План урока
Тема "Глобальные проблемы окружающей природной среды".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.razr_.sovrem._prob._okhrany_os_2_k_ekologiya_rozanova1.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока. 2 курс.
Бинарный интегрированный урок (экология + английский язык) на 1 курсе по теме
«Современные проблемы охраны природы».
Предмет «Экологические основы природопользования»
Тема: Современные проблемы охраны природы
Цель: 1. Познакомить и выделить глобальные экологические проблемы,
затрагивающие интересы всех народов, живущих на Земле;
2.Выявить факторы, отрицательно влияющие на окружающую среду;
3. Формировать экологическую грамотность и вносить свой вклад в благополучие планеты.
Задача: Научить заботиться о своей окружающей среде.
Оборудование: Иллюстрации, презентации, стихотворение, песня Б.Окуджава «Пока Земля еще вертится»
Тип урока: Комбинированный (бинарный).
Структура урока
- Организационный момент.
- Звучит песня Б.Окуджавы из сборника «Пока Земля еще вертится».
- Стихотворение. «Природа» Булат Окуджава. 1964г. (портрет на слайде)
- Слово преподавателя.
Место человека в окружающей среде. Роль природы в жизни человечества.
II. Повторение изученного материала.
1. Фронтальный опрос.
- Изучение новой темы (продолжение).
1 Рассказ преподавателя.
2 Демонстрация презентации преподавателя и студентов (слайды):
1.1 Особенности взаимодействия общества с природой;
1.2 Важнейшие проблемы экологического характера;
1.3 Понятие об окружающей среде;
1.4 Принципы охраны природы;
1.5 Меры по охране окружающей среды.
- Закрепление.
- Дискуссия.
Каково ваше отношение к суждению «Человек – царь природы». Чем отличается это суждение от знаменитых строк О.Хайяма.
- Итог занятия: Оценки студентам с комментариями. Вывод преподавателя.
- Домашнее задание: Как вы отметите Всемирный день охраны окружающей среды?
План урока
Эпиграф урока
В природу шагу не ступить,
Чтоб тот час, так ли сяк,
Ей чем–нибудь не заплатить
За этот самый шаг.
А.Твардовский
1.Организационный момент.
Слово преподавателя. Цели и задача урока.
1.1 Эпиграф читает студент.
Сейчас активность человека уже охватывает всю биосферу и является глобальной. Человечество вступило в индустриальный век интенсивного давления на окружающую среду во всех сферах: воздушной, наземной, подземной.
Надо помнить об ограниченности ресурсов биосферы и необходимости сохранения среды обитания как колыбели Жизни и Человечества. В ноосфере важное значение приобретает духовная сторона – уровень развития культуры, уровень ее экологизации.
Вопрос: За какой шаг должен заплатить человек?
1.2.Звучит песня Б.Окуджавы из сборника «Пока Земля еще вертится».
1.3.Стихотворение. «Природа» Булат Окуджава. 1964г. (портрет на слайде)
1.4.Слово преподавателя.
В истории человечества сейчас наступил период, когда общество вынуждено четко соизмерять свою активность с возможностями природы. Известный французский исследователь моря Жак Ив Кусто охарактеризовал этот период так: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу».
Земля – уникальное небесное тело Солнечной системы. Она – единственная из известных нам планет – имеет биосферу.
Вопрос: В чем проявляется воздействие человека на экосистемы?
(Ответ: Человек стал громадной геологической и геохимической силой, которая сильно повлияла на изменение экологической обстановки за последние 100, особенно 50 лет. Вначале человек использовал свою мускульную силу, затем жив-ых и кинетичекую энергию падающей воды, энергию ветра. Потом он овдадел энергией пара, превратив его в механическую, а затем и в электрическую энергию. Наконец, он научился использовать энергию атома и вплотную подошел к возможности использования энергии термоядерного синтеза. Мощное рассеяние энергии в биосфере резко усилило напряженность протекающих в ней процессов.)
Осень ранняя. Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.
Каждый лист - это мордочка лисья...
Вот земля, на которой живу.
Лисы ссорятся, лисы тоскуют,
лисы празднуют, плачут, поют,
а когда они трубки раскурят,
значит - дождички скоро польют.
По стволам пробегает горенье,
и стволы пропадают во рву.
Каждый ствол - это тело оленье...
Вот земля, на которой живу.
Красный дуб с голубыми рогами
ждет соперника из тишины...
Осторожней: топор под ногами!
А дороги назад сожжены!
...Но в лесу, у соснового входа,
кто-то верит в него наяву...
