Методические рекомендации по составлению социальных программ
Данное пособие рекомендовано педагогам, специалистам по социальной работе, методистам, руководителям клубных объединений. Целью данного пособия является: помощь специалистам в составлении программ. При составлении пособия использовался материал БУ ХМАО-Югры «Методический центр развития социального обслуживания» г.Сургута и Комплексной программы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет «Ты не один» (составители Ефимович Т.Д., Чечерина И.Е.), профессионально – ориентированной программы «Путь в будущую профессию» для воспитанников в возрасте 10-18 лет (составители Навицкая Е.В., Чечерина И.Е.), которые были представлены на I территориальном этапе XIII конкурса профессионального мастерства специалистов БУ ХМАО-ЮГРЫ «КЦСОН «Данко» и Конкурсе профессионального мастерства специалистов Государственной системы социальных служб Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2012 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_po_sostavl_programm.docx | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения
«Виктория»
Методические рекомендации
по составлению социальных программ
Лангепас
2012
Составители:
Чечерина И.Е.—методист БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория».
Данное пособие рекомендовано педагогам, специалистам по социальной работе, методистам, руководителям клубных объединений. Целью данного пособия является: помощь специалистам в составлении программ. При составлении пособия использовался материал БУ ХМАО-Югры «Методический центр развития социального обслуживания» г.Сургута и Комплексной программы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет «Ты не один» (составители Ефимович Т.Д., Чечерина И.Е.), профессионально – ориентированной программы «Путь в будущую профессию» для воспитанников в возрасте 10-18 лет (составители Навицкая Е.В., Чечерина И.Е.), которые были представлены на I территориальном этапе XIII конкурса профессионального мастерства специалистов БУ ХМАО-ЮГРЫ «КЦСОН «Виктория» и Конкурсе профессионального мастерства специалистов Государственной системы социальных служб Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2012 году.
Социальная программа – совокупность мероприятий объединенных общей целью, социальным проектом или совокупностью социальных проектов, условиями их выполнения, разрабатываемых по определенной технологии и применяемых при решении различного рода социальных задач; содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач социальных (-ой) проблем (-ы), характера мероприятий, с уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций. Социальные программы – пенсии, пособия по безработице, помощь нуждающимся семьям, ассигнования на здравоохранение и образование и т.п.
Исходя из ситуации перехода нашей страны к новым условиям функционирования как государства, так и рынка, система хозяйственных механизмов должна включать в себя масштабные, четко скоординированные социальные программы и быть ориентирована не на все население страны, но прежде всего на менее защищенные контингенты населения. Например, в настоящее время в России финансируются такие программы федерального значения, как «Дети-инвалиды», «Дети России», «Социальная защита пожилых людей» и т.д.
Программа — это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели. Социальные программы — один из видов программ (таблица 1). Каждый признак отражает ту или иную сторону программы — содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать как разновидность проектов. Различные социальные мероприятия могут не иметь между собой никаких связей и выполняются изолированно, но при их наличии мероприятия по разработке и реализации одного или нескольких социальных проектов объединяются в одну социальную программу.
Таблица 1
Виды и классификация программ
Признаки классификации | Виды программ |
Направленность | Экономические, социальные, социально-экономические, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие, комплексные, коррекционно-развивающие, специализированные и т.д. |
Уровень разработки и применения | Президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития) |
Время, на которое рассчитана реализация программы | Долгосрочные (свыше 5 лет) Среднесрочные(3—5 лет) Краткосрочные (1—3 года) Текущие или оперативные (до 1 года) |
Раскроем понятия видов программ наиболее часто используемые в работе специалистов и педагогов.
Общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы.
Специализированные, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Комплексные, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое.
Профессионально-ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помогают выявлять личные возможности детей и определиться им в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких результатов образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
Познавательные, дающие углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивающие интеллектуальные способности, расширяющие кругозор. Цели этих программ- знакомство, расширение и углубление знаний детей и подростков в отдельных областях науки, искусства, отечественной и региональной культуры, а также становление индивидуального механизма освоения социокультурной деятельности.
