Проект методической деятельности « Ранняя профилактика вредных привычек у младших школьников»

Петухова Надежда Константиновна

           На современном  этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение. Происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Как показывают исследования, представления детей 7-8 лет об алко­голе и никотине весьма противоречивы. С одной стороны, дети знают, что они опасны, вредны, их нельзя употреблять. С другой стороны, они постоянно наблюдают за тем, как эти вещества используют окружающие их люди — родители, знакомые взрослые, подростки. Для многих детей алкоголь и никотин становится символом взрослости, самостоятельности. Это, в свою очередь, пробуждает интерес и желание самому познакомиться с одурманивающим веществом,  которое является не только «пропуском» в определенную компанию, но и используются школьниками как способ снятия напряжения, скованности при общении. Наконец, младшим школьникам, в значительной степени присуще подчинение внешнему давлению, подражание человеку, который им интересен, для них привлекателен, авторитетен.  Ребенок 6-7 лет должен освоить эффективные схемы поведения, позволяющие ему устанавливать контакт   с малознакомым человеком, снимать напряжение в ситуации возможного конфликта с окружающими, а также уметь отказаться от предложения знакомого, не обижая его. Таким образом, ведение профилактической работы среди младших школьников с целью формирования и развития у детей устойчивых внутриличностных механизмов поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни не только необходима, но и сможет создать достаточно прочный барьер для возможного вовлечения в наркотизацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokl.-rannyaya_prof-1.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГОУ  ДПО  «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра педагогики и  коррекционной работы

Проект методической деятельности

« Ранняя профилактика вредных привычек у младших школьников»

 

Автор: Петухова Надежда Константиновна

социальный  педагог

МБОУ коррекционная школа-интернат № 8

г. Саяногорск

Подпись_____________\ дата_________\_

Куратор категории: Ф.И.О.

Баутина Елена Викторовна

Подпись______________\_дата_________\_

Абакан 2012   

    I-часть. Обоснование выбранной педагогической траектории.      

           На современном  этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение. Происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Как показывают исследования, представления детей 7-8 лет об алкоголе и никотине весьма противоречивы. С одной стороны, дети знают, что они опасны, вредны, их нельзя употреблять. С другой стороны, они постоянно наблюдают за тем, как эти вещества используют окружающие их люди — родители, знакомые взрослые, подростки. Для многих детей алкоголь и никотин становится символом взрослости, самостоятельности. Это, в свою очередь, пробуждает интерес и желание самому познакомиться с одурманивающим веществом,  которое является не только «пропуском» в определенную компанию, но и используются школьниками как способ снятия напряжения, скованности при общении. Наконец, младшим школьникам, в значительной степени присуще подчинение внешнему давлению, подражание человеку, который им интересен, для них привлекателен, авторитетен.  Ребенок 6-7 лет должен освоить эффективные схемы поведения, позволяющие ему устанавливать контакт   с малознакомым человеком, снимать напряжение в ситуации возможного конфликта с окружающими, а также уметь отказаться от предложения знакомого, не обижая его. Таким образом, ведение профилактической работы среди младших школьников с целью формирования и развития у детей устойчивых внутриличностных механизмов поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни не только необходима, но и сможет создать достаточно прочный барьер для возможного вовлечения в наркотизацию.

   В сознании ребёнка возникает одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе или курении. Именно эти противоречия являются основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам.   Чем раньше знакомится ребёнок с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению. В младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определённого отношения к алкоголю, курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка не сформировался комплекс неполноценности. Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным.   Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является подражание.   Чаще всего образцом для младшего школьника являются его родители. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу.  

      Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.

Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. А вот запугивание последствиями курения не только перестает со временем восприниматься детьми, но и формирует у них неосознанный страх за здоровье курящих родителей.

Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

   

II-часть. Анализ опыта наставника.

