Рабочая программа по дисциплине "Обществознание"
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по дисциплине Обществознание | 94 КБ |
Тематический план по дисциплине Обществознание | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Поволжский государственный межрегиональный
строительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для специальностей среднего профессионального образования
социально-экономического профиля
Саратов 2011
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.
Организация-разработчик: Поволжский государственный межрегиональный строительный колледж.
Разработчик: Спирина Н.В., преподаватель дисциплины «Обществознание» ПГМСК
Рекомендована предметной комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Заключение №_______ от «____»______________________2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4стр
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5стр
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10-11 стр
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 12-17 стр
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными стандартами для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Обществознание изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Обществознание» является дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла и изучается как базовый учебный предмет при освоении специальностей СПО социально-экономического профиля.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- получать и осмысливать социальную информацию,
- осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- об обществе и его сферах;
- о гражданской ответственности;
- о национальной идентичности, толерантности;
- о приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции РФ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:
- дисциплина изучается в течение двух семестров;
- объём обязательной нагрузки составляет 78 часов;
- самостоятельная учебная нагрузка студентов устанавливается в объёме 39 часов;
- при изучении дисциплины проводится одна обязательная контрольная работа;
- промежуточная аттестация установлена в форме зачета в конце I семестра. Итоговый контроль проводится после завершения курса дисциплины в форме экзамена.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе | |
контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
- подготовка докладов, сообщений, рефератов - работа с источниками социальной информации - определение алгоритма поведения в социальных ситуациях - решение отдельных социальных ситуаций | 11 5 6 3 |
Итоговый контроль предусмотрен после завершения курса дисциплины в форме экзамена. |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общественных дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- учебная мебель;
- рабочее место учителя;
- доска;
- книжный шкаф.
Технические средства обучения:
- телевизор;
- экспозиционный экран;
- аудио-центр;
- мультимедиапроектор;
- компьютер;
- принтер;
- сканер.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень рекомендуемых учебных изданий:
Основные источники:
1. Боровик B.C., Боровик С. С. Обществознание: учебник. -М., 2004.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2002.
2. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. - Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. -М., 2002.
3. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2002.
4. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. -М.5 2005
5. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. - М.,2005
6. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. -М., 2001-2005.
7. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл.-М., 2001-2005.
8. Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. - М., 2001-2006.
9. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. - М., 2003.
10. Путинский В. О. Обществознание. 10-11 кл.-М., 2002.
11. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл.-М, 2005.
12. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2006.
13. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. -М.,2005.
14.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. -М., 2003-2006.
Дополнительные источники:
Для преподавателей
1. Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 8-е изд., перераб. и доп. -М.,2002.
2. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. -М., 2002.
3. Кишенкова О.В., Иоффе А.И. Основы обществознания. 8 кл. - М.,2005
Словари (справочники)
Краткий политический словарь.- М.,1989.
Краткий словарь политического языка.- М., 2002.
Философский энциклопедический словарь /под ред. Е.Ф. Губский.- М., 2006.
Новый философский словарь/ под ред. В.А.Кондрашова.- СПб., 2008
Интернет-ресурсы
Методические разработки
1. Рабочая тетрадь «Обществознание» для контроля усвоения знаний. 2007г.
2. Задания для Олимпиады по дисциплине «Обществознание». 2007 г.
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Обществознание» используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия, коллоквиумы, семинарские занятия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также технические средства контроля (программа компьютерного тестирования АСТ – тест) по соответствующим темам разделов.
Промежуточная аттестация установлена в форме зачета в конце I семестра, итоговый контроль проводится после завершения курса дисциплины в форме экзамена
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, фронтального и индивидуального устного опросов, письменного опроса, просмотра и оценки докладов, компьютерных презентаций, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - получать и осмысливать социальную информацию; | Текущий контроль: - устный фронтальный и индивидуальный опрос; |
- осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства; | Тематический контроль: - проведение коллоквиумов; - семинарские занятия. |
- применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом. | Рубежный контроль: - письменная контрольная работа; - проверка и оценка докладов, рефератов, компьютерных презентаций. |
знать: - об обществе и его сферах; | Текущий контроль: - устный фронтальный и индивидуальный опрос; |
- о гражданской ответственности; | Текущий контроль: - устный фронтальный и индивидуальный опрос; |
- о национальной идентичности, толерантности; | Текущий контроль: - устный фронтальный и индивидуальный опрос; - семинарское занятие. |
- о приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ. | Текущий контроль: - письменная контрольная работа |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта. Итоговый контроль – экзамен. |
Предварительный просмотр:
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Ведение | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 1 | 1 | |
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | ||||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений к семинару «Общество как сложная система» | 4 | |||
Тема 1.2. Общество как сложная система | Содержание учебного материала | 9 | ||
1 | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Работа с источниками социальной информации | 3 | |||
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | ||||
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка докладов по теме «Духовная культура личности и общества» | 4 | |||
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка докладов по теме «Наука и образование в современном мире» | 4 | |||
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | 6 4 | ||
1 | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности, Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Самостоятельная работа обучающегося Подготовка докладов по теме «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры» | 2 | ||
Раздел 3. Социальные отношения | ||||
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | 6 4 | ||
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. Самостоятельная работа обучающегося Подготовка докладов по теме «Социальная роль и стратификация» | 2 | |||
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 6 | ||
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающегося Решение отдельных социальных ситуаций | 3 | |||
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 9 | ||
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающегося Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях | 4 | |||
Раздел 4. Политика как общественное явление | ||||
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 8 | ||
Государство в политической систем. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений по теме «Политика и власть» | 4 | |||
Тема 4.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 13 | ||
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающегося Работа с источниками социальной информации | 3 | |||
Контрольная работа | 2 | |||
Всего | 117 |