Синдром авторитаризма в российском массовом сознании (1993-2010 гг.)
Исследовательская работа по теме:Синдром авторитаризма в российском массовом сознании (1993-2010 гг.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Синдром авторитаризма в российском массовом сознании (1993-2010 гг.)
Актуальность данной темы заключается в том, что на современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей либо трансформировались, либо исчезли.
Массовое политическое сознание в 1990-х гг. представляло собой мозаичную картину, составленную из элементов коммунистической, неолиберальной и национал-патриотической идеологий, ведущих борьбу друг с другом и претендующих на доминирующую роль в обществе. В результате этой борьбы ни одной из указанных идеологий не удалось утвердить в общественном сознании свои ценности и сплотить большинство граждан.
В качестве определяющего фактора формирования политического сознания российского общества некоторые исследователи выделяют кризис идентичности. Так, к причинам кризиса О.В. Попова относит «отсутствие целей и программы развития страны, ориентации на общие цели государственных институтов управления, рассогласование целей и действий политических и экономических элит, нестабильность системы управления, межэтнические конфликты, отсутствие общей для большинства населения страны системы ценностей, разрыв между квалификацией, уровнем образования людей и их доходами и статусом в обществе»[1]. Основу политической идентичности составляет система ценностей, поэтому для преодоления «расколотого» политического сознания необходимо объединить людей общезначимыми идеями и целями. Так, по мнению некоторых исследователей (Е.Шестопал[2]), в начале 1990-х гг. таким объединяющим фактором являлась демократическая идея, которая впоследствии лишилась всеобщего признания в условиях неэффективной социально-экономической политики. Поэтому, как считает Г.Дилигенский. компенсация утраты политической и национальной идентичности осуществляется через авторитарную власть, выполняющую важную адаптационную функцию[3].
Исследования, проведенные во второй половине 1990-х гг. Институтом социологического анализа, свидетельствуют о существовании запросов на целый ряд идей, разделяемых большинством россиян. Это идеи самоценности человеческой жизни, личного достоинства, свободы равенства всех граждан перед законом, неприкосновенности. В обществе есть согласие по поводу этих идей, но нет единства в их толковании. Так, реальное размежевание сегодня проходит не в отношении разного понимания свободы и прав человека, а по отношению к практической деятельности разных политических сил при нахождении их у власти. Люди обеспокоены не типом государства, а характером его взаимоотношений с обществом и человеком. Современный россиянин хочет жить в стране, где государство сильно и авторитетно благодаря зажиточности граждан, а не вопреки ей.
Ощущение преимуществ индивидуальной свободы по сравнению с прежним диктатом явно перевешивает неудовлетворённость ограниченностью реальных возможностей для самоутверждения и самореализации в новых условиях
В России сложилось большинство, ориентирующееся на западные стандарты жизни. Поэтому идея российской самобытности, предполагающая приоритет государственных интересов над индивидуальной свободой, не способна консолидировать общество. В то же время отторжение советского прошлого переплетается в массовом сознании с симпатиями к советской упорядоченной повседневности, с ностальгическими воспоминаниями о советском образе жизни
Для начала 2000-х г. стал характерным новый запрос на авторитаризм, обусловленный личностными качествами нового президента, угрозой террористических актов, социальной направленностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне. Однако это не означает отказа большинства граждан от политических прав и свобод, предоставленных Основным законом страны. Причём в зависимости от возрастных групп ценности свободы и социальной защищенности меняются: для молодёжи и части людей среднего возраста важнее свобода, а для остальных приоритетом является социальная защищенность
Современной особенностью является также идеологическая эклектичность (неорганическое соединение разных взглядов, теорий), заключающаяся в том, что среди сторонников правых партий достаточно часто встречаются последователи левых идей, и наоборот.
В структуре ценностных ориентаций российского общества продолжает оставаться достаточно высокая доля ценностей авторитарного типа. Среди основных тенденций, способствующих сохранению авторитарного запроса в обществе, является неэффективность деятельности государственно-административного аппарата, высокий уровень коррупции, непреодолимый синдром олигархической экономики. Политолог Дилигенский справедливо отмечает, что»власть бюрократии и олигархии, не контролируемая демократическими институтами, про природе своей авторитарна»[4].
Значительная часть россиян разных возрастов являются в той или иной мере сторонником «жёсткой руки». Правда, под этим режимом россияне подразумевают не авторитарный режим в общепринятом в политической науке смысле, а авторитарное регулирование экономики и защиту личности от произвола и беззакония при сохранении политических свобод. Потенциальная поддержка значительной частью россиян «режима жёсткой руки» является очень опасным симптомом. за которым может последовать реальная поддержка политического движения или политической партии, непосредственно ориентированных на установление такого рода режима.
