"Духовные основы семьи"

Крестьянинова Надежда Владимировна

Воспитание семейных ценностей, умения общаться, взаимоуважения в семье - вот спектр впросов, которые я хочу затронуть в данной статье. Проект "Духовные основы семьи" разработан мною  с целью анализа изменения семейных преоритетов с возрастом. Проект предполагает наблюдение за подростками на протяжении 4 лет. Мероприятия в рамках проекта разработаны таким образом, чтобы студенты могли проявить себя в различных обстоятельствах. Обучающие тренинги позволяют мягко корректировать поведение студентов в кртических ситуациях, помогать им справляться с гневом, другими эмциями; учат вербальным и невербальным способам взаиодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnye_osnovy_semi_statya_.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ

Проблема возрождения семейных ценностей актуальна и насущна в нашем обществе.  Социологические характеристики студентов, которые мы составляем ежегодно,  дают удручающую картину: 80% студентов проживают в неполных семьях или в семьях, где родители находятся в разводе.  Проблемы воспитания юношей   - это острая проблема, а когда в семье нет отца – то острота ее возрастает в разы. К сожалению,  общественные институты, которые  в той или иной мере помогали одиноким матерям в этом вопросе или утрачены, или недоступно дороги. Т.е. социальные гарантии или минимальны, или отсутствуют вовсе.  Но развития личности и умения справляться с собственными проблемами взросления никто не отменял.  

Овладение социальным опытом происходит у ребенка несколькими взаимосвязанными путями:  стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение. Именно через  воспитание и просвещение подростков образовательные учреждения должны влиять на социализацию подростков.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Необходимо помочь подросткам  разобраться  в сложных  сущностных проблемах, как то: «Как жить?», «На какие ценности ориентироваться?», «Какой я?». Это именно те вопросы, на которые и отвечает каждый  молодой человек в этом возрасте; или пытается ответить,  осознавая это или нет.  Проблема  выбора – еще один важнейший вопрос. Умение анализировать ситуацию,  принимать решения, нести за них ответственность – это те качества, которые  необходимы  в жизни, в семейной, в частности.  Способность выразить себя, знать объективно разные стороны своей личности, осознавать себя  и говорить обо всем этом – это те вопросы, в процессе решения которых человек взрослеет. И мы видим свою задачу в том, чтобы тактично, в экологической обстановке на уроке дать возможность пережить юношам новый психологический опыт. Восстановление духовных основ жизни – это проблема и семьи, и общества в целом.  Человек невольно усваивает все, что происходит в обществе через средства массовой информации, Интернет, телевизор. И дети получают во многом искаженное представление о мире и его ценностях,  о способах достижения цели, роли и  важности семьи.  Работающие родители,    не имеющие возможности заниматься воспитанием детей, не могут помочь  им разобраться  в сложных мировоззренческих вопросах; или активно навязывают свою точку зрения, вызывая только протест. Наши студенты являются особым контингентом – компьютерные технологии они знают с пелёнок, в интернете чувствуют себя, как рыба в воде. Владение информационными технологиями становится такой же необходимостью, как умение считать. Поэтому закономерно, что информатизация активно внедряется в систему образования, в корне меняя технологии процесса обучения и воспитания.

 Именно поэтому мы начали подготовку к уроку с создания сайта проекта и привлекли к этой работе наших студентов.

 Любая совместная работа сближает. Так получилось и здесь. В ходе работы студенты смогли ознакомиться со многими видео материалами, изучили понятия семья, любовь, юродивый, блаженная. Некоторые студенты посетили часовню Ксении Блаженной. Таким образом, создавая сайт проекта, мы уже достигли желаемого: студенты смогли самостоятельно просматривать материалы, посещать рекомендуемые сайты, провели социологический опрос, подготовили презентации к уроку. 

Возросшая активность Церкви в обществе, обеспокоенной вопросами  духовно-нравственного состояния  людей, возрождение русских традиций – это современное направление развития. В школах введен новый предмет «» и это побудило нас сопоставить духовные основы верующих и атеистов. Мы поставили перед собой  задачу в  постепенном восстановлении социально-нравственных авторитетов, характеризовавших русскую цивилизацию, да и вообще культуру. И среди наших приоритетов: отношение к семье как важнейшему институту общества, и  постижение таких нравственных категорий как совесть, честность, милосердие и др. вместе с нашими студентами. Наше обращение к  образу Святой  блаженной Ксении Петербургской – это попытка  постижения   духовных ценностей русской культуры  через  рассказ о самопожертвовании и самоотречении  во имя другого человека, во имя любви. 

На нашем сайте мы разместили фотографии урока, а также полезные ссылки и отзывы. Все студенты группы имеют возможность зайти на сайт и оставить свои комментарии, пожелания, отзывы. Формат урока понравился, захотелось продолжения. Появился проект «Духовные основы семьи» со сроком реализации с 1 по 4 курс. Следующая тема «Толерантность в семье». Это дискуссия о взаимоотношениях отцов и детей, знакомство студентов с правовыми аспектами семейной жизни, социологические исследования «семейных приоритетов». Формат дискуссионного клуба позволяет свободно обсуждать самые волнующие темы, высказывать своё мнение! Здесь наши подростки учатся слушать друг друга, доказывать свою точку зрения, принимать совместные решения, идти на компромисс. Все эти качества очень важны для профессиональной деятельности. Каждое выступление – это опыт: публичного доклада, кирпичик в развитии коммуникативной культуры.  На 3 курсе рассматривается вопрос профессионального роста и взаимодействия в семье: распределение обязанностей, карьера или семья. Четвёртый курс предполагает анализ всех мероприятий. В итоге у студентов должен сформироваться положительный стереотип семейных отношений, повыситься мотивация на создание успешной, любящей, полноценной семьи.

Уровень развития общества обуславливает количественное и качественное содержание потребностей, а направленность определяет социальную и моральную ценность учащейся молодежи.

Через направленность, ценностные ориентации находят свое реальное проявление, а в активной деятельности подростка приобретают характер устойчивых мотивов общения и деятельности и, пройдя сложный диалектический путь, превращаются в убеждения. Именно поэтому эффективная социализация может рассматриваться как процесс приобретения, усвоения и формирования такого набора и такой иерархии потребностей подростка, наиболее благоприятных для развития общества и личности во всем богатстве и разнообразии их потенциальных возможностей.

 Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу образования  и воспитания делает возможным использование современных технологий, визуализацию представляемой информации, проведение уроков и мероприятий в интерактивной форме, с одной стороны, а с другой позволяет говорить с подростками на равных, их «инструментарием»: сайт проекта, страничка в социальных сетях и т.д. Главное, правильно поставить задачу, смотивировать подростков.

Я считаю, что проблемы современной семьи могут быть решены только в комплексе:  политикой государства, возрождением  почтения к традициям и активностью людей.