РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 11 класса на 2012 - 2013 учебный год
Программа базируется на учебнике «Обществознание». 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И. Матвеева.- М.: Просвещение, 2006
Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_obshch_11-1_2_chasa.docx | 82.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования № 133
Невского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНА Протокол заседания методического совета №___от «___» _________ 2012 г.,
|
Принята Педсовет ГБОУ ЦО № 133 Невского района Санкт-Петербурга Протокол № ______ от __________ 2012 г. УтвержденА Директор ГБОУ ЦО № 133 _______________________ /С.А. Хлебникова/ Приказ № ___ от «___»___________ 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 11-1 класса
на 2012 - 2013 учебный год
Учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Вадим Андреевич Самойлов
Санкт- Петербург
2012
Пояснительная записка
Статус документа
Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определённым в стандарте требованиям к уровню подготовки учащихся старших классов.
Рабочая программа составлена на основе примерного планирования курсу Обществознание для 11 класса Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кабинет истории и обществознания. Программа соответствует Основной образовательной программе и Учебному плану ГБОУ ЦО №133
Данная программа наиболее подходит для учащихся ГБОУ ЦО № 133 поскольку большинство учащихся приходит с большими пробелами в образовании, а данная программа Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кабинет истории и обществознания, как нельзя лучше подходит именно для такого контингента, так как дает возможность логически выстроить подачу материала и восстановить упущенные или забытые разделы
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов Обществознания с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
В программу Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования изменений не внесено (изменения могут касаться лишь почасовой нагрузки предусмотренной в Учебном плане ГБОУ ЦО № 133)
Программа базируется на учебнике «Обществознание». 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И. Матвеева.- М.: Просвещение, 2006
Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю
При изучении курса программа предусматривает открытые уроки, семинары, тестирование (преимущественно в формате ЕГЭ), медиа-материалы.
Формой контроля выступает тестирование и устные опросы.
К концу учебного года планируется достичь уровня заявленного в пункте «требования к уровню подготовки» (См. ниже)
Определение места и роли учебного курса
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Используемые технологии:
- Модульно-блочное обучение - Для преподавания обществознания в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно ориентированное обучение, развитие необходимых в ХХI в. умений и навыков интеллектуального общения. Стоит задача развития творческого мышления учащихся, формированием умений самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации. Для этого необходим доступ учеников к новым источникам информации, самостоятельного приобретения новых знаний и обогащения личного опыта. В существующую классно-урочную систему водятся новые элементы занятий, направленные на проявление заинтересованности школьников в выполнении тех или иных заданий. Учащиеся не столько запоминают, сколько размышляют, оказываются в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений. Они работают в парах сменного состава, малых учебных группах (не более 3–4 человек), что ведет к коллективному взаимообучению. Способы системного конструирования и осуществления целенаправленного поэтапного процесса обучения, при котором достигается запланированный результат, получили в зарубежной школе название технологического подхода.
- Применение видео и аудио-носителей - достоинства их использования на уроках - прежде всего, оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра.
- Компьютерные технологии - компьютерные технологии позволяют использовать различные виды заданий интерактивного характера: по наименованиям, топонимике, терминам и понятиям, персоналиям
- Интернет - представляет огромнейшие возможности для пользователей, всемирная сеть включает электронную почту, дает доступ к графическому и мультимедийному содержанию Web. В понятие мультимедиа (multi – много, media – средство информации) входит многокомпактная информационная среда, совокупность которой составляет текстовая информация (тексты, числовые данные), аудиоряд (речь, музыка, звуковые эффекты), видеоряд (анимация, видео, графические изображения). Здесь же имеются поисковые системы, каналы для переговоров и дискуссий в режиме реального времени, игры, новости.
Основные образовательные цели и задачи
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные дан¬ные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных от-ношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Принципы, которые заложены в данную программу
соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений
Литература:
Боголюбов, Л. К, Лазебникова, А. Ю., Иванова, Л. Ф. и др. Человек и общество. Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - В 2 ч. - Ч. 2. - 11 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - Изд. 4-е. - М.: Просвещение, 2005. - 281 с.
Боголюбов, Л. К, Лазебникова, А. Ю., Иванова, Л. Ф. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». - В 2 ч. - Ч. 2. 11 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2000. - 191 с.
Клименко, Л. В., Румынина, В. В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2001. - 480 с.
Кравченко, А. И. Задачник по обществознанию: 10-11 кл. -Изд. 2-е.- М: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово -РС», 2001.- 192 с.
Муштук, О. 3., Цибульская, М. В. Политология: учебно- -метод, пособие. - М., 1999.
Нижников, С. А. Тесты по обществознанию: учебно-методическое пособие / М.: издательство «Экзамен», 2005. - 128 с.
