Формирование у студентов представления о социальных проблемах общества как объекта социальной работы

Бакуева Оксана Николаевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Не остаться слепым к чужой беде" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_ostatsya_slepymi_k_chuzhoy_bede.docx56.4 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»

Методическая разработка

Урока с использованием проблемного обучения информационно-коммуникационных и групповых технологий

Конкурс проектов

«Не остаться слепыми к чужой беде»

2013 год

Рассмотрено и одобрено

на заседании ПЦК

социально-экономических дисциплин.

Председатель комиссии              

____________________   Бакуева О.Н.

Протокол №2 от 30.10.2013 года.

Цель:  формировать у студентов представления о социальных проблемах общества как объекта социальной работы.

Образовательная: продолжать учить определять причинно-следственные связи в представленных ситуациях, планировать меры по разрешению ТЖС.

Развивающая: Учить анализировать представленные материалы, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать результаты и разрешать поставленные проблемы.

Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству художников, писателей, кинематографистов.

Дидактическое обеспечение и оснащение:

Мультимедийных  проектор,  призенаци  с изображением социальных явлений, ролики  из кинофильмов и анимационных фильмов о социальных проблемах пожилых,  инвалидов  и  детей.

Ведущие: ведущий – преподаватель дисциплины «Теория и методика социальной работы».

Эксперты (жюри): преподаватели литературы и  мировой художественной культуры.

Участники: студенты разделены на три группы, в каждой из которых назначается   руководитель, представляющий проект группы. Выбор социальной проблемы проводится за 2  неделю до проведения мероприятия  по жеребьевке.

Номинации:

«Доброе слово!» - за лучшую подачу информации по литературным источникам.

«Всевидящее око!» -  за лучшую подачу информации  по кинематографии.

«Жизнь в картинах!»  -  за лучшую подачу информации  по живописи.

Кубок победителей конкурса «Не остаться слепыми к чужой беде»

Категории:

  • проблемы семьи и детства;
  • нищета;
  • старость, болезнь одиночество.

Предшествующая работа: подготовка домашнего задания для каждой из групп студентов:

  1. На основе иллюстраций  живописи  рассказать о заявленной социальной  проблемеи  творчестве художников ее  отражающих.
  2. Подобрать литературные произведения, в которых отражаются социальные проблемы.
  3. Подготовить 2 ролика их кинофильмов или  анимационных фильмов,  где отражены социальные проблемы.

Ход мероприятия

На экране показывается ролик социальной рекламы «Не остаться слепыми к чужой беде».

Ведущий.Здравствуйте  уважаемые студенты и гости нашего сегодняшнего мероприятия,  которое мы так и решили назвать «Не остаться слепым к чужой беде». Мы будущие социальные работники  хорошо знаем, что очень часто люди  просто не замечают тех, кому на самом деле необходима помощь со стороны другого человека.

Каждый социальны  работник  в  своей профессиональной компетентности   безошибочно может  увидеть человека нуждающегося в  социальной помощи и защите, он остро чувствует проблемы других людей, он без проблем может  установить причину возникновения ТЖС   и пути ее разрешения. Он никогда не сможет пройти мимо чужого горя.

Но проблемы пожилых людей и инвалидов, беженцев и людей без постоянного места жительства, детей-сирот, беспризорных и безнадзорных должны быть близки не только людям профессиональной направленности. Ведь социальная защита граждан страны -  показатель социального благополучия, социальной культуры всего государства.

Вот поэтому, сегодня мы и посмотрим, как  воспринимается обществом  социальные проблемы и как они отражаются  в художественных произведениях литературы, живописи и кинематографа.  Вам  было дано домашнее задание,  результаты которого мы с вами обсудим, а сделать выводы по окончанию работы нам помогут наши эксперты, которые в результате подведут итоги нашего мероприятия.

Мы с вами разыграем очередность выступления ваших команд. Приглашаю руководителей ваших групп. (Проводится жеребьевка).

Итак, начинает группа под номером один.

Все группы  представляют свои проекты. Жюри фиксируют результаты оценивая выступление по следующим категориям: красочность,  лаконичность и содержательность материала, реальность отражения проблемы в эпизоде, умение трактовать  увиденное и услышанное.

Ведущий

Итак, мы с вами познакомились с первой проблемой социальной работы ……….

