Презентация на тему:"Проблема связей между поколениями: что сохраняется, а что утрачивается?"
Опубликовано 05.11.2014 - 21:57 - Сопот Оксана Николаевна
Ни одно поколение людей со времени появления рода человеческого не стояло, не стоит и не может стоять особняком от других поколений и общества в целом. Поколения — лишь отдельные звенья в цепи человечества. Эта вселенская цепь носит всеобщий характер.
Нынешнее время требует от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состояниям основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_timofeevoy_o.n.zip | 762.44 КБ |
Подписи к слайдам:
В индивидуально-психологическом плане для молодого поколения характерно не всегда осознанное желание избавиться от внешнего контроля, увеличенная эмоциональность,
возбудимость, идеализация отдельных жизненных представлений, максимализм, а также зыбкость нравственных позиций.
тимофеева о.н.
7
Главное, в чем проявляется разрыв поколений, - это не напряженные отношения между собой, а практически полное
отсутствие культурного ядра
, которое по законам преемственности должно быть передано от «отцов» и «дедов» к их «детям» и «внукам».
тимофеева о.н.
12
Мониторинг как инструмент
социо-культурного
диалога учителя и ученика
Объектом исследования
являются культурные предпочтения и ориентации учителей и учащихся.
Предмет исследования:
мониторинг как способ осуществления диалога учителя и ученика.
тимофеева
о.н
.
17
«Выбор 10-ти имен свидетельствует об общих ориентациях учащихся в истории и культуре, так как за каждым именем стоит та или иная
социо-культурная
сфера: наука, искусство, политическая
история, военная история, религиозная традиция.
Три имени определяют вектор этих ориентаций, а одно имя-доминанту». /С. В. Федоров/
тимофеева о.н.
25
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
тимофеева о.н.
38
«Вне диалога поколений неизбежно прерывание культурной традиции или, во всяком случае, перестройка исторической памяти, смена ценностных ориентиров»
С. В. Федоров
тимофеева о.н.
2
Приходя в этот мир, человек застает уже существующую в обществе совокупность материальных и духовных ценностей. Чтобы он мог пользоваться ими и умножать их, общество соответственно "окультуривает" его - в итоге формируется индивидуальная культура человека.
Необходимо способствовать обретению школьником личностного нравственного опыта, становлению жизненного самоопределения.
тимофеева о.н.
20
Мы видим, что старшие подростки лучше знают актёров кино, чем режиссёров. Это говорит о том, что они больше ориентируются на актёрский звёздный состав, чем на мастерство режиссера и его замысел. Большинство ребят увлечены миром экранной прозы, а не картинами психологического и этико-метафорического плана, что уже должно быть присуще их возрасту.
Итак, при выявлении уровня
социо-культурных
предпочтений учащихся мы пришли к выводу, что подростки часто не могут мотивировать выбор имени и дать оценку какой- либо исторической эпохи, в отличие от педагогов.
Несмотря на это, хочется отметить, что многие школьники хорошо усвоили гимназическую программу и легко ориентируются в
социо-культурном
пространстве. Следовательно, диалог поколений состоялся.
тимофеева о.н.
33
ЧТО УТРАЧИВАЕТСЯ В ДИАЛОГЕ ПОКОЛЕНИЙ
Есть несколько факторов, из-за которых молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения:
Во-первых, положение старшего поколения усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдает предпочтение навязанному западному образу жизни, обществу массового потребления.
Во-вторых, критериями социального становления молодежи все более являются обретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальной зрелости.
тимофеева о.н.
6
Конструктивная функция конфликта поколений
Непременным элементом любого развития является
преемственность.
Это момент, позволяющий сохранять устойчивость целого независимо от разрушений в его частях. От того, в каком тоне идет разговор между старшим поколением, передающим наследие, и молодежью, которая его принимает,
зависит судьба общества и государства.
тимофеева о.н.
11
слежение за динамикой
социо-культурного
развития школьников разных возрастных групп и степенью влияния школы на личностное становление учащихся
;
выявление доминанты
социо-культурных
ориентаций современных школьников и определение степени чувствительности молодежи к культурным традициям страны и человечества
тимофеева о.н.
16
Практическая работ
a
по исследованию (мониторинг) культурных предпочтений и ориентаций учащихся
Диаграмма №1
тимофеева о.н.
