Коррекционно-развивающая программа для воспитанников в возрасте от 7 до 14 лет «Радуга звуков» (авторы составители Минулина Т.Ю. музыкальный руководитель, Чечерина И.Е. методист)
Авторы-составители:
Минулина Т.Ю. - музыкальный руководитель БУ "КЦСОН "Виктория",
Чечерина И.Е. - методист БУ "КЦСОН "Виктория"
Программа «Радуга звуков» является рабочим документом музыкального руководителя.
Программа обеспечивает совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Направлена на защиту прав ребенка на здоровое развитие, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень; право на отдых и игры, а так же на участие в культурной и творческой жизни (ст .№6, 31 «Конвенция о правах ребенка»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_raduga_zvukov_08.05.2013.docx | 79.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент социального развития ХМАО-Югры
Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения
«Виктория»
Утверждаю: Директор БУ ХМАО –Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» ______________ Л.А. Прохорова Приказ № __35__ «18» «февраля» 2013г |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 14 ЛЕТ
«РАДУГА ЗВУКОВ»
Составитель:
Минулина Т.Ю. -музыкальный
руководитель отделения психолого-
педагогической помощи семье и детям
Чечерина И.Е. методист
г. Лангепас
2013г.
I.Пояснительная записка
Музыкальное развитие дает возможность, наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества детей (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний) и, что самое главное - это постоянная возможность самореализации, что особенно важно, так как сегодняшнее состояние общества характеризуется достаточно большим количеством социальных проблем, среди которых все более весомое место начинает занимать проблема сохранения психического и физического здоровья детей и подростков.
- Актуальность программы.
В бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» находятся дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Многие из воспитанников имеют хорошие музыкальные данные, но лишены возможности раскрыться, проявить себя творчески.
Для развития музыкальных и творческих способностей детей разработана программа «Радуга звуков», которая защищает право ребенка на здоровое развитие, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень; право на отдых и игры, а так же на участие в культурной и творческой жизни (ст.№6, 31 «Конвенция о правах ребенка»). В рамках проведения мероприятий по программе ребенок имеет возможность проявить себя творчески, самосовершенствоваться, приобретать навыки коммуникативного общения, участвуя, в конкурсах и фестивалях, различного уровня.
Особенность программы «Радуга звуков» в том, что она разработана для неподготовленных детей и способствует снятию психоэмоционального напряжения, развитию общей музыкальности, расширению кругозора. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Занятия осуществляются на основе добровольности, независимо от уровня подготовленности ребенка.
Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков воспитанников, последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня, современная песня в - это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие воспитанников будут идти взаимосвязано и неразрывно. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.
На каждом музыкальном занятии используются здоровье сберегающие технологии:
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной, коррекционно-развивающей работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Валеологические песенки - распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям.
Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном объединении являются источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
- Целевая группа:
Данная программа рассчитана для воспитанников учреждения 7-14 лет.
- Цель: развитие музыкально-творческих способностей в процессе певческой деятельности»
- Задачи программы:
В области обучения:
- Обучить певческим навыкам, выразительному пению.
- Обучить основам музыкальной грамоты.
- Обучить сценической культуры, работе в коллективе.
- Формировать устойчивый интерес к пению.
В области развития:
- Развивать слух и голос детей.
- Развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувства ритма.
- Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений.
- Использовать различные приемы вокального исполнения.
В области воспитания:
- Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
- Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
- Сохранять и укреплять психическое здоровье детей.
- Формы работы:
- Групповые и индивидуальные занятия.
- Контрольные занятия.
- Открытые занятия для педагогов.
- Концерты, творческие встречи.
- Постановка музыкальных композиций, театральных постановок.
- Участие детей в конкурсах и фестивалях.
- Методы работы
В качестве главных методов программы «Радуга звуков» избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у воспитанников осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального объединения проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого направления программы с содержанием всей структуры программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
II. Содержание программы.
Срок реализации программы
Программа реализуется в течение 1 года.
Этапы реализации программы
Программа реализуется в три этапа:
Подготовительный (январь):
- Знакомство с воспитанниками;
- Диагностика вокальных данных;
- Подбор и работа с музыкальным материалом;
- Составление плана учебных занятий.