Как вы думаете, а какие еще  примеры  вы можете привести  пример по заслушанному выступлении. (Обсуждение проблемы).

Между выступлениями  ведущий представляет следующую группу.

Итак, подведем итоги нашей работы и перечислим, какие именно социальные проблемы  являлись во все времена острыми и злободневными. Вы совершенно правы  мы часто сталкиваемся с проблемами  инвалидности, сиротства,  беспризорности, нищеты, проблемами беженцев и переселенцев, а так же старости и одиночества. И оставаться  глухими и слепыми к этим проблемам  нельзя. А научиться  видеть их, сопереживать им, исправлять их  может каждый человек, и искусство поможет ему в этом. Сегодня наши эксперты убедились не только в том, что вы  как социальные работники  будете успешными профессионалами, но и в том, сто у вас богатый  внутренний  мир и вы понимаете значимость каждого человека в таком великом деле как милосердие.

И сейчас  будут объявлены результаты конкурса.

Я поздравляю всех участников нашего конкурса  с победой  и желаю Вам не оставаться слепыми к чужой беде и быть духовно готовыми предложить ближнему руку помощи, не ожидая  одобрения как в стихотворении. «Вишня»  Михаила Исаковского.

Материалы  в помощь к выполнению домашнего задания.

Богородский Фёдор Семёнович

(1895-1959)

Беспризорник (1925)

Выходец из семьи нижегородского адвоката, Богородский приехал в Москвуучиться на юриста. Поступив в университет, он с близился с футуристами. Вовремя мировой, а затем гражданской войны Богородский был военным лётчиком, комиссаром Донской флотилии и чекистом. В 1922-1924 гг. он училсяв Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), где им быливосприняты принципы отношения к натуре, точность индивидуальной характеристики в портрете и мощная живописная пластика. Полученные Богородским уроки реалистической живописи, подкреплённые его собственным темпераментом, наиболее ярко проявились в серии портретов, которые изображали беспризорных детей. Одним из портретов этой серии, получившей высокую оценку художественной общественности страны, является картина«Беспризорник». Картина хранится в Нижегородском государственномхудожественном музее.

Боттичелли Сандро

(ок. 1445-1510)

Брошенная (ок. 1495)

Расцвет творчества Боттичелли приходится на время правления семействаМедичи – периода процветания новой ренессансной культуры. Очарованныйантичной цивилизацией, которая была заново осмыслена в эпоху Возрождения, он создаёт непревзойдённые образцы поэтической живописи. Слава Боттичелли выходит за пределы его родной Флоренции, и по приглашению Римского папы он принимает участие в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. В старости Боттичелли увлекается идеями Савонаролы – проповедникааскетизма. Ощущения трагизма и надломленности пронизывают картину«Брошенная», а также другие его произведения позднего периода. Названиеэтой картины условно, а предположительно она называется «Аллегория добродетели». Картина хранится в Собрании Роспиглиози (Рим).

Брейгель Старший Питер

(ок. 1525-1569)

Калеки (1568)

Самым крупным нидерландским мастером середины 16 в. считается ПитерБрейгель Старший, прозванный «мужицким». О нём известно только то, чтоон происходил из крестьянской семьи. В 1552-1553 годах Брейгель предпринял путешествие в Италию, побывав в Неаполе, Риме и на Сицилии. Вернувшись на родину, он поселился в Амстердаме, а затем перебрался в Брюссель.Брейгель оказался в водовороте борьбы против владычества испанцев, которые огнём и мечом пытались подавить вспыхнувшее народное восстание. Всёэто получило отражение в его творчестве, а найти новое средство для изображения реальной жизни ему помогли фантастические картины Босха. Фантастика Босха была перенесена им в повседневную жизнь в виде гротескныхпроизведений, полных горечи и внутреннего разочарования. Одним из такихпроизведений является картина «Калеки», написанная Брейгелем за год досмерти. На фоне ярко-зелёной травы теснятся жалкие человеческие обрубки,а красные кирпичные стены ещё больше усиливают ощущение трагичностипроисходящего вокруг. Картина хранится в Лувре (Париж).

