психолог социальной службы. Содержание и организация труда

тюмавина наталья геннадьевна

Методические рекомендации по организации труда психолога в социозащитном учреждении из практики деятельности.  Содержит описание основных направлений работы психолога в социозащитном учреждении, требования к оформлению рабочего места психолога, морально-этические принципы  работы психолога, продолжительность рабочего времени психолога по различным видам деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_psihologam.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ:

 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Методические рекомендации из практики деятельности

социально-психологической службы

в системе социальной защиты населения

Раздел 1. Организационно – методические основы

социально-психо логической службы

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Название

Определение понятия

Задачи

Формы проведения

Примечание

Психоло гическое   про свещение

Распространение психологических знаний среди населения, с целью повышения его психологической культуры

-Формирование у на селения представлений о непосредственной связи между понятиями успешная жизненная перспектива и психо логия. - Формирование у населения запроса на психологические услуги.                  - Освещении актуальных социально-психологических проблем общества, с представлением основных подходов по их решению.                                      - Обеспечение насе ления информацией по психологическим проблемам личности.                              -Формирование у населения психологически грамотной, комплексной оценки существующей действительности

Лекции, беседы, семинары, клубы общения, тематические выставки психологической литературы, выступления в СМИ

Данное направление должно иметь систематизированные, структурированные контакты психолога с населением, ориентированные на повышение мотивации обращения за помощью к специалисту и выполнением   полученных рекомендаций. Информационный материал   для аудитории желательно сопровождать иллюстрациями из практики (приведенные примеры должны гарантировать сохранение анонимного характера обра щения клиента) и раскрывать востребованные, актуальные для аудитории вопросы

Психологи ческая про филактика

Целенаправленная, систематизиро ванная совместная работа психолога, социального работ ника, направленная на сохранение, укрепление и повы шение психологи ческого здоровья населения

Наблюдение, лектории, тренинги (диффе ренцированные по проблемам и возрастным данным участников)

- Предупреждение возможных социально-психологических и пси хологических проблем среди широких слоев населения.

- Выявление среди населения групп риска (зависимость от ПАВ, созависимость, инва лидность и т.д.).

-Создание благоприятного эмоционально-психо логического климата как среди сотрудников учреждения МСЗ, так и среди группы людей, находящихся на соци ально-психологической реабилитации в нем

Психоло гическая диагностика

Процесс выявления, измерения и оценки индивидуально-психологических и индивидуально-пси хофизиологических особенностей личности с помо щью специали зированных, научно-обоснованных методов, приемов, технологий

Индивидуальная, групповая

- Выявление причин возникновения про блем в жизнедеятель ности индивида.

- Определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей, которые могут быть задейство ваны в ходе коррекционной работы.

- Выявление индиви дуальных интересов, склонностей человека для обеспечения конструктивного само определения, самореа лизации и интеграции в общество

В осуществление данного направления необходимо руководствоваться только научно обоснованными, ап робированными методиками и технологиями. Использова ние психодиагностики психо логом возможно при наличии профессиональных знаний о ее методах и условий их правильного применения

Психоло гическая коррекция

Целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами, оказание специфической помощи, с целью обеспечения полно ценного развития и функционирования индивида

Индивидуальная, групповая:

- в закрытой естественной группе (семья, сотрудники и т.д.)

- в открытой группе для клиен тов со сходными проблемами

- смешанная форма (индиви дуально-груп повая) - тематические психологические тренинги

- Восстановление целостности личности и баланса ее психодинамических сил.

- Исправление возник ших социальных, пси хологических проблем, возникших в процессе жизнедеятельности индивида.

- Модификация поведения индивида за счет обогащения и изменения среды и научения его новым, социально-приемле мым, конструктивным формам поведения

Адекватное использование возможностей тренинга предполагает наличие: лич ного опыта участия в группах и специальной подготовки ведущего (тренера)

Психоло гическое консультиро вание

Оказание конк ретной помощи, обратившемуся пси хически здоровому индивиду, в осоз нании им природы его затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни,характером межличностных отношений

-Оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим способам психологи ческой помощи.

- Оказание профес сиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы.

- Оказание эмоцио нальной поддержки и внимания к пережива ниям клиента.

- Расширение сознания и повышение психологической ком петентности клиента.

- Достижение клиентом состояния психологического комфорта и сохранения психологического здоровья.

- Повышение стрес совой и кризисной устойчивости.

- Коррекция наруше ний адаптации и лич ностных дисгармоний.

