Современный урок: кейс-метод на уроке обществознания в 10 классе

Потапова Ольга Александровна

В работе предлагается эссе на тему "Кейс-метод" и разработка урока в 10 классе по обществознанию на тему "Есть такая профессия Родину защищать..." - итоговое занятие по разделам "Гражданин. Обязанность."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse._potapova_o.a.doc15 КБ
Microsoft Office document icon keys_-_metod_na_uroke_obshchestvoznaniya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им. С.А. Красовского п. Монино Щелковского района Московской области

Ассоциированная школа ЮНЕСКО

Эссе.

(выполнила Потапова Ольга Александровна)

«В рамках кейс-метода особое значение приобретает учебное задание, не имеющее однозначного решения. Что должен учесть преподаватель, выбирая, создавая такое задание, а также реализуя такое задание на уроке?»

Учебное задание, не имеющее однозначного решения, пожалуй, самая сложная задача, которая стоит перед учителем. С другой стороны, по-иному быть не может, так как суть метода заключается  в том, что обучающимся предлагают осмыслить и  найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу.  Проблемная ситуация создаётся на основе фактов из реальной жизни, а значит многогранна и неоднозначна, как сама жизнь. Поскольку учитель, используя кейс-метод на уроке, стремится к реализации важнейших задач по формированию компетентностей, знаний и практических навыков, то все этапы урока или его задания должны быть как можно ближе к жизненным вопросам и ситуациям. Поэтому учитель обязан не только хорошо владеть методикой преподавания предмета, знать приёмы и формы проведения нестандартных уроков, но и обладать эрудицией в широком смысле этого слова, разбираться в вопросах современных требований к преподаванию,  интересоваться проблемами молодежи. При формирования задания, учитывать необходимо прежде всего возрастные особенности и уровень подготовки обучающихся, их способность к мышлению, к умению делать выводы. Нельзя забывать об особенностях классного коллектива. Так, например, если учитель ведёт два или более классов в параллели, то скорее всего придётся готовить задания или варьировать их для каждого класса в отдельности, иначе говоря, применять дифференцированный подход. Задание должно быть рассчитано на всех обучающихся, т.е. средней сложности , понятным, обязательно интересным и полезным.

Необходимо запастись немалой долей терпения, чтобы освоить способы создания заданий. Я думаю, что   меня выручат наблюдательность и умение слушать собеседника. У педагогов, помимо профессионального опыта, есть ещё и колоссальный опыт общения (дети, коллеги, родители, начальство и т.д.) , поэтому необходимо только научиться применять этот опыт, эти знания на уроке, тогда урок будет приближен к жизни, а значит достигнет цели.

В статье о кейс-методе было сказано о том, что этот метод давно и очень успешно реализуется за рубежом. Изучив структуру метода, пути его реализации, могу сказать, что некоторые составные части или этапы этого  метода давно использую на своих уроках истории и обществознания. Например, постановка проблемы, поиск  выхода из ситуации или изучение исторического документа и его обсуждение. Однако, считаю очень полезным для себя детально изучить предложенный кейс-метод и использовать его в своей педагогической деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им. С.А. Красовского п. Монино Щелковского района Московской области

Ассоциированная школа ЮНЕСКО

                     Авторская идея в рамках практической части сетевого проекта

                             «Современный урок: кейс-метод»

(выполнила Потапова Ольга Александровна)

Класс-10,  обществознание или ОБЖ.

Время занятия - 2 учебных часа, можно использовать как внеклассное занятие по обществознанию или профориентации.

Вид кейса –  практический

Тип кейса - эвристический

Задание.

 Перед учителем обществознания и обучающимися стоит задача обобщить знания по темам предмета «Гражданин. Воинская обязанность. Долг и честь»и ответить на вопрос «Есть ли такая профессия Родину защищать и насколько она необходима государству и обществу?»

«Сегодня у Сергея с утра отличное настроение. Вечером вместе с одноклассниками он получает аттестат, их ждёт незабываемое событие — Выпускной бал. Ещё в 11 классе он занимался на курсах в институте, и был зачислен абитуриентом, достаточно только привезти аттестат и он — студент. Ровно месяц назад ему исполнилось 18 лет, с аттестатом в руках он — настоящий гражданин своей страны. В дверь раздаётся звонок.  Строго по форме, работник военно-учётного стола сообщает Сергею о явке в военкомат для прохождения службы в рядах Вооружённых сил. Что делать и как поступить в данной ситуации молодому человеку: отправиться в военкомат, «откупиться или  откосить» от армии, представить справки об учёбе или посвятить свою жизнь военной профессии? »

Перед работой в подгруппах ребятам предлагается просмотреть фильм с профориентационной направленностью.

Для решения данной проблемы подготовлен кейс, который включает в себя  Энциклопедические данные из истории создания армии РФ, выдержки из ФЗ об альтернативной службе, законодательные документы об отсрочке, а также данные анкетирования «Стоит ли служить?» и художественное слово «Есть такая судьба».

