Методическая разработка урока по обществознанию "Социальные группы и их классификация"

Надежда Ивановна Кузьменкова

В нынешней школе использование современных образовательных технологий, активных методов и форм работы - далеко не новость. Данная разработка показывает применение некоторых видов заданий: систематизацию фактов и событий, сравнение, написание синквейна, что, безусловно помогает обучать старшеклассников сознательным приемам анализа и обработки социальной информации, имеющей разные формы, в условиях подготовки их к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл socialnye_obshchnosti_i_ih_klassifikaciya_urok.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (11 класс).

    ТИП  УРОКА: повторительно-обобщающий.

    ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Обобщить знания о социальных группах и их классификации;
  2. Продолжить формирование умений и навыков учащихся для выполнения заданий типа ЕГЭ.

ЭТАПЫ  УРОКА:

1.Обобщение знаний по теме урока.        

Учащиеся делятся на четыре группы. Каждая группа получает конверт с заданием: первая должна составить синквейн[1] к понятию «Социальные общности». Вторая группа пишет признаки социальных общностей. Третья – социальная группа и четвертая пишет классификацию социальных групп.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы должны обобщить знания по теме урока. Вы помните, что люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются  и  человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп. Давайте вспомним и обобщим знания, которые вы получили. Вам предлагается выполнить задание, находящееся в конверте. Время выполнения 7 минут.

Ответ первой группы[2].

Социальная общность -  это реально существующая, эмпирически фиксируемая  совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Учитель:  Назовите признаки социальной общности.

Ответ второй группы 2

1.сходство жизненных условий

2. общность потребностей

3. наличие совместной деятельности

4. формирование собственной культуры

5. социальная  идентификация  членов общества.

Учитель: Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Взгляните на экран (показывается слайд). Одной из составляющих социальной общности являются социальные группы. Дайте определение  понятию «социальная  группа».

Ответ третьей группы2 

Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

     Учитель: перечислите виды социальных групп.

     Ответ четвертой группы2

  1. Малая группа и большая группа.
  2. Первичная группа – вторичная группа
  3. Номинальная  группа и реальная группа
  4. Формальная группа и неформальная группа.
  5. Квазигруппа.

     Учитель:  Приведите примеры каждого вида групп и их характеристики (вопрос ко всем учащимся).

     Ответ:

Малая – семья, школьный класс, компания друзей (от 2-3 до 20-30 человек, хорошо знающих друг друга, занятых каким-либо общим делом и имеющие общие цели).

Большая – нация, класс, страта ( занимающая одинаковое положение в структуре общества)

Первичная – группа друзей, сверстников, соседей (межличностный характер и взаимная поддержка)

Вторичная – производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии.

Номинальная – пассажиры пригородных поездов, покупатели одного и того же товара и т.д.

Реальная – мужчины, женщины, русские, дети, учителя( пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства.

Формальная -  класс, команда и т.д.

Неформальная – поэтический кружок, болельщики одной команды, общество филателистов  (возникает по интересам).

2. ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ (каждый пишет тест в формате ЕГЭ и получает оценку индивидуально) 

1. К социальным группам, созданным по демографическому признаку НЕ относятся:

А) дети               В) пожилые люди

Б) женщины      Г) предприниматели

     2. Элементом социальной структуры общества является:

             А) класс               В) государство

             Б) кооператив        Г) банк        

    (Позиция кодификатора «Социальная группа»,  задания типа А: задания с выбором ответа)

       3.Установите соответствие между социальными группами и их примерами: к каждой          позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ                                                                                        ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРУППЫ

1.осетины                                                                                           А) класс

2.предприниматели                                                                            Б) этнос

3.чеченцы                                                                                            В) малая группа

4. клуб болельщиков «Спартака»                                                      Г) квазигруппа

5.крестьянство

6.фанаты Димы Билана

(Позиция кодификатора « Социальная группа». Задания типа В: установление соответствия).

4.Для определения социальной структуры современного общества существенным признаком является:

1.политические взгляды

2.культурные интересы

3.личный авторитет        

4. размер получаемого дохода.

(Позиция кодификатора «Социальная группа»,  задания типа А: задания с выбором ответа)        

5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп:

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.

1. верно только А                                            3.верны оба суждения        

2. верно только Б.                                           4.оба суждения неверны.

(Позиция кодификатора «Социальная группа»,  задания типа А: задания с выбором ответа)

6.Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?

А. Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.

Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.

1.верно только А                                          3.верны оба суждения

2.верно только Б.                                          4. оба суждения неверны.

(Позиция кодификатора «Социальная группа»,  задания типа А: задания с выбором ответа)

7.Ниже приведен перечень социальных групп. Все, кроме одной образованы по конфессиональному признаку. Укажите «выпадающий» термин.

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

( Задания типа В – умение соотносить видовые и родовые понятия)

8.Установите соответствия (социальные группы – критерии):  к каждой позиции первого  столбца, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ                                                   КРИТЕРИИ

А. мужчины                                                                          1. демографический

Б. племена                                                                            2. этнический

В. народности

Г. дети  

 (Позиция кодификатора «Социальная группа»,  задания типа В: умение классифицировать понятия, явления и социальные объекты путем установления соответствия терминов и их определений)

9.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд  слов. Вставьте слова, учитывая, что каждое слово может быть использовано только один раз.

«Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать __________(1), является  групповая __________(2). Каждой группе присущ социально-психологический ____________(3) – качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками группы являются ее ценностно-личностные _____________(4) – свойства личности, которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой _________(5). Чем  он выше, тем, как правило, сильнее группа. Групповые   ______________(6) выполняют регулятивную функцию по отношению к совместной деятельности ее членов.

1.сплоченность                                    6.традиция

2.норма                                                 7.совсестимость

3.разобщенность                               8. взаимоотношение

4.ориентация                                      9.лидерство

5.традиция                                         10.климат

(Позиция кодификатора «Социальная группа»,  задания типа В: проверка умения определять термины и понятия на основе контекста содержания текстового фрагмента)

10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа». Привлекая знания обществоведческого  курса  составьте два предложения, содержащих информацию о «социальных группах».  (Задания типа С – с развернутым ответом. Умение применять обществоведческие понятия в заданном контексте ).

3. Домашнее задание

Написать эссе на тему «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». (Ж. Ренан)


[1]        Это стихотворение, состоящее из пяти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной      форме.

[2] Ответ вывешивается на доску и после озвучивания учащимся предлагается сравнить свой ответ с правильным, который демонстрируется через презентацию