План урока

Розанова Любовь Дмитриевна

Тема "Глобальные проблемы окружающей природной среды".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.   2 курс.

Бинарный интегрированный урок (экология + английский язык) на 1 курсе по теме

«Современные проблемы охраны природы».

     

Предмет  «Экологические основы природопользования»

Тема: Современные проблемы охраны  природы

Цель: 1. Познакомить  и выделить глобальные экологические проблемы,

затрагивающие интересы всех народов, живущих на Земле;

2.Выявить факторы, отрицательно влияющие на окружающую среду;

3. Формировать экологическую грамотность и вносить свой вклад в благополучие планеты.

Задача: Научить заботиться о своей окружающей среде.

Оборудование: Иллюстрации, презентации, стихотворение, песня Б.Окуджава «Пока Земля еще вертится»

Тип урока: Комбинированный (бинарный).

                                           Структура урока

  1. Организационный момент.
  1. Звучит песня Б.Окуджавы из сборника «Пока Земля еще вертится».
  2. Стихотворение. «Природа» Булат Окуджава. 1964г. (портрет на слайде)
  3. Слово преподавателя.

Место человека в окружающей среде. Роль природы в жизни человечества.

II. Повторение изученного материала.

1. Фронтальный опрос.

  1. Изучение новой темы (продолжение).

1 Рассказ преподавателя.

2 Демонстрация  презентации преподавателя и студентов (слайды):

1.1 Особенности взаимодействия общества с природой;

1.2 Важнейшие проблемы экологического характера;

1.3 Понятие  об окружающей среде;

1.4 Принципы охраны природы;

1.5 Меры по охране окружающей среды.

  1. Закрепление.
  1. Дискуссия.

Каково ваше отношение к суждению «Человек – царь природы». Чем отличается это суждение от знаменитых строк О.Хайяма.

  1. Итог занятия: Оценки студентам с комментариями. Вывод преподавателя.
  2. Домашнее задание: Как вы отметите Всемирный день охраны окружающей среды?

План урока

Эпиграф урока

В природу шагу не ступить,

Чтоб тот час, так ли сяк,

Ей чем–нибудь не заплатить

За этот самый шаг.

А.Твардовский

1.Организационный момент.

Слово преподавателя. Цели и задача урока.

1.1 Эпиграф читает студент.

Сейчас активность человека уже охватывает всю биосферу и является глобальной. Человечество вступило в индустриальный век интенсивного давления на окружающую среду во всех сферах: воздушной, наземной, подземной.

Надо помнить об ограниченности ресурсов биосферы и необходимости сохранения среды обитания как колыбели Жизни  и Человечества. В ноосфере важное значение приобретает духовная сторона – уровень развития культуры, уровень ее экологизации.

Вопрос:   За какой шаг должен заплатить человек?

1.2.Звучит песня Б.Окуджавы из сборника «Пока Земля еще вертится».

1.3.Стихотворение. «Природа» Булат Окуджава. 1964г. (портрет на слайде)

1.4.Слово преподавателя.

В истории человечества сейчас наступил период, когда общество вынуждено четко соизмерять свою активность с возможностями природы. Известный французский исследователь моря Жак Ив Кусто охарактеризовал этот период так: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу».

Земля – уникальное небесное тело Солнечной системы. Она – единственная из известных нам планет – имеет биосферу.

Вопрос:  В чем проявляется воздействие человека на экосистемы?

 (Ответ: Человек стал громадной геологической и геохимической силой, которая сильно повлияла на изменение экологической обстановки за последние 100, особенно 50 лет. Вначале человек использовал свою мускульную силу, затем жив-ых и кинетичекую энергию падающей воды, энергию ветра. Потом он овдадел энергией пара, превратив его в механическую, а затем и в электрическую энергию. Наконец, он научился использовать энергию атома и вплотную  подошел  к возможности использования энергии термоядерного синтеза. Мощное рассеяние энергии в биосфере резко усилило напряженность протекающих в ней процессов.)

Осень ранняя. Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.

Каждый лист - это мордочка лисья... 
Вот земля, на которой живу.

Лисы ссорятся, лисы тоскуют,
лисы празднуют, плачут, поют,
а когда они трубки раскурят,
значит - дождички скоро польют.

По стволам пробегает горенье,
и стволы пропадают во рву.
Каждый ствол - это тело оленье...
Вот земля, на которой живу.

Красный дуб с голубыми рогами
ждет соперника из тишины...
Осторожней: топор под ногами!
А дороги назад сожжены!

...Но в лесу, у соснового входа,
кто-то верит в него наяву...
Ничего не попишешь: природа!
Вот земля, на которой живу.