Научно-исследовательской ориентации, направленные на раскрытие и развитие творческих способностей детей к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять в жизнь авторскую идею.
Социальной адаптации, направленные на освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентации.
Профессионально-прикладные, дающие определенные навыки и умения в практической деятельности, формирующие специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Физкультурно-спортивные, помогающие осуществлять здоровый образ жизни, развивающие систему профилактики и коррекции здоровья обучающихся.
Досуговые, наполняющие свободное время обучающихся активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием.
Развивающие художественную одаренность, воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся, осуществляют его «погружение» в художественный образ и т. д.
Перечень программ, по которым может работать педагог,
специалист УСО
Примерная (типовая) программа | Это программа, рекомендованная государственным органом управления социальной защиты, образованием в качестве примерной по тому или иному направлению деятельности. |
Модифицированная (адаптированная) программа | Это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа, либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей и специфики работы учреждения. Коррективы вносятся в программу самим специалистом, педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации деятельности, присущих исходной программе, которая была взята за основу. |
Экспериментальная программа | Это программа, которая разрабатывается специалистом, педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в процессах различных направлений. Экспериментальная программа - это такая образовательная программа, которая проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, а ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации - в случае выявления новизны предложений автора - экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. |
Авторская программа | Это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно - новизной. Она полностью создана специалистом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа либо впервые вводимой деятельности, либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности |
Примерные требования к программам
Целями и задачами социальных программ в первую очередь является своевременное и качественное предоставление социальных услуг клиентам, обеспечение воспитания, развития детей. В связи с чем содержание программ должно:
соответствовать:
• достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
• направленностям программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-реабилитационной, эколого-биологической, музыкально-развивающей, гражданско-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, коррекционно-развивающей);
• современным социальным, воспитательным технологиям, отраженным в принципах обучения и воспитания (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения и воспитания (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления процессом (анализе результатов деятельности);
• укрепление психического и физического здоровья детей;
• взаимодействие специалиста, педагога с семьей.
быть направлено на:
• создание условий для развития личности ребенка;
• развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
• профилактику асоциального поведения;
• создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
• целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
Структура программы
(согласно рекомендациям Методического центра
«Развития социального обслуживания»)
Структурный элемент программы | Рекомендации по разработке и оформлению |
Информационная карта программы (Приложение 1) | |
I. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ | |
1. НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ | Указывается: - тип программы, отражающий ее содержание (профилактическая, обучающая, коррекционно-развивающая, воспитательная и т.д. или комплексная и др.); - «объект» (категория клиентов), на который направлена программа (неполные семьи, молодежь и т.п.); - специфика условий (география), в которых предполагается ее реализация (в условиях отделения дневного пребывания, на территории района или в рамках подросткового клуба) |
2. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ | Указывается ФИО автора, должность |
3. СВЕДЕНИЯ О РЕЦЕНЗЕНТЕ (ЭКСПЕРТИЗЕ) | Указываются сведения о рецензенте (ФИО, ученая степень, должность, название организации) |
4. НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ | Указывается полное название организации, в которой разрабатывалась программа |
5. ГОД И МЕСТО СОСТАВЛЕНИЯ (ГЕОГРАФИЯ) | Указывается год и место составления программы (город, поселок и т.д.) |
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ | Обозначается значимость социальной проблемы, на решение которой направлена программа. Доказывается, что именно данная программа в данных условиях, именно для этого клиента способна решить конкретную(ые) социальную(ые) проблему(ы). Указываются временные рамки программы. |
2. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА | Указывается целевая группа |
3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ | Цель программы определяется как результат ее реализации (чего мы достигнем при завершении данного проекта?). Цель должна быть реалистична, конкретна, достижима, измерима |
