Рабочая программа по ОБД 05 "Обществознание" для профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Рабочая программа по ОБД 05 "Обществознание" для профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_ozn.doc | 1.07 МБ |
методические рекомендации к самост.работам | 57.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ
по дисциплине
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Профессия: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»
Разработчик:
Васильева О.А., преподаватель ГБПОУ МО ПППЭТ
Содержание.
- Аннотация
- Пояснительная записка к методическим рекомендациям по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Обществознание».
- Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Обществознание».
- Критерии оценки внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Обществознание».
- Содержание внеаудиторных самостоятельных работ
- Приложения
Аннотация
Данная работа является методическими указаниями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которая предусмотрена рабочей программой дисциплины «Обществознание». В методических указаниях рассмотрены формы самостоятельной работы, вопросы для самопроверки знаний, контрольные вопросы дифференцированному зачету, перечень тематических сайтов, требования к написанию и оформлению рефератов, тематику рефератов, рекомендации по написанию эссе, сообщений, создание презентаций.
Пояснительная записка.
Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу по обществознанию — 84 часа.
Виды самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Обществознание» (включая экономику и право):
- по овладению знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы; составление плана; составление схемы, таблицы; конспектирование текста; работа со словарем; учебно-исследовательская работа;
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения обучающимися учебного материала;
- умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями
Особое внимание уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя.
При проведении самостоятельных работ используются следующие типы работы обучающихся:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности.
Виды внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по учебной дисциплине ОДБ 04 «Обществознание»:
1.чтение основной и дополнительной литературы;
2. поиск необходимой информации в сети Интернет;
3. работа со словарем, справочником;
4. работа с кроссвордами;
5. работа с тестовым материалом;
6. работа с тематическими вопросами;
7. составление таблиц, в т.ч. хронологических;
8. составление тестовых вопросов (на поиск правильного ответа, на установление соответствия и последовательности) и эталонов ответов к ним;
9. составление и разработка словаря (глоссария);
10. составление кроссвордов;
11. подготовка презентаций
11. подготовка устного сообщения и пр.
Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.
Критерии оценивания письменного ответа.
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2. раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
3. аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт;
Оценка “5” ставится, если студент:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если студент выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если студент правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если студент:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Преподаватель имеет право поставить студенту оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если студентом оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения студентов, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии оценки устных ответов.
Оценка «5» ставится, если студенты:
1) обстоятельно, с достаточной полнотой излагают подготовленный материал, демонстрируют владение темой, соблюдая её границы;
2) обнаруживают полное понимание содержания материала, могут обосновать свои суждения развёрнутой аргументацией, привести необходимые примеры;
3) излагают материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка и речевой культуры.
Оценка «4» ставится, если студенты дают ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускают 1 – 2 ошибки, которые сами же и исправляют после замечаний преподавателя, и единичные погрешности в последовательности и языковом оформлении ответа.
Оценка «3» ставится, если студенты обнаруживают знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагают материал неполно и допускают неточности в определении понятий или формулировке сообщаемой информации;
2) не умеют достаточно глубоко и основательно обосновать и аргументировать свои суждения и привести примеры, к высказываниям других относятся невнимательно.
Оценка «2» ставится, если студенты обнаруживают незнание большей части обсуждаемого материала, допускают неточности в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагают материал.
На вспомогательные вопросы преподавателя ответы не даются и ошибки не исправляются.
Критерии оценивания тестирования:
Каждый балл (по пятибалльной системе) равен 20%:
20% — 1 балл,
20—40 — 2 балла,
40—60 — 3 балла,
60—80 — 4 балла,
от 80 — максимальные 5 баллов.
ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Учебной дисциплины ОДБ.04 «Обществознание»
Наименование разделов | Кол-во часов |
Раздел 1 «Человек и общество» | 7 |
Раздел 2 Духовная культура человека и общества | 8 |
Раздел 3 Экономика | 19 |
Раздел 4 Социальные отношения | 15 |
Раздел 5 Политика | 15 |
Раздел 6 Право | 19 |
Итого | 84 |
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Компетенции: ОК 1; ОК 3; ОК 4; ОК 6; ОК 10
ЗНАТЬ:
- основные социальные понятия: человек, мышление, деятельность, культура, познание, самопознание, истина, мировоззрение, исторический процесс.;
- особенности научного познания;
- тенденции развития новаторства в культуре
- биосоциальную сущность человека, место и роль человека в системе общественных отношений;
- особенности социально-гуманитарного познания;
- связь общества и культуры;
- многообразие форм человеческого знания;
УМЕТЬ:
- характеризовать основные социальные объекты , выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- раскрывать на примерах взаимосвязь общества и природы, общества и культуры;
-анализировать актуальную информацию о свободе как необходимости человеческой деятельности;
- объснять причинно-следственные связи взаимодействия человека и общества, общества и культуры
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать рефераты по темам: «Происхождение человека», «Мировая глобализация», «Человек – как биологическое существо», «Мировоззрение», «Научное познание» и т.д.
