психолог социальной службы. Содержание и организация труда
Методические рекомендации по организации труда психолога в социозащитном учреждении из практики деятельности. Содержит описание основных направлений работы психолога в социозащитном учреждении, требования к оформлению рабочего места психолога, морально-этические принципы работы психолога, продолжительность рабочего времени психолога по различным видам деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_psihologam.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ:
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Методические рекомендации из практики деятельности
социально-психологической службы
в системе социальной защиты населения
Раздел 1. Организационно – методические основы
социально-психо логической службы
- НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Название | Определение понятия | Задачи | Формы проведения | Примечание |
Психоло гическое про свещение | Распространение психологических знаний среди населения, с целью повышения его психологической культуры | -Формирование у на селения представлений о непосредственной связи между понятиями успешная жизненная перспектива и психо логия. - Формирование у населения запроса на психологические услуги. - Освещении актуальных социально-психологических проблем общества, с представлением основных подходов по их решению. - Обеспечение насе ления информацией по психологическим проблемам личности. -Формирование у населения психологически грамотной, комплексной оценки существующей действительности | Лекции, беседы, семинары, клубы общения, тематические выставки психологической литературы, выступления в СМИ | Данное направление должно иметь систематизированные, структурированные контакты психолога с населением, ориентированные на повышение мотивации обращения за помощью к специалисту и выполнением полученных рекомендаций. Информационный материал для аудитории желательно сопровождать иллюстрациями из практики (приведенные примеры должны гарантировать сохранение анонимного характера обра щения клиента) и раскрывать востребованные, актуальные для аудитории вопросы |
Психологи ческая про филактика | Целенаправленная, систематизиро ванная совместная работа психолога, социального работ ника, направленная на сохранение, укрепление и повы шение психологи ческого здоровья населения | Наблюдение, лектории, тренинги (диффе ренцированные по проблемам и возрастным данным участников) | - Предупреждение возможных социально-психологических и пси хологических проблем среди широких слоев населения. - Выявление среди населения групп риска (зависимость от ПАВ, созависимость, инва лидность и т.д.). -Создание благоприятного эмоционально-психо логического климата как среди сотрудников учреждения МСЗ, так и среди группы людей, находящихся на соци ально-психологической реабилитации в нем | |
Психоло гическая диагностика | Процесс выявления, измерения и оценки индивидуально-психологических и индивидуально-пси хофизиологических особенностей личности с помо щью специали зированных, научно-обоснованных методов, приемов, технологий | Индивидуальная, групповая | - Выявление причин возникновения про блем в жизнедеятель ности индивида. - Определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей, которые могут быть задейство ваны в ходе коррекционной работы. - Выявление индиви дуальных интересов, склонностей человека для обеспечения конструктивного само определения, самореа лизации и интеграции в общество | В осуществление данного направления необходимо руководствоваться только научно обоснованными, ап робированными методиками и технологиями. Использова ние психодиагностики психо логом возможно при наличии профессиональных знаний о ее методах и условий их правильного применения |
Психоло гическая коррекция | Целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами, оказание специфической помощи, с целью обеспечения полно ценного развития и функционирования индивида | Индивидуальная, групповая: - в закрытой естественной группе (семья, сотрудники и т.д.) - в открытой группе для клиен тов со сходными проблемами - смешанная форма (индиви дуально-груп повая) - тематические психологические тренинги | - Восстановление целостности личности и баланса ее психодинамических сил. - Исправление возник ших социальных, пси хологических проблем, возникших в процессе жизнедеятельности индивида. - Модификация поведения индивида за счет обогащения и изменения среды и научения его новым, социально-приемле мым, конструктивным формам поведения | Адекватное использование возможностей тренинга предполагает наличие: лич ного опыта участия в группах и специальной подготовки ведущего (тренера) |