-Мобилизация скрытых психологичес ких ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.

- Повышение личной ответственности клиента за ход их собственной жизни

Индивидуальная консультация и групповая

Начинающим консультантам необходимо иметь четкое определение процесса кон сультирования и профессии консультанта. В психологи ческом консультировании психолог может опираться на различные научные теории и методические подходы (гештальттералия, групповая терапия, бихевиоризм - социальное научение и др.) Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи. Консультанты рабо тают наиболее эффективно тогда, когда им удается развить у своих клиентов способность конструктивно помогать самому себе после окончания консультирования

Социально-психоло гическая реабили тация

Комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе

-

- Гармонизация эмо ционального состояния клиента.

- Коррекция комму никативной сферы клиента.

- Восстановление положительного восприятия жизни, самого себя, семьи, общества.

- Расширение позитивного социального опыта клиента.

- Восстановление социальных навыков, обеспечивающих про дуктивное функциони рование в окружающей среде.

- Восстановление за щитных сил организма, укрепление активной личностной позиции.

- Формирование уверенности и моти вации к преодолению трудностей

Беседы. кон сультирование, клубы, тренинги, группы подде ржки, творческие мастерские и др.

Направления, способы и методы по осуществлению мероприятий социально-пси хологической реабилитации зависят как от конкретных категорий граждан (инвали ды, несовершеннолетие, пожилые, взрослые с семейными и супружескими проблемами и т.д.), так и от тематики социально-психологической проблемы • алкоголизм, наркомания, насилие, одиночество, потеря работы, супружеская дисгармония и др.).

Для инвалидов соци ально-психологическая реабилитация заключается в восстановлении (формирова нии) способности инвалида выполнять различные со циальные роли(семейные, профессиональные и др.) и иметь возможность быть реально включенным в раз личные сферы социальных отношений и жизнедеятель ности общества

Социально-психоло гический патронат

Целостная динами ческая, комплексная система адресной социально-психоло гической поддержки и помощи: семье, детям, отдельному гражданину, нахо дящихся в трудных и опасных для них самих и окружаю щих ситуациях. (Осуществляется в рамках деятель ности социально-психологической службы.)

- Определение характера стоящей про блемы и возможностей ее решения.

- Содействие в установлении контакта с клиентом.

- Подготовка необхо димой сопроводитель ной документации.

- Создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности, в резуль тате эффективного выполнения отдельным индивидом или семьей своих основных функций.

- Осуществление психологического сопровождения клиента в процессе патроната.

- Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистами. - Отслеживание результатов взаимодейс твия клиента с другими специалистами

Патронаж (индивидуальная деятельность специалиста, направленная на оказание конк ретной помощи и поддержки клиен ту, призванную мобилизовать и повысить его адаптационные возможности); групповая работа (Работа с группой детей, семьями, алкоголиками и т.д.)

Практика патроната основана на комплексном подходе, который вооружает психолога перспективным видением проблем клиентов, нацели вает на рассмотрение всех аспектов неблагоприятной ситуации.

Практика всегда дифферен цирована и зависит от сущес тва проблемы, ее масштабов и места действия. Поддержка и помощь (научная база, технологические приемы и методы) выбираются исходя из имеющейся проблемы клиента и органически сочетаются с основными составляющими социаль ного патроната (контролем, социально-психологическим воздействием, социальной помощью и поддержкой).

Отношения специалиста с клиентом патроната строятся в основном на «субъект - объектной» основе и опираются на принципы гуманизма, уважение к личности и жизненному опыту клиента, учет его потенциальных возможностей и лучших качеств.

Совместная работа протекает в духе равноправного и четко структурированного сотруд ничества с акцентом на стимулирование и поддержа ние внутренних и внешних ресурсов клиента.

Мероприятия осуществляют ся по заранее определен ному плану (в порядке, обусловленном договорными отношениями)

Срочная пси хологическая помощь по телефону

Экстренная психологическая по мощи и поддержка разным группам населения в случае критических, кри зисных состояний, конфликтных ситуаций

- Психологическая поддержка клиента.

- Мобилизация интеллектуальных, духовных и физических сил клиента в целях снятия эмоциональной остроты, преодоле ния им кризисного состояния, смены характерного для этого состояния переживания одиночества чувством общности с другими людьми, повышение самооценки, восста новления контроля над травмирующей ситуацией

Беседа

Специфичность телефонного консультирования заключа ется в создании атмосферы эмпатии и принятии або нента, в умении чувствовать его состояние, при этом консультанту необходимо сохранять высокую степень рефлективности, контроля как за состоянием абонента, так и за своим собственным. Консультант должен владеть техниками психологической защиты от тех негативных переживаний, с которыми к нему обращаются абоненты

1.1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ПСИХОЛОГА.