Для современной России характерен процесс трансформации системы ценностей и политических установок, характеризующийся ломкой старой системы ценностей и установок и выработки новой, что влечёт за собой состояние неопределённости и вариативности выбора между различными направлениями трансформации прежней советской системы ценностей. При этом конфликты ценностей наблюдаются не только между различными профессиональными и социально-демографическими группами, но и внутри основных социальных групп российского общества. Ни одна из этих групп не является однородной в отношении ценностных ориентаций, которые часто выглядят непоследовательными и противоречивыми.
Один из инициаторов перестройки А.Яковлев, характеризуя особенности российского восприятия власти. Отмечал широкое распространение духовного рабства, являющегося следствием напряжённости условий существования. В результате в обществе складывается авторитарная форма сознания, характеризующаяся склонностью к простым решениям, стремлением переложить ответственность на других, особенно на власть, тягой к легкодоступной вере, а не к знаниям, потребностью подчинения[5].
От новой политической элиты ожидали поведения, соответствующего нормам демократии. Однако, не оправдав ожидания общества, она инициировала нелегитимный передел государственной собственности, который происходил вне правовых рамок. В результате в общественном сознании произошел перелом. В нём усилились негативные отношения к демократическому процессу и результатам реформ. Следствие чего стало неуклонное падение доверия к существующей власти. Как отмечает Г.Дилигенский, российские демократические лидеры из числа либеральной (или «неосоциалистической») интеллигенции оказались в своём подавляющем большинстве совершенно неготовыми к решению сложнейших практических задач демократического переустройства общества.[6]
Особенным для России является завышенные ожидания по отношению к властным структурам. Обусловленные во многом прошлым опытом, высокий уровень неудовлетворённости итогами социально-экономического развития. Что оказывает отрицательное влияние не только на отношение к конкретным политическим силам, Нои на восприятие демократических институтов и принципов.
В феврале 2004г. Фонд аналитических программ «Экспертиза» провёл социологическое исследование «Радикальный авторитаризм в российском массовом сознании». Результаты исследований свидетельствуют о росте авторитарных настроений в начале XXI в. по сравнению с началом 1990-х гг. Про мнению М. Урнова, этот рост определяется растущими ожиданиями россиян, так как годы высоких цен на энергоносители и достигнутая стабильность породили агрессивную социальную зависть». Поэтому современный запрос на авторитаризм- это не «синдром отчаявшегося сознания», так как люди чувствуют себя достаточно комфортно и половина народа довольна жизнью. Это не «авторитаризм ужаса», а «авторитаризм растущих претензий»[7].
Так, растут претензии к государству: около 70% россиян считают, что государство обязано гарантировать каждому человеку приличную работу и достойный уровень жизни. Люди хотят, чтобы за их благополучие отвечали не они сами, а государство.
Наиболее значимыми показателями, выявленными в ходе исследования и свидетельствующими о росте авторитарных настроений, следует отметить следующие:
- «нашей стране нужны не столько законы и политические программы, сколько сильные, энергичные лидеры, которым бы верил народ» (66%);
- «Россию должны бояться, только тогда её будут уважать» (59%);
- «при определённых обстоятельствах вполне допустимо держать человека в тюрьме без суда» (73%)
- «президент должен стать полновластным хозяином страны» (53%)
- «В России нужно, чтобы власти боялись, иначе её перестанут уважать» (51%)
- «безразличие к методам действия политика, если его деятельность идёт на благо народа» (49%)
- «величие России измеряется, прежде всего, величием души нашего народа, а не уровнем наших доходов и чистотой подъездов» (51%)
- «Сила России в том. Что работать на благо государства у нас всегда было почётнее, чем работать на себя» (50%)
Результаты исследования свидетельствуют, что число поборников авторитарного государства превышает число тех, кто предпочитает представительную демократию, что косвенно подтверждается опросами населения, проводимыми известными социологическими службами: ВЦИОМ, РОМИР, Левада-центр и др.»
[1] Попова О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. СПб., 2002. С.156.
[2] Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000. С.71.
[3] Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996. С.240.
[4] Дилигенский Г.Г. Демократия на рубеже тысячелетий //Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001. С.40.
[5] Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. №»2. С.14.
[6] Дилигенский Г.Г. Демократия на рубеже тысячелетий //Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001. С.40.
[7] Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2005. С.50