Статья "Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей в условиях общеобразовательного учреждения".

Жоголева Лариса Анатольевна

Статья посвящена детям, которые по тем или иным причинам остались без попечения родителей и, находясь в социальных учреждениях, посещают общеобразовательные школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2014_02_17_statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей в условиях общеобразовательного учреждения.

В последнее время наше общество, наконец, стало уделять большое внимание проблемам детей оставшихся без попечения родителей. В этом направлении уже сделано немало важных шагов по улучшению качества проживания, содержания и обучения таких детей в детских домах. В связи с этим, я решила в своей статье поднять один из аспектов этого процесса, на который пока мало обращается внимание.

Речь пойдёт о тех детях, которые по тем или иным причинам остались без попечения родителей и, находясь в социальных учреждениях, посещают общеобразовательные школы.

При рассмотрении этого вопроса, прежде всего, необходимо обратить на психическое и физическое развитие таких подростков. Ведь оно значительно отличается от их сверстников, растущих в семьях.

У таких детей, в целом, замечено замедленное развитие психики, при этом, выявлено ряд негативных особенностей:

  • пониженный уровень интеллектуального развития;
  • более бедная эмоциональная сфера и воображение;
  • позднее формирование навыков правильного поведения и саморегуляции.

Поведение этих детей характеризуется повышенной раздражительностью, необоснованными вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, что приводит к провоцированию конфликтов со сверстниками и, главное, к неумению правильно строить общение с ними.

Все эти негативные процессы являются прямым следствием «стресса потери семьи», который перенёс ребёнок, попав в социальное учреждение (детский дом).

После всего этого, следующим стрессовым событием для ребёнка является его «выход» в школу. Ведь, находясь в детском доме, он привыкает к определённому образу жизни: кругу постоянных сверстников – товарищей (друзей), установившемуся распорядку жизни, определёнными личными обязанностями. При этом следует помнить то, что окружают ребёнка такие же дети, потерявшие своих родителей, и все вместе они, в принципе, находятся в одинаковых условиях.

Попадая в школу, ребёнок испытывает очередной «стресс». Прежде всего, это смена привычного образа жизни на абсолютно новый, где ребёнок должен находиться в определённых рамках поведения – учебные занятия, требующие от него дисциплины, внимания и умения выполнять поставленные учебные задания.

Теперь день для него делится на две половины:

  • первая продолжает сохранять привычный образ жизни детского дома, с его установившимся привычным укладом жизни (определённая замкнутая система  с практически неизменным распорядком дня, неизменным кругом сверстников и воспитателей);
  • вторая – это абсолютно новая среда обитания с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни (определённая открытая система – постоянная смена занятий, новых впечатлений, новых и непривычных отношений в новом коллективе).

То есть, я хочу обратить внимание на то, что сам по себе «выход в школу» для ребёнка, не имеющего родителей, является достаточно трудным «процессом» внутренней перестройки, как в физическом, так и в морально-психологическом смысле.

Вторым не менее важным, а в отдельных случаях и более первоочередным, фактором стресса является новый детский коллектив. Причём, здесь важно, не только наличие доминирующих сверстников, но и сам по себе новый коллектив, заставляющий ребёнка приспосабливаться к своим внутренним правилам. Ребёнок, параллельно выполнению учебного процесса, вынужден выстраивать свою собственную, новую для него линию поведения среди сверстников. При определённых факторах это может стать для ребёнка даже более приоритетным процессом по важности, чем сам учебный процесс.

Третьим фактором, оказывающим влияние на психику ребёнка, становятся родители сверстников, с которыми он учится. Ведь они каждый день приводят своих детей в школу (я имею в виду, в первую очередь младшие классы), помогают им переодеться перед занятиями и после их окончания. В процессе этого они общаются как между собой, так и с другими детьми, обсуждают новости и тому подобное. Всё это не может не влиять на ребёнка, не имеющего родителей. Ведь его никто не провожает и не встречает, а так происходит ежедневно.

Четвёртым аспектом является взаимоотношения с педагогом. Ведь дело не только в том, как часто учитель вызывает его к доске, проверяя и спрашивая заданный материал, но и в том, что он говорит, обращаясь ко всем ученикам класса. Например, как должен ребёнок воспринимать такие фразы: «Давайте проверим домашнее задание», или «Завтра состоится родительское собрание». Ведь фактически у него нет ни родителей, ни дома.

Таким образом, я перечислила четыре основных фактора, влияющих на ребёнка, оставшегося без попечения родителей, при его обучении в общеобразовательной школе. Причём, проблема адаптации таких детей стоит во многих школах (только в нашей школе их – пятнадцать человек).

Поэтому, я хотела обратить внимание именно на эту проблему – проблему адаптации ребёнка, оставшегося без родителей, при его обучении в общеобразовательной школе, в создании для него комфортных условий.

Естественно, решение этой задачи ложится в основном на плечи учителя. Однако многие из них в настоящий момент оказываются, попросту, не готовы к этому. Поэтому, первоочередной задачей, является подготовка учителей в этом направлении. Действовать надо в нескольких направлениях.

Прежде всего, необходимо разработать и обеспечить информацией, методической литературой по этой тематике. На её основании разработать программу и провести курсовые занятия в первую очередь для педагогов начальных классов.

В самих школах необходимо наладить более тесное взаимодействие с коллективами детских домов. Так, например, в нашей школе периодически (не реже одного раза в четверть) проводится «круглый стол» с воспитателями детского дома. Кроме того, учителя посещают детский дом при проведении концертов и других мероприятий. То есть, мы стремимся наладить самое тесное сотрудничество со своими коллегами.

Дополнительно, чтобы наладить общение внутри детского коллектива не только во время учебного процесса, проводятся выезды детей на экскурсии, походы в театр, другие аналогичные мероприятия.

Выводы и предложения.

Главной целью является – создание комфортных условий для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в условиях обучения в общеобразовательном учреждении.

Надеюсь, что поднятая мною проблема, найдёт отклик у других специалистов, которые предложат свои предложения по решению поставленной проблемы.