"Основы социологии". Тема: "Социальные роли".
Урок с использованием элементов игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2.docx | 952.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисциплина: Основы социологии и политологии.
Специальность: Банковское дело
Курс: второй.
Тема урока: Социальные роли.
Основное содержание темы: Социальная роль, ее составляющие. Многообразие социальных ролей. Ролевой конфликт.
Планируемые результаты:
- предметные: обучающиеся смогут дать определение терминам «социальная роль», «ролевой конфликт», «ролевой набор», выявить причины внутриличностных и межличностных конфликтов, оценить действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, применить социологические знания в процессе решения познавательных задач.
- метапредметные: обучающиеся смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе.
- личностные: обучающиеся смогут оценить с позиции социальных норм собственные поступки, сформировать готовность к исполнению социальных ролей.
Тип и вид урока: изучение новых знаний, комбинированный (лекция, практикум)
Информационные ресурсы: Презентация «Социальные роли»,
Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.
Кравченко А. И. Введение в социологию: Уч. Пособие для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2008.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Форма контроля |
1. Организационный | Приветствие, проверка готовности к занятию | Приветствие, организация рабочего места. | |
2. Актуализа-ция опорных знаний | Повторение понятий предыдущей темы «Статусная теория личности» с целью перехода к изучению нового материала. | ||
Организация работы обучающихся в группах с использованием игрового приема «терминологическое лото». Задания в Приложении 1. Организует беседу обучающихся по взаимопроверки заданий. | Обучающиеся работают в группах по 4 – 5 человек. Задание: 1. Из набора терминов и понятий составить словарь по теме «Социальный статус», подобрав каждому термину соответствующее определение. 2. Приклеить на лист. 3. Представить готовую работу для проверки. | Беседа: Устная взаимопро-верка «словарей» | |
3. Постановка учебной задачи | Постановка проблемного вопроса | ||
- Обращает внимание на то, что среди терминов обучающимся встретился ранее не изученный – «социальная роль». - Уточняет его определение. - Простит ответить, кто формирует эту модель поведения? - Должен ли человек следовать этой модели? Чтобы найти ответ на последний вопрос, предлагает ознакомиться подробнее с ролевой теорией личности. Записывает тему на доске. | Обучающиеся отвечают на вопросы: - Модель поведения устанавливают люди. - Человек должен следовать модели поведения. - Человек может нарушать эти правила. Записывают тему в тетради: «Социальная роль» | Беседа. | |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | Лекция с использованием приема «фиш-боун». | ||
На доске рисует «скелет рыбы», где голова – вопрос, хвост – ответ, кости – термины и понятия. Приложение 2. Записывает проблемный вопрос на голове «рыбы». По ходу лекции добавляет к «рыбе» записи. Для лекции использует презентацию. Приложение 3. | Формулируют проблемный вопрос: Почему человек не может вести себя так, как ему хочется в любой ситуации? Оформляют «рыбу» в тетради. | Конспект лекции | |
5. Закрепление знаний | Ролевая игра с целью поиска ответа на проблемный вопрос. | ||
Организует работу учащихся в парах, выдает «кейсы», поясняет им задания. Задания в презентации, а тексты заданий в приложении 4. | Обучающиеся в парах обсуждают задания кейсов и готовятся к выступлению. | Ролевая игра | |
1. Приглашает для выступления тех обучающихся, которые готовы к демонстрации заданий. | 1. Студенты, которые готовы к выступлению, показывают сценку, пантомиму или рассказывают от лица героя. Остальные угадывают о какой роли идет речь, задают вопросы выступающим. | ||
2. Организует беседу по вопросам: - Как формируется ролевая модель? - Тождественно ли ролевое ожидание и ролевой исполнение? - К чему может привести несоблюдение ролевой модели? | 2. Отвечают на вопросы: - На основе прав и обязанностей социального статуса. - Не всегда. - Иногда к положительным результатам и событиям в жизни человека. Но в реальной жизни чаще – к конфликтам с окружающими, в которых человек изначально не прав. | Беседа. Анализ ситуаций. | |
6. Рефлексия | Предлагает записать ответ на проблемный вопрос на хвосте «рыбы». | Формулируют ответ на проблемный вопрос и записывают его в тетрадях. Некоторые зачитывают свои ответы. | Письмен-ный ответ на вопрос. |
7. Подведение итогов занятия | Подводит итог выполненной работы. Выставляет отметки. | Дают оценку деятельности группы в целом. | Беседа |
8. Информация о домашнем задании. | 1. Повторить конспект лекции. 2. Сообщение «Я и ролевой конфликт». Подробные вопросы в презентации. | Знакомятся с заданием, уточняют его. | Письмен-ное сообщение в тетради. |
Приложения:
Приложение 1
Разрезать и перемешать, сложить в конверт.
Статус | Социальное положение человека в обществе |
Генеральный статус | Наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие |
Статусный набор | Совокупность всех статусов индивида |
Предписываемый статус | Статус, в котором человек рожден или который ему назначен по прошествии времени |
Достигаемый статус | Статус, полученный человеком благодаря его усилиям, желанию, везению. |
Несовпадение статусов | Противоречие между правами и обязанностями разных статусов одного человека. |
Социальная роль | Модель поведения в рамках какого-либо статуса |
Расслоение людей на слои (страты) в иерархическом порядке | |
Отказ от усвоенных ранее социальных норм |
Приложение 2
Слайды презентации:
Приложение 4
Разрезать.
Кейс 1 Золушка (При описании не упоминать статусы падчерицы и мачехи) | Кейс 1 Лиза (Героиня произведения А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка») | Кейс 1 Катерина (Героиня драмы А. Н. Островского «Гроза») |
Кейс 2 Пассажир переполненного автобуса | Кейс 1 Буратино (Не упоминать о происхождении мальчика) | Кейс 1 Мцыри (Герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова) |
Кейс 2 Последний человек в длинной очереди | Кейс 2 Студент на экзамене | Кейс 2 Зритель в театре (кино) |
Кейс 2 Кандидат на собеседовании при поступлении на работу |