Психоло гическое консультиро вание | Оказание конк ретной помощи, обратившемуся пси хически здоровому индивиду, в осоз нании им природы его затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни,характером межличностных отношений | -Оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим способам психологи ческой помощи. - Оказание профес сиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы. - Оказание эмоцио нальной поддержки и внимания к пережива ниям клиента. - Расширение сознания и повышение психологической ком петентности клиента. - Достижение клиентом состояния психологического комфорта и сохранения психологического здоровья. - Повышение стрес совой и кризисной устойчивости. - Коррекция наруше ний адаптации и лич ностных дисгармоний. -Мобилизация скрытых психологичес ких ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем. - Повышение личной ответственности клиента за ход их собственной жизни | Индивидуальная консультация и групповая | Начинающим консультантам необходимо иметь четкое определение процесса кон сультирования и профессии консультанта. В психологи ческом консультировании психолог может опираться на различные научные теории и методические подходы (гештальттералия, групповая терапия, бихевиоризм - социальное научение и др.) Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи. Консультанты рабо тают наиболее эффективно тогда, когда им удается развить у своих клиентов способность конструктивно помогать самому себе после окончания консультирования |
Социально-психоло гическая реабили тация | Комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе - | - Гармонизация эмо ционального состояния клиента. - Коррекция комму никативной сферы клиента. - Восстановление положительного восприятия жизни, самого себя, семьи, общества. - Расширение позитивного социального опыта клиента. - Восстановление социальных навыков, обеспечивающих про дуктивное функциони рование в окружающей среде. - Восстановление за щитных сил организма, укрепление активной личностной позиции. - Формирование уверенности и моти вации к преодолению трудностей | Беседы. кон сультирование, клубы, тренинги, группы подде ржки, творческие мастерские и др. | Направления, способы и методы по осуществлению мероприятий социально-пси хологической реабилитации зависят как от конкретных категорий граждан (инвали ды, несовершеннолетие, пожилые, взрослые с семейными и супружескими проблемами и т.д.), так и от тематики социально-психологической проблемы • алкоголизм, наркомания, насилие, одиночество, потеря работы, супружеская дисгармония и др.). Для инвалидов соци ально-психологическая реабилитация заключается в восстановлении (формирова нии) способности инвалида выполнять различные со циальные роли(семейные, профессиональные и др.) и иметь возможность быть реально включенным в раз личные сферы социальных отношений и жизнедеятель ности общества |
Социально-психоло гический патронат | Целостная динами ческая, комплексная система адресной социально-психоло гической поддержки и помощи: семье, детям, отдельному гражданину, нахо дящихся в трудных и опасных для них самих и окружаю щих ситуациях. (Осуществляется в рамках деятель ности социально-психологической службы.) | - Определение характера стоящей про блемы и возможностей ее решения. - Содействие в установлении контакта с клиентом. - Подготовка необхо димой сопроводитель ной документации. - Создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности, в резуль тате эффективного выполнения отдельным индивидом или семьей своих основных функций. - Осуществление психологического сопровождения клиента в процессе патроната. - Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистами. - Отслеживание результатов взаимодейс твия клиента с другими специалистами | Патронаж (индивидуальная деятельность специалиста, направленная на оказание конк ретной помощи и поддержки клиен ту, призванную мобилизовать и повысить его адаптационные возможности); групповая работа (Работа с группой детей, семьями, алкоголиками и т.д.) | Практика патроната основана на комплексном подходе, который вооружает психолога перспективным видением проблем клиентов, нацели вает на рассмотрение всех аспектов неблагоприятной ситуации. Практика всегда дифферен цирована и зависит от сущес тва проблемы, ее масштабов и места действия. Поддержка и помощь (научная база, технологические приемы и методы) выбираются исходя из имеющейся проблемы клиента и органически сочетаются с основными составляющими социаль ного патроната (контролем, социально-психологическим воздействием, социальной помощью и поддержкой). Отношения специалиста с клиентом патроната строятся в основном на «субъект - объектной» основе и опираются на принципы гуманизма, уважение к личности и жизненному опыту клиента, учет его потенциальных возможностей и лучших качеств. Совместная работа протекает в духе равноправного и четко структурированного сотруд ничества с акцентом на стимулирование и поддержа ние внутренних и внешних ресурсов клиента. Мероприятия осуществляют ся по заранее определен ному плану (в порядке, обусловленном договорными отношениями) |
Срочная пси хологическая помощь по телефону | Экстренная психологическая по мощи и поддержка разным группам населения в случае критических, кри зисных состояний, конфликтных ситуаций | - Психологическая поддержка клиента. - Мобилизация интеллектуальных, духовных и физических сил клиента в целях снятия эмоциональной остроты, преодоле ния им кризисного состояния, смены характерного для этого состояния переживания одиночества чувством общности с другими людьми, повышение самооценки, восста новления контроля над травмирующей ситуацией | Беседа | Специфичность телефонного консультирования заключа ется в создании атмосферы эмпатии и принятии або нента, в умении чувствовать его состояние, при этом консультанту необходимо сохранять высокую степень рефлективности, контроля как за состоянием абонента, так и за своим собственным. Консультант должен владеть техниками психологической защиты от тех негативных переживаний, с которыми к нему обращаются абоненты |
1.1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ПСИХОЛОГА.
