Рабочая программа по ОБД 05 "Обществознание" для профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Васильева Ольга Андреевна

Рабочая программа по ОБД 05 "Обществознание" для профессии 13.01.10  Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ

по дисциплине

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Профессия: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»

Разработчик:                                                              

Васильева О.А., преподаватель ГБПОУ МО ПППЭТ

Содержание.

  1. Аннотация
  2. Пояснительная записка к методическим рекомендациям по выполнению внеаудиторных самостоятельных  работ по дисциплине «Обществознание».
  3. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных  работ по дисциплине «Обществознание».
  4. Критерии оценки внеаудиторных самостоятельных   работ по дисциплине «Обществознание».
  5. Содержание внеаудиторных самостоятельных работ
  6. Приложения

Аннотация

Данная работа является методическими указаниями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которая предусмотрена рабочей программой дисциплины «Обществознание». В методических указаниях рассмотрены формы самостоятельной работы, вопросы для самопроверки знаний, контрольные вопросы дифференцированному зачету, перечень тематических сайтов, требования к написанию и оформлению рефератов, тематику рефератов, рекомендации по написанию эссе, сообщений, создание презентаций.

Пояснительная записка.

Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Самостоятельная работа проводится с целью:

-       систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

-       углубления и расширения теоретических знаний;

-       формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную  документацию и специальную литературу;

-       развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;

-       формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-       развития исследовательских умений.

 Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу по обществознанию  — 84 часа.

Виды самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Обществознание» (включая экономику и право):

- по овладению знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы; составление плана; составление схемы, таблицы; конспектирование текста; работа со словарем; учебно-исследовательская работа;

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения обучающимися учебного материала;

- умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

 - сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

 - оформление материала в соответствии с требованиями

Особое внимание уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя.

При проведении самостоятельных работ используются следующие типы работы обучающихся:

- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

- творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности.

Виды внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по учебной дисциплине ОДБ 04 «Обществознание»:

1.чтение основной и дополнительной литературы;

2. поиск необходимой информации в сети Интернет;

3. работа со словарем, справочником;

4. работа с кроссвордами;

5. работа с тестовым материалом;

6. работа с тематическими вопросами;

7. составление таблиц, в т.ч. хронологических;

8. составление тестовых вопросов (на поиск правильного ответа, на установление соответствия и последовательности) и эталонов ответов к ним;

9. составление и разработка словаря (глоссария);

10. составление кроссвордов;

11. подготовка презентаций

11. подготовка устного сообщения и пр.

Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.

Критерии оценивания письменного ответа.

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2.  раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

3. аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт;

Оценка “5” ставится, если студент:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2.  допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если студент  выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если студент правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5.  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если студент:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Преподаватель имеет право поставить студенту оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если студентом оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения студентов, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии оценки устных ответов.

Оценка «5» ставится, если студенты:

1) обстоятельно, с достаточной полнотой излагают подготовленный материал, демонстрируют владение темой, соблюдая её границы;

2) обнаруживают полное понимание содержания материала, могут обосновать свои суждения развёрнутой аргументацией, привести необходимые примеры;

3) излагают материал  последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка и речевой культуры.

Оценка «4» ставится, если студенты дают ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускают 1 – 2 ошибки, которые сами же и исправляют после замечаний преподавателя, и единичные погрешности в последовательности и языковом оформлении ответа.

Оценка «3» ставится, если студенты обнаруживают знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагают материал неполно и допускают неточности в определении понятий или формулировке сообщаемой информации;

2) не умеют достаточно глубоко и основательно обосновать и аргументировать свои суждения и привести примеры, к высказываниям других относятся невнимательно.

Оценка «2» ставится, если студенты обнаруживают незнание большей части обсуждаемого материала, допускают неточности в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагают материал.

На вспомогательные вопросы преподавателя ответы не даются и ошибки не исправляются.