Для эффективной работы практическому психологу требуется отдельный кабинет и помещение для групповых занятий или совмещенный кабинет размером 5 м г 6 м.

Совмещенный кабинет практического психолога должен быть рассчитан на 13-15 посадочных мест. В совмещенном кабинете со гласно предусмотренной работе оборудуются следующие зоны: для индивидуального консультирования, тренинговая, для психологи ческой разгрузки, хранения архива, обработки психодиагностичес ких данных, методической работы и т.п.

Стены кабинета окрашиваются в светлые тона. Исключен фио летовый цвет. Ограничиваются в использовании красный, оранже вый, желтый, а также блестящие краски и обои, которые возбужда ют центральную нервную систему.

По возможности кабинет комплектуется персональным ком пьютером, аудио-, видео-аппаратурой, формируется фонд психо диагностических методик, а также коррекционных и реабилитаци онных программ, допускается установка телефона, приобретаются закрывающиеся шкафы (сейф) для хранения психологической ин формации и документов конфиденциального характера.

В помещениях для психологической работы (не кабинете пси холога) могут быть размещены информационно-методические ма териалы: «советы дня» - рекомендации для клиентов (родителей, детей, супругов и т.п.), коллег (воспитателей, социальных педаго гов и специалистов по социальной работе); «почтовый ящик» пси холога (для вопросов психологу); сменные тематические стенды по актуальным вопросам возрастной, социальной, педагогической, медицинской психологии; информация о проводимых психологи ческих мероприятиях (учебных семинарах, тренингах, коррекци онных занятиях и т.п.).

Общие принципы организации рабочего пространства в кабинете психолога:

•    пространство должно быть визуально разделено по рабочим зонам;

•   должна быть обеспечена безопасность клиента — физическая и психологическая;

•    рабочее место должно соответствовать санитарно-гигиени ческим нормам: освещенности, чистоты воздуха, звукоизоля ции;

•    никакой личной информации (фотографии родных и т.п.):

•    клиенту может быть предложен стул или кресло (для релакса ционных программ глубокие мягкие кресла);

•    наличие красок, цветных карандашей, бумаги, в т.ч. цветной пластилин.

•   одежды психолога и макияж рекомендуется соизмерять с со циальным статусом и материальным положением клиентов. Не рекомендуется преобладание черного цвета в одежде.

Оснащение рабочего кабинета психолога содержит следующие блоки:

•   документацию, планирующую его деятельность:

•   документацию,  отражающую  итоги   психодиагностических исследований и мероприятий по оказанию психологической помощи;

•    программное, аппаратурное и инструментальное обеспечение коррекционно-реабилитационной работы;

•    программное и инструментальное обеспечение релаксацион ных, тонизирующих, обучающих и других тренингов;

•    компьютерные базы данных о методах психологической диа гностики, коррекции, реабилитации, профилактики и кон сультирования (в соответствии с особенностями работы дан ного учреждения);

•    компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;

•   библиотеку, картотеку, видео- и аудиотеку.

В кабинете детского психолога дополнительно должны быть:

•    на полу — ковер.

•   для игр: кубики, пирамиды и т.п.,

•   большая мягкая игрушка, на которой ребенок может отреаги ровать свою агрессию.

                              1.1.2. ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Исследователь

Практик

Методист-консультант

Преподаватель

Задачи деятель ности

Понимание и объяснение психических явлений, владение зако нами развития и функционирования психического

Применение психологических закономерностей для развития и успешного функционирования той или иной сферы социальных отношений. Овладение законами фун кционирования психики в определенной обществен но-полезной деятельности (инженерной, управлен ческой и др.)