- Словарная работа по обществоведческим понятиям и категориям.
- Работа с материалом учебника
Тема 1.2. Общество как сложная система
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 8
ЗНАТЬ:
- основные понятия: общество, общественный прогресс, цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, эволюция, революция, прогресс, глобальные проблемы;
- основные этапы развития и становления цивилизаций и обществ,
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы;
УМЕТЬ:
- характеризовать основные институты общества, выделяя их существенные признаки;
- давать сравнительный анализ основных сфер общества;
- анализировать и раскрывать на примерах основные глобальные проблемы человечества;
- объяснять сущность терроризма как важнейшей угрозы современной цивилизации;
- анализировать полученную на занятиях информацию
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать рефераты по темам: «Общество», «Общество и природа», «Современный мир» и т.д.
- Сравнительно-обобщающая таблица по теме: «Общество и природа».
- Работа с материалом учебника
Тема 2.1.Духовная культура личности и общества
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 8
ЗНАТЬ:
- основные понятия: социализация индивида, свобода, отклоняющееся поведение, абсентеизм, политическое лидерство;
- тенденции развития человека в современных условиях,
- типы отклоняющего поведения,
-типологию лидерства;
- необходимость регулирования общественных отношений;
- особенности социально-гуманитарного познания.
УМЕТЬ:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, ); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать доклады по темам: «Культура», «Личность», «Этикет», «Нравственность», «Труд» и т.д.
- Индивидуальные задания
- Работа с материалом учебника
Тема 2.2. Наука и образование
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 8
ЗНАТЬ:
- основные понятия: наука, образование;
- тенденции развития человека в современных условиях,
- особенности социально-гуманитарного познания.
УМЕТЬ:
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, ); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать доклады по темам: «Наука», «Методы научного знания», «Образование», «Виды учебных заведений» и т.д.
- Работа с материалом учебника;
- Работа с дополнительной литературой
Тема 2.3. Искусство, мораль и религия
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 8
ЗНАТЬ:
- основные понятия: искусство, мораль, религия;
- тенденции развития человека в современных условиях,
- особенности социально-гуманитарного познания.
УМЕТЬ:
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать рефераты по темам: «Искусство», «Мораль», «Религия», «Христианство», «Ислам» и т.д.
- Сделать кроссворд по теме: «Мировые религии»
- Работа с дополнительной литературой
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9
ЗНАТЬ:
- основные понятия :экономика, факторные доходы, фондовый рынок, финансовый рынок, экономический цикл, мировая экономика;
- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;
- основные источники финансирования бизнеса;
- особенности современной экономики России;
-виды налогов;
УМЕТЬ:
- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;
- анализировать полученную на занятиях информацию;
- объяснять на примерах сущность конкуренции ;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4
- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;
- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по глобальным экономическим проблемам.
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать опорные схемы по теме: «Экономические системы»
- Написать доклад по темам: «Экономика», «Рыночная экономика», «Плановая государственная экономика», «Экономика семьи»
- Работа с дополнительной литературой
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9
ЗНАТЬ:
- основные понятия : рынок, конкуренция, факторы производства, факторные доходы, фондовый рынок, финансовый рынок, ценные бумаги, акция, безработица, налог, ВВП, экономический цикл,
- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;
- основные источники финансирования бизнеса;
- особенности современной экономики России;
-виды налогов;
УМЕТЬ:
- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;
- анализировать полученную на занятиях информацию;
- объяснять на примерах сущность конкуренции ;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4
- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;
- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по глобальным экономическим проблемам.
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать доклад по темам: «Рынок», «Виды фирм и компаний», «Плановая государственная экономика» и т.д.
- Работа с материалом учебника
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9
ЗНАТЬ:
- основные понятия : безработица, налог, ВВП, экономический цикл,
- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;
- основные источники финансирования бизнеса;
- особенности современной экономики России;
-виды налогов;
УМЕТЬ:
- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;
- анализировать полученную на занятиях информацию;
- объяснять на примерах сущность конкуренции ;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4
- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;
- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по глобальным экономическим проблемам.
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать доклад или презентации по темам: «ВВП», «Биржы», «Деньги», «История валюты», «Инфляция и т.д.