Для эффективной работы практическому психологу требуется отдельный кабинет и помещение для групповых занятий или совмещенный кабинет размером 5 м г 6 м.
Совмещенный кабинет практического психолога должен быть рассчитан на 13-15 посадочных мест. В совмещенном кабинете со гласно предусмотренной работе оборудуются следующие зоны: для индивидуального консультирования, тренинговая, для психологи ческой разгрузки, хранения архива, обработки психодиагностичес ких данных, методической работы и т.п.
Стены кабинета окрашиваются в светлые тона. Исключен фио летовый цвет. Ограничиваются в использовании красный, оранже вый, желтый, а также блестящие краски и обои, которые возбужда ют центральную нервную систему.
По возможности кабинет комплектуется персональным ком пьютером, аудио-, видео-аппаратурой, формируется фонд психо диагностических методик, а также коррекционных и реабилитаци онных программ, допускается установка телефона, приобретаются закрывающиеся шкафы (сейф) для хранения психологической ин формации и документов конфиденциального характера.
В помещениях для психологической работы (не кабинете пси холога) могут быть размещены информационно-методические ма териалы: «советы дня» - рекомендации для клиентов (родителей, детей, супругов и т.п.), коллег (воспитателей, социальных педаго гов и специалистов по социальной работе); «почтовый ящик» пси холога (для вопросов психологу); сменные тематические стенды по актуальным вопросам возрастной, социальной, педагогической, медицинской психологии; информация о проводимых психологи ческих мероприятиях (учебных семинарах, тренингах, коррекци онных занятиях и т.п.).
Общие принципы организации рабочего пространства в кабинете психолога:
• пространство должно быть визуально разделено по рабочим зонам;
• должна быть обеспечена безопасность клиента — физическая и психологическая;
• рабочее место должно соответствовать санитарно-гигиени ческим нормам: освещенности, чистоты воздуха, звукоизоля ции;
• никакой личной информации (фотографии родных и т.п.):
• клиенту может быть предложен стул или кресло (для релакса ционных программ глубокие мягкие кресла);
• наличие красок, цветных карандашей, бумаги, в т.ч. цветной пластилин.
• одежды психолога и макияж рекомендуется соизмерять с со циальным статусом и материальным положением клиентов. Не рекомендуется преобладание черного цвета в одежде.
Оснащение рабочего кабинета психолога содержит следующие блоки:
• документацию, планирующую его деятельность:
• документацию, отражающую итоги психодиагностических исследований и мероприятий по оказанию психологической помощи;
• программное, аппаратурное и инструментальное обеспечение коррекционно-реабилитационной работы;
• программное и инструментальное обеспечение релаксацион ных, тонизирующих, обучающих и других тренингов;
• компьютерные базы данных о методах психологической диа гностики, коррекции, реабилитации, профилактики и кон сультирования (в соответствии с особенностями работы дан ного учреждения);
• компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;
• библиотеку, картотеку, видео- и аудиотеку.
В кабинете детского психолога дополнительно должны быть:
• на полу — ковер.
• для игр: кубики, пирамиды и т.п.,
• большая мягкая игрушка, на которой ребенок может отреаги ровать свою агрессию.
