Объект и предмет социальной работы
Методическая разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obekt_i_subekt.pptx | 200.57 КБ |
tema_uroka.pptx | 255.94 КБ |
obekty_i_subekty_sotsialnoy_raboty.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Объект социальной работы человек , социальная группа или иная общность, нуждающиеся в решении социальных проблем, социальной помощи и поддержке посредством практики социальной работы .
Трудная жизненная ситуация – Ситуация объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как «сложная », вызывающая потребность в поддержке и помощи социальных служб.
инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности); неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры); сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти); безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи); малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий); конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями; ; одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ: состояние здоровья , которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы: это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица , подвергшиеся радиационному воздействию, семьи , в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;
служба и труд в экстремальных социальных условиях к этой группе лиц относятся: участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица , труженики тыла во время Великой Отечественной войны ( чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей; КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:
пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:
Девиантное поведение в его различных формах и видах: к этим категориям относятся: дети и подростки девиантного поведения; дети , испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица , вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи , в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:
трудное, неблагополучное положение различных категорий семей к этой группе населения можно отнести: семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:
особое положение детей ( сиротство, бродяжничество и другое) на этом основании целесообразно выделить следующие группы : самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости ); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:
бродяжничество, бездомность к этой группе относятся лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы; предродовое и послеродовое состояние это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей , находящихся в отпуске по уходу за ребенком; правовое (и в связи с этим социальное) положение л иц , подвергшихся политическим репрессиям и в последствии реабилитированных КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Субъект социальной работы – человек, социальная группа или иная общность, решающие социальные проблемы тех, кто нуждается в социальной помощи и поддержке в системе практики социальной работы
Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.
КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ организации, учреждения, в том числе государство со своими структурами, социальные службы различного подчинения; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения; общественные, благотворительные организации и их учреждения ; специалисты различных социальных служб, а также представители общественных, благотворительных организаций и частных социальных служб, профсоюзов; преподаватели социальных учебных заведений и их подразделений ; научные работники (исследователи).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Министерства образования Московской области
«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»
Методическая разработка конспекта урока
с использованием информационно - коммуникационной технологии
по дисциплине «Теория и методика социальной работы»
на тему: «Объекты и субъекты социальной работы»
Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Бакуева О.Н. |
2012-2013 учебный год
Цель: Формировать у студентов базовые представления об объектах и субъектах как компонентов социальной работы характеризуемой особым видом деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Охарактеризовать объекты социальной работы.
- Обозначить субъекты социальной работы.
Развивающие:
- Развивать у студентов навыки использования информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности.
- Совершенствовать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность)
Воспитательные:
- Воспитание потребности использовать информацию для решения субъективно значимых проблем.
- Прививать студентам правильное отношение к общечеловеческим ценностям.
В ходе проведения урока реализуется формирование следующих профессиональных компетенций:
общие компетенции (ОК), включающие способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
профессиональные компетенции (ОК), включающие способность:
| ПК-1.3 |
| ПК-1.4 |
| ПК-1.5 |
| ПК-2.2 |
| ПК-2.3 |
| ПК-2.4 |
| ПК-2.5 |
| ПК-3.2 |
| ПК-3.3 |
| ПК-3.4 |
| ПК-3.5 |
| ПК-5.2 |
| ПК-5.3 |
Вид урока: | Комбинированный |
Технологии, используемые на уроке: | Информационно - коммуникационной технологии |
Формы учебной деятельности студентов: | фронтальная. |
Основные понятия: | Система социальной работы, объект, социальной работы, субъект социальной работы. |
Материально- техническое оснащение | Компьютер, интерактивная доска, презентация по теме урока. |
Технологические этапы: | Организационный этап. 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап всесторонней проверки знаний. 4. Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний. 5. Этап усвоения новых знаний. 6. Этап закрепления новых знаний. 7. Этап информации студентов о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. |
Методы и приёмы: |
(Ребус) |
Конспект урока.
Организационный этап.
Определение отсутствующих. Проверка готовности студентов к уроку. Организация внимания. Приветствие студентов.
Добрый день уважаемые студенты! Сегодня мы продолжает с вами изучение второго раздела нашей дисциплины «Социальная работа в системе общественных отношений».
2. Этап проверки домашнего задания.
На прошлом уроке вы получили домашнее задание (составление презентаций на тему:
«Глобалистический подход к определению сальности социальной работы»). Пожалуйста, представьте свои материалы для анализа выполненной работы. (Выявление факта выполнения домашнего задания всеми студентами. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учащимися и принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено к следующему уроку).
3. Этап всесторонней проверки знаний.
Итак, на прошлом уроке мы охарактеризовали глобальные проблемы человечества, которые разрешаются в процессе социальной работы. Перечислите мне их пожалуйста.
Хорошо, молодцы, вы вспомнили все проблемы, и они касаются общества в целом. При изучении этой темы мы упоминали, что социальная работа выступает в качестве деятельности. А что она из себя представляет и из каких элементов состоит, мы с вами и будем знакомиться.
4. Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний.
Обратитесь, пожалуйста, к вашим компьютерам и откройте файл Power Point «Тема урока». Перед вами презентации, который позволит определить тему сегодняшнего урока. Переведите, слайд в режим выполните анимацию частей слов и вы получите тему сегодняшнего урока. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Объекты и субъекты социальной работы»
5. Этап усвоения новых знаний. (объяснение с использованием презентации Power Point)
Объектом социальной работы в ее широкой трактовке, по мнению В.П.Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиентом социальной службы. Однако чаще всего под понятием «клиент» понимаются определенные категории населения, нуждающиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.
В качестве клиентов могут выступать любая отдельная личность, группа, семья, социальные структуры, организации, общины (например, секта) или население какой-либо территории полностью или частично. Как правило, это — клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него возможности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обладать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.
Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникальная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойственные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жизни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индивидуальными проблемами клиентов являются семейные и внутриличностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.
Для обозначения общих проблем, объединяющих обратившихся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно отнести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, людей с различными формами зависимостей.
В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с которыми им предоставляются социальные услуги.
В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изменениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. Изучение условий жизни клиента и его личности позволяет ему более четко определить характер необходимой помощи. Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, определяются следующим образом:
- клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или нескольких проблем;
- клиент должен видеть в социальном работнике специалиста, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;
- клиент должен видеть в социальном работнике партнера в решении проблемных ситуаций.
Однако социальный работник руководит процессами оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту анализировать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за принятие решений социальный работник должен брать на себя только в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболевание или возраст). Таким образом, объектом социальной работы выступает трудная жизненная ситуация клиента, которую он не может разрешить самостоятельно в силу отсутствия знаний, опыта, недостаточных ресурсов или иных причин.
В качестве объектов социальной работы иногда рассматриваются сферы жизнедеятельности, среди которых важнейшими являются:
- сфера производства;
- сфера здравоохранения;
- сфера образования;
- сфера культуры;
- культурно - досуговая сфера;
- силовые структуры;
- пенитенциарная система;
- социально-этническая среда;
- сфера бытового обслуживания.
Субъектами социальной работы могут выступать:
- организации, учреждения, в том числе государство со своими структурами, социальные службы различного подчинения; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;
- общественные, благотворительные организации и их учреждения;
- специалисты различных социальных служб, а также представители общественных, благотворительных организаций и частных социальных служб, профсоюзов;
- преподаватели социальных учебных заведений и их подразделений;
- научные работники (исследователи).
В качестве ведущего субъекта социальной работы на федеральном уровне выступает Министерство здравоохранения и социального развития, которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.
Содержание социальной работы на федеральном уровне определяется законодательной и социальной политикой государства в масштабе всей страны. На региональном уровне социальная работа приобретает более содержательный характер. Местный уровень определяется адресной социальной деятельностью.
Среди субъектов социальной работы можно выделить административно-управленческие структуры, которые на различных стадиях государственной иерархии формируют и осуществляют социальную политику.
Важное значение имеет деятельность различных общественных объединений на местах, которые активно решают социальные проблемы как группы самопомощи.
6. Этап закрепления новых знаний.
Мы с вами рассмотрели один из первых элементов социальной работы как особого вида деятельности. И сейчас я попрошу вас выполнить задания. Откройте файл №2. В списке представлены перечень объектов и субъектов социальной работы и явления не входящие в категории объект-предмет. Ваша задача распределить их в таблице предложенной ниже.
Список .
Сфера производства.
Сфера здравоохранения.
Социальные службы различного подчинения.
Пенитенциарная система.
Старики .
Дети.
Культурно - досуговая сфера.
Администрации государственных предприятий.
Беспризорные дети.
Сфера бытового обслуживания.
Врачи.
Общественные организации.
Певцы.
Благотворительные организации.
Силовые структуры.
Культурно - досуговая сфера.
Хирурги.
Военнопленные.
Семья.
Несовершеннолетний
Инвалид.
Специалисты благотворительных служб.
Министерство здравоохранения и социального развития.
Преподаватели.
Обыватели.
Таблица.
Субъекты и объекты социальной работы.
Объекты | Субъекты | Не является Ни объектом, ни субъектом социальной работы. |
7. Рефлексия.
Каждый социальный работник должен осознавать значимость своей работы, то с кем придется ему работать и то, что он помогает клиенту анализировать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за принятие решений социальный работник должен брать на себя только в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболевание или возраст). При этом он должен четко представлять себе круг субъектов социальной работы имеющих возможности преобразовать трудную жизненную ситуации в лучшую стороны.
-Какие из объектов социальной работы мы можем встретить в повседневной жизни?
-Будет ли наша помощь расценена как социальная деятельность, почему?
-Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке больше всего.
8. Этап информации студентов о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Студентам предлагается описать круг знакомых, с указанием к какой из категорий как объект социальной работы относится каждый из них.