Ничего не попишешь: природа!
Вот земля, на которой живу.
II. Повторение изученного материала.
1.Фронтальный опрос
Вопросы:
3.Что представляет собой биосфера?
4. Что такое экологическая безопасность?
5.Какие существуют типы экосистем?
III. Изучение новой темы.
1. Рассказ преподавателя.
1.1. Научно-техническая революция, огромный рост индустрии и возросшая производительная активность человека меняют облик нашей планеты.
Большинство людей не задумываются о возможных последствиях безграничной эксплуатации природных ресурсов, не заботятся о судьбе биосферы, которая испытывает на себе все последствия хозяйственной деятельности человека. (Презентация слайдов – Особенности взаимодействия общества и природы)
1.2. Вмешательство человека в природные процессы порождает экологические проблемы, затрагивающие интересы всех народов живущих на Земле.
(Показ слайдов – важнейшие проблемы экологического характера.)
Экологические проблемы:
1.Парниковый эффект.
2. Кислотные дожди.
3. Уничтожение лесов.
4. Процесс опустынивания.
5. Дефицит пресной воды.
6. Загрязнение Мирового океана.
7. Демографическая проблема.
8. Продовольственная проблема.
9. Энергетическая и сырьевая проблема.
1.3 Выживание возможно только в случае изменения общества. Люди должны создать общество, которое не намерено потреблять все ресурсы, от которых зависит жизнь грядущих поколений. Именно образование обеспечивает возможности изменения в лучшую сторону ситуации на планете экологии в целом.
Поэтому необходима система государственных и общественных мер воздействия, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия системы (общество – природа) – определение охраны окружающей природы.
На основе… Какой?
(Рац. и сбал. использование)
1.4. В целом на планете наблюдается напряженность в обеспечении человечества необходимыми ресурсами. Наметим перспективы выхода из сложившейся ситуации:
А). Экономное использование на производстве и в быту.
Б). Комплексное использование природных ресурсов.
В). Вторичное, безотходное использование.
Г). Очистные сооружения.
Д). Энергосберегающие технологии.
Е). Уменьшение загрязнения окр.среды. и т.д.
(Презентация «Меры по охране окр.среды»)
Пословица «Всякий дом хозяином держится».
IV. Закрепление.
Вопрос: К чему должно стремиться население планеты, чтобы решить пути выживания человека?
( Ответ:
- отказ от потребительского подхода
- регулировка численности населения
- ресурсосбережение, в том числе энергосбережение
- уменьшения загрязнения окружающей природной среды
- развитие международного сотрудничества (информационный банк данных, рациональное природопользование, внедрение новых технологий и т.д.)
Для ограничения ущерба, наносимого окружающей природной среде, была создана компьютерная сеть всеобщего контроля и учета потребления ресурсов.)
- Дискуссия.
Каково ваше отношение к суждению «Человек – царь природы». Чем отличается это суждение от знаменитых строк О.Хайяма:
Сомненья нет, что цель творенья – мы;
Что разума источник зренья – мы.
И если мирозданье наше – перстень,
То лучшее в нем украшенье – мы?
(Ответ: Ослабление зависимости человека от окружающей .среды в связи с его уровнем образования, высоким жизненным уровнем не означает действительного «освобождения» человека от законов мироздания. Человек - часть живой природы, и потому его физическое и психическое здоровье зависит от множества природных факторов.)
Об этом будем говорить позднее.
V. Итог занятия: Оценки студентам с комментариями.
Вывод преподавателя.
Экологи подсчитали, если мы и дальше будем столь варварски относиться к природе, то к 2050 году нам понадобится… другая планета. Но Земля - то у нас одна! Так что мода на экологическую грамотность весьма своевременна. Возможность внести свой эковклад в благополучие планеты представится нам 5 июня. Поехать на работу на велосипеде, посадить дерево, навести чистоту около дома и т.д.
VI. Домашнее задание: Как вы отметите Всемирный день охраны окружающей среды?
Определения к уроку:
1. Экология- наука о взаимодействии трёх систем: природы, человеческого общества и порождённой человеком техники.(глобальная экология)
2. Стратегическая задача экологии – развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
3. Биосфера – совокупность живых и неживых организмов (сложная наружная оболочка Земли) – самая большая экосистема Земли.
4. Состояние защищённости общества и государства, человека и биосферы от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных (стихийных) воздействий на окружающую среду – экологическая безопасность.
5. Направленная система государственных и общественных мер воздействий на гармоничное взаимодействие системы «общество – природа» - охрана окружающей природной среды.