1.1.2. ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ
Исследователь | Практик | Методист-консультант | Преподаватель | |
Задачи деятель ности | Понимание и объяснение психических явлений, владение зако нами развития и функционирования психического | Применение психологических закономерностей для развития и успешного функционирования той или иной сферы социальных отношений. Овладение законами фун кционирования психики в определенной обществен но-полезной деятельности (инженерной, управлен ческой и др.) | Решение актуаль ных для человека и группы людей про блем психологи ческого развития и функционирования в определенных ус ловиях; содействие личностному росту и самопознанию | Передача суммы профессиональных знаний, умений и навыков, трансляция личного опыта и личностных смыслов, помогающих ученику самоопределяться в мире профессиональ ных ценностей |
Методы | Наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, интервью, тестирование, математическое моделирование, статистическая обработка данных | Проектирование среды жизнедеятельности на основе психологических принципов; психодиаг ностика, психологическое обучение и организацион ное консультирование | Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика, обучение и психо терапия | Традиционные и сов ременные технологии психологического образования и транс ляции личного опыта |
Наиме нование объекта | Индивид Испыту емый Респондент Субъект | Клиент | Клиент Пациент | Ученик Коллега |
Необхо димые знания | Научная психоло гия гуманитарного и естественно-на учного направле ний, методология и методы научного исследования, ма тематика, логика, биологические науки, широкое гуманитарное образование | Знание соответствую щих отраслей научной психологии, навыки ма тематического и научного моделирования, проекти рования, исследования, знание психотехник диагностического и воз действующего характера, навыки обучения | Широкое академи ческое образо вание (прежде всего - гумани тарное), научная и практическая пси хология, исследо вательские навыки, знание психотехник диагностического и воздействующего характера | Глубокие и разносто ронние научные поз нания (в психологии и смежных гуманитар ных и биологических отраслях), общекуль турная |
Требо вания к лич ности специа листа | Дисциплини рованность, старательность, тщательность, вы сокая социальная ответственность, структурирован ное, развитое мышление; научная интуиция, гибкость ума, интерес к познанию закономерностей и принципов, объективность | Гибкость и острота ума, наблюдатель ность, общительность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая моти вация помощи, развитая интуиция, рефлексивные способности | Гибкость и острота ума, наблюдатель ность, общитель ность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая мотивация помощи, развитая интуиция, рефлексивные способности | Развитое понятийное мышление, артистизм, высокая коммуни кативная культура, эмоциональная открытость, развитая педагогическая мотивация |
Субъек тивная привле катель ность деятель ности | Возможность само реализации для человека, склонно го к объективному познанию мира, других людей и самого себя | Возможность самореа лизации для человека, склонного к практи ческой деятельности, обладающего задатками менеджера и интересом к внутреннему миру других людей и своему собственному | Возможность самореализации для человека, обладающего выраженной мо тивацией помощи, заинтересованного в собственном личностном росте | Возможность само реализации для чело века с выраженными демонстративными чертами характера и научно-педагогичес ким складом ума |
Сфера приме нения про фессио нальных знаний и умений | Научно-иссле довательские учреждения академического и ведомственного подчинения, уни верситеты | Сфера производства, управления, средства массовой коммуникации, социальная сфера | Психологические центры, консультации, частная практика | Высшие и средние специальные учебные заведения |
Заин тересо ванность обще ства в специа листе | Общество заинтересовано в получении ин формации, важной для понимания и управления человеческим поведением в различных соци ально значимых ситуациях | Психологическое обеспечение различных сфер социальной жизни общества и конкретного человека | Оказание помощи людям, находя щимся в трудной жизненной ситу ации | Формирование про фессиональной куль туры, систематизация знаний, подготовка специалистов |
Кри терии эффек тивнос ти | Знания, обеспечи вающие прогноз и возможность управления человеческим поведением | Эффективная деятель ность человека в опреде ленной сфере социальной жизни | Адаптация человека в трудной жиз ненной ситуации, высвобождение психических ресур сов для развития творчества | Подготовка высоко профессиональных специалистов |
Раздел 2. Морально-этические принципы работы психолога
• Принцип уважения личности.
• Правило равных отношений. Недопустимость дискриминации клиента по социальному положения, полу, вероисповеданию и любым другим признакам.
• Правило ненасенения ущерба клиенту.
• Правило отказа от психологического вмешательства в том ел у чае, если психолог считает, что его действия могут нанести вред клиенту.
• Принцип профессиональной компетенции.
• Правило научности применяемых методов. Психолог должен ис пользовать методы, получившие научное признание.
• Правило взаимодействия с клиентом. Уведомлять своих клиентов о пределах своей компетентности и возможностях психологи ческой науки относительно решений конкретных практических вопросов.
• Правило повышения профессиональной квалификации. Психолог может обратиться за консультацией к более квалифицирован ным коллегам. Постоянное совершенствование профессио нальных знаний и умений — обязанность каждого специалис та-психолога.
•Принцип конфиденциальности.
• Правило использования психологической информации. Психологи ческая информация о клиенте не должна подлежать открыто му обсуждению или передаче кому-либо за исключением зара нее оговоренных случаев (например, консилиум).
• Правило ограничения разглашения информации личного характера. При осуществлении психологического вмешательства по про сьбе клиента, полученная информация о нем может быть со общена третьему лицу только по разрешению самого клиента и в определенных им пределах.
• Принцип ответственности.