Решение актуаль ных для человека и группы людей про блем психологи ческого развития и функционирования в определенных ус ловиях; содействие личностному росту и самопознанию

Передача суммы профессиональных знаний, умений и навыков, трансляция личного опыта и личностных смыслов, помогающих ученику самоопределяться в мире профессиональ ных ценностей

Методы

Наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, интервью, тестирование, математическое моделирование, статистическая обработка данных

Проектирование среды жизнедеятельности на основе психологических принципов; психодиаг ностика, психологическое обучение и организацион ное консультирование

Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика, обучение и психо терапия

Традиционные и сов ременные технологии психологического образования и транс ляции личного опыта

Наиме нование объекта

Индивид Испыту емый Респондент Субъект

Клиент

Клиент Пациент

Ученик Коллега

Необхо димые знания

Научная психоло гия гуманитарного и естественно-на учного направле ний, методология и методы научного исследования, ма тематика, логика, биологические науки, широкое гуманитарное образование

Знание соответствую щих отраслей научной психологии, навыки ма тематического и научного моделирования, проекти рования, исследования, знание психотехник диагностического и воз действующего характера, навыки обучения

Широкое академи ческое образо вание (прежде всего - гумани тарное), научная и практическая пси хология, исследо вательские навыки, знание психотехник диагностического и воздействующего характера

Глубокие и разносто ронние научные поз нания (в психологии и смежных гуманитар ных и биологических отраслях), общекуль турная

Требо вания к лич ности специа листа

Дисциплини рованность, старательность, тщательность, вы сокая социальная ответственность, структурирован ное, развитое мышление; научная интуиция, гибкость ума, интерес к познанию закономерностей и принципов, объективность

Гибкость и острота ума, наблюдатель ность, общительность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая моти вация помощи, развитая интуиция, рефлексивные способности

Гибкость и острота ума, наблюдатель ность, общитель ность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая мотивация помощи, развитая интуиция, рефлексивные способности

Развитое понятийное мышление, артистизм, высокая коммуни кативная культура, эмоциональная открытость, развитая педагогическая мотивация

Субъек тивная привле катель ность деятель ности

Возможность само реализации для человека, склонно го к объективному познанию мира, других людей и самого себя

Возможность самореа лизации для человека, склонного к практи ческой деятельности, обладающего задатками менеджера и интересом к внутреннему миру других людей и своему собственному

Возможность самореализации для человека, обладающего выраженной мо тивацией помощи, заинтересованного в собственном личностном росте

Возможность само реализации для чело века с выраженными демонстративными чертами характера и научно-педагогичес ким складом ума

Сфера приме нения про фессио нальных знаний и умений

Научно-иссле довательские учреждения академического и ведомственного подчинения, уни верситеты

Сфера производства, управления, средства массовой коммуникации, социальная сфера

Психологические центры, консультации, частная практика

Высшие и средние специальные учебные заведения

Заин тересо ванность обще ства в специа листе

Общество заинтересовано в получении ин формации, важной для понимания и управления человеческим поведением в различных соци ально значимых ситуациях

Психологическое обеспечение различных сфер социальной жизни общества и конкретного человека

Оказание помощи людям, находя щимся в трудной жизненной ситу ации

Формирование про фессиональной куль туры, систематизация знаний, подготовка специалистов

Кри терии эффек тивнос ти

Знания, обеспечи вающие прогноз и возможность управления человеческим поведением

Эффективная деятель ность человека в опреде ленной сфере социальной жизни

Адаптация человека в трудной жиз ненной ситуации, высвобождение психических ресур сов для развития творчества

Подготовка высоко профессиональных специалистов

Раздел 2. Морально-этические принципы работы психолога

•   Принцип уважения личности.

•    Правило равных отношений. Недопустимость дискриминации клиента по социальному положения, полу, вероисповеданию и любым другим признакам.

•    Правило ненасенения ущерба клиенту.

•    Правило отказа от психологического вмешательства в том ел у чае, если психолог считает, что его действия могут нанести вред клиенту.

•    Принцип профессиональной компетенции.

•    Правило научности применяемых методов. Психолог должен ис пользовать методы, получившие научное признание.

•    Правило взаимодействия с клиентом. Уведомлять своих клиентов о пределах своей компетентности и возможностях психологи ческой науки относительно решений конкретных практических вопросов.                                    

•    Правило повышения профессиональной квалификации.   Психолог может обратиться за консультацией к более квалифицирован ным коллегам.  Постоянное совершенствование профессио нальных знаний и умений — обязанность каждого специалис та-психолога.

    •Принцип конфиденциальности.

•    Правило использования психологической информации. Психологи ческая информация о клиенте не должна подлежать открыто му обсуждению или передаче кому-либо за исключением зара нее оговоренных случаев (например, консилиум).

•    Правило ограничения разглашения информации личного характера. При осуществлении психологического вмешательства по про сьбе клиента, полученная информация о нем может быть со общена третьему лицу только по разрешению самого клиента и в определенных им пределах.