Работа с кейсом.  На предшествующем занятии  обучающимся озвучивается тема следующего занятия «Есть ли такая профессия Родину защищать?». Также проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода и с приглашением гостей. Ребята не знают данного метода, обучающимся подробно рассказывается о том, как пройдёт занятие и предлагается повторить самостоятельно темы учебного материала по данному разделу, почитать дополнительную литературу, просмотреть похожие темы  в других предметах: история, основы безопасности жизнедеятельности.

Сам кейс выдаётся на занятии . На знакомство с ним отводится 20 минут.

После этого организуется работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы. Преподаватель консультирует учеников, ученики в подгруппах обсуждают варианты, объясняют непонятные моменты друг другу. Этот этап занятия имеет длительность около 40 минут.

Вопросы для обсуждения по материалам кейсов:

Обсудите в группах главные вопросы задания.  

Опираясь на материалы кейса и результаты исследования  выберите наиболее близкую для вас проблему, обсудите её и оформите в виде презентации.

В итоге  каждая группа выступает с  предложениями  по решению  выбранной проблемы.

 Обсуждение  результатов исследования работы в группах.

Выработка  рекомендаций  по результатам работы.

На следующем этапе организуется анализ и обсуждение вариантов решений подгрупп, заслушиваются все ответы. Ля этого отводится 30 минут.

Затем следуют комментарии специалистов, которые могут быть приглашены в качестве экспертов на открытое занятие, оценка работы групп, подведение итогов.  Длительность этого этапа — 30 минут.

Обсуждение строится на следующих критериях оценки эффективности для предложенных вариантов решений подгруппами:

в выступлении даются чёткие рекомендации о том, как должен вести себя гражданин в подобных ситуациях;

в выступлении предлагаются конкретные советы для того, чтобы реализовать гражданские права, не забыв о своих обязанностях;

в выступлении присутствуют весомые аргументы или опровержения по выбранной проблеме.

Содержание кейса:

1. http://www.allbest.ru/ История создания РФ.

2. http://www.. mdsm.ru Отсрочка от армии.

3.http://www.rg.ru/printable/2009/08/25/perechen-slujba-dok.html Альтернативная служба

4.http://base.consultant.ru/ Законы о воинской обязанности.

Приложение1. Фильм «Собр»

Приложение2. Художественное слово «Есть такая судьба»

Приложение3. Анкета «Стоит ли служить?»

Приложение2.

Художественное слово «Есть такая судьба».

Есть такая судьба, опаленная войнами,

Когда друг погибал на глазах.

Есть такая судьба - быть просто воинами,

Защищать, забывая про страх.

 

Доблесть русской старины! Героические деяния наших предков! О них повествуют легенды и предания, о них поются песни.

История нашей Армии многогранна и уходит своими корнями в далекое прошлое. О тех, кто защищал свою землю, кто не щадил себя ради блага отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу, о могучей и непобедимой Красной Армии, мы будем помнить всегда.

 Сегодня существуют разные мнения о воинском долге, о военных профессиях, о воинской обязанности, но все они сводятся к одному суждению, что Армия - не только героические и исторические страницы нашей страны, не только наши отцы и деды.

Армия - это современная необходимая структура – неотъемлемая часть государственного устройства, призванная охранять наше отечество, выполнять миротворческие задачи,  воспитывать настоящих патриотов своей страны и встать на защиту государства в военное время.

По каким-то причинам, отношение россиян к армии своего государства остается скорее позитивным, нежели негативным. Однако заметной части наших сограждан армия полностью безразлична.

 Вооруженные Силы России чаще всего вызывают у наших сограждан чувство уважения, причем за прошедшие два года таких респондентов стало больше (с 29 до 35%). Россияне также испытывают по отношению к армии надежду и гордость (27 и 26% соответственно), свидетельствуют данные недавнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

 У 10% Вооруженные Силы вызывают доверие, у 5% - восхищение. Значительно меньше тех, кто указывает на негативные эмоции: разочарование (12%), недоверие (8%), скепсис (4%), осуждение (3%). Позитивные эмоции Вооруженные Силы вызывают, главным образом, у пожилых респондентов. Так, в этой группе чаще встречаются те, кто испытывает уважение (39%) и гордость (31%) по отношению к российской армии.  

 

 


Приложение3.

Данные анкетирования «Стоит ли служить?».

Опрошено 50 человек. Анкета предусматривала ответы «да и нет» с 1 по 3 вопрос, 4 и 5 вопрос — ответ в свободной форме.

Вопросы:

Знаком ли ты с военными профессиями?

Есть ли в твоей семье военнослужащие?

Считаешь ли ты необходимым прохождение воинской службы в рядах Российской армии?

Почему молодежь неохотно идет на службу?

Нужна ли армия государству? Если да, то зачем?

да — 50                нет- 0

да — 35                нет- 15

да — 30               нет- 20

Боится, не верит в результат, не престижно, не хочет связывать жизнь с армией.

Армия — это структура, без которой не может существовать государство, она обеспечивает безопасность границ, регулирует вопросы внутри страны и за её пределами. Неотъемлемая часть любой государственной структуры.

Как эта анкета влияет на выбор героя?