Возрастные характеристики мотивации учебной деятельности учащихся.
к учебному процессу,содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сильная мотивация Она выражается: в ощущении потребности посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. существует и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития. До 7 лет
Мотивы первоклассников малоосознанны , не умеют назвать , что и почему им нравится в конкретном учебном предмете И нтересы неустойчивы, без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться Желание получить одобрение учителя Социальное сотрудничество не развито , каждый сам за себя. Может не сформироваться воля, нежелание преодолевать трудности. Эпизодический интерес к дополнительным источникам знаний младший школьный возраст (7—10 лет, учащиеся начальных классов)
Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого — к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний. Периоды
Поощрять усилия , прилагаемые учащимися, обращать внимание на то, как выполняли задание, на процесс, а не на результат, Не акцентировать внимание на их личные характеристики или воспитанность, чтобы учащиеся видели усилие, а не способности в качестве причины успеха. Вслух или жестом отмечать каждый промежуточный успех ученика Стимулировать любознательность, повышать интерес к дополнительному чтению, поиску знаний, внедрять творческие ролевые игры. Рекомендации:
укрепление и расширение интереса за счет появления внеклассных и внешкольных увлечений интерес к способам приобретения знаний активное стремление к самостоятельным формам учебной работы стремление занять определенное место в классном коллективе о риентирование на сверстников. усиление мотива поиска контактов и сотрудничества с другим человеком Средний школьный возраст (10—15 лет, учащиеся 5—9 классов)
в начале средней школы интерес к учению повышается за счет появления новых учебных предметов, разных учителей, а затем к 6—8 классам вновь снижается. К концу 9-го класса мотивация вновь возрастает в связи с определением путей дальнейшего обучения ПЕРИОДЫ
Главное — научиться сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности. Коллективные формы работы. Самостоятельные, индивидуальные формы учебной деятельности – но не разжигание конкуренции! Взаимооценка учащихся только в атмосфере дружелюбности и поддержки. Стремиться к постановке достижимых целей, чтобы повысить вероятность успеха и личную оценку учащимися своих способностей . Перегрузка учащихся, ощущение, что они хуже других, вызывает отчаяние и нежелание учится. Рекомендации:
избирательность в изучении предметов связь с жизненными перспективами и выбором будущей профессии общение с одноклассниками как мотив учения не имеет в старшем школьном возрасте большого значения, так как учащиеся этого возраста включены в широкий круг внешкольных интересов. Избегание «ситуации неудачи» учитель начинает оцениваться как человек, способный или не способный дать своим ученикам знания, необходимые для будущего. Возрастает ценность общения с учителем, важными для учеников становятся и используемые им способы подачи учебного материала. старший школьный возраст ( 15—17 лет, учащиеся 10—11 классов)
В старшем школьном возрасте наибольшее значение имеют мотивы самоутверждения и саморазвития. Это связано с высокой потребностью учащихся данного возраста в самоуважении, с испытываемой ими неуверенностью в себе, стремлением утвердиться в глазах окружающих Если предмет «не дается», скорее всего внимание к нему полностью охладеет, переключится на тот предмет, где ученик чувствует себя успешным. «Мне это не нужно» Отрицательную роль влияет ранняя узкая специализация, ученик не успевает попробовать себя в разных сферах жизни. Расширять кругозор, перечень профессий, знаний. Наладить личные отношения с учащимися Материал должен носить более п рактический характер . Рекомендации