Критерии оценивания тестирования:

Каждый балл (по пятибалльной системе) равен 20%:

 20% — 1 балл,

 20—40 — 2 балла,

 40—60 — 3 балла,

 60—80 — 4 балла,

от 80 — максимальные 5 баллов.

ТЕМАТИКА  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Учебной дисциплины ОДБ.04 «Обществознание»                                                                                      

Наименование разделов

Кол-во часов

Раздел 1 «Человек и общество»

7

Раздел 2 Духовная культура человека и общества

8

Раздел 3 Экономика

19

 Раздел 4 Социальные отношения

15

Раздел 5 Политика

15

Раздел 6 Право

19

Итого

84

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Компетенции: ОК 1; ОК 3; ОК 4; ОК 6; ОК 10

ЗНАТЬ:

- основные социальные понятия: человек, мышление, деятельность, культура, познание, самопознание, истина, мировоззрение, исторический процесс.;

- особенности научного познания;

- тенденции развития  новаторства в культуре

- биосоциальную сущность человека, место и роль человека в системе общественных отношений;

- особенности социально-гуманитарного познания;

- связь общества и культуры;

- многообразие форм человеческого знания;

УМЕТЬ:

- характеризовать основные социальные объекты , выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- раскрывать на примерах взаимосвязь общества и природы, общества и культуры;

-анализировать актуальную информацию о свободе как необходимости человеческой  деятельности;

- объснять причинно-следственные связи взаимодействия человека и общества, общества и культуры

Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать рефераты по темам: «Происхождение человека», «Мировая глобализация», «Человек – как биологическое существо», «Мировоззрение», «Научное познание» и т.д.

 - Словарная работа по обществоведческим понятиям и категориям.

- Работа с материалом учебника

Тема 1.2. Общество как сложная система

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 8

ЗНАТЬ:

- основные  понятия: общество, общественный прогресс, цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, эволюция, революция, прогресс, глобальные проблемы;

- основные этапы развития и становления цивилизаций и обществ,

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы;

УМЕТЬ:

-  характеризовать основные институты общества, выделяя их существенные признаки;

- давать сравнительный анализ основных сфер общества;

- анализировать и раскрывать на примерах основные глобальные проблемы человечества;

- объяснять сущность терроризма как важнейшей угрозы современной цивилизации;

- анализировать полученную на занятиях информацию

Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать рефераты по темам: «Общество», «Общество и природа»,  «Современный мир» и т.д.

 - Сравнительно-обобщающая таблица по теме: «Общество и природа».

- Работа с материалом учебника

Тема 2.1.Духовная культура личности и общества

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 8

ЗНАТЬ:

- основные понятия: социализация индивида, свобода, отклоняющееся поведение, абсентеизм, политическое лидерство;

- тенденции развития человека в современных условиях,

- типы отклоняющего поведения,

-типологию лидерства;

- необходимость регулирования общественных отношений;

- особенности социально-гуманитарного познания.

УМЕТЬ:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных  социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, ); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,

Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать доклады по темам: «Культура», «Личность», «Этикет», «Нравственность», «Труд»  и т.д.

 - Индивидуальные задания

- Работа с материалом учебника

Тема 2.2. Наука и образование

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 8

ЗНАТЬ:

- основные понятия: наука, образование;

- тенденции развития человека в современных условиях,

- особенности социально-гуманитарного познания.

УМЕТЬ:

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных  социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, ); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,

Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать доклады по темам: «Наука», «Методы научного знания», «Образование», «Виды учебных заведений»  и т.д.

- Работа с материалом учебника;

- Работа с дополнительной литературой

Тема 2.3. Искусство, мораль и религия

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 8

ЗНАТЬ:

- основные понятия: искусство, мораль, религия;

- тенденции развития человека в современных условиях,

- особенности социально-гуманитарного познания.

УМЕТЬ:

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных  социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,

Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать рефераты по темам: «Искусство», «Мораль», «Религия», «Христианство», «Ислам»  и т.д.