           Стажировку проходила в г. Саяногорске лицее №7 у Пустовой Натальи Даниловны. В целом изучение полученного опыта моего наставника  направлено на воспитание негативного отношения к злоупотреблению  алкоголя, табакокурения. Это проходило на классных часах и внеклассных мероприятиях. Такое направление профилактической деятельности предполагает индивидуальные и групповые формы коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы психофизического и социального характера. Наиболее эффективные направления деятельности ранней профилактики вредных привычек у младших школьников являются:

  1. профилактика причин и последствий табакокурения и наркомании (используя все средства беседы, лекции, видеофильмы, плакаты; проведение дискуссий, ролевых игр, экскурсий).
  2. организация свободного времени школьников (деятельность кружков, секций, клубов).
  3.  антикурительное просвещение педагогического просвещения школы (включить элементы антикурительного воспитания во все предметы школы).
  4. наблюдение (даёт возможность педагогу выяснить социальную подструктуру направленности личности учащегося)
  5.  подключение к профилактической работе родителей, учащихся, сотрудников милиции, работников близлежащих предприятий, общественности.
  6. преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире (в процессе социального воспитания раскрыть безнравственность употребления табака).

Все виды профилактической работы, используемые Пустовой Н.Д., мне приемлемы.

  Профилактика наркомании является эффективной, так как Наталья Давыдовна соблюдает следующие правила:

  1. существование как традиционных, так и современных подходов в профилактической работе;
  1. профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  2. детям и взрослым представляется объективная информация о вредных веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;  

         Дети «группы риска» склонны к социальной дезадаптации, различным формам отклоняющегося поведения. Они нуждаются в комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи и особых условиях организации учебного процесса. Создание же усилиями учителей, родителей психолога и социального педагога образовательной среды, отвечающей актуальному психологическому состоянию детей, позволяет осуществить определенную степень познавательной и личностной реабилитации, формировать эмоционально-позитивное отношение к школе.  

         Цель социально-педагогических профилактических мероприятий в лицеи №7 Пустовой Н.Д. — создать личный иммунитет против приема первой дозы, вызвать отвращение ко всем видам и формам приема наркотических веществ, причем не только на уровне понимания, знаний и умений, но на уровне ощущений, эмоций, идущих из подсознания.

         Социально-педагогическая профилактическая работа педагога-стажёра Пустовой Н.Д. с подростками направлена: на тренировку, активизацию и развитие основных психологических механизмов, которые участвуют в формировании нравственной культуры личности, формирование социальных навыков.

Образовательный компонент строится с учетом следующих особенностей подросткового возраста:

  1. Высокая степень информированности о видах и действии наркотических средств.
  2. Знание о доступности и распространенности наркотиков в обществе
  3. Распространенное представление о «безвредности» некоторых видов
    наркотиков.
  4. Большое количество «мифов», преувеличений в знании о действии
    последствии употребления наркотиков.
  5. Часто встречающиеся представления о некоторых видах наркота
    как об атрибуте успеха, «крутости».
  6. Прочная связь в сознании некоторых видов деятельности (развлечение, времяпровождение) с употреблением наркотиков.

                 Профилактика наркозависимости, особенно наркомании, требует специальных знаний, обучения, владения элементами правильного воздействия на психику подростков.

           Одним из важнейших аспектов профилактики наркомании и табакокурения в лицеи №7 г. Саяногорска считается разработка и внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных образовательных программ по формированию здорового образа жизни, предупреждения злоупотребления психоактивными веществами, адаптированных к уровню и потребностям различных возрастных групп.  

          Основная цель профилактической работы с детьми заключается в формировании у детей и подростков антинаркогенных установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни. Вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной.  

 

III-часть. Методическое сопровождение решения педагогической проблемы: разработка тематической линейки по профилактике ПАВ

«Будьте здоровы».

     Сегодня мы поговорим о том, чего нам всем так часто не хватает: о здоровье. Согласитесь, здоровье человека – великий дар и как оно хрупко и ранимо, если речь идёт о пристрастиях к вредным привычкам. Я думаю, вы безошибочно назовёте трёх основных «врагов» здоровья, которым человек подвергает свой организм сознательно  (алкоголь, никотин, наркотики)

А теперь поговорим об этом подробнее.

