Лекция - Субъект и объект социальной работы по дисциплине Теория и методика социальной работы
Данная презентация предназначена для преподавателей специальности СПО 040401 " Социальная работа", студентов очной о заочной форм обучения по специальности 040401 " Социальная работа" ( СПО) , базовой подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_obekt_i_subekt_sr.pptx | 206.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Объект социальной работы – человек, социальная группа или иная общность, нуждающиеся в решении социальных проблем, социальной помощи и поддержке посредством практики социальной работы. Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации. Петровск-Забайкальский 2013
Трудная жизненная ситуация – , объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вызывающая потребность в поддержке и помощи социальных служб. Петровск-Забайкальский 2013
Петровск-Забайкальский 2013 инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности); – неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры); – сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти); – безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи); – малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); – безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); – отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий); – конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями; – физическое, психическое (эмоциональное) и сексуальное (половое) насилие; – одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ: состояние здоровья , которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы: это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам; Петровск-Забайкальский 2013
служба и труд в экстремальных социальных условиях: к этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей; Петровск-Забайкальский 2013
пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); Петровск-Забайкальский 2013
девиантное поведение в его различных формах и видах: к этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики. Петровск-Забайкальский 2013
трудное, неблагополучное положение различных категорий семей к этой группе населения можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; Петровск-Забайкальский 2013
особое положение детей (сиротство, бродяжничество и другое) на этом основании целесообразно выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; Петровск-Забайкальский 2013
бродяжничество, бездомность к этой группе относятся лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы; предродовое и послеродовое состояние это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных Петровск-Забайкальский 2013
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Субъект социальной работы – человек, социальная группа или иная общность, решающие социальные проблемы тех, кто нуждается в социальной помощи и поддержке в системе практики социальной работы Петровск-Забайкальский 2013
Петровск-Забайкальский 2013 Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.
КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Организации, учреждения, социальные институты общества; к ним относятся: во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играет Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций; во-вторых, различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков; центры психологической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.; в-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения. Петровск-Забайкальский 2013
Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д. Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Московский Дом милосердия, благотворительные фонды «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД» и др. Петровск-Забайкальский 2013
Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы. Петровск-Забайкальский 2013
4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы. Петровск-Забайкальский 2013
5. Исследователи социальной работы: научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы . Петровск-Забайкальский 2013
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!