Воспитательная программа "Здоровым быть - здорово жить"
Актуальность проблемы организации профилактики здоровья и здорового образа жизни в общежитии обусловлена тем фактом, что здоровье является не только необходимым условием нормальной жизни человека, но и то, что здоровье есть стратегически необходимое условие для эффективного функционирования и развития государства. Именно здоровый человек на своем рабочем месте обеспечивает необходимые процессы во всех сферах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovo_zhit_zdorovym_byt.doc | 55.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО АКТТ « Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Утверждаю
Директор ГБОУ СПО АКТТ
______________ Коннов П. А
______________2014г.
Согласовано
Зам директора по ВР
_____________Полякова С. Ю.
______________2014г.
.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВО ЖИТЬ – ЗДОРОВЫМ БЫТЬ»
2014 – 2015 учебный го
Паспорт программы
Наименование программы | «Здорово жить – здоровым быть» |
Основания для разработки | Актуальность проблемы организации профилактики здоровья и здорового образа жизни в общежитии обусловлена тем фактом, что здоровье является не только необходимым условием нормальной жизни человека, но и то, что здоровье есть стратегически необходимое условие для эффективного функционирования и развития государства. Именно здоровый человек на своем рабочем месте обеспечивает необходимые процессы во всех сферах деятельности. |
Заказчик программы | ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» |
Цель программы | Цель программы:
|
Задачи программы |
|
Структура программы: | 1-й раздел «Здоровый коллектив – путь к здоровью» 2-й раздел «Жизнь без вредных привычек» 3-й раздел «Со спортом дружить – здоровым быть» |
Сроки реализации | сентябрь 2014г. – июнь 2015г. |
Исполнители программы | Воспитатели общежития, педагоги, студенты общежития, их родители. |
Разработчик программы | Михмель В. И. – воспитатель общежития. |
Пояснительная записка
Актуальность проблемы организации профилактики здоровья и здорового образа жизни в общежитии обусловлена тем фактом, что здоровье является не только необходимым условием нормальной жизни человека, но и то, что здоровье есть стратегически необходимое условие для эффективного функционирования и развития государства. Именно здоровый человек на своем рабочем месте обеспечивает необходимые процессы во всех сферах деятельности.
Современное состояние общества, темпы его развития, предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современные учебные заведения должны не только давать обучающимся определённый объём знаний, умений и навыков, но и формировать человека, с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому студенту возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространения наркомании, алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры. И справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством причин, а так же образом жизни.
По данным социологических исследований гармоничности образа жизни, проведенных среди студентов, проживающих в общежитии, в 2013-2014учебном году:
- имеют осознанное отношение к собственному здоровью, ведут здоровый образ жизни самостоятельно овладевают практическими навыками по сохранению собственного здоровья всего - 22 % опрошенных;
- частично понимают важность сохранения и укрепления собственного здоровья и ведения здорового образа жизни – 52% опрошенных;
- отсутствует понимание ценности и значимости здоровья у26 % опрошенных, они ведут образ жизни, способствующий развитию болезней.
Диаграмма гармоничности образа жизни студентов,
проживающих в общежитии АКТТ
Вот почему так важно вести профилактическую работу с подростками и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю, наркотикам. Решение этой проблемы является важным звеном в воспитательной работе со студентами, проживающими в общежитии.
Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии, является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть сформирована, путём массового, и самое главное, качественного участия обучающихся в культурно-досуговых и спортивно - оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого учащегося, формирование духовно - развитой, творческой, нравственно и физически – здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющий ориентироваться в социокультурных условиях.
Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.
От здоровья и жизнерадостности наших детей зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.
В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения здоровья подростков. Оно достигается высоким уровнем душевного комфорта, а для его формирования, необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами.
Безусловно, любое общество и в любую эпоху, нуждалось, и будет нуждаться в физически совершенных и развитых людях. Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, правильного питания, закаливания были заложены русским народом, учёными, врачами, интеллигенцией. Давно доказано, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни – не навреди, не употребляй, будь умерен – способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности.