24
Выводы:
И
з “литературных” и “исторических” кумиров в каждой параллели доминируют те имена, которые изучались по школьной программе соответственно в 8-ом, 9-ом и 10-ом классе.
Общие ориентиры старшеклассников связаны с «кумирами современности».
Глубокие знания учащиеся продемонстрировали, отвечая на вопросы об актерах кино.
тимофеева о.н.
32
Библиографический список
1. Фёдоров С.В. Программа статистического эксперимента по выявлению
социо-культурнных
ориентаций учащихся, 2007.
2. Гончаренко В.М. Мониторинг развития профессионально-педагогической
компетентности педагогов общеобразовательной школы.
Автореферат.Екатеринбург
. 2002.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
М.:Просвещение
, 1995.
4. Коренева Г. Кто они – наше будущее? // Аргументы и факты. – 2003. – №29. – С.12.
5. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. – 2001. – №8. – С.10-13.
6. Панченко А.М. О топике культуры. // Панченко А.М. О русской истории и культуре. — СПб., 2000. — С. 260.
7. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т.т., т. 3. — Таллинн, 1989. — С. 151.
тимофеева о.н.
37
государственное образовательное учреждение
гимназия №114
Доклад
проблема связей между поколениями: что сохраняется, а что утрачивается
Исследование культурных предпочтений и ориентаций учащихся
Выполнил
а
учитель русского языка и литературы
Тимофеева Оксана Николаевна и
ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Целью исследования является
:
отражение
общественных настроений,
социо-культурных
увлечений и
приоритетов учителей и учащихся
;
оценка реальных ценностных установок учащихся
;
тимофеева о.н.
15
ИМЕНА-СИМВОЛЫ, ИМЕНА-ИДЕИ
Имена - символы- неотъемлемая часть культуры каждого народа, каждой эпохи и человечества в целом.
Культура, по определению Ю.М.Лотмана,
представляет собой «наследственную память
коллектива». Следовательно, имена - символы,
сигнализирующие потомкам, кем и чем
дорожили их предки
, обеспечивают
преемственность традиций, и особая миссия в этом смысле лежит на школе и всей системе школьного образования.
тимофеева о.н.
19
среди преподавателей:
10 имен
3 имени
1 имя
Петр 1
6 человек
Петр 1
12 человек
Петр 1
6 человек
Пушкин
4 человека
Пушкин
7 человек
Ломоносов
2 человека
Ломоносов
5 человек
Суворов
2 человека
Дэн Сяопин
2 человека
Моцарт
2 человека
Л. да
Винчи
2 человека
Аристотель
2 человека
Дм.Донской
1 человека
Чайковский
1 человек
тимофеева о.н.
28
Таблица №2
ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Причины конфликта:
Несовместимость интересов сторон
Материальные проблемы
Аморальное поведение членов в семье
Жилищно-бытовые неурядицы
Разница в социальном положении поколений
Разные ценности молодого и старшего поколений
Для того чтобы свести конфликты к минимуму, необходимо учесть личные психологические особенности каждого из участников конфликта.
тимофеева
о.н.
5
Новое поколение возникает, живет, воспитывается,
совершенствуется вместе со старыми поколениями
в их лоне. Старшее рано или поздно должно
передать свой опыт, свои навыки, свои нравы и
традиции молодому, что может и должно
продолжать жизнь.
Предметом преемственности являются следующие социальные качества и черты образа жизни: трудолюбие, профессиональное мастерство,
общественно-политическая активность, патриотизм,
возрастающий уровень образования и культуры личности, нравственность.
тимофеева о.н.
10
Практическая работ
a
(
мониторинг
)
по исследованию культурных предпочтений и ориентаций учащихся
Таблица №
1
(
пример заполнения
)
НАПОЛЕОН
Путин
Путин
ЛЕНИН
Ленин
АРИСТОТЕЛЬ
Моцарт
СУВОРОВ
ЖУКОВ
ПЕТР
I
БАХ
МОЦАРТ
ЧАЙКОВСКИЙ
ПУТИН
тимофеева о.н.
23
10 имен
3 имени
1 имя
Ломоносов
6 человек
Ломоносов
6 человек
Ломоносов
6 человек
Айвазовский
3 человека
Айвазовский
3 человека
Шевчук
2 человека
Шевчук
2 человека
В.
Цой
2 человека
Дж.
Депп
2 человека
Р.
Дэйвис
2 человека
Чехов
2 человека
Лесков
2 человека
Толстой
1 человек
Достоевский
1 человек
тимофеева о.н.