Васнецов Виктор Михайлович

(1848-1926)

С квартиры на квартиру (1876)

Прежде чем стать художником, Васнецов в течение пяти лет учился в Вятке вдуховной семинарии. Однако затем он увлёкся искусством и поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в1867-1868 гг. учился под руководством Крамского. Творческая биографияВаснецова отчётливо делится на два больших периода, граница между которыми проходит в конце 19 в. В первом из этих периодов он следовал принципам социально-критического жанра, которые были характерны для передвижников. Соединяя в себе иронию и сострадание, эти принципы былиблизки поэтике Достоевского. Подъём общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 в. привёл к решительным сдвигам в творчестве Васнецова, который обратился к темам фольклорной мифологии. Он радикально реформировал русский исторический жанр, сочетаяреалии, воспроизведённые с археологической достоверностью, с волнующейатмосферой легенды (картины «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Алёнушка», «Три богатыря» и др.). Картина «С квартиры на квартиру» принадлежит к раннему периоду творчества Васнецова, когда среди героев его произведений была в основном петербургская беднота. На ней изображена чета петербургских стариков, меняющая жилище. Согнутая нищетойи старостью, она особенно жалко выглядит на фоне гордо возвышающейсяПетропавловской крепости. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Верещагин Василий Васильевич

(1842-1904)

Нищие в Самарканде (1870)

Картина «Нищие в Самарканде» была написана Верещагиным во время егопребывания в Туркестане, где он изучал нравы и обычаи феодального Востока. Восточная экзотика, а также нарядные и яркие костюмы не заслонили отнего нищету и бесправие народа. Картина хранится в ГосударственнойТретьяковской галерее (Москва).

Гун Карл Фёдорович

(1830-1877)

Попался! (1875)

Латышский живописец Гун учился в Петербургской академии художеств, азатем жил и работал в Париже. Он был профессором этой академии, а такжечленом Товарищества передвижных художественных выставок. Гунн известен как автор сценок из жизни городской и деревенской бедноты Нормандии,а также жанровых исторических картин. Он был первым из профессиональных художников, кто обратился к собственно латышской тематике. Картина«Попался!» была написана во Франции, где в середине 70-х годов Гунн находился на лечении. Её сюжет, взятый из местного крестьянского быта, он описывал следующим образом: «Мальчик, желающий улизнуть к товарищам играть, наткнулся на отца». Бесхитростность мотива картины показывает, что в ограничных произведениях передвижников отражался их всегдашний интерес к народной жизни, заключавшийся в стремлении воплотить в искусствепрежде всего общечеловеческие черты, которые не разделяют, а сближаютнароды между собой. Картина «Попался!» экспонировалась на пятой выставке, ставшей последней при жизни Гуна. Скоротечная чахотка сразила его врасцвете творческих сил, когда он сам считал своё положение в искусствеполностью упрочившимся, а жизненные условия позволили ему обзавестись

семьёй. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее(Москва).

Делакруа Эжен

(1798-1863)

Сирота на кладбище (1824)

Ходили упорные слухи, что Делакруа был незаконнорождённым сыномШарля Талейрана, который при Наполеоне возглавлял министерство иностранных дел, а впоследствии – французскую делегацию на Венском конгрессе 1814-1815 гг. Он рос сущим сорванцом, который к трём годам уже«вешался, горел, тонул и травился». Более спокойным оказались годы учёбыв лицее, где Делакруа проявлял большие способности к словесности и живописи, получая призы за рисунок и знание классической литературы. Настоящая страсть к живописи зародилась в нём в Нормандии, где он обычно сопровождал своего дядю, когда тот отправлялся рисовать с натуры. Первуюкартину Делакруа написал в 1822 г., но настоящий успех постиг его через двагода, когда в художественном салоне им была выставлена «Резня на Хиосе»,описывающая ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал последнюю картину Делакруа «жутким гимном року и страданию», амногие критики упрекали его в чрезмерном натурализме. Тем не менее он

уже заявил о своих амбициях, подкрепив их новой картиной «Сирота накладбище». Картина хранится в Лувре (Париж).

Де Хох Питер

(1629-1684)

Больное дитя (1670-1679)

Голландские жанристы впервые в европейской живописи рассказали в своих

картинах о жизни человека, протекающей в кругу его семьи. Они заглянули

во внутренние дворики городских жилищ, на кухни и в нарядные гостиные.