4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: | - организационные; - исследовательские; - практические; - аналитические Определяется, что в ходе реализации данной программы необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: - организовать; - исследовать; - сделать практически; - проанализировать. Задачи являются шагами к достижению цели и всегда соотносятся с результатами деятельности |
5. ФОРМЫ РАБОТЫ | Указываются организационные, исследовательские, практические и аналитические формы работы |
6. МЕТОДЫ РАБОТЫ | Указываются методы работы |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | |
1. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | Определяются этапы реализации программы и указываются их сроки: организационный этап – (количество дней, месяцев); практический этап – (количество месяцев); заключительный – (количество месяцев). |
2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ | При необходимости указываются направления работы, например, медицинское, психологическое, педагогическое направления, либо: диагностическое, коррекционное, развивающее, обучающее, воспитательное. |
3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | Учебно-тематический план приводится в программах в виде таблицы. |
4. РЕСУРСЫ | РЕСУРСЫ 4.1. КАДРОВЫЕ Определяются специалисты, которые будут задействованы в реализации программы и роль каждого из участников (ответственность). Возможно оформление сведений в форме таблицы 4.2. МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКИЕ Указываются материальные и технические средства (от помещения до канцелярских товаров), необходимые для реализации данной программы. Бюджет (какой, сколько) 4.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Определяются формы донесения информации для клиентов, потребителей услуг (в том числе потенциальных) 4.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ Указывается предполагаемое методическое оснащение (методические разработки, рекомендации, авторские методики). |
5. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ | Определяется кем и как будет осуществляться контроль и управление программой. Раздел возможно оформить в виде схемы. |
6. РЕЗУЛЬТАТЫ | 6.1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты (количественные, качественные) формулируются для каждой из поставленных задач. Результаты должны быть конкретны, измеримы 6.2. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Полученные результаты указываются случае, когда программа находится на стадии реализации 6.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКГИВНОСТИ Определяются показатели эффективности/неэффективности действий по реализации программы. Показатели формулируются соответственно каждому из ожидаемых результатов. Обозначаются методы и средства оценки эффективности (анкетирование, тестирование, анализ, интервью/анкета, тест и т.д.) |
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | Оформляется в алфавитном порядке, в строгом соответствии с ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. |
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ | |
1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ | В приложение включаются различные сопроводительные материалы: конспекты отдельных занятий, сценарии праздников, газетные вырезки, фотографии, детские рисунки, схемы, анкеты, шаблоны (форма заявления, договора) и формы отчетности по программе и т.п. |
- ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Данко»
Рассмотрена На методическом совете Протокол № От «______» ____ 20__ года | УТВЕРЖДЕНА Приказ № «__»___________2012г. |
Программа
«Путь в будущую профессию»
для воспитанников стационарного отделения
в возрасте 10-18 лет
(срок реализации 1 год)
Составитель:
Ф.И.О. должность
Лангепас
2012
Наиболее проблематичной для специалистов является подготовка основной части программы (пояснительная записка, содержание программы), в соответствии с чем, основное внимание уделяется рассмотрению вопросов разработки и оформления данных структурных элементов программы.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка (введение) - во введении описывается анализ исходного состояния проблемы и обоснование необходимости ее решения, то есть актуальность программы – новизна, психологическая целесообразность и перспективность программы.
Дополнительно указываются следующие данные:
- опыт предыдущей работы по данной тематике,
- социально-психологические исследования и полученные результаты по данной теме,
- статистические данные проводимых исследований по теме.
Актуальность программы
Пояснительная записка программы должна начинаться с определения ее актуальности. Актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем.
Актуальность программы определяется тем, насколько значима для общества (сообщества, группы людей, организации, клиента и т.п.) социальная проблема, решению которой призвана способствовать программа. В актуальности необходимо указать числовые показатели на уровне страны, города, учреждения.
Пример актуальности программы «Путь в будущую профессию»
Ежегодно из учреждений для детей-сирот РФ выпускаются около 13 тыс. детей (2010г. - 12,5 тыс., 2009г. - 13 тыс.). Большинство из них (до 95%) продолжают обучение в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Около 5% выпускников учреждений для детей-сирот устраиваются на работу.
Именно поэтому в число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления, перед обществом и всеми, кто работает в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо всех прочих, входит задача, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот.