31
Таблица №3(10 класс)
Культура является существенной характеристикой
жизни общества, и, следовательно, она неотделима
от человека как социального существа.
Цель культуры - формировать способность каждого
человека к творчеству, его восприимчивость к
самым высоким достижениям человечества.
тимофеева о.н.
36
Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, а потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений.
Связь поколений, их развитие — процесс непрерывный и никогда не завершающийся. Пока живет человечество, взаимодействие поколений будет неуклонно идти по пути усложнения и совершенствования, по пути развития. Оно будет идти от старого к новому, от менее сложного к более высокому и совершенному поколению.
Развитие и смена поколений — необратимый процесс. Через одно состояние поколения проходят лишь единожды.
тимофеева о.н.
4
В отношениях поколений обязана присутствовать
некая доля взаимности
, без которой не может быть положительных отношений, не говоря уже о доверии и, тем более, любви.
тимофеева о.н.
14
Гимназисты и преподаватели
анонимно
отвечали на вопрос:
«Кого Вы лично считаете выдающимися людьми всех времен и народов и оцениваете положительно?»
тимофеева о.н.
22
На основании общих статистических данных можно судить о следующем:
если в списочном составе имен доминируют деятели прошлого, это свидетельствует об осознании исторической преемственности и культуры;
если – так называемые кумиры современности, можно говорить об ограничении культурного кругозора, т.е. опрашиваемые живут исключительно днем сегодняшним и ориентацией на повседневность, а не на традицию общества, особенно, если в списке будут доминировать персонажи молодежной и массовой субкультуры;
если – представители отечественной истории и культуры, можно утверждать, что учащиеся имеют патриотические настроения;
если – представители других стран и народов, можно говорить о размывании национальной идентичности.
тимофеева о.н.
27
Проблемы современной культуры отражают основные симптомы болезни общества. Падение нравственности приобретает черты необратимости и оправданности. Традиционные ценности милосердия, бескорыстия не поощряются экономическими условиями и фактически блокируются жестким прагматическим отношением к жизни, лишенной прежних запретов и условностей. Ситуация «конфликта
поколений»
обозначила существенные трудности в усвоении системы ценностей, норм и правил поведения, органичных российской цивилизации и культуре. Противоречия между новыми требованиями к личности и уровнем и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей также затрудняет социальную адаптацию человека и особенно молодежи.
тимофеева о.н.
35
ЧТО
СОХРАНЯЕТСЯ
В ДИАЛОГЕ ПОКОЛЕНИЙ
Нельзя сказать, что молодое поколение отказывается от опыта предыдущего, скорее напротив, оно зависит от влияния семейных традиций, преемственности,
фамильных ценностей.
Также прослеживается зависимость от родителей в процессе построения карьеры, создания семьи и т.п.
Жизненные цели молодежи и планируемые средства их осуществления, проявляемая при этом общественная активность стали важными факторами ее социализации.
тимофеева о.н.
9
«Сколько бы нация за свою историю ни породила героев, сколько бы ни совершила подвигов, - это всегда считанные события. Они наперечет именно потому, что имеют символическое значение: ведь символов не может быть много, как не может быть много гениев и нравственных заповедей. Иначе они обесценятся…
»
/Панченко А.М. «О русской истории и культуре» СПб, 2000- с.260 /
тимофеева о.н.
18
10 имен
3 имени
1 имен
В.
Цой
7 человек
В.
Цой
7 человек
В.
Цой
7 человек
Высоцкий
5 человек
Высоцкий
5 человек
Петр 1
2 человека
Петр 1
2 человека
А.Невский
2 человека
Ленин
2 человека
Пушкин
2 человека
Лермонтов
2 человека
Гоголь
2 человека
Грибоедов
1 человек
Цицерон
1 человек
тимофеева о.н.
30
Таблица №3 (9класс)
тимофеева о.н.
3
ВВЕДЕНИЕ
Ни одно поколение людей со времени появления рода человеческого не стояло, не стоит и не может стоять особняком от других поколений и общества в целом. Поколения — лишь отдельные звенья в цепи человечества. Эта вселенская цепь носит всеобщий характер.
Нынешнее время требует от молодого поколения формирования
нового типа личности
, соответствующего условиям современного мира и переходным состояниям основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).
Диалог поколений возможен только в гуманном обществе. А является ли наше общество гуманным? Кризис ценностей, крушение идеалов, падение уровня культуры обострили проблему
гуманизации
общества.