Политология: учебное пособие / сост. и ответств. ред.
А. А. Радугина. - М., 1998.
Райзберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства: пробный учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1995. - 208 с.
Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к единому государственному экзамену, выпускному и вступительному тестированию. - М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: изд. центр «Март», 2003. - 352 с.
Интернет – ресурсы
Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право). Базовый уровень. / /www.mon.gov.ru – Официальный сайт Министерства науки и образования РФ. Федеральное агентство по образованию (Рособразование), 2005
Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library
Электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/
Электронные тексты по философии http://filosof.historic.ru/
Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
Учительский портал http://www.uchportal.ru/
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ 11 КЛАССА
68 уроков, 2 часа в неделю, уровень базовый.
Программа курса
Основное содержание тем курса.
Тема 1. Человек и экономика (24 часа)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика.
Понятие экономического роста. Факторы роста. экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП.
Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы.
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Рациональное поведение потребителя и производителя.
Тема 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни. (16 часов)
Свобода в деятельности человека. свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества.
Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного сознания. общественная психология и идеология. индивидуальное и общественное сознание.
Политическое сознание. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Политический экстремизм. Политический статус личности. Политическое участие. Политическое поведение. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Роль СМИ в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах.
Политическая элита и политическое лидерство. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни.
Демографическая ситуация в современной России. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в РФ. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Тема 3. Человек и закон (22 часа)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации. Гражданство в РФ. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Конституционное судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ
№ урока | Название тем и уроков | § |
Тема I. Человек и экономика 24 часа | ||
1-2 | Экономика: наука и хозяйство | § 1 |
3-4 | Экономический рост и развитие | § 2 |
5-6 | Рыночные отношения в экономике | § 3 |
7-8 | Фирмы в экономике | § 4 |
9-10 | Правовые основы предпринимательской деятельности | § 5 |
11-12 | Слагаемые успеха в бизнесе | § 6 |
13-14 | Экономика и государство | § 7 |
15-16 | Финансы в экономике | § 8 |
17-18 | Занятость и безработица | § 9 |
19-20 | Мировая экономика | § 10 |
21-22 | Человек в системе экономических отношений | § 11 |
23-24 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и экономика» | |
Тема II. Проблемы социально-политической и духовной жизни 16 часов | ||
25-26 | Свобода в деятельности человека | § 12 |
27-28 | Общественное сознание | § 13 |
29-30 | Политическое сознание | § 14 |
31-32 | Политическое поведение | § 15 |
33-34 | Политическая элита и политическое лидерство | § 16 |
35-36 | Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи | § 17 |
37-38 | Религиозные объединения и организации в Российской Федерации | § 18 |
39-40 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни» | |
Тема III. Человек и закон 22 часа | ||
41-42 | Современные подходы к пониманию права | § 19 |
43-44 | Гражданин Российской Федерации | § 20 |
45-46 | Экологическое право | § 21 |
47-48 | Гражданское право | § 22 |
49-50 | Семейное право | § 23 |
51-52 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | § 24 |
53-54 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс | § 25 |
55-56 | Процессуальное право: уголовный процесс | § 26 |
57-58 | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство | § 27 |
59-60 | Международная защита прав человека | § 28 |
61-62 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и закон» | |
63-64 | Заключительные уроки. Взгляд в будущее 2 часа | § 29 |
65-66 | Итоговое повторение | |
67-68 | Резерв |
Рыночные отношения в экономике. Коррупция – тормоз экономического развития – урок 6 |
Фирмы в экономике. Антикоррупционные и антимонопольные меры – урок 8 |
Политическая элита и политическое лидерство. Номенклатура в СССР – урок 34 |
Уголовный процесс. Антикоррупционное законодательство в России – урок 56 |
Взгляд в будущее. Новые вызовы - терроризм, коррупция, бедность – урок 64 |
Антикоррупционный блок
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Условные обозначения (сокращения), используемые в тематическом планировании базисного изучения материала:
В столбце «Типы урока»:
- ОНМ – ознакомление с новым материалом
- ЗИ – закрепление изученного
- ПЗУ – применение знаний и умений
- ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
- ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
В столбце «Вид контроля, измерители» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
- Т – тест
- СР – самостоятельная работа
- КР – контрольная работа
- ДР – диагностическая работа
- ПДЗ – проверка домашнего задания
- УО – устный опрос
- ФО – фронтальный опрос
Структура изучаемого курса
№ | Раздел курса | Количество часов | ||
всего | теоретические | практические | ||
Человек и экономика | 24 | 22 | 2 | |
2 | Проблемы социально-политической и духовной жизни. | 16 | 14 | 2 |
3 | Человек и закон | 22 | 20 | 2 |
4 | Итоговое повторение | 6 | 2 | 4 |
5 | Итого | 68 | 58 | 10 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ урока | Дата | Тема урока | Дом. задание | Метод обучения | Форма работы | Средства обучения, демонстрации | Требования к базовому уровню подготовки | Тип урока | Вид контроля, измерители |
Тема 1. Человек и экономика (24 часа) | |||||||||
1 | Экономика: наука и хозяйство. Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать основы экономической науки, измерители экономической деятельности Уметь анализировать источник, раскрывать на примерах изученные теоретические положения | ОНМ | УО | ||
2 | Экономика: наука и хозяйство. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика. | § 1 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция, тест | ОНМ | УО | ||