Ежегодно в учреждение проживает около 20 детей и подростков в возрасте от 3 до 23 лет. Значимым условием полноценной адаптации выпускников учреждения в обществе является их последующее трудоустройство, возможности которого напрямую зависят от наличия у них профессии. Анализ результатов анкетирования воспитанников в возрасте 14-16 лет, показал, что 90 % опрошенных еще не определились, или затрудняются сделать свой профессиональный выбор. Наблюдая за тем, как наши воспитанники занимались своим профессиональным самоопределением, проведя работу по изучению вопроса профессионального просвещения и самоопределения воспитанников, выявлены следующие проблемы воспитанников в профессиональном становлении:
1. Воспитанники центра имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег. Выбирая профессию, неадекватно оценивают свои способности и возможности.
2. Выбор учебных заведений, как правило, ограничен списком, который, в свою очередь, также ограничен количеством учебных заведений, согласных на обучение детей из детского дома (наличие общежитий).
3. Получая профессиональные знания и навыки, наши выпускники характеризуются низкой успеваемостью, не будучи заинтересованы в качестве обучения.
4. Плохо сформированные навыки практической и речевой коммуникации, ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, неадекватность эмоциональных реакций детей-сирот сказываются на умении работать в коллективе.
5. Не всегда в состоянии работать на одном месте более двух месяцев из-за возникающих конфликтов, а также не умеют упорно трудиться, достигать положительных результатов в труде и прочее.
Пример актуальности программы «Ты не один»
Сегодня и выпускники, и общество в целом осознают актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни, ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу.
Данная проблема актуальна и для нашего округа. На начало 2011 года численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 544 человека.[1] По данным отдела опеки и попечительства при администрации города на 01.01.2012 года в Лангепасе проживает 51 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников приемных семей и детских домов в возрасте от 18 до 23 лет, которые нуждаются в социальной поддержке для успешной адаптации в самостоятельной жизни. Постинтернатное сопровождение проводится в отношении 21 выпускника.
Целевая группа
Информация о целевой группе, указываемая в программе, может учитывать целый ряд факторов (параметров): экономическое и социальное положение, географическое местонахождение, уровень образования и навыков клиента и т.д.
Пример: Программа предназначена для детей и подростков в возрасте 10 – 18 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию, проживающих на территории г.Лангепаса.
Цели и задачи, общие положения программы – целеполагание подразумевает определение конкретной цели и системы задач, как промежуточных (пошаговых целей).
Цель - заранее предполагаемый результат образовательного процесса, на реализацию которого будут направлены усилия специалистов и всех субъектов социального процесса
Для четкого определения цели необходимо запомнить несколько требований:
- цель выражается простыми словами и кратко;
- цель должна легко «разложена» на последовательные задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата;
- цель должна быть достигнута в определенный период (срок указывают в программе);
Система последовательных задач должна определять логику программы и систему действий, направленных на достижение обозначенной цели.
Пример
Цель:
Осознание воспитанниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей для успешной социальной адаптации в социуме.
Задачи
Задачи программы – это ближайшие цели или непосредственные результаты действий в рамках программы, достижение которых практически полностью зависит от исполнителей программы. Задачи формулируются таким образом, чтобы их выполнение также можно было «измерить».
Действия в рамках программы осуществляются исполнителями программы и полностью зависят от них.
Пример
Основными задачами данной программы «Путь в будущую профессию» являются:
- Информировать воспитанников о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессии и личности, по средствам проведение теоретических и практических занятия;
- Организовать проведение экскурсий на предприятия города, информационных встреч, круглых столов с представителями разных профессий.
- Формировать стремление к адекватной самооценке, самовоспитанию и профессиональному самоопределению.
- Проводить диагностических исследований по выявлению профессиональных предпочтений, определений интересов и склонностей в выборе профессий, ориентированности в профессиях.
- Осуществлять анализ реализации программы, сопоставление ожидаемых и реальных результатов.
Формы и методы работы: в данном подпункте перечисляются основные формы и методы работы (групповые дисскусии, игровые методы, методы-формирования социальной перцепции, методы телесно-ориентированной терапии, медитативные техники и т.д.).