Основные принципы программы:
- Гуманизация и демократизация (создание комфортной среды для самореализации каждого воспитанника)
- Научность (внедрение современных здоровьесберегающих технологий)
- Участие ( непосредственное участие студентов в реализации этой программы)
- Соответствие целям и задачам Программы развития воспитательной деятельности в ГБОУ СПО АКТТ на 2011-2015 годы, направленной на создание воспитательной системы, формирующей ключевые компетенции, в основе которой лежит интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования при условии развития самоуправления обучающихся.
Нормативно-правовая документация.
- «Стратегия государственной молодежной политики до 2016г» (Распоряжение Правительства РФ от 18.12.06г № 1760).
- Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).
- Национальная доктрина образования РФ на период до 2025г.
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.
- Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на 2006- 2015 годы».
- Закон РФ «О физической культуре и спорте» (ст. 16, 33).
- Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (ст. 17, 20, 24).
- Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020г.г. (п. 2.2; 5.5).
Материально – техническое обеспечение
- 81 комнат для проживания студентов
- 3 кухонных блока ( на каждом этаже проживания студентов)
- 6 туалетных комнат
- 6 комнат гигиены
- 2 изолятора
- 1 теннисная комната (общежитие)
-1 тренажёрный зал (общежитие)
- 1спортивно-технический кружок «ОРИОН» (общежитие)
- 1 кружок декоративно-прикладного творчества (общежитие)
- 40 кружков и секций (АКТТ)
- Спортзал АКТТ
- Библиотека АКТТ
- Кафе (общежитие)
- Видео-зал (общежитие)
- Мульти-медийная установка
- Интернет
- Музыкальный центр
- Ноотбук
- Принтер
- фотоаппарат
1-й раздел
«Здоровый коллектив – путь к здоровью»
Здоровье является естественным состоянием и неотъемлемым правом человека. Быть здоровым – природное стремление каждого, а формирование и сохранение и укрепление здоровья детей было и остаётся актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Поскольку большую часть времени подростки проводят в техникуме и в общежитии, то именно учебное заведение должно стать местом для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ.
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни нашей страны привели к смене ценностных ориентаций в воспитании и образовании. Ведущей целью становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности и её главного потенциала – здоровья! Задача воспитателей состоит не только в том, чтобы сохранять и укреплять здоровье воспитанников, но и учить тому, как использовать потенциал каждого мероприятия и вовлекать самих подростков в здраво-творческую деятельность.
В подростковый период отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к трудовой разнообразной творческой деятельности, поэтому необходимы мероприятия по созданию условий для психолого-педагогической поддержки воспитательного процесса, направленного на сохранения здоровья.
В современных условиях уровень культуры общества не мыслим без культуры здоровья, т.к. она является частью культуры общества. С первых дней нахождения в студенческом общежитии, подростка следует вовлекать в деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья, результатом которой д.б. личная культура здоровья, опирающаяся на систему ценностных ориентаций.
Цель: Формирование культуры здоровья студентов, проживающих в общежитии, посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды.
Задачи:
- Формирование у обучающихся через цикл внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека, о здоровом образе жизни.
- Создание здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
- Пропаганда здорового образа жизни.
Предполагаемы е результаты:
- Понимают сущность понятия «ЗДОРОВЬЕ»;
- Знают и соблюдают правила рационального питания;
- Знают факторы, оказывающие влияние на жизнь и здоровье людей;
- Понимают значение гигиенических процедур, соблюдают правила гигиены;
- Снижение заболеваемости обучающихся.