3 | Экономический рост и развитие. Понятие экономического роста. Факторы роста. Экстенсивный и интенсивный рост. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать сущность и особенности экономического роста и развития. Уметь решать познавательные задачи, анализировать источники, приводить аргументы, систематизировать материал в виде схемы-кластера, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах | ОНМ | УО | ||
4 | Экономический рост и развитие. Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП. | § 2 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
5 | Рыночные отношения в экономике. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ | Творчески-репродуктивный | Индивидуальная работа | Практикум | Знать сущность рыночных отношений в экономике. Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | ОНМ | УО | ||
6 | Рыночные отношения в экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. + Коррупция – тормоз экономического развития (антикоррупционный блок) | § 3 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
7 | Фирмы в экономике. Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать основы экономики производства. Уметь решать практические и познавательные задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | ОНМ | УО | ||
8 | Фирмы в экономике. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. + Антикоррупционные и антимонопольные меры (антикоррупционный блок) | § 4 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
9 | Правовые основы предпринимательской деятельности. Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать правовые основы предпринимательской деятельности Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами. | ОНМ | УО | ||
10 | Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы. | § 5 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
11 | Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать слагаемые успеха в экономике. Уметь решать практические, познавательные задачи, анализировать документ | ОНМ | УО | ||
12 | Слагаемые успеха в бизнесе. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. | § 6 | Творчески-репродуктивный | Индивидуальная работа | Практикум | ОНМ | УО | ||
13 | Экономика и государство. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать роль государства в экономике, способы его влияния на экономику страны. Уметь характеризовать основные экономические объекты, анализировать актуальную информацию об экономических явлениях. | ОНМ | УО | ||
14 | Экономика и государство. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | § 7 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
15 | Финансы в экономике. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, структуру и функции банковской системы, других финансовых институтов, инфляцию ее виды, причины, последствия. Уметь производить поиск информации в различных базах данных, готовить полный, развернутый ответ с использованием дополнительных источников информации. | ОНМ | УО | ||
16 | Финансы в экономике. Государственный бюджет. Государственный долг. Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. | § 8 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
17 | Занятость и безработица. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России. | Творчески-репродуктивный | Индивидуальная работа | Практикум | Знать: понятия темы, сущность рынка труда, факторы спроса и предложения на рынке труда, виды, причины и последствия безработицы. Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники, оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам | ОНМ | УО | ||
18 | Занятость и безработица. Безработица и государственная политика в области занятости в России. | § 9 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
19 | Мировая экономика. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, теории мировой экономики, основные тенденции государственной политики. Уметь решать практические задачи, анализировать источники, понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы | ОНМ | УО | ||
20 | Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы. | § 10 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
21 | Человек в системе экономических отношений. Рациональное поведение потребителя и производителя. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, основные законы и органы власти, защищающие права потребителя, принципы рационального поведения Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники | ОНМ | УО | ||
22 | Человек в системе экономических отношений. Рациональное поведение потребителя и производителя. | § 11 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и экономика». | Творчески-репродуктивный | Индивидуальная работа | Практикум | Умение применять знания на практике | ОСЗ, ПЗУ | Т | ||
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и экономика». | § 1- 11 | Творчески-репродуктивный | Индивидуальная работа | Практикум | Умение применять знания на практике | ПКЗУ | СР | |
Тема 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни. (16 часов) | |||||||||
25 | Свобода в деятельности человека. Свобода в деятельности человека. свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать и понимать взаимосвязь свободы и необходимости Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знании собственные суждения и аргументы по определённым проблемам. Писать творческие работы (эссе), аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | ОНМ | УО | ||
26 | Свобода в деятельности человека. Свобода в деятельности человека. свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества. | § 12 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
27 | Общественное сознание. Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного сознания. общественная психология и идеология. индивидуальное и общественное сознание. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, структуру общественного сознания, его сущность и особенности, связь общественного и индивидуального сознания. Уметь выделять существенные признаки, закономерности развития социальных объектов | ОНМ | УО | ||
28 | Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного сознания. общественная психология и идеология. индивидуальное и общественное сознание. | § 13 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
29 | Политическое сознание. Политическое сознание. Политика как общественное явление. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, структуру общественного сознания, его сущность и особенности, связь общественного и индивидуального сознания. Уметь выделять существенные признаки, закономерности развития социальных объектов | ОНМ | УО | ||
30 | Политическое сознание. Политическая система, ее структура и сущность. | § 14 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
