Патриотическое воспитание в школе

Яцук Ксения Александровна

В данной статье указаны основные направления патриотического образования, которые были подготовлены по поручению Правительства РФ. Обозначены основные цели и задачи, а также формы работы по данному направлению. Подведены итоги работы на примере одной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov_gbou_no48.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Многое делается для этого в государственной политике. Была принята  целевая программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи на 2011-2015 годы». Программа была подготовлена по поручению Правительства РФ, и в её разработке приняли участие все министерства и ведомства, администрации субъектов РФ, ведущие ветеранские, научные и общественные организации. В программе отмечается, что произошедшие в стране социально-экономические процессы, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

 В этих условиях очевидна неотложная необходимость государственного решения острейших проблем системы воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства. Все это поднимает проблему патриотического воспитания на первостепенный уровень. Целью программы является поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Применительно к школьному возрасту мы ввести понятие «гражданско-патриотическая направленность личности», что соответствует современным образовательным стандартам. Гражданско-патриотическая направленность личности отражает те психологические структуры личности школьника, которые возможно развивать в системе школьного и дополнительного образования.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян. Исходя из вышеизложенного, в ГБОУ школе №48  разработана программа «Я – гражданин». Комплекс программных мероприятий, раскрывающих данную программу предусматривает их воплощение в жизнь через: 1. Проведение памятных дней 2. Участие в акциях районного и городского уровня 3. Изучение родного края  4. Организация конкурсов 5. Участие в акции «Вахта памяти». Участие в акции «Вахта памяти» включает в себя: встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла; линейки, посвященные памятным датам истории; общешкольная линейка, посвященная Дню Победы; проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций, новые формы, такие как флеш-моб.                                                В этом году мы все готовимся к празднованию 70-летия Дня Победы, праздника, который объединяет всех от мала до велика. В нашей школе было объявлено два проекта: «Герои Великой Победы» и «Памятник Победы». Первый проект уже завершён, более 100 ребят приняли в нём участие. На конкурс принимались отдельные произведения  (рассказы), освещающие подвиг, судьбу реального героя – участника Великой Отечественной войны. Многие ученики писали о своих прабабушках и прадедушках. Все сочинения были переданы в школьный музей «Военно-морской славы» и к 9 мая, будет оформлена «Книга памяти». Лучшие сочинения были отправлены на Всероссийский конкурс «Герой Великой Победы». Участие принимали учащиеся разных возрастов. Победителями школьного тура стали: Плотников Н. 3а  Телушко В. 3б, Перевозчикова В. 3в, Тихомиров В. 4а, Поздеева А. 4б, Бирюков И. 5б, Садовниченко А. 10а, Гулина А. 10б, Верёвкина З. 11б, Варфоломеев Ст. 11а, Гусев А. 11а, Симкина Д. 11а. Гулина Анна представляла свою исследовательскую работу на международной конференции «Будущее России-2030». В проекте принимали участие не только ученики, но и учителя, которые поделились своими воспоминаниями, рассказами, стихами. Координаторами проекта являются Аксельрод Г.Х – директор ГБОУ №48, Кузнецоца Л.В. – завуч школы, Полякова Ю.В –завуч начальной школы, Яцук К.А. – учитель истории, Аникина Е. А. –учитель истории. Огромное спасибо классным руководителям, которые помогали в этой сложной работе.        Многие работы носили исследовательский характер, ребята восстановили семейные архивы, некоторые пополнили их новыми данными при помощи интернет сайтов «Мемориал» и «Подвиг народа». Лучшие работы были опубликованы в группе «Вахта памяти», работа это заинтересовала ребят и они решили продолжить исследовательскую работу.         Целями данного проекта являются:

  • Сохранение и увековечения памяти о проявленном в годы Великой Отечественной войны мужестве и героизме; Представление своего результата на всероссийском конкурсе «Герои Великой Победы»; Сформировать умение выступать в качестве носителя особенностей и лучших образцов человеческой жизни; Создание «Книги Памяти» для школьного музея.

В результате проекта:

  • Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-патриотических, нравственных ценностей, накопленных поколениями; Развитие познавательных интересов, развитие творческой активности; Воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим все зависимости от национальности, гражданства;

Школьный музей выступает как системообразующий фактор патриотического воспитания, через его деятельность осуществляется связь школы и города. Вся деятельность музея носит общественно-полезную, гражданско-патриотическую направленность; деятельность музея несёт в себе огромную образовательную составляющую; школьный музей своей поисковой деятельностью способствует возрождению старых и созданию новых школьных традиций.