- Как чувствовали себя Утки? Думали ли вы все время о Кащее?

- Обидно ли вам было пострадать за чужие поступки? Скажут ли вам спасибо за такую жертву?

- Что скажут нам Молодцы? Жалко вам было ни в чем не повинную Утку?  

 Скажите, какую роль вы предпочли бы в жизни, а на какую никогда бы не согласились? Почему?

          Итог. Люди часто в жизни опираются друг на друга. И это действительно бывает необходимо. Но помощь друг другу вовсе не обозначает, что мы должны полностью передать ему ответственность за свою жизнь. Каждый имеет право выбирать, хочет он быть Кащеем или Уткой. Но, выбирая, стоит подумать о том, какие последствия наступят. Каждый Кащей в состоянии сам защитить себя. Каждая Утка вправе отказаться от ответственности за другого.

  1. Заключение

 

Упражнение для закрепления «Дерево ответственности»

    - Пусть знания и умения, которые вы приобрели на этом занятии, помогут вам стать более ответственными и совершать правильные  поступки. В заключении мне хотелось рассказать одну легенду. Согласно этой  легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили истории о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но люди так хотели верить в эту легенду! Поэтому они наделяли обычные деревья особыми способностями, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани.

Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. Стремясь быстрей реализовать свои желания, люди пропустили в легенде главный секрет, который гласил: «И древо сие человек сам делает, а питает его делами и поступками своими». Наверное, эта фраза была слишком мудреной, чтобы увидеть в ней ключ к разгадке...

И сейчас вы сможете сделать это чудесное дерево сами.

Дети делают дерево.

Итог:

   -   Это — общее дерево ответственности. Подумайте и напишите, какими делами и поступками вы могли бы гордиться. Каждая тесемка будет символизировать поступок или дело.
Дети выполняют задание
.

   - Пусть это чудесное дерево пополняется новыми делами и хорошими поступками.

      Награждение детей медалями «За умение дружить».

Литература:

  1. И.И.Фришман «Методика работы педагога дополнительного образования» М. 2001г.
  2. Е.В. Емельянова «Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге» «Речь» 2008г.
  3. В.А.Родионов, М.А.Ступницкая, О.В.Кардашина «Я и другие. Тренинги социальных навыков» Ярославль 2003

         Предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие.

         «Свиток»

Ведущий. Вы в начале трудного пути. Что может помочь вам, что поддержит в нелегкую минуту? В этом свитке описаны вещи, качества, ценности. Выберите, пожалуйста, 10 наименований того, что, на ваш взгляд, пригодится вам в пути.

Дети выбирают необходимые им ценности и предметы, после чего представляют их ведущему.
(Список см. в Приложении 1.)

 «Карета»

Ведущий. Какой будет ваша дорога — широкой или узкой, легкой или труднопроходимой? Для того чтобы преодолеть все препятствия и достичь цели как можно быстрее, вам необходимо выбрать для себя средство передвижения.(для этого нужно разбиться на группы)

Дети выбирают из предложенных карточек одну, на которой указано средство передвижения (карета, русская тройка, нарты). Необходимо изобразить его: каждый член команды является какой-либо частью этого средства. Задание считается выполненным, если команда проделала определенный путь, не «рассыпавшись».

 «Мудрая сова»

Ведущий. Чтобы одолеть наш сложный путь, необходимо быть не только человеком отважным и сильным, нужно еще быть человеком образованным. Знакомы ли вы с трудами великих мыслителей? Способны ли подняться до высот учености? У вас есть шанс попробовать свои силы. Выбирайте одну из задач.

Детям даются на выбор слова великих мыслителей, ребята должны закончить начатый текст.
При успешном выполнении задания команда получает камень, на котором написано, что только одна из дорог является истинной, ведущей к цели.

(Примерные тексты см. в Приложении 2.)

«Замок»

Ведущий. Человек развивается лишь тогда, когда созидает, когда творит. Вы прошли часть пути — малую, но достаточную для того, чтобы почувствовать себя творческим человеком. Проявите же свои лучшие качества снова и постройте замок. (коллективная работа)

 «Лилипуты и великаны»

Ведущий. Путешествуя, мы забредаем в другие селения, города и даже страны. Иногда мы останавливаемся перед выбором — куда идти: в страну лилипутов или в страну великанов? Если вы отправитесь в страну лилипутов, вы будете больше и сильнее, чем жители страны, но лилипуты очень злобные и агрессивные существа. Если ваш выбор падет на страну великанов, то вы окажетесь маленькими и беззащитными, но встретитесь с добродушными и гостеприимными людьми.

Обсуждение выбора участниками, представление его и объяснение.

 «Дом»

Выполнение — 15 минут.