Обратившись к теме повседневного быта, голландские художники научились

передавать её с удивительной жизненной достоверностью, открыв в ней мир

своеобразной поэзии и тёплых человеческих чувств. Одним из самых про-

никновенных певцов голландской семьи был де Хох. Он родился в Роттерда-

ме, а учился в Харлеме. Последние два десятилетия своей жизни де Хох про-

жил в Амстердаме, но период его творческого расцвета связан с Делфтом.

Художественная атмосфера этого небольшого города помогла раскрыться его

лирическому дарованию. Маленькие шедевры де Хоха изображали сцены из

жизни голландских бюргеров, происходящие в уютных интерьерах их домов

или небольших тщательно уложенных двориках. Одним из них является

«Больное дитя». Мирным покоем дышит атмосфера комнаты с зажжённым

камином, а также радостным блеском делфтского фаянса на стене. Нетороп-

ливы жесты служанки и матери у колыбели. Только вспышка яркого света,

падающего из окна на стену, вносит тревожную ноту в этот ясный и спокой-

ный мир. Картина хранится в Государственном музее изобразительных

искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

Ерменёв Иван Алексеевич

(1746 - после 1797)

Поющие слепцы (1770-е гг.)

Сын придворного конюха, Ерменёв окончил Петербургскую академию художеств, а затем Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже. Онприсутствовал при взятии Бастилии и сделал ряд зарисовок, по которым воФранции была исполнена гравюра с надписью «Сделано во время действия».В начале 1770-х годов Ерменёвым были созданы акварели, изображающиежизнь крестьян. Они включают в себя картины «Поющие слепцы», «Крестьянский обед» и «Нищие». Первая из этих картин, изображающая поющихслепцов на деревенской улице, синтезирует все отдельные изображения: вней показаны слепцы, сидящие кружком, а также слушающие их крестьяне,которые задумались и подпевают им. Ерменёв достиг исключительной силы трактовки образа русского крестьянина, передав его зрелую мудрость и величие духа, а также стойкость в несчастьях. В картине «Поющие слепцы» идругих акварелях из жизни крестьян он воплотил титаническую мощь родного народа, скованного тяжёлой долей. Картина хранится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).

Зеленцов Капитон Алексеевич

(1790-1845)

Деревенская семья

Имея постоянную работу в Министерстве внутренних дел, а затем в Канцелярии его императорского величества, Зеленцов в свободное время рисовал,копируя мастеров Эрмитажа. Он брал уроки живописи у известных художников, например у Венецианова. Зеленцову было предопределено стать известным благодаря своим интерьерам, хотя он ещё занимался портретами, писалжанровые сцены, а также увлекался офортом и литографией. Одна из жанровых сцен изображена на его картине «Деревенская семья», время созданиякоторой точно не известно. Картина хранится в частном собрании (Моск-

ва).

Иванов Сергей Васильевич

(1864-1910)

В дороге. Смерть переселенца (1889)

Художественное образование Иванов получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился у Прянишникова, а также в Петербургской академии художеств. Он был членом Товарищества передвижныххудожественных выставок с 1899 г., а также одним из основателей Союзарусских художников (1903). Иванов принадлежал ко второму поколению художников-передвижников, существенно обновивших изобразительный языкпредставителей старшего поколения. Он много путешествовал по России,проходя долгие маршруты вместе с крестьянами, покидавшими родные места

в поисках лучшей доли. Неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, Иванов стремилсяк остродраматическому искусству, чутко передающему «биение человеческой души». Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых,«скорбных» по колориту картинах о переселенцах. «В дороге. Смерть переселенца» – первая картина Иванова, которая принесла ему славу. Она былаещё близка раннему творчеству передвижников повествовательностью мотива и подробно прописанными деталями, но взгляд на происходящее выраженв ней уже по-новому. Трагический финал – смерть кормильца, одиночествоосиротевшей семьи – подчёркивается пустынным пейзажем выжженной сте-

пи. Нелепо торчащие вверх оглобли повозки усиливают впечатление безысходности произошедшего. В произведении активнее использованы художественные средства композиции, а поэтический подтекст играет большую роль,нежели у реалистов старшего поколения. Картина хранится в Государствоенной Третьяковской галерее (Москва).