Пример
В ходе реализации программы «Путь в будущую профессию» используются следующие формы и методы работы
Методы | Формы |
Аналитические | анализ литературы по данной проблеме; анализ работы учреждения с детьми-сиротами по данной проблеме |
Диагностические | наблюдения, анкетирование, тестирование, опрос, беседа-интервью, сбор информации о детях-сиротах |
Практический | практическая помощь детям-сиротам в профессиональном самоопределении (занятия, экскурсии, «круглый стол», тренинги, консультации, содействия в сборе документов, оформлении на подготовительные курсы, к сдаче экзаменов) |
Игровой | Ролевая игра; конкурсы |
Метод решения проблемных ситуаций | Мозговой штурм |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Под содержанием программы понимается изложение всей деятельности в ходе осуществления (реализации) программы, подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.
В содержании отражается:
- в каких направлениях,
- каким образом,
- когда,
- в какой последовательности,
- что и как будет сделано для получения результатов.
В данном разделе необходимо указать срок и этапы реализации программы.
Этапы и сроки реализации программы
Реализация программы предполагает наличие определенных этапов деятельности (организационный, практический, аналитический этапы), которые включают в себя решение соответствующих задач в определенные сроки
Пример
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 1 год (периодичность – ежегодно).
Подготовительный этап: (сентябрь)
- Подбор методической литературы;
- Входной мониторинг;
- Разработка профориентационных занятий;
- Разработка мероприятий по программе;
- Подготовка справочно-информационных материалов по вопросам, связанных с профориентационной деятельности воспитанников.
Основной этап: (октябрь – апрель)
- Профориетационное тестирование по выявлению профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентации, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений);
- Организация теоретических и практических занятий, мероприятий по программе
- Проведение профориентационного консультирования.
- Разработка и распространение методического материала по направлению деятельности.
Заключительный этап: (июнь)
- Итоговый мониторинг;
- Творческий отчет по реализации программы;
- Встреча с бывшими выпускниками учреждения.
- Оказание практической помощи при поступлении в ВУЗы и СУЗы.
- Анализ деятельности и корректировка программы.
- Подготовка отчетной документации.
- Распространение опыта работы, информирование населения в СМИ, в газете «Бельчонок», подготовка книжных выставок «Для вас абитуриенты» и информационных стендов «Для вас Будущие студенты»
Формы организации работы: Групповые занятия организуются 1 раз в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.
В разделе «Содержание программы» отражаются основные направления деятельности, которые можно представить в виде схемы или раскрыть более конкретно.
Пример
В данный раздел включается тематический план занятий и мероприятий.
Тематический план занятий и мероприятий на 20____ г.
по программе «Путь в будущую профессию»
I раздел: Профориентационное тестирование
№ | Наименование: | Колич. часов | Теория | Практика |
1. | Индивидуальная диагностика профессиональных предпочтений и склонностей «Ориентир» | 1 ч | 1 ч | |
2. | Анкетирование «Что ты знаешь о профессиях?» | 1 ч | 1 ч | |
3. | Анкетирование «Как выбрать профессию?» (модификация Г.В. Резапкиной) | 1 ч | 1 ч | |
4. | Тест «Мой профессиональный выбор» (модификация Г.В. Резапкиной) | 1 ч | 1 ч | |
5. | Тест «Карта интереса» (методика Н.С. Пряжникова) | 1 ч | 1 ч | |
6. | Опросник «Профессиональное предпочтение» (модификация Г.В. Резапкиной) | 1 ч | 1 ч | |
7. | Опросник «Профиль» (методика Е.А. Климова) | 1 ч | 1 ч | |
8. | Анкета «Тип темперамента» (методика Г. Айзенка) | 1 ч | 1 ч | |
9. | Опросник «Матрица выбора профессии» (методика Е.А. Климова) | 1 ч | 1 ч | |
10. | Опросник «Темперамент и профессия» (методика Г. Айзенка) | 1 ч | 1 ч | |
11. | Тест «Формула профессии» (модификация методики Н.С. Пряжникова) | 1 ч | 1 ч | |
ИТОГО | 11 | 11 |
Примечание: если в ходе реализации не предусмотрены групповые и индивидуальные занятии в данный раздел может быть включен «План мероприятий» на текущий год, по следующим формам:
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ожидаемый результат |
Пример
Содержание деятельности по направлениям программы
«Ты не один»
№ п/п | Направление деятельности | Мероприятия | Сроки выполнения | Ожидаемые результаты |
1 | Обеспечение информационной поддержки программы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Освещение в СМИ информации о постинтернатном сопровождении выпускников (статьи в газетах, видеоролики на ТВ, социальная реклама на теле- и радиоканалах и др.) | 2012-2014 | преодоление существующих в общественном сознании негативных установок в отношении выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование в обществе мнения положительного образа выпускника интернатного учреждения |
Разработка и распространение среди выпускников печатной продукции (информационных буклетов, бюллетеней, постеров, листовок) | Ежегодно |
Раздел «Ресурсы»
Автором программы внимание в первую очередь должно быть обращено на указание тех условий, которые необходимы для получения наилучшего результата:
Методические ресурсы
Наличие наглядных пособий, средств компьютерной поддержки, список видео-аудио кассет учебных пособий, таблиц и технологических карт,
• обеспечение программы методическими видами продукции (пособия, разработка игр, бесед, экскурсий, конкурсов, и т.д.);
• рекомендации по проведению занятий, мероприятий и т.д.;
• дидактический и лекционный материалы.
