ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ВУЗАХ США
статья об обучении студентов с ограниченными возможностями в ВУЗАХ США
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ВУЗАХ США
Ныйкина Е.Ю.
В конце 20 в. Соединенные Штаты Америки стали уделять пристальное внимание проблеме обеспечения доступа инвалидов к профессиональному образованию. За последние несколько десятилетий значительно возросло количество студентов с ограниченными физическими возможностями, обучающихся в высших учебных заведениях США. Это произошло во многом благодаря принятию пункта 504 Закона о Реабилитации (1973 г.) и Закона об американцах с ограниченными физическими возможностями (1990 г.). В соответствии с этими законодательными актами государственные и частные высшие учебные заведения, получающие федеральное финансирование, обязаны обеспечить все необходимые условия для нормальной учебной деятельности и жизни студентов с ограниченными физическими возможностями.
Система высшего образования США осуществляет обучение студентов данной категории, используя разнообразные методики, позволяющие им легче адаптироваться к учебному процессу. Основу этих методик составляет принцип интегрированного обучения, когда студенты с ограниченными физическими возможностями обучаются не в специальных закрытых учебных заведениях, а наравне со всеми. Это дает им возможность через общение со сверстниками и участие в “обычной жизни” получать социальную и психологическую реабилитацию.
Но это также влечет за собой и ряд трудностей, связанных, например, с налаживанием обучающего процесса для инвалидов, имеющих ярко выраженные нарушения – слабовидящих, слабослышащих и отстающих в развитии. Во избежание этих трудностей, перед началом обучения такие студенты должны предоставить руководству университета (или колледжа) медицинское заключение, на основании которого вуз обеспечивает их специальными техническими приспособлениями и оказывает услуги, необходимые для реализации учебного процесса, например,: калькуляторы и клавиатуры Брейля, учебные пособия, записанные на аудио носителях, калькуляторы или клавиатура с большими кнопками, переводчики, дисплеи с видеотекстом, электронные читающие устройства и т.д.
В связи с переходом США во второй половине 20 века на качественно новый этап развития, который определяется как информационное общество, наиболее эффективным механизмом обучения студентов, в частности инвалидов, было признано использование информационных технологий. Специальная комиссия, созданная Конгрессом США в 2000 г., в своем докладе “Мощь Интернета для обучения” отметила особую значимость применения глобальной сети Интернет для обучения детей и подростков с ограниченными физическими возможностями.
По Данным Международного института инвалидности, в США использование компьютерных технологий в обучении повысило успеваемость студентов - инвалидов на 50% и улучшило усвоение материалов на 30%.
Применение современных информационных технологий для обучения студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях США позволило:
- индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
- контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
- обеспечить самоконтроль учебно-познавательной деятельности;
- демонстрировать визуальную учебную информацию;
- моделировать и имитировать процессы и явления;
- проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
- прививать умение в принятии оптимальных решений;
- повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации.
Не смотря на тот факт, что система высшего образования Соединенных Штатов Америки относительно молода, на протяжении последнего столетия она играет ведущую роль в мировом образовании. Поэтому положительный опыт США в обучении студентов с ограниченными возможностями должен способствовать началу процесса модернизации системы российского образования, в которой бы обязательно учитывались интересы инвалидов и формированию позитивного к ним отношения общества.