Клодт Михаил Петрович

(1835-1914)

Больной музыкант (1859)

Сын выдающегося русского скульптора, Клодт получил образование в Академии художеств. В 1861 г. за картину «Последняя весна» он получил большую золотую медаль, а также право на заграничное пенсионерство. В качестве пенсионера Академии художеств Клодт в течение трёх лет жил за границей (Мюнхен). В его лучших произведениях получила отражение повседневная жизнь простого народа («Деревенские красавицы», «Возвращение споля» и др.). За эти произведения Клодт в 1867 г. получил звание академика,а через пять лет – профессора. Он был одним из членов-учредителей Това-

рищества передвижных художественных выставок, а также Общества русских акварелистов. Клодт преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, вёл занятия по акварели в Училище барона Штиглица, былрисовальщиком при экспедиции Императорской археологической комиссиина Таманском полуострове (1869-1871), а последние двадцать лет служилреставратором в Эрмитаже. В ряде своих произведений Клодт обращался ктемам горя и страданий, вызывавшим у него чувство сострадания. Одним изэтих произведений является картина «Больной музыкант», на которой изображён человек, угасающий от чахотки. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Корин Павел Дмитриевич

(1892-1967)

Нищий (1933)

Русский художник Корин, окончивший в 1916 г. Московское училище живописи, ваяния и зодчества, с молодости мечтал о создании большого полотна,которое было бы сопоставимо по своим масштабам с картиной Иванова «Явление Христа народу». Его мечта окончательно оформилась в 1925 г., когда вДонском монастыре, представлявшем собой духовный центр Русской православной церкви, происходило отпевание патриарха Московского и Всея РусиТихона. Многочисленная толпа верующих вдохновила Корина на созданиекартины, которую Горький предложил назвать «Русь уходящая». В ней были

молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи имолодые монашенки, калеки и нищие, а также простые миряне. Все они уходили в прошлое не только с непреклонной верой, что их уход носит временный характер, но и с надеждой на возвращение и убеждённостью в правоте исвятости своего дела. Хотя в результате прямых угроз со стороны НКВД Корин в тридцатые годы прервал работу над реализацией своего грандиозногозамысла, в его русле им были созданы замечательные портреты-типажи, одним из которых стала картина «Нищий». Картина хранится в Доме-музееКорина (Москва).

Маковский Владимир Егорович

(1846-1920)

Посещение бедных (1874)

Будучи непревзойдённым мастером короткого и яркого рассказа, Маковскийв своих многочисленных полотнах показал жизнь почти всех социальныхгрупп и сословий России. На его картинах оживают купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний, разночинная интеллигенция и трудовой люд - ремесленники, мастеровые и крестьяне, мещане и обыватели разных возрастов и характеров, приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты,солдаты и жандармы. Современники Маковского сообщают, что когда егопопросили показать своих натурщиков, он указал на шумную улицу и сказал:

«Вот мои натурщики!». Постепенно юмористическая окраска картин, присущая ему первоначально, становилась несколько иной. В работах Маковскогостали появляться тревожные ноты, напоминавшие зрителю о человеческойнесправедливости, об униженных и оскорблённых. Одной из этих работ, показывающих яркие контрасты между нищетой и достатком, является картина«Посещение бедных». Раскрытию её сюжета подчинены используемые живописные средства: сочные краски выделяют центральную фигуру благотворительницы в дорогой собольей шубе с ярким, порозовевшим от мороза лицом, делая её ещё более чужой в убогом жилище, где всё – и лица, и обстановка, и одежда – дано в мягких, приглушённых тонах. Картина хранится вГосударственной Третьяковской галерее (Москва).

Максимов Василий Максимович

(1844-1911)

Больной муж (1881)

Будущий художник Максимов родился в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, он был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи. В 1863 г. Максимов поступил вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств. Пройдя весь академическийкурс за три года, он отказался от конкурса на большую золотую медаль. «Япротив заграничной поездки, – говорил он, – потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя». Получив в 1866 г. звание классного художника третьей степени, Максимов отправился в Тверскую губернию на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года он совершил поездку по Волге, которая оставила ему массу ярких впечатлений о жизни народа.Максимов создал целую серию картин, посвящённых жизни бедняков. Крамской сказал о его работах, что «сам народ написал свою картину». Одной изработ, в которых Максимов развивал близкую для себя тему, стала картина

«Больной муж». На ней изображены больной деревенский мужик, а такжескорбная женская фигура, склонившаяся у икон. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Мурильо Бартоломе Эстебан

(1618-1682)

Маленький нищий (1650-е гг.)

