Статья "Модель успешного взаимодействия с социальными партнёрами"
В данной статье представлены формы работы сельской школы с социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель успешного взаимодействия с социальными партнёрами.
Сегодня, когда остро стоит вопрос не только о том, как школе выжить, но и том, каким образом, за счёт каких ресурсов обеспечить достижение качественно новых образовательных результатов, очень важно, вспоминая и возрождая всё полезное и эффективное, что было накоплено в предыдущие годы, не повторить прежних ошибок.
Наша школа находится на территории СПК ПЗ «Илькино», одного из самых развитых и перспективных хозяйств Меленковского района и Владимирской области. «Илькино» - это целый агрокомплекс, в котором одновременно развиваются сразу несколько направлений: растениеводство, животноводство, птицеводство, лесопереработка. Между школой и этим современным хозяйством существуют давние деловые партнёрские отношения.
Илькинская средняя общеобразовательная школа много лет является самой многочисленной сельской школой в Меленковском районе. В настоящее время в ней обучается 270 школьников, в ближайшей перспективе численность обучающихся будет расти. Школа располагает достаточной материально-технической базой, кадровыми, информационными и другими ресурсами для получения учащимися качественного образования и их успешной социализации. В школе действуют 17 предметных кабинетов, оснащенных в соответствии с современными требованиями. Жизнедеятельность школы как многофункционального образовательного учреждения обеспечивают специализированные кабинеты социально-психологической службы, методической работы, медицинской помощи. Инфраструктуру школы составляют также спортивная площадка, спортзал, столовая, библиотека с читальным залом, актовый зал. Школа оснащена современной аудио – и видеотехникой, компьютерами, интерактивными комплексами.
Сотрудничество сельхозпредприятия и школы имеет уже многолетний опыт. Как и в предыдущие годы, СПК обеспечивает школу бесплатными продуктами: овощами, молоком, яйцами, что способствует удешевлению стоимости школьных обедов. Школа имеет возможность проведения практических занятий в рамках предмета «Технология» в 5 – 11 классов на базе хозяйства. Кроме того, для осуществления профессиональной подготовки учащихся 10-11классов по специальности «Тракторист» в соответствии с договором о взаимосотрудничестве СПК ПЗ «Илькино» предоставляет необходимую материально-техническую базу: трактор и полигон для проведения практических занятий по вождению.
Школьники, в свою очередь, оказывают хозяйству помощь в сезонных полевых работах, помогают при сортировке и укладке яиц на птицеферме, с удовольствием ухаживают за телятами. Традиционными стали совместные культурно-массовые мероприятия, соревнования по футболу, волейболу.
Учитывая тот факт, что в настоящее время ситуация с образованием на селе неоднозначна и противоречива, и во многом зависит от того, как идут дела в сельском хозяйстве, школа не может отставать от изменений жизни, не может оставаться старой. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что стабильные экономические условия нашего социального партнёра СПК ПЗ «Илькино» (хозяйство, удостоенное чести быть дважды занесенным в областную галерею Славы, самое крупное по производству молока в области, вошедшее в состав 100 лучших сельскохозяйственных организаций и производителей картофеля в России) могут способствовать созданию условий для эффективного профессионального самоопределения выпускников нашей школы.
Мы считаем, что развитие школы на селе невозможно без сложившейся системы социального воспитания сельских школьников, с целью их социальной адаптации к изменившимся условиям жизни. Эту задачу школе своими силами не решить, необходимы новые качественные отношения между сельской школой и сельхозпредприятием.
Но встал вопрос: в чём должны заключаться изменения? Нужны ли они кому, кроме коллектива школы? Каким образом и за счёт каких ресурсов можно их осуществить?
Прежде чем начать разработку и реализацию данного направления, мы провели анкетирование педагогов, родителей школьников, руководителя и ведущих специалистов СПК по трём основным позициям: существует ли потребность в изменениях? Существует ли ресурсная возможность осуществления изменений? И в какой степени потенциальные участники изменений готовы к ним?
Проведенное анкетирование показало, что педагогический коллектив видит основную роль школы в формировании прочных, системных знаний, обеспечивающих возможность поступления в средние и высшие учебные заведения. Тем более, что имеющиеся материальные, кадровые и методические ресурсы нашей школы позволяют осуществлять образовательный процесс на уровне, который гарантирует достижение «качественно новых образовательных результатов». Особенностью школы и одновременно показателем накопления и совершенствования педагогического опыта, сохранения лучших традиций является тот факт, что 30% педагогического состава – это выпускники школы.