- Сделать опорные схемы по теме: «Банковская система»
- Работа с материалом учебника
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России.
Элементы международной экономики
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9
ЗНАТЬ:
- основные понятия : безработица , экономический цикл, мировая экономика
- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;
- основные источники финансирования бизнеса;
- особенности современной экономики России;
-виды налогов;
УМЕТЬ:
- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;
- анализировать полученную на занятиях информацию;
- объяснять на примерах сущность конкуренции ;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4
- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;
- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по глобальным экономическим проблемам.
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать реферат по темам: «Проблемы в экономике России», «МВФ», «Кредиты между странами» и т.д.
- Работа с материалом учебника
Тема 4.1.Социальная роль и стратификация.
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9
ЗНАТЬ:
- основные термины: социальная стратификация, социальный конфликт, социальные нормы;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, межнациональных конфликтов, сектанства;
- особенности молодежи и семьи как социальных институтов;.
УМЕТЬ:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную сонных циальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по заданным темам;
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать реферат по темам: «Социальная стратификация», «Социальные нормы», «Социальные конфликты» и т.д.
- сделать презентацию: «Социальные группы России»
- Работа с материалом учебника
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9
ЗНАТЬ:
- основные термины: социальная стратификация, социальный конфликт, социальные нормы;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, межнациональных конфликтов, сектанства;
- особенности молодежи и семьи как социальных институтов;.
УМЕТЬ:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную сонных циальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по заданным темам;
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать сравнительно –обобщающую таблицу по теме: «Социальные конфлдикты»
- Работа с материалом учебника
Тема 4.3.Важнейшие социальные общности и группы
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9
ЗНАТЬ:
- основные термины: социальная стратификация, социальные общности игруппы;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, межнациональных конфликтов, сектанства;
- особенности молодежи и семьи как социальных институтов;.
УМЕТЬ:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную сонных циальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по заданным темам;
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать сравнительно –обобщающую таблицу по теме: «Важнейшие социальные общности и группы»
- Работа с материалом учебника
Тема 5.1. Политика и власть.
Государство в политической системе.
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9
ЗНАТЬ:
- основные понятия : политика, власть, государство, политический режим, правовое государство, гражданское государство ;политическая элита; политические партии;
- тенденции развития политической структуры общества , а также важнейших политических институтов;
- необходимость регулирования политических отношений, сущность правового государства; роль СМИ в избирательных компаниях в РФ
- особенности политического развития в современной России.
УМЕТЬ:
- характеризовать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о политическихх объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных политических объектов ;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-политических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации, партии, движения, с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать доклады по теме: «Политика», «Власть» и т.д.
- Сделать опорную схему по теме: «Политическая система»
- Работа с материалом учебника
Тема 5.2.Участники политического процесса
Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9
ЗНАТЬ:
- основные понятия : политический режим, правовое государство, гражданское государство ;политическая элита; политические партии;
- тенденции развития политической структуры общества , а также важнейших политических институтов;
- необходимость регулирования политических отношений, сущность правового государства; роль СМИ в избирательных компаниях в РФ
- особенности политического развития в современной России.
УМЕТЬ:
- характеризовать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о политическихх объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных политических объектов ;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-политических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации, партии, движения, с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать рефераты по теме: «Политические режимы», «Виды политических устройств», «Политические институты» и т.д.
- Работа с материалом учебника
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Компетенции: ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9; ОК 10; ОК 11
ЗНАТЬ:
- основные понятия: право, закон, гражданство, альтернативная военная служба, юридическая ответственность
- тенденции развития общества в правовом
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
УМЕТЬ:
- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах ( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм,;
- формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать доклады по теме: «Право», «Гражданство», «Юридическая ответственность» и т.д.
- Сделать опорную схему по теме «Виды законодательных актов»
- Работа с материалом учебника
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Компетенции: ОК 1;ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9; ОК 10;
ЗНАТЬ:
- основные понятия: право, закон, гражданство,
- тенденции развития общества в правовом
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
УМЕТЬ:
- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах ( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм,;
- формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать рефераты по теме: «Конституция РФ», «Гражданские права и свободы», «Обязанности граждан РФ)и т.д.
- Работа с материалом учебника и дополнительными источниками
Тема 6.3. Отрасли российского права
Компетенции: ОК 1;ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9;
ЗНАТЬ:
- основные понятия: право, закон, гражданство,
- тенденции развития общества в правовом
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
УМЕТЬ:
- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах ( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм,;
- формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать презентации по теме: «Гражданское право РФ», «Уголовное право РФ», «Трудовое право», «Семейное», «Административное право РФ» и т.д.