Часто, говоря о
гуманности, имеют в виду мягкость, доброту или сердечность по отношению к людям. Это в какой-то мере справедливо. Но в трактовке современных философов проблема
гуманизации
— это, прежде всего, проблема совершенствования личности, гармонизации отношений человека с окружающей средой, людьми, разумного отношения к природе.
И вполне закономерно возникает вопрос: возможен ли диалог поколений, если люди не способны бережно относиться друг к другу?
тимофеева о.н.
8
ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ
ДВА ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
В первом случае – создание общества с либеральными ценностями. В них человек – хозяин своей свободы.
Второй выход из конфликта старшего поколения и молодежи состоит в духовно-нравственном воспитании, то есть в понимании человеком своего духовного состояния и поиск нравственного выхода из него, не нарушающего его собственные интересы.
тимофеева о.н.
13
Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого «образование должно заложить в него механизм культурной идентификации, то есть установление подобия между собой и своим народом».
Этот процесс социализации определяется тем, насколько культурное достояние общества стало достоянием отдельной личности, что еще раз подчеркивает необходимость
социо-культурного
развития подрастающего поколения. А ученик– это тот человек, через которого и надо сохранить эту культуру для будущего общества.
Необходимо привить ребёнку осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации на социально-культурные идеалы и возможности их реализации во взрослой жизни.
тимофеева о.н.
21
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Участие в статистическом эксперименте было предложено учителям и учащимся 8-го, 9-го и
10-го классов
гимназии. Выявление
социо-культурных
предпочтений гимназистов проходило на основе определения актуальных для них имен-символов, определяющих «вектор их
самоиндентификации
».
тимофеева о.н.
26
среди гимназистов
:
10 имен
3 имени
1 имя
Шекспир
8 человек
Шекспир
12 человек
Шекспир
8 человек
Путин
4 человека
Путин
4 человека
Пушкин
2 человека
Пушкин
2 человека
Булгаков
2 человека
В.
Цой
2 человека
Дж.
Депп
2 человека
А. Миронов
2 человека
Джеки Чан
1 человек
Дж.Леннон
1 человек
тимофеева о.н.
29
Таблица №3 (8класс)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
тимофеева о.н.
34
В последнее время отмечаются следующие тенденции
социо-культурных
предпочтений учащихся:
массовизация
вкусов ,снижение интереса к высокому искусству;
уменьшение роли чтения в структуре досуга; предпочтение
тех форм проведения свободного времени, которые
предполагают межличностное общение.
возбудимость, идеализация отдельных жизненных представлений, максимализм, а также зыбкость нравственных позиций.
тимофеева о.н.
7
Главное, в чем проявляется разрыв поколений, - это не напряженные отношения между собой, а практически полное
отсутствие культурного ядра
, которое по законам преемственности должно быть передано от «отцов» и «дедов» к их «детям» и «внукам».
тимофеева о.н.
12
Мониторинг как инструмент
социо-культурного
диалога учителя и ученика
Объектом исследования
являются культурные предпочтения и ориентации учителей и учащихся.
Предмет исследования:
мониторинг как способ осуществления диалога учителя и ученика.
тимофеева
о.н
.
17
«Выбор 10-ти имен свидетельствует об общих ориентациях учащихся в истории и культуре, так как за каждым именем стоит та или иная
социо-культурная
сфера: наука, искусство, политическая
история, военная история, религиозная традиция.
Три имени определяют вектор этих ориентаций, а одно имя-доминанту». /С. В. Федоров/
тимофеева о.н.
25
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
тимофеева о.н.
38
«Вне диалога поколений неизбежно прерывание культурной традиции или, во всяком случае, перестройка исторической памяти, смена ценностных ориентиров»
С. В. Федоров
тимофеева о.н.
2
Приходя в этот мир, человек застает уже существующую в обществе совокупность материальных и духовных ценностей. Чтобы он мог пользоваться ими и умножать их, общество соответственно "окультуривает" его - в итоге формируется индивидуальная культура человека.
Необходимо способствовать обретению школьником личностного нравственного опыта, становлению жизненного самоопределения.
тимофеева о.н.
20
Мы видим, что старшие подростки лучше знают актёров кино, чем режиссёров. Это говорит о том, что они больше ориентируются на актёрский звёздный состав, чем на мастерство режиссера и его замысел. Большинство ребят увлечены миром экранной прозы, а не картинами психологического и этико-метафорического плана, что уже должно быть присуще их возрасту.
