Нормы социальной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Министерства образования Московской области
«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»
Методическая разработка конспекта урока
с использованием технологии групповой технология и ИКТ
по дисциплине «Теория и методика социальной работы»
на тему: «Этические нормы социальной работы»
Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Бакуева О.Н. |
2012-2013 учебный год
Цель: Формировать у студентов базовые понятия социальной работы как профессии. Определить суть этических норм деятельности социального работника.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать пониманию студентов этических принципов и стандартов этики социальной работы.
- Обобщить этические принципы, отражающие ключевые ценности профессии, и установить ряд специфических стандартов этики, которые должны соблюдаться при проведении социальной работы.
- Определить стандарты, по которым социальные работники делают оценку неэтичности профессиональных действий своих коллег.
Развивающие:
- Развивать у студентов способности находить правильные подходы к разрешению возникающих ситуаций конфликта профессиональных обязанностей, а также ситуаций, характеризующихся неопределенностью или неясностью этического характера.
- Развивать у студентов навыки использования информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности.
Воспитательные:
- Продолжать развивать у студентов умения работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
В ходе проведения урока реализуется формирование следующих профессиональных компетенций:
общие компетенции (ОК), включающие способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
профессиональные компетенции (ОК), включающие способность:
| ПК-1.3 |
| ПК-1.4 |
| ПК-1.5 |
| ПК-2.2 |
| ПК-2.3 |
| ПК-2.4 |
| ПК-2.5 |
| ПК-3.2 |
| ПК-3.3 |
| ПК-3.4 |
| ПК-3.5 |
| ПК-5.2 |
| ПК-5.3 |
Вид урока: | Комбинированный урок |
Технологии, используемые на уроке: | Проблемное обучение, групповая технология (дискуссия в малых группах), ИКТ. |
Формы учебной деятельности студентов: | Групповая, индивидуальная. |
Основные понятия: | Этические нормы, этика социальной работы, этикет в социальной работе. |
Материально- техническое оснащение | Кроссворд на компьютере, таблица Этические нормы социального работника, презентация «Этические нормы социального работника». |
Конспект урока.
Организационный этап.
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности студентов к уроку.
Организация внимания.
Этап подготовки студентов к активному сознательному усвоению знаний.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о том, что каждая профессия в системе «Челове-Человек» базируется на особой, присущей только ей системе знаний как теоретического, так и практического характера. Системе знаний и установок, которая отличает профессионала в определенной сфере деятельности от непрофессионала. Что же это за система, и какие критерии в нее входят?
Работа в группах.
Вам предстоит обсудить следующие вопросы:
1. На чем должен опираться социальный работник в работе с клиентами?
2. Какими качествами должен обладать социальный работник?
3. Существуют ли правила работы социального работника?
Студенты должны выбрать представителя, который будет вести записи и расскажет о результатах дискуссии. Вопросы обсуждаются в течение 10 минут, после чего все группы объединяются, и представитель каждой группы рассказывает о результатах
дискуссии. Записи ведутся на доске. В результате обсуждения проводится поведение итогов.
Вы все совершенно правы, в своей работе социальный педагог должен опираться на совокупность таких категорий, принципы, правила общения и поведения, нравственные качества и предписания, регулирующие отношения между работниками социальных служб и между клиентами и социальными работниками.
Совокупность перечисленных категорий в профессиональной деятельности можно обозначить одним понятием, которое зашифровано в кроссворде, пожалуйста, попытайтесь отгадать кроссворд и дать четкое определение зашифрованному понятию. А кроссворд наш посвящен предыдущей теме: «Социальный работник как профессия», разделу: «Характеристика функций социального работника» Каждой группе выдано по вопросу к тесту, на который вы должны дать ответ.
э | в | р | и | с | т | и | ч | е | с | к | а | я | |||||||||
д | и | а | г | н | о | с | т | и | ч | е | с | к | а | я | |||||||
о | р | г | а | н | и | з | а | т | о | р | с | к | а | я | |||||||
а | к | т | и | в | и | з | а | ц | и | о | н | н | а | я | |||||||
п | р | а | к | т | и | ч | е | с | к | а | я |
По мере ответов группы педагог заполняет сетку кроссворда выведенного на экран.