Картина «Маленький нищий», приобретённая Лувром в 1858 г., относится кранним работам Мурильо, которого называют последним мастером «золотого века» испанской живописи. Он был одним из основателей, а также первымпрезидентом Академии художеств в Севилье (1660). С 1650-х гг. Мурильонасыщает свои работы золотистой светотенью, создавая сцены из жизни богоматери, передающие национальный тип испанской женщины. Реалистические черты его творчества наиболее полно проявились в новаторских жанровых картинах, героями которых были маленькие обитатели севильских улиц,изображавшиеся им с особой лиричностью, а иногда и с добрым юмором. Ихможно обнаружить и в картине «Маленький нищий», в которой умело подобранная цветовая гамма позволила Мурильо почти с натуралистической точностью показать лохмотья мальчика, а также детали интерьера. Картинахранится в Лувре (Париж).

ПименовЮрий Иванович

(1903-1977)

Инвалиды войны (1926)

Будущий лауреат Государственной (1947, 1950) и Ленинской (1967) премий,Пименов всегда хотел быть художником современности, воплощающим сегодняшнее, соответствующее духу и облику каждого бегущего дня ощущение жизни. В 1920-1924 гг. он учился в Высших государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас), созданных Советским правительством с целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования. Вместе с другими студентами Пименовучаствовал в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, на базе которой было создано Общество станковистов (ОСТ). Его страстью были «футбол, бокс, заводская архитектура, подъёмные краны – всё самоновейшее, самонаисовершенное». Однако остовцыхотели сделать остросовременным весь строй своего искусства, а не толькоего тематику. Поэтому они обратили внимание на немецкий экспрессионизмс его резким, порой гротескным изобразительным языком. В экспрессионистской манере Пименов написал ряд картин, включая «Инвалидов войны» сбезглазыми масками вместо лиц. Картина хранится в ГосударственномРусском музее (Санкт-Петербург).

Пржецлавский Константин Леонардович

(1827-1876)

Семейство бедного художника и покупатель картин (1857)

Родиной Константина Леонардовича (по другим сведениям – Леонидовича)Пржецлавского был малороссийский город Винница. После окончания мест-ной гимназии (1844) способный к художественному делу юноша отправилсяв Петербург, где стал вольноприходящим учеником Академии художеств. В1855 г. молодой живописец был представлен работой «Русские в 1812 году»,а в последующие годы появляются и другие его работы. Одной из них сталаработа «Семейство бедного художника и покупатель картин», за которуюПржецлавский получил малую серебряную медаль. В 1860 г. Пржецлавскийдолжен был участвовать в конкурсе на золотую медаль, но был исключён изчисла конкурсантов по формальному признаку – ему к тому времени былобольше тридцати лет. В 1862 г. ему было присвоено звание художника с правом на чин XIV класса, но никаких сведений о его дальнейшей творческойдеятельности не сохранилось. По одной из догадок, причиной данного обстоятельства могло стать тяжёлое материальное положение семьи Пржецлавского, которое вынудило его прекратить занятия любимым делом. В пользуэтой догадки говорит его картина «Семейство бедного художника и покупатель картин», которая явно несёт в себе автобиографическое начало. Картина хранится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).

Прянишников Илларион Михайлович

(1840-1894)

Калики перехожие (1870)

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины 19 в.,Прянишников отразил в своём творчестве важнейшие тенденции развитияреалистической живописи, став яркой фигурой поколения передвижников.Уже в первых его работах отчётливо проявились черты художественного таланта: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, а также сочные цвета живописи. Широкую известность получила картина «Эпизод из войны 1812 года», впервыеизобразившая Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедноодетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в ней как истинные творцы победы над армией Наполеона.Одной их первых значительных работ Прянишникова, в которых уже явственно звучат социальные мотивы, является картина «Калики перехожие»,изображающая страдания бездомных нищих. В Древней Руси слово «калика»обозначало человека, который много странствовал и побывал в святых местах. Совершив паломничество к святым местам, неимущие калики пользовались особым уважением и нередко уже на всю жизнь оставались перехожимипросителями милостыни, посредством которой они добывали себе пропитание. За картину «Калики перехожие» Прянишников получил звание классного художника первой степени, присуждавшееся Академией художеств. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Пюви деШаванн Пьер