Пример
- Методические ресурсы
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г.
3 159-ФЗ (с изм. от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 08.04.2002 № 34-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 № 17-ФЗ).
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» от 21.12.2005 № 144-ОЗ (в ред. Законов ХМАО_Югры от 29.06.2006 № 58-ОЗ, от 24.05.2007 № 52-ОЗ, от 29.02.2008 № 16-ОЗ).
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «Об организации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В возрасте от 18 до 23 лет» от 31.07.2009 № 198-П
Методические пособия:
- Толковые словари С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.
- М.С. Гуткин - 21 -а, П.С. Лернер Твоя профессиональная карьера// М, Просвещение 2005
- Е.А. Климов Как выбирать профессию М, 1990
- Е.А. Климов «Развивающийся человек в мире профессий». – Обнинск: изд-во «Принтер», 1993.
- Н.С. Пряжников «Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 56 с.
- Н.С. Пряжников «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
- Н.С. Пряжников Профориентация: в школе и колледже - М, Вако 2006
- Справочники для поступления в среднеспециальные и высшие учебные заведения
Наглядный и раздаточный материал
- атрибуты, относящиеся к представителям разных профессий,
- карточки с вопросами о труде, специфике профессий,
- Плакаты и иллюстрации на тему «Мир профессий»,
- газеты с объявлениями (о приеме на работу),
- буклеты, памятки, брошюры по профориентации.
Диагностический инструментарий (Приложение №1):
- «Карта интересов», методика Н.С. Пряжникова;
- «Опросник профессиональных предпочтений», методика Г.В. Резапкиной;
- Опросник «Профиль», методика Г.В. Резапкиной;
- Анкета «Ориентация», методика Г.Айзенка;
- Анкета «тип мышления», методика Г. Айзенка;
- «Матрица выбора профессии», методика Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной
- Тест-опросник «Мой выбор профессии», по методике Е.А. Климова;
- «Опросник профессиональных склонностей», методика Л.Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной
Методические разработки занятий (составитель Навицкая Е.В.):
- Экскурсионные занятия
- Пути получения профессий
- Стратегия выбора профессии
- Ошибки при выборе профессии
- Дорога в страну профессий
- Современный рынок труда
- Калейдоскоп профессий
- Дороги, которые мы выбираем
- Мир профессий и твое место в нем
- Мое видение будущей профессии
- Игра-занятие «Калейдоскоп профессий»
- Игра-конкурс «Дорога в страну профессий»
Материально – технические ресурсы
В разделе «Материально-технические ресурсы» перечисляются все необходимые для реализации программы материально-технические средства (оборудование, канцелярские принадлежности, материалы, транспортные расходы и т.п.), их количество
Пример
Материально – технические ресурсы
- компьютер,
- принтер,
- монитор,
- мультимедийный аппарат,
- канцелярские товары.
Информационные ресурсы
В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:
1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ).
2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.
3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.
4) Сайты. Корпоративный сайт - это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы:
рекламную информацию, методическую продукцию, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию.