Основной (февраль-ноябрь):
- Теоретические и практические занятия.
- Развитие и совершенствование музыкальных навыков в исполнительской деятельности.
Итоговый (декабрь):
- Анализ реализации программы;
- Итоговая диагностика;
- Участие воспитанников в конкурсах, концертах внутри учреждения, в городских, окружных.
Механизм реализации программы.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Для этого планируется консультации с хореографом, психологом.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя основы музыкальной грамоты, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, индивидуальности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Направления деятельности
- Пение как вид музыкальной деятельности.
- Формирование детского голоса.
- Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
- Игровая деятельность, театрализация песни.
- Элементы хореографии.
- Актёрское мастерство.
- Концертная деятельность. Выступление солистов и группы.
III. Ресурсы
Кадровые ресурсы
№ п/п | Специалисты | Количество | Направление работы |
Заведующая отделения дневного пребывания Заведующая стационарным отделением | 2 | Контролирует процесс реализации программы, оказывая при этом необходимую помощь | |
Музыкальный руководитель | 1 | Реализация программы, разработка сценариев к мероприятиям, написание конспектов занятий. | |
Психолог | 1 | Консультирование специалиста по личностным особенностям детей. | |
Педагог организатор | 1 | Совместное проведение культурно-массовых мероприятий, разработка сценариев |
Информационные ресурсы
- выпуск информационных буклетов для детей, родителей;
- рекомендации к консилиуму;
- выставки творческих работ;
- привлечение СМИ к освещению, проводимых мероприятий в центре.
Методические ресурсы
- Абелян И.К. «Как Рыжик научился петь», / И.К.Абелян.- Москва, 1985 – 139с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраскина. – Москва: Просвещение, 1983. - 222 с.
- Добровольская Н.С. Распевания в школьном хоре/ Н.С.Добровольская.- Москва: Просвещение 1987г. – 75с.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев.- Москва: Издательство «Музыка», 1968. – 675 с.
- Емельянов В.В. «Школа «Поюшки»// В.В. Емельянов.- Москва: Литература-интернета, 2006- №12- С. 3-5.
- Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей. – / Е.М. Малинина.- Москва: Сов. композитор, 1967. -149с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. / М.А. Михайлова. - Ярославль. Академия развития, 1997г – 240 с.
- Струве Г.А. Школьный хор / Г.А. Струве – Москва: «Музыка», 1981 – 190 с.
- Павлищева О.С. «Методика постановки голоса»/ О.С. Павлищева Москва: Просвещение, 1964 г. – 128с
Нормативно-правовая база
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2010 № 247-п «Об утверждении целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дети Югры» на 2011-2013 годы» (с изменениями на 26.02.2011);
- Распоряжение Правительства автономного округа «О Комплексе мер по организации летнего отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, на 2011 год» (от 25 марта 2011 года №101-рп);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
- Устав бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания «Виктория».
Инструкции по ТБ
- Инструкция по ТБ и охране труда при проведении массовых мероприятий.
- Инструкция по ТБ и охране труда при проведении прогулок, экскурсий, походов.
- Инструкция по охране труда для музыкального руководителя.
Материально-технические ресурсы
- Фортепиано;
- Детские музыкальные инструменты;
- Краски, цветные карандаши, фломастеры, ватман, альбомы для рисования, кубики, цветные ленты, резиновые мячи;
- Детские стулья;
- Костюмы для выступлений;
- Экран для демонстрации слайдов, видеоматериалов;
- Компьютер.