- Сделать кроссворд по теме: «Мировые религии»

- Работа с дополнительной литературой

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9

ЗНАТЬ:

- основные понятия :экономика, факторные доходы, фондовый рынок, финансовый рынок, экономический цикл, мировая экономика;

- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;

- основные источники финансирования бизнеса;

- особенности  современной экономики России;

-виды налогов;

УМЕТЬ:

- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;

- анализировать полученную на занятиях информацию;

- объяснять на примерах сущность конкуренции ;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4

- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;

- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы  по глобальным экономическим проблемам.

Виды самостоятельных работ студентов:

- Сделать опорные схемы по теме: «Экономические системы»

- Написать доклад по темам: «Экономика», «Рыночная экономика», «Плановая государственная экономика», «Экономика семьи»

- Работа с дополнительной литературой

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9

ЗНАТЬ:

- основные понятия : рынок, конкуренция, факторы производства, факторные доходы, фондовый рынок, финансовый рынок, ценные бумаги, акция, безработица, налог, ВВП, экономический цикл,

- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;

- основные источники финансирования бизнеса;

- особенности  современной экономики России;

-виды налогов;

УМЕТЬ:

- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;

- анализировать полученную на занятиях информацию;

- объяснять на примерах сущность конкуренции ;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4

- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;

- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы  по глобальным экономическим проблемам.

Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать доклад по темам: «Рынок», «Виды фирм и компаний», «Плановая государственная экономика» и т.д.

- Работа с материалом учебника

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9

ЗНАТЬ:

- основные понятия : безработица, налог, ВВП, экономический цикл,

- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;

- основные источники финансирования бизнеса;

- особенности  современной экономики России;

-виды налогов;

УМЕТЬ:

- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;

- анализировать полученную на занятиях информацию;

- объяснять на примерах сущность конкуренции ;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4

- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;

- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы  по глобальным экономическим проблемам.

Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать доклад или презентации  по темам: «ВВП», «Биржы», «Деньги», «История валюты», «Инфляция и т.д.

- Сделать опорные схемы по теме: «Банковская система»

- Работа с материалом учебника

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России.

Элементы международной экономики

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9

ЗНАТЬ:

- основные понятия : безработица , экономический цикл, мировая экономика

- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;

- основные источники финансирования бизнеса;

- особенности  современной экономики России;

-виды налогов;

УМЕТЬ:

- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;

- анализировать полученную на занятиях информацию;

- объяснять на примерах сущность конкуренции ;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4

- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;

- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы  по глобальным экономическим проблемам.

Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать реферат по темам: «Проблемы в экономике России», «МВФ», «Кредиты между странами» и т.д.

- Работа с материалом учебника

Тема 4.1.Социальная роль и стратификация.

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9

ЗНАТЬ:

- основные термины: социальная стратификация, социальный конфликт, социальные нормы;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, межнациональных конфликтов, сектанства;

- особенности молодежи и семьи как социальных институтов;.

УМЕТЬ:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных  социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную сонных циальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по заданным темам;

Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать реферат по темам: «Социальная стратификация», «Социальные нормы», «Социальные конфликты» и т.д.

- сделать презентацию: «Социальные группы России»

- Работа с материалом учебника

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9

ЗНАТЬ:

- основные термины: социальная стратификация, социальный конфликт, социальные нормы;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, межнациональных конфликтов, сектанства;

- особенности молодежи и семьи как социальных институтов;.

УМЕТЬ:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных  социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную сонных циальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по заданным темам;

Виды самостоятельных  работ студентов:

- Сделать сравнительно –обобщающую таблицу по теме: «Социальные конфлдикты»

- Работа с материалом учебника

Тема 4.3.Важнейшие социальные общности и группы

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9

ЗНАТЬ:

- основные термины: социальная стратификация, социальные общности игруппы;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, межнациональных конфликтов, сектанства;

- особенности молодежи и семьи как социальных институтов;.

УМЕТЬ:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных  социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную сонных циальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по заданным темам;

Виды самостоятельных  работ студентов:

- Сделать сравнительно –обобщающую таблицу по теме: «Важнейшие социальные общности и группы»

- Работа с материалом учебника

Тема 5.1. Политика и власть.