5) Информационно-рекламная продукция разработанная специалистами БУ «КЦСОН «Виктория».
Пример
Информационные ресурсы
- Газета «Звезда Лангепаса», «Нефтяник», периодический журнал «Детский дом»,
- Распространение опыта работы по профориентационной работе с выпускниками.
- Информирование населения в СМИ, в газете «Бельчонок».
- Подготовка книжных выставок «Для вас абитуриенты».
- Оформление информационных стендов «Для вас Будущие студенты», фотовыставок.
- Выпуск информационных листов, буклетов, брошюр, справочников.
Кадровые ресурсы (Приложение 2,3)
В разделе «Кадровые ресурсы» перечисляются те ведомства, учреждения и специалисты, которые будут участвовать в реализации программы, определяется их степень участия. Выделяется и описывается роль руководителя (координатора) и исполнителей
программы.
Раздел «Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности»
Основным условием оформления результатов (ожидаемых и полученных) является их соответствие поставленным задачам
Критерии оценки эффективности реализации программ
Эффективность деятельности программы оценивается выведением (определением) критериев.
КРИТЕРИЙ (качественный, количественный) – это отличительный признак, мерило, на основании которого дается оценка какого-либо явления, действия, идеи.
Мониторинг – это постоянный и систематический сбор информации о значениях заранее выбранных критериев и индикаторов для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о том, насколько успешно выполняется программа, в какой степени достигаются потавленые цели и как используются фонды, выделенные на данную программу.
Система мониторинга разрабатывается на стадии разработки программы и является ее частью. Осуществление мониторинга производится специалистами программы, иногда – с привлечением внешних специалистов. Информация о результатах мониторинга поступает к руководителю программы.
Пример
Ожидаемые результаты:
- Профессиональное просвещение, расширение кругозора о мире профессий, получение информации об профессиональных учебных заведениях имеющихся в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры.
- Осознанный выбор профессии, учебного заведения воспитанниками, с учетом своих возможностей, профессиональных требований предъявляемых профессией и ситуации на рынке труда.
- В процессе постинтернатного сопровождения повысить процент удовлетворенности в своем профессиональном выборе.
- Пополнение банка информационного обеспечения: выпуск информационных буклетов и листов по профориентации для использования при подготовке к поступлению в учебные заведение.
- Расширение социального партнерства со структурами города и за пределами округа по профориентации воспитанников.
Критерии оценки эффективности реализации программ
Ожидаемые результаты | качественные | количественные |
Профессиональное просвещение, расширение кругозора о мире профессий, получение информации об профессиональных учебных заведениях имеющихся в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры | Повышение уровня грамотности воспитанников при выборе профессии | Количество проведенных занятий и мероприятий. Количество проведенных встреч с представителями разных профессий. Количество посещения профессиональных учебных заведений. |
Осознанный выбор профессии, учебного заведения воспитанниками, с учетом своих возможностей, профессиональных требований предъявляемых профессией и ситуации на рынке труда. | Повышение процента удовлетворенности воспитанника в своем профессиональном выборе. | Количество воспитанников поступивших в ВУЗы и СУЗы. Количество трудоустроенных. |
Содействие структур города и округа в профессиональной ориентации воспитанников. | Расширение социального партнерства со структурами города и за пределами округа по профориентации воспитанников. | Количество учебных заведений, предприятий привлеченных к профориентационной работе с воспитанниками |
Пополнение банка информационного обеспечения: выпуск информационных буклетов и листов по профориентации для использования при подготовке к поступлению в учебные заведение. | Качественное предоставление информации об учебных заведениях и условиях поступления | Количество печатной продукции |
Список используемой литературы
Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий или названий произведений (при отсутствии автора), указывается название издания, место и год издания, общее количество страниц.
Пример
- Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения: методическое пособие/ Н.С. Пряжников – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 56 с.
Приложение
Раздел «Приложения к программе» содержит прикладную методическую продукцию, учебно-методический комплекс (совокупность систематизированных текстовых и схематических материалов), призванный обеспечить ее успешную реализацию.