(1824-1898)

Бедный рыбак (1881)

Творчество Пюви де Шаванна воспринималось и до сих пор воспринимаетсядовольно неоднозначно, но одно несомненно: он является одним из выдающихся французских живописцев-монументалистов конца 19 в. Художникрасписал множество общественных зданий, среди которых Пантеон и Сорбонна в Париже, дворец Лоншан в Марселе, музей в Лионе, Дворец искусствв Руане и Публичная библиотека в Бостоне. Его произведениям свойственнывеличественная архитектоника, светлый колорит, ритмическая линия, а такжеупрощённость форм и статичность персонажей, которые указывают на него

как на продолжателя традиций итальянской фресковой живописи. На картинах художника оживают идеализированные изображения античности – мира,где царят добро и справедливость. Живописи Пюви де Шаванна чужды настроения тоски и меланхолии, характерные для многих его современников.Исключение составляет его знаменитая картина «Бедный рыбак». Рыбак, застывший в сосредоточенном размышлении, кажется неким символом скорби,а пейзаж, написанный бледными красками, воспринимается как условныймир, который созвучен внутренним переживаниям героя. Картина хранится в Музее Орсе (Париж).

Рембрандт Харменс ван Рейн

(1606-1669)

Нищий, сидящий на кочке (1630)

Выдающийся голландский художник Рембрандт известен не только как живописец, но и как мастер офорта, представляющего собой разновидность гравюры. Персонажей для своих офортов он находил в самых низах городскогонаселения среди нищих, калек, бродяг, оборванцев, побирушек, убогих старух, уличных торговцев, картёжников и ярмарочных актёров. Примером раннего рембрандтовского офорта на сюжет из повседневной жизни может служить изображение нищего, сидящего на кочке. Оно известно также под названием «Автопортрет в образе нищего». Офорт хранится в собрании Я. ДеБрёйна (Нидерланды).

Скадовский Николай Львович

(1846-1892)

Бесприютные (1870-е)

Известный в конце 19 в. мастер бытовых картин Скадовский родился на Украине в семье богатого помещика, который старался дать сыну подобающееположению образование. Поэтому после окончания в 1865 г. Одесской гимназии имени Ришелье он уезжает в Москву и становится студентом медицинского факультета университета. Возможно, в будущем из него и получилсябы неплохой медик или известный юрист (в 1866 г. он перешел на юридический факультет), если бы не возрастающая с каждым студенческим курсомстрасть к живописи. Поэтому после окончания университета и Московского

училища живописи, ваяния и зодчества (студент юрфака посещал его вольнослушателем все годы учёбы в Москве) Скадовский уезжает в Германию,где поступает в Академию искусств Дюссельдорфа (1870). В 1876 г. он возвращается на родину, живя и работая в отличных условиях отцовской усадьбы. Однако молодому и активному художнику требуется естественное общение с коллегами. В 1879 г. Скадовский поселяется в Одессе, выставляясь намногочисленных российских экспозициях и сотрудничая с Обществом

 южнорусских художников. Всего им было написано свыше ста картин, большинство из которых появлялось на выставках в южных городах России. Хотяего картины по манере письма несколько сухи и не блещут особой колоритностью, в них много характерных типов, а их содержание представляет несомненный интерес. За картину «Бесприютные» в 1883 г. он получил премиюОбщества поощрения художников. Картина хранится в Ростовском областном музее изобразительных искусств.

Суриков Василий Иванович

(1848-1916)

Юродивый на коленях (1884-1887)

Одной из самых больших и серьёзных русских картин является «БоярыняМорозова», написанная Суриковым в 1887 г. В процессы работы над ней имбыло создано множество замечательных портретов, пейзажей, а также на тюрмортных и интерьерных композиций, которые имеют вполне самостоятельное эстетическое значение. Одним из предварительных набросков, фиксирующих замысел произведения Сурикова, является картина «Юродивый наколенях», которая была написана им со знакомого нищего из подмосковнойдеревни. Юродивым на Руси называли христианского аскета-безумца или человека, принявшего вид безумца. Он пользовался большим почётом у верующих, которые приписывали ему дар предсказания будущего. Картинахранится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).