II. Повторение изученного материала.

1.Фронтальный опрос

Вопросы:

3.Что представляет собой биосфера?

4. Что такое экологическая безопасность?

5.Какие существуют  типы экосистем?

III. Изучение новой темы.

1. Рассказ преподавателя.

1.1. Научно-техническая революция, огромный рост индустрии и возросшая производительная активность человека меняют облик нашей планеты.

Большинство людей не задумываются о возможных последствиях безграничной эксплуатации природных ресурсов, не заботятся о судьбе биосферы, которая испытывает на себе все последствия хозяйственной деятельности человека. (Презентация слайдов – Особенности взаимодействия общества и природы)

1.2. Вмешательство человека в природные процессы порождает экологические проблемы, затрагивающие интересы всех народов живущих на Земле.

(Показ слайдов –  важнейшие проблемы экологического характера.)

Экологические  проблемы:

1.Парниковый эффект.

2. Кислотные дожди.

3. Уничтожение лесов.

4. Процесс опустынивания.

5. Дефицит пресной воды.

6. Загрязнение Мирового океана.

7. Демографическая проблема.

8. Продовольственная проблема.

9. Энергетическая и сырьевая проблема.

1.3 Выживание возможно только в случае изменения общества. Люди должны создать общество, которое не намерено потреблять все ресурсы, от которых зависит жизнь грядущих поколений. Именно образование обеспечивает возможности изменения в лучшую сторону ситуации на планете экологии в целом.

Поэтому необходима система  государственных и общественных мер воздействия, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия системы  (общество – природа) – определение охраны окружающей природы.

На основе… Какой?

(Рац. и сбал. использование)

1.4. В целом на планете наблюдается напряженность в обеспечении человечества необходимыми ресурсами. Наметим перспективы выхода из сложившейся ситуации:

А). Экономное использование на производстве и в быту.

Б). Комплексное использование природных ресурсов.

В). Вторичное, безотходное  использование.

Г).  Очистные сооружения.

Д). Энергосберегающие технологии.

Е). Уменьшение загрязнения окр.среды. и т.д.

(Презентация  «Меры по охране окр.среды»)

Пословица «Всякий дом хозяином держится».

IV. Закрепление.

Вопрос: К чему должно стремиться население планеты, чтобы решить пути выживания человека?

( Ответ:

 - отказ от потребительского подхода

 - регулировка   численности населения

 - ресурсосбережение, в том числе энергосбережение

 - уменьшения загрязнения окружающей природной среды

 - развитие международного сотрудничества (информационный банк данных, рациональное природопользование, внедрение новых технологий и т.д.)

Для ограничения ущерба, наносимого окружающей природной среде, была создана компьютерная сеть всеобщего контроля и учета потребления ресурсов.)

  1. Дискуссия.

Каково ваше отношение к суждению «Человек – царь природы». Чем отличается это суждение от знаменитых строк О.Хайяма:

Сомненья нет, что цель творенья – мы;

Что разума источник зренья – мы.

И если мирозданье наше – перстень,

То лучшее в нем украшенье – мы?

(Ответ: Ослабление зависимости  человека от окружающей .среды в связи с его уровнем образования, высоким жизненным уровнем не означает действительного «освобождения» человека от законов мироздания. Человек  - часть живой природы, и потому его физическое и психическое здоровье зависит от множества природных факторов.)

 Об этом будем говорить позднее.

V. Итог занятия: Оценки студентам с комментариями.

Вывод преподавателя.

Экологи подсчитали, если мы и дальше будем столь варварски относиться к природе, то к 2050 году нам понадобится… другая планета. Но Земля - то у нас одна! Так что мода на экологическую грамотность весьма своевременна. Возможность внести свой эковклад в благополучие планеты представится нам 5 июня. Поехать на работу на велосипеде, посадить дерево, навести чистоту около дома и т.д.

 VI. Домашнее задание: Как вы отметите Всемирный день охраны окружающей среды?

Определения к уроку:

      1. Экология- наука о взаимодействии трёх систем: природы, человеческого общества и порождённой человеком техники.(глобальная экология)

      2. Стратегическая задача экологии – развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

3. Биосфера – совокупность живых и неживых организмов (сложная наружная оболочка Земли) – самая большая экосистема Земли.

     4. Состояние защищённости общества и государства, человека и биосферы от    угроз, возникающих в результате антропогенных и природных (стихийных) воздействий на окружающую  среду – экологическая безопасность.

     5. Направленная система государственных и общественных мер воздействий на гармоничное взаимодействие системы «общество – природа» - охрана окружающей природной среды.