Организм человека – очень сложная структура. Здоровье зависит от множества факторов, и, прежде всего, оттого, чем мы сами отравляем свой организм. Порой люди сознательно идут на риск, беря в руки бутылку пива, сигарету.  Может не все знают, что они рискуют своим здоровьем?

        1.  Никотин.

Поднимите руки, кто из учеников, стоящих здесь, курит? Есть ли какая-нибудь польза от табака? Конечно, есть! Но только не для организма человека. Из табака получают токсичное вещество никотин-сульфат, который используется в сельском хозяйстве для защиты растений от повреждающих их насекомых-тлей. Если пересыпать табаком шерстяные вещи, можете быть уверены – моль им не страшна. И моль не глупа, есть то, от чего можно погибнуть. Она никогда не сядет на ту вещь, от которой можно погибнуть. Учёные провели обследование у 200.000 курильщиков. Результаты поразительны: каждый 20-й человек болеет раком легких; каждые 4 минуты в мире умирает человек, смерть которого вызвана курением сигарет. В среднем курильщик живет на 10-15 лет меньше, чем его некурящий сверстник. Получается, что курильщик ставит под угрозу свое здоровье и обрекает себя на многолетнюю зависимость от никотина, чтобы угодить друзьям или не  нашел нужных слов отказаться.

Получается, что только человек проводит опыты на своем здоровье, желая убедиться, выдержит ли организм такие нагрузки как употребление алкоголя, наркотиков, табака.

        2. Алкоголь – это наркотический яд. Проникая в кровь,  алкоголь поражает главные органы: печень, почки, сердце, кору головного мозга, нарушается память, ребята начинают плохо учиться, у них атрофируются мышцы, они становятся слабыми и что самое главное – дети начинают постепенно плохо видеть, а затем теряют зрение. Особенно опасен алкоголь для подростков, так как алкоголизм у них развивается в 4 раза быстрее. Дети, постоянно употребляющие пиво и другие алкогольные напитки становятся хроническими алкоголиками. А это страшное заболевание, когда отказываются работать почки, печень и человек умирает. Ученые провели опыт: налили пива в невысокие сосуды и увидели, что к ним ползут садовые улитки, привлеченные запахом пива, напившись,   улитки погибли. Пристрастие к алкоголю и табаку вызывает наркотическую зависимость, но еще более губительное и страшное влияние оказывает на организм человека, особенно в подростковом возрасте, наркотические вещества. Так можно-ли назвать другом того, кто предлагает тебе сигарету, или сигарету, начиненную травкой? Бутылку пива? Как вы думаете?

        Правильно! Лучше таких друзей не иметь! Давайте жить нормальной, полноценной жизнью, хорошо учиться, радоваться жизни. Ведь в народе говорят: «Хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!» так будем же все здоровы!

Тема «Курение.  Влияние на организм человека»

Задачи:

1.  Познакомить детей с вредным влиянием на здоровье человека; сформировать представление об отрицательном влиянии курения на организм.

2.  Показать, что существует много безопасных и интересных способов проводить время.

3.  Коррекция мыслительных операций на основе анализа ситуаций, упражнения в запоминании.

4. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью.

Оборудование: Сюжетные рисунки. Цветные карандаши. Картинки с изображением отрывка из мультфильма «Ну, погоди!», 5-й выпуск. Калькуляторы.

Ход мероприятия

I.  Организационный  момент.

Упражнение на развитие памяти, внимания «Постарайся запомнить и ответить на вопросы»:

Педагог демонстрирует учащимся картинки с изображением отрывка из мультфильма «Ну, погоди!», 5-й выпуск, где волк пытается выманить зайца из телефонной будки с помощью сигаретного дыма. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинку. Попытаться запомнить детали, изображенные на ней. Картинка демонстрируется в течение 15—20 секунд. Затем она убирается и педагог задает вопросы по данной картинке.