31 | Политическое поведение. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать и применять на практике изученные теоретические положения и понятия социальных наук. Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни | ОНМ | УО | ||
32 | Политическое поведение. Политический экстремизм. Политический статус личности. Политическое участие. Политическое поведение. | § 15 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
33 | Политическая элита и политическое лидерство. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать признаки и сущность политических элит. | ОНМ | УО | ||
34 | Политическая элита и политическое лидерство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Роль СМИ в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах. + Номенклатура в СССР (антикоррупционный блок) | § 16 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
35 | Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Демографическая ситуация в современной России. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, тенденции развития семьи, сущность демографической проблемы современной России. Уметь производить поиск информации в различных базах данных, готовить полный | ОНМ | УО | ||
36 | Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | § 17 | Творчески-репродуктивный | Индивидуальная работа | Практикум | ОНМ | УО | ||
37 | Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в РФ. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем | ОНМ | УО | ||
38 | Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. | § 18 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
39 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни». | Творчески-репродуктивный | Индивидуальная работа | Практикум | Умение применять знания на практике | ОСЗ, ПЗУ | Т | ||
40 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни». | § 12-18 | Творчески-репродуктивный | Индивидуальная работа | Практикум | Умение применять знания на практике | ПКЗУ | СР | |
Тема 3. Человек и закон (22 часа) | |||||||||
41 | Современные подходы к пониманию права. Право в системе социальных норм. Система российского права. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, стадии законотворческого процесса в РФ, механизмы правового регулирования. | ОНМ | УО | ||
42 | Современные подходы к пониманию права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | § 19 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
43 | Гражданин Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации. Гражданство в РФ. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, права и обязанности гражданина, принципы гражданства, принципы альтернативной службы. | ОНМ | УО | ||
44 | Гражданин Российской Федерации. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. | § 20 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
45 | Экологическое право. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, экологические права гражданина, его ответственность за экологические правонарушения. Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения | ОНМ | УО | ||
46 | Экологическое право. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. | § 21 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
47 | Гражданское право. Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов. Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки | ОНМ | УО | ||
48 | Гражданское право. Имущественные права. Право собственности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. | § 22 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
49 | Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов Уметь моделировать ситуации по проблемам семейного права | ОНМ | УО | ||
50 | Семейное право. Права и обязанности родителей и детей. | § 23 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
51 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов Уметь решать практические задачи | ОНМ | УО | ||
52 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. | § 24 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
53 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, принципы гражданского процесса, стадии гражданского процесса, права участников процесса, особенности арбитражного процесса | ОНМ | УО | ||
54 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс. Особенности административной юрисдикции. | § 25 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
55 | Процессуальное право: уголовный процесс. Особенности уголовного процесса. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, права участников, особенности уголовного процесса | ОНМ | УО | ||
56 | Процессуальное право: уголовный процесс. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. + Антикоррупционное законодательство в России (антикоррупционный блок) | § 26 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
57 | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство. Конституционное судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, права участников, особенности административного процесса и конституционного судопроизводства | ОНМ | УО | ||
58 | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство. Основные нормы социального страхования и пенсионная система | § 27 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
59 | Международная защита прав человека. Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, принципы права участников, особенности международной системы защиты прав человека | ОНМ | УО | ||
60 | Международная защита прав человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | § 28 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
61 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и закон». | Творчески-репродуктивный | Индивидуальная работа | Практикум | Умение применять знания на практике | ОСЗ, ПЗУ | Т | ||
62 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и закон». | § 19-28 | Творчески-репродуктивный | Индивидуальная работа | Практикум | Умение применять знания на практике | ПКЗУ | СР | |
63 | Заключительные уроки. Взгляд в будущее. | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | Знать понятия темы, черты постиндустриального общества и его проблемы. Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. | ОНМ | УО | ||
64 | Заключительные уроки. Взгляд в будущее. +Новые вызовы - терроризм, коррупция, бедность (антикоррупционный блок) | § 29 | Информационно-развивающий | Беседа, коллективно-мыслительная деятельность | Лекция | ОНМ | УО | ||
65-68 | Итоговое повторение. | § 1-29 | Творчески-репродуктивный | Индивидуальная работа | Практикум | Умение применять знания на практике | ОСЗ, ПЗУ, ПКЗУ | СР, Т |