Тропинин Василий Андреевич

(1776-1857)

Нищий старик (1823)

Выходец из семьи крепостных, Тропинин учился живописи в Академии художеств. Его произведения показывают глубокое понимание им той среды,откуда он сам вышел. Картина «Нищий старик» была написана Тропининымв 47-летнем возрасте, когда он получил свободу. За неё и ряд других картинон получил звание назначенного в академики, а через год – академика. Картина хранится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).

Хайес Франческо

(1791-1882)

Беженцы из Парги (1831)

Один из ведущих художников итальянского романтизма середины 19 в.,Франческо Хайес известен своими историческими картинами, а также политическими аллегориями и прекрасными портретами. Он работал в основном срелигиозными, историческими и мифологическими сюжетами. Кроме того,Хайес был замечательным портретистом – многие знаменитые люди Италиипочитали за честь позировать ему при написании портрета. Его картина «Беженцы из Парги» посвящена одному из эпизодов героической борьбы, которую вели жители небольшого греческого городка протии турецкого владыче-

ства. Когда в их местах появились турки, жители Парги построили новуюкрепость и сопротивлялись их нашествию. В 15 в. они заключили союз с Венецией, который просуществовал в течение трёх столетий. Али-паша Янинский, который номинально был вассалом Османской империи, а фактическиправил Албанией и частью Греции, хотел захватить Паргу, но безуспешно.Паргиоты победоносно отбивали все его попытки, ища случая войти в составИонической республики, представлявшей собой первое национальное греческое государство. Пользуясь тяжёлым положением их города, им овладелиангличане, которые в 1819 г. передали его Али-паше. Не желая оставатьсяпод турецким владычеством, почти все жители Парги бежали из неё. Картина хранится в Пинакотеке Тозьо Мартиненьо (Брешиа, Италия).

Цзян Чжаохэ

(1904-1986)

Беженцы (1943)

Китайский живописец и график Цзян Чжаохэ сочетал приёмы европейскогоискусства, а также национальной живописи «гохуа». Обычно китайские художники писали свои картины на длинах полосах шёлка или бумаги, которыезатем оформлялись в виде картин-свитков (вертикальных или горизонтальных). Помимо специальных водяных красок, излюбленным материалом многих из них была чёрная тушь. Используя её тончайшие оттенки, китайскиехудожники создавали впечатление богатой цветовой гаммы. Кроме того, уних отсутствовала линейная перспектива, характерная для работ европейскиххудожников. Ещё в раннем Средневековье в китайской живописи обособились различные жанры – «цветы и птицы», «растения и насекомые», «люди ипредметы» и др. В последнем жанре и работал Цзян Чжаохэ, создававшийсвои произведения на основе глубоких жизненных наблюдений. В этих произведениях он с большой яркостью передал страдания китайского народа впериод 30-х – 40-х годов, когда в стране бесчинствовали японские агрессоры.Наибольшей силы выразительности Цзян Чжаохэ достиг в картине «Беженцы», в которой с потрясающим реализмом рассказывается о тяжёлых народных бедствиях в тот период. Эта картина представляла собой огромный свиток около 30 метров длины и более 2 метров высоты, который после однодневного показа на выставке в Шанхае был конфискован японскими захватчиками и обнаружен лишь в 50-х годах в сильно повреждённом виде. Картина хранится в музее Гугун (Пекин).

Ярошенко Николай Александрович

(1846-1898)

Заключённый (1878)

Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывал непреодолимую тягу к живописи и начал посещать Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, где он занимался у Крамского, а затем сталвольнослушателем Академии художеств (1867-74). В круг его личных знакомств входили выдающиеся представители народнической интеллигенции –писатели Успенский, Короленко, Гаршин и др. Наболевшие вопросы русскойдействительности, которые волновали их, находили отражение в творчествеЯрошенко. Он создал ряд произведений, рисующих различные социальныетипы его времени: революционной интеллигенции, передовой учащейся молодежи и др. Одним из этих произведений является картина «Заключённый»,в которой Ярошенко выражает своё сочувствие борцам за свободу и обличаетсамодержавие. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).