- Кто был изображен на картинке?

- Где находился волк? Заяц?

- Что было изображено позади телефонной будки? Позади волка?

- Что было в руках у волка?

- Сколько сигарет было во рту у волка? И т.п.

II.   Введение в тему.

- Было ли у вас во рту что-нибудь ужасно невкусное?

- Что это было? Будете ли вы пробовать это еще раз?

- Ребята, а как вы думаете, приятен ли табачный дым?

- Табак - это вещество, неприятное на вкус. Люди употребляют его, потому что он вызывает привыкание.

III. Сообщение темы.

-  Сегодня на занятии мы с вами попытаемся разобраться, что такое курение и влияет ли табакокурение на организм человека.

IV. Работа по теме.

1. Беседа-информация.

- Ребята, вы наверняка все видели курящих людей. А знаете ли вы, какие вещества содержатся в табачном дыме? (Выслушиваются ответы детей).

- Табачный дым состоит из множества ядовитых веществ, которые способствуют возникновению злокачественных опухолей - рака. Но самым главным отравляющим веществом является никотин.

- Никотин - это главный яд, влияет на работу мозга, приводит к привыканию, затрудняет доставку кислорода к мышцам и сердцу, учащает сердцебиение.

-  Поэтому люди, которые курят, не могут пробежать даже короткую дистанцию, быстро начинают задыхаться, их сердцу очень тяжело, оно страдает и болит.

- Никотин - это прозрачная маслянистая жидкость со жгучим вкусом. Именно такой вкус ощущает курильщик, когда докуривает окурок, где оседает никотин. В фильтре сигареты может скопиться такое  количество  никотина,   которого  достаточно,  чтобы  убить мышь.

-  Вы, наверняка, слышали такое выражение «Капля никотина убивает лошадь». Но если быть более точным, то одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей массой до 500 кг каждая. Такова реальная сила никотинового яда.

- В познавательной литературе проводится интересный опыт: к телу человека прикладывали пиявок, и через несколько минут после выкуривания им сигареты пиявки отваливались - у них были судороги.

2. Влияние курения на организм человека.

-  Ребята, а как вы думаете, влияет ли никотин на организм человека?

Рассмотрите рисунок.

- На какие органы влияет табачный дым?

- Как вы думаете, что с ними при этом происходит?

-  Дым сигарет делает зубы и пальцы рук курильщика желтыми.

- Если к вам подойдет курящий человек, то вы сразу же почувствуете неприятный, отвратительный запах.

-  Человек, который курит, не способен, в полную меру, ощущать вкус еды, у него чаще всего не бывает аппетита.

-  Дым сигарет затрудняет дыхание, вызывает аллергический кашель.

- Никотин, содержащийся в табачном дыме, затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.

-  Курящий человек, чаще всего, бывает раздражительным, напряженным.

3. Работа в парах.

- И это далеко не все пагубные последствия. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах.

- Вам необходимо рассмотреть рисунки, лежащие у вас на партах, и обсудить, какие еще последствия, кроме вреда для здоровья, имеет курение.

- Итак, давайте выясним, что вы еще можете назвать в качестве пагубных последствий курения.

1.   Одежда и волосы курильщика плохо пахнут.

2.   Курение - является более частой причиной пожаров.

3.   На сигареты тратится очень много денег.

4.   Из-за курения у подростков чаще всего возникают ссоры со взрослыми: родителями, педагогами.

4. Экономический расчет.

-  Молодцы! Вы верно назвали последствия курения. И чтобы подтвердить вашу правоту я предлагаю вам провести небольшие математические расчеты.

-  Давайте попытаемся просчитать, сколько денег тратит курильщик впустую.

-  Предположим, что пачка сигарет стоит 7 рублей. Курильщик курит по 1 пачке в день. Как вы думаете, сколько денег он истратит на сигареты за 1 год?

- Итак, начинаем считать. Нам известно, что пачка сигарет стоит 7 рублей, также нам известно, что в году 365 дней. Умножаем

7 рублей на 365 дней, получаем 2555 рублей.