Ведущий. Мне кажется, что вы устали, вам необходим отдых. Впереди дом, где вы можете отдохнуть. Но дом этот — необыкновенный: заселяться в него вы можете только по определенным правилам.

Правила:
— сначала команда решает, в каком порядке участники заходят в дом;

— участники заходят по одному и выбирают себе место;

— если привлекательное для игрока место уже занято, игроку необходимо договориться с занявшим о переселении.

В соседнем помещении вывешивается план дома (квартиры), где все комнаты отличаются друг от друга количеством проживающих, наличием удобств, средств связи и т.п. Участники по одному заходят в дом и выбирают себе место для проживания.

.

Упражнение для закрепления  «Дерево успехов»

Время на выполнение — 10 минут.

Ведущий. Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили истории о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но люди так хотели верить в эту легенду! Поэтому они наделяли обычные деревья особыми способностями, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани.

Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. Стремясь быстрей реализовать свои желания, люди пропустили в легенде главный секрет, который гласил: «И древо сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими». Наверное, эта фраза была слишком мудреной, чтобы увидеть в ней ключ к разгадке...

Так или иначе, но сейчас вы сможете сделать то чудесное дерево сами.

Дети делают дерево.

Итог:

Ведущий. Это — общее дерево успехов. Вспомните сейчас все ваши успехи и достижения. Каждая тесемка будет символизировать названную вами общую победу. Каждый вспоминает о каком-то достижении, берет тесемку, громко называет это достижение и завязывает тесемку на дереве.
Дети выполняют задание.

Ведущий. Мудрецы говорят, что тот, кто не запоминает своих достижений, рано или поздно перестанет добиваться успеха, так как суета будней размоет у него внутри ощущение победителя. Это ощущение должно быть постоянно с вами, и вы будете его подкреплять новыми победами

ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ

Цель: показ разнообразия человеческих типов поведенческих реакций и возможностей совместного проживания.

Задачи: формировать способности считаться с различиями между людьми; развивать терпимое отношение к различиям в поведении людей; прививать ценностное отношение к «иному».

Оборудование: мяч, маски-шапочки для инсценировки отрывков сказок, листы бумаги, ручки, карандаши.

Предварительная работа: чтение  сказок «Гадкий утенок», «Дюймовочка» (у майских жуков).

Ход занятия:

  I Вступительное слово. Разминка.

     Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. При этом они называют присущие им качества, которые записываются на доске. По окончании упражнения психолог (педагог) побуждает детей сделать вывод о том, что люди отличаются друг от друга не только внешними, но и внутренними свойствами и качествами.

  II Детям предлагается инсценировать отрывок из сказки «Гадкий утенок».

— Вы читали сказку Андерсена «Гадкий утенок»? Давайте в нее поиграем. Кто хотел бы быть «гадким утенком»? А кто — другими птицами на птичьем дворе?

 Ведущий помогает каждому из детей получить роль и озвучить ее. Хорошо, если в озвучивании птиц принимает участие сам «гадкий утенок». Ведущий может спросить у «утенка», есть ли среди птиц его учитель, родители или братья и сестры. Когда все дети получат роли, каждая из «птиц» по очереди, а затем все вместе хором начинают прогонять «утенка» со двора. Затем ведущий делает знак «птицам» уснуть, остается один «утенок», который постепенно меняет свою походку, выражение лица (с помощью ведущего) и превращается в «лебедя». После слов «утенка» «Я — лебедь» все «птицы» просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят его клювиками и говорят: «Какой красивый и сильный лебедь!» Игру можно повторять несколько раз в разные дни до тех пор, пока все дети, желающие побывать «гадким утенком», не побывают в этой роли.

III Игра   «Цветик-семицветик»

Для этой игры понадобится цветик-семицветик с лепестками. Каждый ребенок, сорвав лепесток, высказывает свои добрые пожелания в адрес детей других социальных, этнических, культурных групп (дети-мигранты, инвалиды, сироты и т.д.).

Закрепление представлений о том, что все люди разные. Предлагается аукцион идей: «Хорошо, что люди разные, потому что...»

IY Домашнее задание

Написать письмо или нарисовать рисунок и отправить их мальчику или девочке, нуждающимся в помощи и поддержке.

Y Подведение итогов.

Государственное учреждение социального обслуживания

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение»

Интеллектуально-познавательная игра «Калейдоскоп»

                                                                                                           Выполнила:

 Социальный педагог

отделения дневного

                                                                                                             пребывания

                                                                                                                     Варшавская Л.А.

Саратов

Государственное учреждение социального обслуживания

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение»

Конспект занятия по профориентации

 на тему:

«Кем работать мне тогда?»

                                                                                                           Выполнила:

  Социальный педагог

отделения дневного

                                                                                                             пребывания

                                                                                                                     Варшавская Л.А.

Саратов