Государство в политической системе.

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9

ЗНАТЬ:

- основные понятия : политика, власть, государство, политический режим, правовое государство, гражданское государство ;политическая элита; политические партии;

- тенденции развития политической структуры общества , а также важнейших политических институтов;

- необходимость регулирования политических отношений, сущность правового государства; роль СМИ в избирательных компаниях в РФ

- особенности политического развития в современной России.

УМЕТЬ:

- характеризовать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о политическихх объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных  социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных политических объектов ;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-политических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации, партии, движения, с точки зрения социальных норм;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Виды самостоятельных  работ студентов:

- Сделать доклады  по теме: «Политика», «Власть» и т.д.

- Сделать опорную схему по теме: «Политическая система»

- Работа с материалом учебника

Тема 5.2.Участники политического процесса

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9

ЗНАТЬ:

- основные понятия : политический режим, правовое государство, гражданское государство ;политическая элита; политические партии;

- тенденции развития политической структуры общества , а также важнейших политических институтов;

- необходимость регулирования политических отношений, сущность правового государства; роль СМИ в избирательных компаниях в РФ

- особенности политического развития в современной России.

УМЕТЬ:

- характеризовать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о политическихх объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных  социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных политических объектов ;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-политических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации, партии, движения, с точки зрения социальных норм;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Виды самостоятельных  работ студентов:

- Сделать рефераты  по теме: «Политические режимы», «Виды политических устройств», «Политические институты» и т.д.

- Работа с материалом учебника

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Компетенции: ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9; ОК 10; ОК 11

ЗНАТЬ:

- основные понятия: право, закон, гражданство, альтернативная военная служба, юридическая ответственность

- тенденции развития общества в правовом

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.

УМЕТЬ:

- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных  социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах      ( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм,;

- формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Виды самостоятельных  работ студентов:

- Сделать доклады  по теме: «Право», «Гражданство», «Юридическая ответственность» и т.д.

- Сделать опорную схему по теме «Виды законодательных актов»

- Работа с материалом учебника

Тема 6.2. Основы конституционного права  Российской Федерации

 Компетенции: ОК 1;ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9; ОК 10;

ЗНАТЬ:

- основные понятия: право, закон, гражданство,

- тенденции развития общества в правовом

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.

УМЕТЬ:

- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах      ( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм,;

- формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Виды самостоятельных  работ студентов:

- Сделать рефераты  по теме: «Конституция РФ», «Гражданские права и свободы», «Обязанности граждан РФ)и т.д.

- Работа с материалом учебника и дополнительными источниками

Тема 6.3. Отрасли российского права

Компетенции: ОК 1;ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9;

ЗНАТЬ:

- основные понятия: право, закон, гражданство,

- тенденции развития общества в правовом

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.

УМЕТЬ:

- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах      ( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм,;

- формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Виды самостоятельных  работ студентов:

- Сделать презентации  по теме: «Гражданское право РФ», «Уголовное право РФ», «Трудовое право», «Семейное», «Административное право РФ» и т.д.

- Сделать опорную схему по теме «Отрасли Российского права»

- Работа с материалом учебника

1. Рекомендации по составлению логических опорных схем

  1. Просмотрите внимательно содержание темы по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов, абзацев.
  2. Внимательно изучите каждый параграф (подраздел,  выписывая из них основные понятия.
  3. Еще раз прочитайте текст с целью  нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.
  4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста( не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).
  5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

Если удаться найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура( дерево).

Если одни понятия вытекают из других , то можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

  1. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

Требования к составлению опорных схем:

  • - простота (минимальное количество схемных элементов и их связей)
  • - целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т.д.)
  • - наглядность схемы (цветовое решение, эстетичность и т.д.)