• Правило безопасности методов работы. Психолог должен при менять только те методы, которые являются безопасными для клиента.
• Правило предотвращения необоснованных ожиданий.
• Правило не вовлечения в профессионально неопределенную ситуацию, т.е. в ту ситуацию, в которой роль или функции психолога ока жутся неуместными или двусмысленными.
• Принцип профессиональной независимости.
' Правило пересмотра результатов психологического обследования. Пересмотреть результаты психологического обследования мо жет только экспертная комиссия, состоящая из трех-четырех психологов, квалификация которых не ниже, чем квалифика ция специалиста, получившего первоначальный результат.
• Правило профессиональной независимости от идеологических, поли тических и религиозных убеждений. Психолог должен стремиться к тому, чтобы его заключение было максимально объектив ным.
Раздел 3.Нормы продолжительности различных видов работ психологов учреждения социального обслуживания населения
№ п/п | Виды работ | Среднее время | Примечания |
1 | Первичное обследование | 15-20 мин. | Из расчета на одного клиента |
2 | Индивидуальная психологическая экспресс-диагностика (с использованием 1-2 методик) | 1-2 ч. | Из расчета на одного клиента |
3 | Индивидуальная психологическая диагностика, обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций | 6ч. | Из расчета на одного клиента |
4 | Групповая психодиагностика, обработка результатов, оформление психологического заключения | 16-17 ч. | Из расчета на группу 20-25чел. |
5 | Индивидуальное консультирование детей: а) младшего школьного возраста: -Разовое; -Курсовое* б) среднего школьного возраста: - Разовое; - Курсовое* в) старшего школьного возраста: - Разовое; - Курсовое* | 45 мин. 30 мин. 1.5 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. | На одну встречу На одну встречу На одну встречу На одну встречу На одну встречу На одну встречу |
6 | Индивидуальное консультирование взрослых (родителей, педагогов, социальных работников и т.п.): - Разовое; - Курсовое* | 1.5 -2 ч. 1 – 1.5 ч. | На одну встречу На одну встречу |
7 | Семейное консультирование: - Разовое; - Курсовое** | 2-3 ч. 1 – 1.5 ч. | На одну встречу На одну встречу |
8 | Психолого-профориентационное консультирование: а) детей среднего школьного возраста; б) детей старшего школьного возраста | 3 ч. 5 ч. | Из расчета на одного ребенка, включая беседы с родителями и педагогами (без учета психодиагностической работы) |
9 | Индивидуальная психокоррекционная работа: - первичная; - последующая | 2-3 ч. 1-2 ч. | На одно занятие На одно занятие |
10 | Групповая психокоррекция и консультативная работа (тренинги, психологические школы, семинары и т.п.): - подготовка цикла; - проведение цикла | 8-16 ч. 16-32 ч. | На один цикл занятий На одну группу |
11 | Консультативно-психотерапевтическая переписка | 3 ч. | На одно письмо |
12 | Супервизия | 8 ч. | На месяц |
13 | Психосаморегуляция (мобилизация личностных ресурсов консультанта и активизация его профессионального потенциала) | 20 мин. | Перед или после консультации или групповой работы; суммарно не более одного часа в течение рабочего дня |
14 | Ежедневное оформление учетной документации (учет проделанной за день работы, текущее планирование) | 30 мин. | Ежедневно |
15 | Обобщение и анализ результатов работы, составление планов и отчетов | 8 ч. | Ежеквартально |
16 | Подготовка материалов к лекции, семинару, тренингу, коррекционному занятию | 1-6 ч. | На одно мероприятие |
17 | Методическая работа | 4 ч. | Еженедельно |
18 | Повышение квалификации (обучение на семинарах, курсах, участие в тренингах для специалистов, наблюдение за работой опытных коллег) | 40 ч. | Ежегодно |
19 | Консультации в научных, методических центрах, учреждениях | 8 ч. | Ежемесячно |
20 | * средняя продолжительность курса на одного клиента составляет 6 консультаций. | ||
21 | **средняя продолжительность курса на одну семью составляет 6 консультации. |
Комментарии
психолог социальной службы
Наталья Геннадьевна,спасибо за материал. Работаю всего полгода и после школы. где проработала 25 лет педагогом-психологом, никак не могу войти в колею. Очень интересен и вопрос о зарплате. Вы еще работаете в этой сфере? Очень хотела бы с вами посоветоваться. Заранее благодарна.Приглашаю на мой сайт.