Итак, при выявлении уровня
социо-культурных
предпочтений учащихся мы пришли к выводу, что подростки часто не могут мотивировать выбор имени и дать оценку какой- либо исторической эпохи, в отличие от педагогов.
Несмотря на это, хочется отметить, что многие школьники хорошо усвоили гимназическую программу и легко ориентируются в
социо-культурном
пространстве. Следовательно, диалог поколений состоялся.
тимофеева о.н.
33
ЧТО УТРАЧИВАЕТСЯ В ДИАЛОГЕ ПОКОЛЕНИЙ
Есть несколько факторов, из-за которых молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения:
Во-первых, положение старшего поколения усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдает предпочтение навязанному западному образу жизни, обществу массового потребления.
Во-вторых, критериями социального становления молодежи все более являются обретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальной зрелости.
тимофеева о.н.
6
Конструктивная функция конфликта поколений
Непременным элементом любого развития является
преемственность.
Это момент, позволяющий сохранять устойчивость целого независимо от разрушений в его частях. От того, в каком тоне идет разговор между старшим поколением, передающим наследие, и молодежью, которая его принимает,
зависит судьба общества и государства.
тимофеева о.н.
11
слежение за динамикой
социо-культурного
развития школьников разных возрастных групп и степенью влияния школы на личностное становление учащихся
;
выявление доминанты
социо-культурных
ориентаций современных школьников и определение степени чувствительности молодежи к культурным традициям страны и человечества
тимофеева о.н.
16
Практическая работ
a
по исследованию (мониторинг) культурных предпочтений и ориентаций учащихся
Диаграмма №1
тимофеева о.н.
24
Выводы:
И
з “литературных” и “исторических” кумиров в каждой параллели доминируют те имена, которые изучались по школьной программе соответственно в 8-ом, 9-ом и 10-ом классе.
Общие ориентиры старшеклассников связаны с «кумирами современности».
Глубокие знания учащиеся продемонстрировали, отвечая на вопросы об актерах кино.
тимофеева о.н.
32
Библиографический список
1. Фёдоров С.В. Программа статистического эксперимента по выявлению
социо-культурнных
ориентаций учащихся, 2007.
2. Гончаренко В.М. Мониторинг развития профессионально-педагогической
компетентности педагогов общеобразовательной школы.
Автореферат.Екатеринбург
. 2002.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
М.:Просвещение
, 1995.
4. Коренева Г. Кто они – наше будущее? // Аргументы и факты. – 2003. – №29. – С.12.
5. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. – 2001. – №8. – С.10-13.
6. Панченко А.М. О топике культуры. // Панченко А.М. О русской истории и культуре. — СПб., 2000. — С. 260.
7. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т.т., т. 3. — Таллинн, 1989. — С. 151.
тимофеева о.н.
37
государственное образовательное учреждение
гимназия №114
Доклад
проблема связей между поколениями: что сохраняется, а что утрачивается
Исследование культурных предпочтений и ориентаций учащихся
Выполнил
а
учитель русского языка и литературы
Тимофеева Оксана Николаевна и
ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Целью исследования является
:
отражение
общественных настроений,
социо-культурных
увлечений и
приоритетов учителей и учащихся
;
оценка реальных ценностных установок учащихся
;
тимофеева о.н.
15
ИМЕНА-СИМВОЛЫ, ИМЕНА-ИДЕИ
Имена - символы- неотъемлемая часть культуры каждого народа, каждой эпохи и человечества в целом.
Культура, по определению Ю.М.Лотмана,
представляет собой «наследственную память
коллектива». Следовательно, имена - символы,
сигнализирующие потомкам, кем и чем
дорожили их предки
, обеспечивают
преемственность традиций, и особая миссия в этом смысле лежит на школе и всей системе школьного образования.
тимофеева о.н.
19
среди преподавателей:
10 имен
3 имени
1 имя
Петр 1
6 человек
Петр 1
12 человек
Петр 1
6 человек
Пушкин
4 человека
Пушкин
7 человек
Ломоносов
2 человека
Ломоносов
5 человек
Суворов
2 человека
Дэн Сяопин
2 человека
Моцарт
2 человека
Л. да
Винчи
2 человека
Аристотель
2 человека
Дм.Донской
1 человека
Чайковский
1 человек
тимофеева о.н.