- Сделать опорную схему по теме «Отрасли Российского права»
- Работа с материалом учебника
1. Рекомендации по составлению логических опорных схем
- Просмотрите внимательно содержание темы по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов, абзацев.
- Внимательно изучите каждый параграф (подраздел, выписывая из них основные понятия.
- Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.
- Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста( не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).
- Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.
Если удаться найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура( дерево).
Если одни понятия вытекают из других , то можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.
- Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.
Требования к составлению опорных схем:
- - простота (минимальное количество схемных элементов и их связей)
- - целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т.д.)
- - наглядность схемы (цветовое решение, эстетичность и т.д.)
2. Рекомендации по словарной работе
- Правильно выписать искомые понятия (уточнить правильность их написания с преподавателем);
- Определиться с объективным источником информации (энциклопедии, учебник, пособия и т.д.)
- Выписать определения понятий на отдельном листе или переписать в тетрадь, чтобы сохранить для будущей работы;
- Внимательно прочитать и запомнить сущность понятия, его отличие от других (зазубривать не рекомендуется, одно и тоже понятие может иметь несколько определений, в зависимости от источника);
- На такой вид работы даётся обычно не более недели, рекомендуется найти после уроков свободное время и посетить ближайшую библиотеку или найти нужную книгу, Интернет-ресурс;
- Если не смогли найти определение некоторых слов, обращайтесь к преподавателю, однокурсникам;
- Если задание связано с поиском определений понятий, то, скорее всего преподаватель проведёт на каком-то из следующих уроков письменную или устную словарную работу, чтобы проверить степень усвоения студентами новых понятий.
3.Рекомендации по чтению учебной литературы
- Метод повторения : прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.
- Метод кодирования- более эффективен. По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:
- прокомментировать новые данные
- оценить их значение
- поставить вопросы
- сопоставить полученные сведения с ранее известными.
3. Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения наиболее продуктивным является логическое составление прочитанного.
4. Памятка-алгоритм по требованию к качеству речи для сообщений
- Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
- логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.
- Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
- Правильность и чистота речи.
- Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
Критерии оценки сообщений
- Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
- Логичность.
- Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.
- Риторика (богатство речи).
5. Памятка- алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать
- Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
- Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
- Определите вывод, который будете доказывать.
- Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
- Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
- Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводами.
- Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
Памятка по составлению реферата
Реферат готовиться с использованием различных источников. Он должен состоять в объёме не менее 10 страниц. Должен быть готов в течение 2 недель в печатном виде. Обязательно должен содержать введение и заключение со списком литературы. Должны соблюдаться требования к написанию рефератов:
1. Выбор темы и постановка проблемы. Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента, учащегося и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность. Тема школьного реферата не должна быть слишком широкой например, «Отечественная война 1812 г.») или слишком узкой, посвященной каким-то частным вопросам. Одновременно с темой реферата продумывается и его проблематика.
2. Сбор материала по выбранной теме. После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей необходимые сведения. Учащимся можно посоветовать познакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в Интернете. Предостерегаем вас как коллег и советуем заострить внимание учащихся на том, что по современным требованиям сведения из Интернета относятся к источникам информации, однако не следует пытаться найти в Сети реферат на заданную или близкую к ней тему и просто скопировать его. Такая «работа» ничего, кроме вреда, не принесет учащимся, а любой опытный учитель в состоянии отличить интернетовский реферат от написанного самим воспитанником.
3. Составление плана. Определение содержания реферата позволит уже на начальной стадии работы составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, в котором объясняется причина выбора темы исследования и дается хотя бы краткий обзор литературы и других источников; двух—пяти пунктов основной части, которые могут иметь подпункты и заключения, где делается обоснованный вывод по поставленной проблематике исследования, Не забудьте чеховскую мысль о том, что краткость — сестра таланта, при составлении формулировки пунктов плана: они должны быть ясными, четкими, краткими.
4. Работа над текстовой частью реферата. Прежде чем писать текст, прочитайте выбранную литературу, составьте конспект наиболее значимых мест, полностью запишите в виде цитат мысли авторов, с которыми вы хотите поспорить или, наоборот, взять для основы своего исследования. Обдумайте порядок изложения, продумайте объем реферата. Как правило, объем реферата — более 8—10 страниц текста, не считая титула, примечаний и списка использованной литературы. При компьютерном наборе используется стандартный шрифт «Times New Roman», 12-й (14) кегль, полуторный интервал.
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
- Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб.для студ.учрежд. сред.проф.образования∕А.Г. Важенин. – 10-е изд.перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2014
Дополнительные источники:
- Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
- Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
- Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
- Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
- Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.