Мероприятия по разделу
«Здоровый коллектив – путь к здоровью»
№ п.п. | Мероприятия | Срок исполнения. | Ответств. |
1. | Изучение личных дел студентов, заселённых в общежитие. | 1-5 сентября 2014 | Воспитатели |
2. | Изучение индивидуальных особенностей студентов, их жизненных навыков (трудолюбия, одарённости, увлечений, склонностей и интересов, взаимоотношений между сверстниками, педагогами, родителями). Беседы Анкетирование Наблюдение | В течение года | Воспитатели |
3 | Мониторинг здоровья, проживающих студентов. Изучение мед. карточек | Сентябрь - октябрь 2014 | Воспитатели Медработник. |
4. | Организация профилактических осмотров состояния здоровья студентов. Медосмотр | Сентябрь 2014, По графику и по мере необходимости | Медработник |
5. | Выявление детей «группы риска» Беседы Тестирование Наблюдение | В течение года | Воспитатели |
6. | Проведение индивидуальных и групповых бесед по организации проживания:
мероприятия, направленные на оздоровление личности. | В течение года | Воспитатели |
7. | Выборы совета общежития. Организация работы комиссий по самоуправлению Собрание | Сентябрь 2014 | Воспитатели |
8. | Презентация системы дополнительного образования. | Сентябрь 2014 | Администрация техникума |
9. | Вовлечение проживающих студентов в кружки и секции Беседы Информирование о графике работы кружков и секций | В течение года | Воспитатели Классные руководители |
10. | Контроль за посещаемостью студентами кружков и секций | В течение года | Воспитатели |
2-й раздел
«Жизнь без вредных привычек»
Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, которые связанны со здоровьем подростков, такие как, курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и психоактивных веществ. Эти явления, получившие название «вредные привычки», широко распространены сегодня в молодёжной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.
Сегодня самыми распространёнными вредными привычками можно назвать курение, алкоголизм и наркоманию. При этом первые две в большинстве своём формируются ещё в школе. Это является большой проблемой для нашего общества, так как влияние сигарет и алкоголя может нанести непоправимый ущерб ещё не сформировавшемуся организму.
Современные подростки стараются выглядеть более взрослыми и следовать моде. И самой большой проблемой того, что вредные привычки так распространены, являются именно эти факторы. Подростки хотят за счёт этого самовыразиться и не отставать от других. Поэтому они начинают пить и курить, тем самым повышая свою самооценку.
В борьбе за здоровый образ жизни подростков главным является донести до них то, что курением и алкоголизм не являются хорошим средством для самовыражения. Эти вредные привычки не смогут сделать их более взрослыми и модным, но способны нанести большой вред здоровью. Поэтому вредные привычки должны не только пресекаться, но и иметь обоснованные причины их запрета.
При профилактике вредных привычек воспитатели общежития учитывают принципы, определённые в Концепции Комплексной активной профилактики:
- взаимодействие органов и учреждений,
- дифференцированность профилактических подходов (по возрасту,
по степени вовлечённости, по степени наличия факторов риска),
- аксиологичность (формирование представлений о здоровом образе
жизни, законопослушности),
- непрерывность.
Цель:
Создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.
Задачи:
- Профилактика и предупреждение вредных привычек и злоупотребления ПАВ.
- Оказание социально- психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям.
- Развитие морально-устойчивой жизненной позиции обучающихся и воспитание здорового образа жизни.
- Выявление лиц «группы риска», склонных к злоупотреблению ПАВ, алкоголю, наркотикам.
- Формирование нравственно-моральных качеств.
- Повышение уровня знаний обучающихся об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков, ПАВ.
- Формирование чувства ответственности за своѐ здоровье.
- Формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам, ПАВ.
