Дополнительное образование
Реализация дополнительного образования в современных условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_dop.obr_.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Семилетова Зульфия Айтмуратовна – менеджер по дополнительному образованию Тамбовского института социальных технологий.
Мы живем в информационном обществе, и информация играет все большую и большую роль в нашей жизни. Фактически порожден новый культ – культ информации. Но она имеет одно свойство – быстро устаревать. И чтобы быть компетентным в своей области, необходимо постоянно запасы информации обновлять и увеличивать. В связи с этим в современном мире постоянно повышается роль дополнительного образования. Постоянное обучение становится образом жизни современного человека.
Но каждый человек, который хочет усовершенствовать свое образование рано или поздно задается вопросом, что лучше: получить второе (третье) образование или пройти обучение по программам дополнительного образования?
Из Закона «Об образовании» (статья 26, п. 1) мы можем понять, что такое дополнительное образование: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства».
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов». В нашей стране утвердилось несколько видов дополнительного профессионального образования (ДПО), а именно: стажировка, повышение квалификации, переподготовка.
Стажировка - форма повышения квалификации или переподготовки путем непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения.
Повышение квалификации - вид ДПО, направленный на обеспечение нового качества выполнения работником профессиональных функций и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.
Профессиональная переподготовка - вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но предоставляет возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.
Пройти обучение по программам ДПО можно как в государственных образовательных, так и в негосударственных образовательных учреждениях. Слушатели могут получить следующие документы государственного образца:
-удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
-свидетельство о повышении квалификации для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
-диплом о профессиональной переподготовке для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов и успешно защитивших в Государственной аттестационной комиссии квалификационную работу.
Система ДПО не является российским изобретением, это продукт западный. ДПО широко практикуется в Европе и США, где этим занимаются университеты или колледжи и за определенную плату можно пройти обучение по любой программе дополнительного образования, но в первую очередь программе MBA. Например, в США системой ДПО охвачено около 20 миллионов человек, каждый из которых проходит повышение квалификации в течение 500 дней за 10 лет работы (около 10 - 15% рабочего времени). В России дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются на основании требований к уровню основного образования обучающихся и на основе государственных образовательных стандартов.
Как правило, обучение по самой длительной программе длится один год, в то время как срок получения второго высшего образования составляет 3 – 3.5 года. ДПО является наиболее гибкой и результативной образовательной системой, поскольку позволяет сосредоточиться на изучении небольшого количества действительно необходимых дисциплин. Программы ДПО дают в большинстве случаев очень узкое образование (рассчитанное не более, чем на 500 часов).
В системе ДПО можно получить различные специальности, но наиболее популярными являются образовательные программы для представителей коммерческих структур и малого бизнеса, а именно: стратегическое планирование, бухгалтерский учет и аудит, финансовый менеджмент, антикризисное управление предприятием (банкротство и санация), общий и персональный менеджмент, инвестиционный менеджмент, маркетинг, банковское дело, финансовое право, управление качеством.
Для рынка труда система ДПО очень важна, поскольку позволяет за короткий срок подготовить специалиста с другой специализацией, тем самым, ликвидировав недостаток таких специалистов в народном хозяйстве, а также влияет на численность безработных, позволяя в короткий срок получить новую специальность и трудоустроиться.
Тамбовский институт социальных технологий тесно сотрудничает с Тамбовским областным государственным учреждением « Центр занятости населения города Тамбова» и реализует ряд программ дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда области. Программы представляют собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
-повышение конкурентоспособности работников, находящихся под угрозой увольнения;
-повышение конкурентоспособности женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;
-повышение конкурентоспособности педагогов.
Центр дополнительного образования ТИСТ осуществляет разработку и реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ с целью повышения уровня профессиональной компетенции специалистов и удовлетворения потребностей различных категорий граждан в дополнительных образовательных услугах по профилю направлений вуза
В институте разработаны и реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для сотрудников других вузов и организаций. Многие программы разработаны в рамках реализации мероприятий инновационной образовательной программы ТИСТ.
Проведена значительная корректировка содержания имеющихся программ. Модернизация аудиторного фонда, приобретение современного мультимедийного оборудования позволяют обновлять образовательные технологии и методики.
Для реализации этих программ «Тамбовский институт социальных технологий» участвует в проведении открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на сайте ОАО «Единая электронная торговая площадка» в сети «Интернет» в соответствии с главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».