- Ребята, как вы думаете, это большая сумма или маленькая?

- А что можно купить, имея данную сумму денег?

- Какой вывод можем сделать?

- Верно, у курильщика, «в трубу улетают» огромные деньги, которые можно было бы использовать для других целей.

- А сейчас, попробуем решить еще одну задачу.

- Мы с вами уже выяснили о том, что никотин - смертельный яд для организма человека.

-  Известно, что смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. В одной сигарете содержится от 3 до 12 мг никотина (в зависимости от сорта сигарет). Для расчета возьмем среднее количество мг никотина, ну предположим 6 мг.

- Итак, приступаем к расчету. Мы знаем, что вес Коли составляет 50 кг, значит, смертельной дозой никотина для мальчика будет 50 мг. Если в 1 сигарете содержится 5 мг никотина, то смертельным может быть выкуривание приблизительно 8 сигарет одновременно. Если же в сигарете будет большее количество никотина - 12 мг, то намного сокращается количество сигарет, выкуривание которых опасно для жизни.

- Итак, мы с вами провели расчеты. Какой вывод можем сделать после решения данной задачи?

- Для пятиклассника смертельной дозой может стать от 4 до

8 сигарет.

- Ребята, мы с вами сделали серьезные выводы о том, что курение - не только пагубно влияет на организм человека, но и наносит серьезный ущерб бюджету.

- А как вы думаете, почему же многие люди курят? (Выслушиваются ответы).

-  Итак, причины названные вами - :>то просто отговорки. Поэтому разумнее всего не начинать курить вообще.

5. Выбор безопасных и интересных способов времяпровождения.

- Человек в своей жизни может найти массу безопасных и интересных способов проводить время. Что, по вашему мнению, может являться интересным для человека занятием?

- Ребята, а как вы думаете, люди, занимающиеся серьезно спортом, курят?

-   Курение несовместимо со  спортом, поэтому большинство спортсменов никогда даже не пробовали курить.

- Давайте вместе попробуем выбрать безопасные для здоровья и интересные способы времяпровождения.

Это занятия спортом. Занятия любимым делом. Занятия в кружках. Чтение литературы.

V.  Итог.

- Подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог.

- О чем шла речь сегодня?

- Какие факты были для вас наиболее интересными?

- Какие выводы сделали в ходе занятия?

Вывод:

 Курение табака вредно для здоровья. Курение может привести к излишним тратам денег. Курение может привести к конфликтам с некурящими людьми, к конфликтам со взрослыми. Курение является частой причиной пожаров, в результате которых гибнут ни в чем неповинные люди.

- К какому главному выводу мы с вами пришли?  Верно. Лучше всего не начинать курить вообще.

НЕ  НАЧИНАЙ КУРИТЬ

- Оцените значимость сегодняшнего занятия, используя карточки-пиктограммы. Я многое узнал, понял. Для меня не совсем все понятно. Я ничего не понял.

Таким образом «Ранняя профилактика вредных привычек у младших школьников» очень важна для здорового образа жизни ребёнка.

Список литературы:

1. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003

2. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. Режим дня младшего школьника.- М.: Вентана-Граф, 2002

3. Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребенок? - М.: Вентана-Граф, 2002

4. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003

5. Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре.- М.: Вентана-Граф, 2002

   

6. Зайцева В.В. Полные и худощавые дети. - М.: Вентана-Граф, 2003

7. Копылов Ю.А., Малыхина М.В., Полянская Н.В. Физическое воспитание младшего школьника.- М.: Вентана-Граф, 2002  

8. Копылов, Полянская Н.В. Физическое воспитание ослабленных детей.- М.: Вентана-Граф, 2003

9. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка.- М.: Вентана-Граф, 2002  

10. Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем.- М.: Вентана-Граф, 2002  

 

11.  Николаева Л.Н.,  Колесов Д.В.  Уроки профилактики наркомании в школе.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2000