IV. Контроль и управление
V. Результаты
V. Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности
Ожидаемые результаты | Качественные (критерии оценки) | Количественные (критерии оценки) |
Развитие вокально-интонационных навыков воспитанников. | Расширение диапазона голоса воспитанников, развитие речевых навыков умение правильно дышать, знание строения голосового аппарата. | Количество участников посещающих мероприятия в течение года. Количество участников, имеющих положительную динамику (не менее 50-60%). |
Раскрытие творческих способностей воспитанников. | Расширение кругозора, развитие умения работать в группе. | Количество воспитанников участвующих в организации мероприятий (до 90%). |
Реализация программы в полном объёме и в запланированные сроки. | Своевременность оказания услуг, их полнота и доступность. | Количество оказанных услуг. Количество мероприятий по программе. |
Привлечение к реализации программы различных структурных подразделений города. | Совершенствование межведомственного взаимодействия. | Количество учреждений привлечённых к реализации программы |
Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях детского творчества различного уровня. | Развитие индивидуальных музыкальных и творческих способностей. | Количество воспитанников, участвующих в конкурсах, фестивалях. Количество призовых мест. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ
За период реализации программы (январь-май 2013 года) проведено 18 мероприятий, из них по плану 6 мероприятий. Еще 12 мероприятий были проведены, которые организованы совместно с учреждениями города.
На мероприятиях было охвачено 17 несовершеннолетних воспитанников стационарного отделения, 31 несовершеннолетний воспитанник дневного отделения, 10 клиентов реабилитационного отделения.
Уровень положительной динамики вокально-интонационных навыков и творческих (по данным мониторируемых показателей) составил - 69 %. У воспитанников отмечается положительная динамика толерантного отношения друг к другу. С каждым последующим мероприятием у детей возникает желание принимать участие в следующих, с большей творческой активностью.
Воспитанники учреждения приняли участие в городском фестивале-конкурсе детско-юношеского творчества «Лангепасская капель-2013»; в городском фестивале духовной поэзии «И воспоет душа моя Господа – 2013г».
Все дети с удовольствием посещают музыкальные занятия. В рамках программы все клиенты 100% удовлетворены качеством работы по программе.
VI. Список используемой литературы
- Абелян И.К. «Как Рыжик научился петь», / И.К.Абелян.- Москва, 1985 – 139с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраскина. – Москва: Просвещение, 1983. - 222 с.
- Добровольская Н.С. Распевания в школьном хоре/ Н.С.Добровольская.- Москва: Просвещение 1987г. – 75с.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев.- Москва: Издательство «Музыка», 1968. – 675 с.
- Емельянов В.В. «Школа «Поюшки»// В.В. Емельянов.- Москва: Литература-интернета, 2006- №12- С. 3-5.
- Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей. – / Е.М. Малинина.- Москва: Сов. композитор, 1967. -149с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. / М.А. Михайлова. - Ярославль. Академия развития, 1997г – 240 с.
- Струве Г.А. Школьный хор / Г.А. Струве – Москва: «Музыка», 1981 – 190 с.
- Павлищева О.С. «Методика постановки голоса»/ О.С. Павлищева Москва: Просвещение, 1964 г. – 128с
Интернет ресурсы
- Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «музыка» http://gracheva-detsad.narod.ru/index/0-26
VII. Методическое обеспечение
Краткое содержание направлений
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня, формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни
Тема V. Элементы хореографии.
Разучивание движений для передачи образа песни.
Тема VI. Актёрское мастерство.
Передача посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.
Тема VII. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Учебно-тематический план
№ | Разделы, название темы | Часы | |||
теория | практика | Общ. кл-во часов | Инд. работа | ||
I | Пение как вид музыкальной деятельности. | ||||
1 | Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 0,5 | - | 0,5 | - |
2 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 1 | 2 | 3 | 2 |
3 | Строение голосового аппарата | 1 | 1 | 2 | - |
4 | Правила охраны детского голоса. | 0,5 | - | 0,5 | - |
5 | Вокально-певческая установка. | 2 | 6 | 8 | 6 |
II | Формирование детского голоса. | ||||
1 | Звукообразование. | 2 | 8 | 10 | 4 |
2 | Певческое дыхание. | 2 | 8 | 10 | 4 |
3 | Дикция и артикуляция. | 2 | 10 | 12 | 4 |
4 | Речевые игры и упражнения. | 2 | 8 | 10 | 4 |
5 | Вокальные упражнения. | 2 | 12 | 14 | 4 |
III | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | ||||
1 | Народная песня | 1 | 6 | 7 | 4 |
2 | Произведениями русских композиторов- классиков. | 1 | 4 | 5 | 4 |
3 | Произведения современных отечественных композиторов. | 1 | 14 | 15 | 12 |
IV | Игровая деятельность, театрализация. | 2 | 5 | 7 | 4 |
V | Элементы хореографии | - | 10 | 10 | 6 |
VI | Актерское мастерство | 4 | 8 | 12 | 4 |
VII | Концертно-исполнительская деятельность | ||||
1 | Репетиции | 10 | 10 | - | |
2 | Выступления, концерты. | 10 | 10 | - | |
Итого | 25 | 126 | 144 | 72 |
Примерное тематическое планирование культурно-массовых мероприятий на 2013 год
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ожидаемый результат |
1. | «Святочные посиделки» | Январь | Развитие познавательной активности. Расширение знаний о жанрах русской народной песни. |
2. | «Защитникам Отечества – посвящается!» | Февраль | Развитие чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости |
3. | «По волнам Надежды, Веры и Любви!» | Март | Воспитание внимания и любви к близким людям, коррекция семейных отношений. |
4. | «Масленичные гуляния!» | Март | Приобщать детей к народному творчеству, приобщение к русскому фольклору. |
5. | «Дорого яичко ко Христову Дню!» | Апрель | Развитие духовно-нравственных ценностей |
6. | «Мы внуки твои, Победа!» | Май | Расширение знаний о военных песнях, воспитание патриотических чувств, традициях празднования Дня Победы. |
7. | «Семья – радуга детства!» | Май | Гармонизация детско-родительских отношений, создание положительной дружеской атмосферы. |
8. | «День защиты детей» | Июнь | Формирование интереса работать в коллективе, развитие музыкального творчества. |
9. | Мероприятие, посвященное Дню Любви, Семьи и Верности | Июль | Коррекция семейных отношений, формирование позитивного образа семьи. |
10. | «Лето в музыке» | Август | Творческое развитие, развитие фантазии, внимания, памяти, расширение кругозора. |
11. | «Времена года» | Сентябрь | Активизация мыслительных процессов. Привлечение внимания к разнообразию звуковых картин: звуки дождя, грома, капель воды. Снятие психологического напряжения. |
12. | «Мои года – моё богатство!» | Октябрь | Привитие уважительного отношения к людям пожилого возраста |
13. | «Свет материнства – свет любви!» | Ноябрь | Воспитание уважения к матери, чувства добра, заботы. Привлечение детей к активному участию в подготовке к празднику. |
14. | «Новогоднее чудо» | Декабрь | Формирование творческой активности, создание положительной дружеской атмосферы между детьми и воспитателями. |
Паспорт программы
«Коррекционно-развивающая программа
для воспитанников в возрасте от 7 до 14 лет «Радуга звуков»
Наименование учреждения с указанием территориальной принадлежности | бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» г. Лангепас |
Наименование программы | Коррекционно-развивающая программа для воспитанников в возрасте от 7 до 14 лет «Радуга звуков» |
Ф.И.О. автора(ов) / составителя(ей) с указанием должностей | Минулина Т.Ю. - музыкальный руководитель отделения психолого- педагогической помощи семье и детям. Чечерина И.Е - методист |
Должностное лицо, утвердившее программу, дата утверждения | Директор учреждения, приказ по учреждению от 17.10.2012 № 229 «Об утверждении инновационных программ». Директор учреждения Приказ № 35 от 18.02.2013г «Об утверждении программ на 2013 год». |
Направление защиты прав детей (на защиту каких прав детей направлена программа) | Программа «Радуга звуков» направлена на защиту прав ребенка на здоровое развитие, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень; право на отдых и игры, а так же на участие в культурной и творческой жизни (ст .№6, 31 «Конвенция о правах ребенка»). |
Инновационность программы (аргументация) | Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков воспитанников, последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Программа обеспечивает совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). На каждом музыкальном занятии используются следующие здоровьесберегающие технологий: Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной, коррекционно-развивающей работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Валеологические песенки - распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Артикуляционная гимнастика - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. В качестве главных методов программы «Радуга звуков» избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. |
Целевая группа | воспитанники учреждения в возрасте от 7 до 14 лет. |
Цель программы | Развитие музыкально-творческих способностей в процессе певческой деятельности. |
Сроки реализации | 1 год с января 2013 года |