Предполагаемый результат:
Знают правила социального поведения;
- Знают о вредном влиянии на здоровье курения, алкоголя, наркотиков, ПАВ;
- Критически относятся к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ, ПАВ;
- Проявляют инициативу в проведении профилактических мероприятий в общежитии
Мероприятия по разделу « Жизнь без вредных привычек»
№ п.п. | Мероприятия | Срок исполнеия. | Ответств. |
1. | «Кто курит табак, тот сам себе враг» | октябрь | Воспитатель. |
2. | Библиотечный урок. «Видеоигры - не игрушка!!!» | октябрь | Библиотекарь |
3. | Встреча с мед.работником. Беседа «Признаки вирусной инфекции» | ноябрь | медработник |
4. | Открытое воспитательное мероприятие «Спорт – залог здоровья» | февраль | Воспитатель. |
5. | Спортивный конкурс «Богатыри – это мы!» | февраль | Руковод. спорт. секции |
6. | Беседа медработника « Правила безопасного секса» | март | Медработник |
7. | Видео-час «Пьянство - вон из жизни» | апрель | Воспитатель |
8. | Час психолога «Умей сказать: НЕТ!» | апрель | Психолог |
9. | «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» - поход на реку | июнь | Воспитатель |
3 раздел
« Со спортом дружить – здоровым быть»
В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Именно поэтому учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма. Свою долю ответственности за здоровье учащихся несѐт система образования. Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой играет в этом немаловажную роль.
При всей значимости урока как основы физического воспитания в школе главенствующая роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе.
Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе, в которой принимают активное участие администрация школы, классные руководители, воспитатели, медицинские работники, родители, совет учащихся. Только совместная работа всех звеньев даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы, направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.
Одной из главных задач учебных заведений является укрепление здоровья и правильное физическое развитие обучающихся. С этой целью используются различные формы: уроки физической культуры, спортивные секции, подвижные игры на воздухе и в спортзале, час здоровья и т.д. Ведётся совместная работа воспитателей и медицинских работников по отслеживанию здоровья студентов, проживающих в общежитии.
Задача учебного предмета физическая культура – формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Но полностью и качественно решить задачи физического воспитания только за счёт уроков крайне сложно, поэтому мы широко используем внеурочную, физкультурно-оздоровительную спортивную работу. Стараемся, чтобы как можно больше детей посещали спортивные секции, организованные как на базе техникума, так и на базе учреждений дополнительного образования. В нашем общежитии два дня в неделю (вторник и четверг) считаются традиционно спортивными. Именно в эти дни студентам общежития предоставляется на полтора часа спортзал техникума для проведения различных спортивных мероприятий наряду со спортивными секциями. В их задачу входит повышение интереса подростков к приобщению к общей физической культуре и спорту, а также способствует сплочению коллектива, развитию духа соревнования и выносливости. Всё это способствует физическому развитию молодого поколения.
Цель:
Внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт студентов, проживающих в общежитии.
Задачи:
- Пропаганда ЗОЖ.
- Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
- Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
- Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
- Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
- Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
- Снижение уровня заболеваемости учащихся.
- Создание системы взаимодействия и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
Предполагаемый результат:
- Понимают роль физических занятий и спорта для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера;
- Посещают кружки и секции спортивной направленности;
- Участвуют во всех спортивных мероприятиях общежития;
- Владеют элементами какого-либо вида спорта.
Мероприятия по разделу « Со спортом дружить – здоровым быть»
№ п.п. | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный |
1. | Эстафета «Весёлые старты» (девушки) | Октябрь | Руковод спорт.секции |
2. | Эстафета «Весёлые старты» (юноши) | Ноябрь | Руковод спорт.секции |
3. | Мини-футбол в спортзале | Декабрь | Руковод спорт.секции |
4. | Шашечный турнир (юноши и девушки) | Январь | Руковод спорт.секции |
5. | Спортивный конкурс «Богатыри – это мы!» (юноши) | Февраль | Руковод спорт.секции |
6. | Турнир по волейболу.(юноши и девушки) | февраль | Руковод спорт.секции |
7. | Турнир по настольному теннису (девушки) | Март | Руковод спорт.секции |
8. | Турнир по настольному теннису (юноши) | Апрель | Руковод спорт.секции |
9. | Мини-футбол на спортплощадке | Май | Руковод спорт.секции |
10. | Спортивные игры на свежем воздухе. | Июнь | Руковод спорт.секции |
- Программой развития воспитательной деятельности в ГБОУ СПО АКТТ на 2011-2015 годы, направленной на создание воспитательной системы, формирующей ключевые компетенции, в основе которой лежит интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования при условии развития самоуправления обучающихся