28
Таблица №2
ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Причины конфликта:
Несовместимость интересов сторон
Материальные проблемы
Аморальное поведение членов в семье
Жилищно-бытовые неурядицы
Разница в социальном положении поколений
Разные ценности молодого и старшего поколений
Для того чтобы свести конфликты к минимуму, необходимо учесть личные психологические особенности каждого из участников конфликта.
тимофеева
о.н.
5
Новое поколение возникает, живет, воспитывается,
совершенствуется вместе со старыми поколениями
в их лоне. Старшее рано или поздно должно
передать свой опыт, свои навыки, свои нравы и
традиции молодому, что может и должно
продолжать жизнь.
Предметом преемственности являются следующие социальные качества и черты образа жизни: трудолюбие, профессиональное мастерство,
общественно-политическая активность, патриотизм,
возрастающий уровень образования и культуры личности, нравственность.
тимофеева о.н.
10
Практическая работ
a
(
мониторинг
)
по исследованию культурных предпочтений и ориентаций учащихся
Таблица №
1
(
пример заполнения
)
НАПОЛЕОН
Путин
Путин
ЛЕНИН
Ленин
АРИСТОТЕЛЬ
Моцарт
СУВОРОВ
ЖУКОВ
ПЕТР
I
БАХ
МОЦАРТ
ЧАЙКОВСКИЙ
ПУТИН
тимофеева о.н.
23
10 имен
3 имени
1 имя
Ломоносов
6 человек
Ломоносов
6 человек
Ломоносов
6 человек
Айвазовский
3 человека
Айвазовский
3 человека
Шевчук
2 человека
Шевчук
2 человека
В.
Цой
2 человека
Дж.
Депп
2 человека
Р.
Дэйвис
2 человека
Чехов
2 человека
Лесков
2 человека
Толстой
1 человек
Достоевский
1 человек
тимофеева о.н.
31
Таблица №3(10 класс)
Культура является существенной характеристикой
жизни общества, и, следовательно, она неотделима
от человека как социального существа.
Цель культуры - формировать способность каждого
человека к творчеству, его восприимчивость к
самым высоким достижениям человечества.
тимофеева о.н.
36
Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, а потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений.
Связь поколений, их развитие — процесс непрерывный и никогда не завершающийся. Пока живет человечество, взаимодействие поколений будет неуклонно идти по пути усложнения и совершенствования, по пути развития. Оно будет идти от старого к новому, от менее сложного к более высокому и совершенному поколению.
Развитие и смена поколений — необратимый процесс. Через одно состояние поколения проходят лишь единожды.
тимофеева о.н.
4
В отношениях поколений обязана присутствовать
некая доля взаимности
, без которой не может быть положительных отношений, не говоря уже о доверии и, тем более, любви.
тимофеева о.н.
14
Гимназисты и преподаватели
анонимно
отвечали на вопрос:
«Кого Вы лично считаете выдающимися людьми всех времен и народов и оцениваете положительно?»
тимофеева о.н.
22
На основании общих статистических данных можно судить о следующем:
если в списочном составе имен доминируют деятели прошлого, это свидетельствует об осознании исторической преемственности и культуры;
если – так называемые кумиры современности, можно говорить об ограничении культурного кругозора, т.е. опрашиваемые живут исключительно днем сегодняшним и ориентацией на повседневность, а не на традицию общества, особенно, если в списке будут доминировать персонажи молодежной и массовой субкультуры;
если – представители отечественной истории и культуры, можно утверждать, что учащиеся имеют патриотические настроения;
если – представители других стран и народов, можно говорить о размывании национальной идентичности.
тимофеева о.н.
27
Проблемы современной культуры отражают основные симптомы болезни общества. Падение нравственности приобретает черты необратимости и оправданности. Традиционные ценности милосердия, бескорыстия не поощряются экономическими условиями и фактически блокируются жестким прагматическим отношением к жизни, лишенной прежних запретов и условностей. Ситуация «конфликта
поколений»
обозначила существенные трудности в усвоении системы ценностей, норм и правил поведения, органичных российской цивилизации и культуре. Противоречия между новыми требованиями к личности и уровнем и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей также затрудняет социальную адаптацию человека и особенно молодежи.
тимофеева о.н.