2. Рекомендации по словарной работе

  1. Правильно выписать искомые понятия (уточнить правильность их написания с преподавателем);
  2. Определиться с объективным источником информации (энциклопедии, учебник, пособия и т.д.)
  3. Выписать определения понятий на отдельном листе или переписать в тетрадь, чтобы сохранить для будущей работы;
  4. Внимательно прочитать и запомнить сущность понятия, его отличие от других (зазубривать не рекомендуется, одно и тоже понятие может иметь несколько определений, в зависимости от источника);
  5. На такой вид работы даётся обычно не более недели, рекомендуется найти после уроков свободное время и посетить ближайшую библиотеку или найти нужную книгу, Интернет-ресурс;
  6. Если не смогли найти определение некоторых слов, обращайтесь к преподавателю, однокурсникам;
  7. Если задание связано с поиском определений понятий, то, скорее всего преподаватель проведёт на каком-то из следующих  уроков письменную или устную словарную работу, чтобы проверить степень усвоения студентами новых понятий.

3.Рекомендации по чтению учебной литературы

  1. Метод повторения : прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.
  2. Метод кодирования- более эффективен. По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:

- прокомментировать новые данные

- оценить их значение

- поставить вопросы

- сопоставить полученные сведения с ранее известными.

3. Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения  наиболее продуктивным является логическое составление прочитанного.

4. Памятка-алгоритм по требованию к качеству речи для сообщений

  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
  2. логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.
  3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
  4. Правильность и чистота речи.
  5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.

Критерии оценки сообщений

  1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
  2. Логичность.
  3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.
  4. Риторика (богатство речи).

5. Памятка- алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать

  1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
  2. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
  3. Определите вывод, который будете доказывать.
  4. Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
  5. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
  6. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводами.
  7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны. 

Памятка по составлению реферата

Реферат готовиться  с использованием различных источников. Он должен состоять в объёме  не менее 10  страниц.  Должен быть готов в течение 2 недель в печатном виде. Обязательно должен содержать введение и заключение со списком литературы. Должны соблюдаться требования к написанию рефератов:

1.        Выбор темы и постановка проблемы. Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента, учащегося и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность. Тема школьного реферата не должна быть слишком широкой  например, «Отечественная война 1812 г.») или слишком узкой, посвященной каким-то частным вопросам. Одновременно с темой реферата продумывается и его проблематика.

2.        Сбор материала по выбранной теме. После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей необходимые сведения. Учащимся можно посоветовать познакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в Интернете.   Предостерегаем вас как коллег и советуем заострить внимание учащихся на том, что по современным требованиям сведения из Интернета относятся к источникам информации, однако не следует пытаться найти в Сети реферат на заданную или близкую к ней тему и просто скопировать его. Такая «работа» ничего, кроме вреда, не принесет учащимся, а любой опытный учитель в состоянии отличить интернетовский реферат от написанного самим воспитанником.

3. Составление плана. Определение содержания реферата позволит уже на начальной стадии работы составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, в котором объясняется причина выбора темы исследования и дается хотя бы краткий обзор литературы и других источников; двух—пяти пунктов основной части, которые могут иметь подпункты и заключения, где делается обоснованный вывод по поставленной проблематике исследования, Не забудьте чеховскую мысль о том, что краткость — сестра таланта, при составлении формулировки пунктов плана: они должны быть ясными, четкими, краткими.

4.        Работа над текстовой частью реферата. Прежде чем писать текст, прочитайте выбранную литературу, составьте конспект наиболее значимых мест, полностью запишите в виде цитат мысли авторов, с которыми вы хотите поспорить или, наоборот, взять для основы своего исследования. Обдумайте порядок изложения, продумайте объем реферата. Как правило, объем реферата — более 8—10 страниц текста, не считая титула, примечаний и списка использованной литературы. При компьютерном наборе используется стандартный шрифт «Times New Roman», 12-й (14) кегль, полуторный интервал.

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

  • Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб.для студ.учрежд. сред.проф.образования∕А.Г. Важенин.  – 10-е изд.перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2014

Дополнительные источники:

  • Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
  • Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
  • Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
  • Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
  • Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
  • Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007

Нормативные правовые акты

  • Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
  • Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.