И предлагает студентам определить слово, сложенное в кроссворде.
Итак, что же такое этика социального работника?
Каждая группа формулирует понятие самостоятельно.
Итак мы пришли с вами к выводу, что этика социального работника – это совокупность принципов , правил общения и поведения, нравственные качества и предписания, регулирующие отношения между работниками социальных служб и между клиентами и социальными работниками.
И теперь нам предстоит разобраться, что же такое этические нормы и этикет социального работника.
Этап усвоения новых знаний.
Лекционный материал с использованием презентации «Этические нормы социального работника».
Практическая этика социального работника включает внутреннюю и внешнюю нравственную культуру. Важны внешний вид работника, качество и внешний вид помещения, его удобство для посетителей, психологическая атмосфера и доверие к посетителям. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам — основа этикета социального работника.
Важнейшим понятием профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством требуют профессионального мастерства при решении всех задач и проблем населения. Долг специалиста перед своей профессией предполагает реализацию гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую значимость и престиж.
Изучение практики социальной работы на индивидуальном уровне позволило выявить следующие этические затруднения.
- Независимость и манипулирование: для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование.
- Патернализм и самоопределение клиента: патернализм допускает вмешательство социального работника в личную жизнь клиента для его же собственного блага. Для разрешения этого противоречия утверждается принцип информированного согласия, превращающего клиента в партнера.
- Конфиденциальность и частный характер сообщений: в отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия информации, например в случае угрозы со стороны клиента третьему лицу.
Законы и благополучие клиента: законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни. В некоторых случаях возможность обеспечения благополучия клиента вступает в противоречие с существующим законодательством.
Личные и профессиональные ценности: социальный работник может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или другим мотивам. Однако свой долг он обязан выполнить.
Необходимость говорить правду: не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако в отдельных случаях представляется этически оправданным скрыть правду или предложить «спасительную ложь» для их пользы [2].
Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам является подчинение своих действий единым для всего коллектива поставленным целям, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.
Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиентам заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента. За выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность.
Важнейший долг социального работника перед самим собой — поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника — это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких профессиональных качеств и ценности как специалиста и личности. Необходимость оказывать эффективное воздействие на сознание клиента является важным основанием для предъявления очень высоких требований к личности социального работника и его профессиональной подготовке, системе взглядов и мировоззрению.
Особую роль в практической этике социального работника играет нравственная культура, как внутренняя, так и внешняя:
- внешний вид работника;
- внешний вид помещения;
- удобство для посетителей;
- психологическая атмосфера доверия к посетителю.
Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам, а также предотвращает злоупотребление социальным работником своим статусом.
Социальный работник, приступая к работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи и его воззрение необязательно совпадет с убеждениями социального работника.
Этап закрепления новых знаний.
Сегодня мы обсудили с вами основные этические нормы социального работника. И сейчас вам предстоит обсудить, какие этические профессиональные нормы должны быть отнесены к каждой из предложенных групп.
Группам раздаются бланки задания. Студенты обсуждают какие именно этические нормы можно отнести к представленным группам.
1. | Поведение и облик социального работника | |
2. | Этические обязательства по отношению к своим клиентам | |
3. | Этические обязательства по отношению к своим коллегам | |
4. | Этические обязательства по отношению к организациям, с которыми осуществляется сотрудничество | |
5. | Этические обязательства по отношению к своей профессии | |
6. | Этические обязательства по отношению к обществу. |
Этап информации студентов о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
Подводя итоги нашей работы , мне бы хотелось, еще раз остановиться на основной цели этики социальной работы, которая заключается в обеспечении и поддержании социально-одобряемых моделей профессиональной деятельности социального работника.
Вашим домашним заданием будет выполнение творческой работы. Составьте памятку социальному работнику «Этика социального работника».