35
ЧТО
СОХРАНЯЕТСЯ
В ДИАЛОГЕ ПОКОЛЕНИЙ
Нельзя сказать, что молодое поколение отказывается от опыта предыдущего, скорее напротив, оно зависит от влияния семейных традиций, преемственности,
фамильных ценностей.
Также прослеживается зависимость от родителей в процессе построения карьеры, создания семьи и т.п.
Жизненные цели молодежи и планируемые средства их осуществления, проявляемая при этом общественная активность стали важными факторами ее социализации.
тимофеева о.н.
9
«Сколько бы нация за свою историю ни породила героев, сколько бы ни совершила подвигов, - это всегда считанные события. Они наперечет именно потому, что имеют символическое значение: ведь символов не может быть много, как не может быть много гениев и нравственных заповедей. Иначе они обесценятся…
»
/Панченко А.М. «О русской истории и культуре» СПб, 2000- с.260 /
тимофеева о.н.
18
10 имен
3 имени
1 имен
В.
Цой
7 человек
В.
Цой
7 человек
В.
Цой
7 человек
Высоцкий
5 человек
Высоцкий
5 человек
Петр 1
2 человека
Петр 1
2 человека
А.Невский
2 человека
Ленин
2 человека
Пушкин
2 человека
Лермонтов
2 человека
Гоголь
2 человека
Грибоедов
1 человек
Цицерон
1 человек
тимофеева о.н.
30
Таблица №3 (9класс)
тимофеева о.н.
3
ВВЕДЕНИЕ
Ни одно поколение людей со времени появления рода человеческого не стояло, не стоит и не может стоять особняком от других поколений и общества в целом. Поколения — лишь отдельные звенья в цепи человечества. Эта вселенская цепь носит всеобщий характер.
Нынешнее время требует от молодого поколения формирования
нового типа личности
, соответствующего условиям современного мира и переходным состояниям основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).
Диалог поколений возможен только в гуманном обществе. А является ли наше общество гуманным? Кризис ценностей, крушение идеалов, падение уровня культуры обострили проблему
гуманизации
общества.
Часто, говоря о
гуманности, имеют в виду мягкость, доброту или сердечность по отношению к людям. Это в какой-то мере справедливо. Но в трактовке современных философов проблема
гуманизации
— это, прежде всего, проблема совершенствования личности, гармонизации отношений человека с окружающей средой, людьми, разумного отношения к природе.
И вполне закономерно возникает вопрос: возможен ли диалог поколений, если люди не способны бережно относиться друг к другу?
тимофеева о.н.
8
ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ
ДВА ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
В первом случае – создание общества с либеральными ценностями. В них человек – хозяин своей свободы.
Второй выход из конфликта старшего поколения и молодежи состоит в духовно-нравственном воспитании, то есть в понимании человеком своего духовного состояния и поиск нравственного выхода из него, не нарушающего его собственные интересы.
тимофеева о.н.
13
Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого «образование должно заложить в него механизм культурной идентификации, то есть установление подобия между собой и своим народом».
Этот процесс социализации определяется тем, насколько культурное достояние общества стало достоянием отдельной личности, что еще раз подчеркивает необходимость
социо-культурного
развития подрастающего поколения. А ученик– это тот человек, через которого и надо сохранить эту культуру для будущего общества.
Необходимо привить ребёнку осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации на социально-культурные идеалы и возможности их реализации во взрослой жизни.
тимофеева о.н.
21
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Участие в статистическом эксперименте было предложено учителям и учащимся 8-го, 9-го и
10-го классов
гимназии. Выявление
социо-культурных
предпочтений гимназистов проходило на основе определения актуальных для них имен-символов, определяющих «вектор их
самоиндентификации
».
тимофеева о.н.
26
среди гимназистов
:
10 имен
3 имени
1 имя
Шекспир
8 человек
Шекспир
12 человек
Шекспир
8 человек
Путин
4 человека
Путин
4 человека
Пушкин
2 человека
Пушкин
2 человека
Булгаков
2 человека
В.
Цой
2 человека
Дж.
Депп
2 человека
А. Миронов
2 человека
Джеки Чан
1 человек
Дж.Леннон
1 человек
тимофеева о.н.
29
Таблица №3 (8класс)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
тимофеева о.н.
34
В последнее время отмечаются следующие тенденции
социо-культурных
предпочтений учащихся:
массовизация
вкусов ,снижение интереса к высокому искусству;
уменьшение роли чтения в структуре досуга; предпочтение
тех форм проведения свободного времени, которые
предполагают межличностное общение.