Группа опрошенных родителей (67%) склонна была считать, что успех в жизни зависит не только от образования, но и от «умения устроиться» в жизни. Причём, некоторые родители (32%) отметили возможность и пожелание того, чтобы дети остались жить дома, в селе.
Представители СПК выразили заинтересованность в пополнении кадров молодыми специалистами, и выразили готовность участвовать в совместной работе.
Таким образом, был определен социальный заказ: интеграция общеобразовательной и профильной подготовки учащихся.
От её правильной постановки зависит не только успешная социализация выпускников сельской школы, но и обеспечение кадрами социальной и производственной сферы села.
В школе началось поступательное движение в заданном направлении: совершенствование модели профильной школы. С 2008 года на старшей ступени успешно реализуются три профильных направления: технический, социально-экономический, агротехнологический. Выбор данных профилей определили социальные критерии школьного образования на селе:
- уровень востребованных в современных условиях сельскохозяйственных знаний, умений и навыков;
- ценностные ориентации молодых людей, в основе которых – уважение к земле, к труду, семейным традициям;
- получение выпускниками профессий для последующего трудоустройства на селе;
- выбор выпускниками школы учреждений профессионального образования сельскохозяйственной и другой направленности;
- умение и стремление организовать личное подсобное хозяйство на основе новых агротехнологий;
- готовность молодых людей заниматься предпринимательской деятельностью на селе;
- выбор села как места жительства.
Обучение в данных профильных классах нацелено на приобретение первичных профессиональных навыков в различных сферах деятельности. Вместе с этим, введение агротехнологического профиля предполагает организацию тесного взаимодействия с СПК ПЗ «Илькино», использование его кадровых и материальных ресурсов для удовлетворения образовательных запросов обучающихся.
При поддержке руководства СПК ведущими специалистами на договорной основе успешно ведутся теоретические и практические занятия с учащимися 9-11 классов по растениеводству и животноводству как в школе, так и на базе хозяйства. Опыт такой работы уже даёт положительные результаты: наиболее успешные и заинтересованные выпускники получают направления от СПК ПЗ «Илькино» на продолжение образования в средних и высших учебных заведениях сельскохозяйственной направленности (Суздальский сельскохозяйственный колледж, Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.К. Беляева, Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева). Сравнительный анализ социализации выпускников за три года выявил положительную динамику выбора ими сельскохозяйственных учебных заведений: 2008 год – 18,5%, 2009 год – 23,3%, 2010 год – 25,8%.
Для желающих устроиться в родном селе наш социальный партнёр также создаёт все необходимые условия: предоставление рабочих мест и обеспечение жильём молодых семей (СПК ПЗ «Илькино» участвует в федеральной программе развития села). Чтобы получить квартиру, молодая семья подписывает договор на десять лет. За период с 2008 года собственным жильём уже обеспечены 6 семей, в ближайшее время будут сданы ещё 8 двухквартирных домов. Приятная тенденция, молодёжь, привлечённая практически бесплатным жильём, возвращается на село.
Но каждый новый шаг вперёд приносит не только радость победы, но и открывает простор для новых идей. Как известно, сельская школа без сотрудничества с сельскохозяйственным вузом не решит проблему профильного обучения в части реализации агротехнологического профиля. Поэтому педагогическим коллективом школы было принято решение расширить круг социальных партнёров. В настоящее время от ректората ФГОУ ВПО «Ивановская ГСХА имени академика Д.К.Беляева» получено разрешение на заключение соглашения о совместной организации и проведении дополнительной (углубленной), довузовской подготовки и научно-исследовательской деятельности учащихся школы путем создания профильных классов (групп) на базе школы при участии академии в рамках программы взаимодействия «Школа-ВУЗ».
В 2011 учебном году открыта муниципальная экспериментальная площадка «Преемственность школы и ВУЗа в профессиональной подготовке учащихся на старшей ступени общего образования».
Мы полагаем, что стать успешным сегодня может лишь тот, кто способен грамотно и ответственно планировать свою карьеру, овладевать новыми способами и технологиями трудовой деятельности, кто в состоянии сам создавать новое.