•    Принцип ответственности.

•    Правило безопасности методов работы. Психолог должен при менять только те методы, которые являются безопасными для клиента.

•    Правило предотвращения необоснованных ожиданий.

•    Правило не вовлечения в профессионально неопределенную ситуацию, т.е. в ту ситуацию, в которой роль или функции психолога ока жутся неуместными или двусмысленными.

•    Принцип профессиональной независимости.

' Правило пересмотра результатов психологического обследования. Пересмотреть результаты психологического обследования мо жет только экспертная комиссия, состоящая из трех-четырех психологов, квалификация которых не ниже, чем квалифика ция специалиста, получившего первоначальный результат.

•    Правило профессиональной независимости от идеологических, поли тических и религиозных убеждений. Психолог должен стремиться к тому, чтобы его заключение было максимально объектив ным.

Раздел 3.Нормы продолжительности различных видов работ психологов учреждения социального обслуживания населения

п/п

Виды работ

Среднее время

Примечания

1

Первичное обследование

15-20 мин.

Из расчета на одного клиента

2

Индивидуальная психологическая экспресс-диагностика (с использованием 1-2 методик)

1-2 ч.

Из расчета на одного клиента

3

Индивидуальная психологическая диагностика, обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций

6ч.

Из расчета на одного клиента

4

Групповая психодиагностика, обработка результатов, оформление психологического заключения

16-17 ч.

Из расчета на группу 20-25чел.

5

Индивидуальное консультирование детей:

а) младшего школьного возраста:

-Разовое;

-Курсовое*

б) среднего школьного возраста:

- Разовое;

- Курсовое*

в) старшего школьного возраста:

- Разовое;

- Курсовое*

45 мин.

30 мин.

1.5 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

На одну встречу

На одну встречу

На одну встречу

На одну встречу

На одну встречу

На одну встречу

6

 Индивидуальное консультирование взрослых (родителей, педагогов, социальных работников и т.п.):

- Разовое;

- Курсовое*

1.5 -2 ч.

1 – 1.5 ч.

На одну встречу

На одну встречу

7

Семейное консультирование:

- Разовое;

- Курсовое**

2-3 ч.

1 – 1.5 ч.

На одну встречу

На одну встречу

8

Психолого-профориентационное консультирование:

а) детей среднего школьного возраста;

б) детей старшего школьного возраста

3 ч.

5 ч.

Из расчета на одного ребенка, включая беседы с родителями и педагогами (без учета психодиагностической работы)

9

Индивидуальная психокоррекционная работа:

- первичная;

- последующая

2-3 ч.

1-2 ч.

На одно занятие

На одно занятие

10

Групповая психокоррекция и консультативная работа (тренинги, психологические школы, семинары и т.п.):

- подготовка цикла;

- проведение цикла

8-16 ч.

16-32 ч.

На один цикл занятий

На одну группу

11

Консультативно-психотерапевтическая переписка

3 ч.

На одно письмо

12

Супервизия

8 ч.

На месяц

13

Психосаморегуляция (мобилизация личностных ресурсов консультанта и активизация его профессионального потенциала)

20 мин.

Перед или после консультации или групповой работы; суммарно не более одного часа в течение рабочего дня

14

Ежедневное оформление учетной документации (учет проделанной за день работы, текущее планирование)

30 мин.

Ежедневно

15

Обобщение и анализ результатов работы, составление планов и отчетов

8 ч.

Ежеквартально

16

Подготовка материалов к лекции, семинару, тренингу, коррекционному занятию

1-6 ч.

На одно мероприятие

17

Методическая работа

4 ч.

Еженедельно

18

Повышение квалификации (обучение на семинарах, курсах, участие в тренингах для специалистов, наблюдение за работой опытных коллег)

40 ч.

Ежегодно

19

Консультации в научных, методических центрах, учреждениях

8 ч.

Ежемесячно

20

* средняя продолжительность курса на одного клиента составляет 6 консультаций.

21

**средняя продолжительность курса на одну семью составляет 6 консультации.

 


 

Комментарии

Иванцова Татьяна Федоровна

Наталья Геннадьевна,спасибо за материал. Работаю всего полгода и после школы. где проработала 25 лет педагогом-психологом, никак не могу войти в колею. Очень интересен и вопрос о зарплате. Вы еще работаете в этой сфере? Очень хотела бы с вами посоветоваться. Заранее благодарна.Приглашаю на мой сайт.