Тематическое планирование факультатива в 6 классе "Культура общения"
Данный материал поможет вам определить основные темы для факультативного занятия. Чем можно занять и заинтересовать детей 6 класса. В основном это игры, проблеммные ситуации...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование факультатива в 6 классе по культуре общения | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
В основном понятие «Культура общения» связано с практикой по русскому языку и литературе. Но в моем случае программа факультатива была разработана для того, чтобы научить детей общаться «в живую» а не через интернет. Дать им возможность высказываться правильно, обращаться друг к другу, к взрослым, выслушивать собеседника…
Тематическое планирование факультатива
По культуре общения
в 6 классах
Пояснительная записка
Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и в работе, необходимо, прежде всего, научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.
Навыки общения необходимы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в коллективе. Без знания общепринятых правил культуры общения трудно рассчитывать на успех в жизни и работе.
Элективный курс “Искусство общения” предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часа.
Цель курса: познакомить с основными требованиями к культуре речи в устной форме языка; формирование навыков владения эмоциями, составление точного и выразительного устного высказывания; формирование правильного поведения в семье, со сверстниками, в общественных местах.
Задачи курса:
- совершенствовать коммуникативные навыки и умения учащихся;
- развивать логическое мышление;
- развивать умения убеждать посредством устной речи;
- донести свои мысли, идеи до оппонента и понять чужое мнение по данному вопросу;
- вырабатывать общее мнение, принимать общее решение или находить компромисс.
В данном курсе в качестве ведущего компонента является речевая деятельность. Единицы содержания – речевые умения: устная связная речь, практические задания. Реализуется идея развивающего обучения – творческие задания, проблемные вопросы, обсуждения проблемных ситуаций, нахождение оптимального решения.
Программа курса способствует развитию основных умений и навыков в общении, а также обязательных теоретических знаний, что способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Курс “Технология общения” создан на основе развивающего обучения с учетом личностного фактора. Его новизна состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Отличительной чертой настоящего курса является обилие практических речевых упражнений, направленных на преодоление страха перед аудиторией, приобретение навыка устной речи, развитие интереса к общении. Курс строится на принципах естественного развития личности учащихся
- От умения составить и произнести речь – к умению отстаивать свои взгляды
- От умения отстаивать свои взгляды – к умению сопоставлять их со взглядами других и формировать обще приемлемое мнение.
Планируемыми результатами является обеспечение языкового и речевого развития учащихся; формирование функционально грамотной личности.
Основные ведущие методы в изучении тем – репродуктивный, поисковый. При изучении материала используются следующие организационные формы обучения: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа. Приемы изучения и контроля данного материала: беседа, дискуссия, ролевая игра, защита проекта.
Содержание программы:
Введение. Понятие «культура общения» - 1час
Основные психологические аспекты культуры речи- 15 часов
Эмоции и чувства. Общение. Эмоции. Чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Значение эмоций и чувств при общении. Основы коммуникации. Общение – процесс обмена информацией, процесс взаимодействия людей. Коммуникация как одна из важнейших сторон человеческого общения и взаимодействия.
Культура речи - 15 часов
Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи. Борьба с многословием, паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексики. Точность словоупотребления. Слово в языке и речи. Специфика реализации признаков языкового слова в речи. Специфика слова на разных уровнях. Смысловая специфика слова в речи. Логичность и выразительность речи Логика высказывания. Мелодика речи. Роль интонации в речевом общении.
Практикум. Решение проблемных ситуаций – 2 часа
Обобщающее занятие -1час
П/П | Название темы | Дата проведения | |
1 2 3 4 | Вводное занятие. Понятие «Культура общения» Виды общения. Общение - Решение проблемных ситуаций. Эмоции. Я в мире, мир вокруг меня, мир во мне Эмоции. Решение проблемных ситуаций | ||
5 | Чувства. Мир духовный и материальный. | ||
6 | Чувства. Нравственные, эстетические, интеллектуальные | ||
7 | Чувства. Решение проблемных ситуаций. | ||
8 | Презентация. Жизнь, ты так величественна, прекрасна и многообразна. | ||
9 | Правила устройство православного дома | ||
10 | Создание модели дома. Практикум | ||
11 | Значение эмоций и чувств при общении. Решение практических ситуаций | ||
12 | Совесть, любовь, благо, истина, красота, добро | ||
13 | Каждый поступок – ступенька вверх или вниз | ||
14 | Решение проблемных ситуаций | ||
15 | Мы живем среди людей. Модель поведения человека. (Игровые моменты) | ||
16 | Мы и наша семья. Общение внутри семьи. | ||
17 | Взаимоотношения в семье | ||
18 | Смысл праздников. Семейные праздники. | ||
19 | Турнир вежливости | ||
20 | Основные признаки культуры речи. Речь правильная и хорошая. | ||
21 | Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи. | ||
22 | Многословие, слова-паразиты, вульгаризмы, жаргонизмы, разностилевая и бранная речь. Презентация | ||
23 | Этикет русского письма. «Пишем письма». | ||
24 | Письма о добром и прекрасном. Практикум | ||
25 | Красота спасет мир. По одежде встречают. | ||
26 | Платье и облачает, и разоблачает человека. | ||
27 | Сами себе модельеры | ||
28 | Ответственность человека за свою жизнь. Потребность человека в человеке | ||
29 | Найти свое место в жизни | ||
30 | Турнир вежливости. Хорошие манеры | ||
31 | Речевой этикет. Как правильно говорить, слушать. Слово крылато… | ||
32 | Практикум. Решение проблемных ситуаций. Проба речи | ||
33 | Практикум. Решение проблемных ситуаций. Техника речи | ||
34 | Обобщающее занятие |