Список используемой литературы
- Инновационная работа в учреждении социального обслуживания / авторы-сост.: Н.А. Ануфриева, А. В. Сутула, А.Н. Александрова. – Сургут, 2010. – 114 с.
- Программа развития и совершенствования научно-исследовательской работы в Башкирском государственном педагогическом университете (2001-2005гг.)/ Э.Ш. Хамитов, В.С. Горбунов.- Уфа: Изд-во БГПУ, 2001.- 28с.
- Рекомендации по участию в конкурсе учреждений социального обслуживания молодежи и подростково-молодежных клубов., МО образования РФ, Федеральная программа «Молодежрроссии», М.- 2000.- 34с.
- М.Н. Арцев., Е.Е. Шерстернинов. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ. ГМЦУО г.Тверь., Интернет–сайт Издательской фирмы «Сентябрь» http: www.director ru/pub/.
- О.Г. Мурзакова, А.Б. Маслов. Что нужно знать педагогу об авторской программе?; Журнал «Дополнительное образование и воспитание» №2 2006г, с 12.
- Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей. Практическое пособие для педагогов. М:УМЦ-2005г
- Целевые программы Тюменского государственного университета 2003-2005гг., Тюмень-2003г., - 58 с.
- Кузьмина А.И.Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. – М.: Издательство «Престо-РК», 2009. – 396 с. http://www.eval-net.org/library/Program_Evaluation.pdf
Приложение 1
Информационная карта программы
№ п/п | Наименование | Содержание |
1. | Полное название программы (проекта) | Профессионально – ориентированная программа «Путь в будущую профессию» для воспитанников в возрасте 10-18 лет |
2. | Автор программы (проекта) | Навицкая Е.В.– воспитатель И.Е. Чечерина – методист |
3. | Руководитель программы (проекта) | Л.А. Прохорова, директор БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» |
4. | Территория | Ханты-Мансийский автономный округ, г. Лангепас |
5. | Юридический адрес учреждения | 628672, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Лангепас, ул. Парковая 21/1 |
6. | Телефон | Тел., факс (34669) 26333. |
7. | Форма проведения | Теоретические и практические занятия, лекция, экскурсии |
8. | Цель программы | Осознание воспитанниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей для успешной социальной адаптации в социуме. |
9. | Специализация программы | профориентационная |
10. | Сроки реализации программы | 1 год |
11. | Количество подпрограмм | - |
12. | Место проведения программы | г. Лангепас, БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» |
13. | Общее число детей-участников (проекта) | 6 воспитанников |
14. | География участников | г. Лангепас |
15. | Условия участия в программе | добровольное |
16. | История осуществления программы | Ежегодно в учреждение проживает около 20 детей и подростков в возрасте от 3 до 23 лет. Значимым условием полноценной адаптации выпускников учреждения в обществе является их последующее трудоустройство, возможности которого напрямую зависят от наличия у них профессии. Анализ результатов анкетирования воспитанников в возрасте 14-16 лет, показал, что 90 % опрошенных еще не определились, или затрудняются сделать свой профессиональный выбор. Для содействия профессиональному самоопределению и профессиональной подготовке воспитанников учреждения создана профессионально-ориентированная программа «Путь в будущую профессию», основное направление которой является помочь воспитанникам изменить свои жизненные ориентиры; состоятся как творческая личность, раскрывающая свои таланты и способности, войти во взрослую жизнь, сделать правильный профессиональный выбор, найти в себе силы и адаптироваться в этом нелегком мире при выходе в самостоятельную жизнь. |
17. | Особая информация и примечание | Для реализации программы необходимо тесное сотрудничество со структурами города по профориентационной работе с воспитанниками |
Приложение 2
Кадровое обеспечение программы
Воспитанники
- Активно вовлекаются в участие запланированных мероприятий
Приложение 3
СХЕМА ВНЕШНЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
ул. Парковая 21/ 1
время работы:
понедельник - пятница
с 8.30 до 17.12
обед
с 12.30 до 14.00
организационно-методическое отделение
тел 8(34669)29171
[1] Единый официальный сайт государственных органов ХМАО-Югры http://admhmao.ru/committe/departament/dep_soz/statist/103_rik.xls