Практические занятия по основам социологии и политологии
Задания для студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Prakticheskoe_zanyatie_po_sociologii_no1.doc | 36.5 КБ |
Prakticheskoe_zanyatie____no2.doc | 49.5 КБ |
Prakticheskoe_zanyatie_no3.doc | 38 КБ |
Prakticheskoe_zanyatie_no4.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие №1
Задание 1. Определите, какие суждения являются неправильными, и исправьте их:
А) Карл Маркс предложил различать общество и общину
Б) социальным фактом может быть поступок человека
В) животное, так же, как и человек, способно к целенаправленной деятельности
г) любое общество имеет собственное название
д) только государство может управлять поведением человека
е) современное европейское общество ориентировано на настоящее и будущее
ж) люди не являются частью общества
з) современное общество является индустриальным
и) общество нуждается в интеграции, это одна из основных его потребностей.
Задание 2. Какие типы общностей и другие социальные явления соответствуют типам социокультурной организации?
Ориентация на будущее | Профессиональная специализация |
Конфессиональные общности | |
Ориентация на прошлое | Стратификационные системы разных обществ |
Современное общество | |
Ориентация на настоящее | Наука |
Этнические общности |
Задание 3. Соотнесите понятия:
- Общество
2) Политика
3) Государство
4) Политология
5) Социальные институты
6) Социологический номинализм
7) Власть
8) Социальный факт
9) Гражданское общество
А) Это один из объектов теорий среднего уровня в социологии
б) это один из основных объектов политологии
в) так называют микросоциологические исследования
г) это особая форма организации, отличающая человека от животных и неживой природы
д) это бывает внешним и внутренним
е) это не существует в примитивных обществах, а также в гражданском обществе ж) это меньше общества, является его «органом», обеспечивающим защиту прав членов общества
з) это наука, которая окончательно сформировалась в 1949г.
и) Эмиль Дюркгейм предложил рассматривать это как вещь
Задание 4. Какая из разновидностей политики является здесь лишней: международная, региональная, экономическая, глобальная, местная, государственная.
Задание 5. Ответьте на вопросы:
- Что такое интервью?
- Кто такой респондент?
- Что такое анализ документов?
- Что такое теоретические методы социологического исследования?
- Что такое вопрос-фильтр?
- Открытый вопрос в социологии – это…
- Самый распространенный метод исследования в социологии – это…
- Можно ли назвать перепись населения социологическим исследованием?
Предварительный просмотр:
Практическое занятие № 2
- Дайте определения для следующих понятий: социальная общность, социальная группа, социальное движение. Чем различаются обозначаемые ими явления?
- Определите, каким понятиям, перечисленным в левой колонке, соответствуют суждения из второй колонки.
Социальная группа | Представляет собой разновидность малой группы |
Малая группа | В ней нет тесных взаимодействий между членами или взаимодействия носят ограниченный характер |
Формальная группа | Выделяется на основе общих признаков, присущих отдельным людям |
Вторичная группа | Лицо, которое обладает наименьшим авторитетом в группе |
Аутсайдер | Включает от 2 до 20 человек |
Диада | Её члены в одинаковой степени участвуют в принятии решений |
Интерактивная группа | Взаимодействие в ней определяется соответствующими правовыми актами (уставами, инструкциями, положениями) |
- Приведите примеры формальных и неформальных, больших, средних, малых, реальных и социальных, первичных и вторичных групп, а также интерактивных и номинальных групп. Объясните, почему вы считаете свои примеры правильными.
- Подберите примеры для всех видов взаимодействий внутри группы (организованных и неорганизованных, односторонних и двусторонних взаимодействий, а также взаимодействий по семейному, договорному и принудительному типам).
- Какие из приведенных ниже суждений применимы к социальным движениям и являются правильными, а какие нет?
А) социальные движения требуют формального членства
Б) численность людей, участвующих в социальных движениях, не может превышать тысячи человек
В) у людей, участвующих в социальных движениях должны быть общие цели
Г) основная цель социальных движений состоит в изменении культурных ценностей
Д) самой главной целью социальных движений является изменение государственного строя
Е) движение зеленых – это пример социального движения
Ж) социальное движение может быть сосредоточено вокруг личности или какой-либо организации
З) политическая партия – это пример социального движения
- Определите, к какому типу относятся социальные образования, перечисленные в левой колонке. Типы организаций перечислены в правой колонке. К каждой из категорий может относиться любое количество социальных образований
Фирма | Тотальная организация Добровольная организация Бюрократия Не является организацией |
Тюрьма | |
Государство | |
Семья | |
Военная казарма | |
Дом престарелых | |
Движение «Гринпис» | |
Монастырь |
- Определите, какой тип норм не представлен ниже:
Социальные нормы: эстетические нормы, моральные нормы, обычаи и традиции, правовые нормы, …, …
- Распределите следующие явления по трем группам: 1) позитивные санкции,
2) негативные санкции, 3) явления, которые не представляют собой санкции:
получение более высокого звания, тюремное заключение, диплом о получении образования, бойкот, повышение заработной платы, штраф за нарушение ПДД, исключение из учебного заведения, летние каникулы.
- Какая точка зрения на формирование личности вам ближе – биологическая или социальная? Почему?
- Определите, какие суждения из правой колонки соответствуют понятиям из левой колонки.
Социальная роль | Этот статус человек получает в награду за заслуги |
Приписанные статус | Так называют место, которое человек занимает в общественной системе |
Содержание роли | Эту роль человек исполняет постоянно, независимо от ситуации |
Ролевой конфликт | Это поведение, которое соответствует принятым в обществе нормам |
Профессиональный престиж | Это одно из измерений статуса |
Ролевые ожидания | Этот статус человек получает от рождения |
Приобретенный статус | Это случается, например, в том случае, когда человек должен выполнять две противоречащие друг другу роли |
Роль-для-всех | Эта роль представляет собой представление человека о самом себе |
Социальный статус | Это то, чего ждут от носителя роли окружающие |
Роль-для-себя | Это один из аспектов социальной роли, который подвергается изменению |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие №3
- Какие из форм власти, выделенных Платоном, пропущены: тирания, аристократия, олигархия, тимократия, демократия, …, …
- Определите, кому из указанных в левой колонке ученых могли бы принадлежать высказывания из правой колонки.
Т. Парсонс | Власть нужна, чтобы координировать (согласовывать) действия отдельных людей при помощи специальных коммуникаций |
Ч. Мерриам | Власть – это способ поддержания целостности общества |
Н. Луман | Власть – это способность навязывать другим людям своё мнение |
П. Блау | Власть – это механизм удовлетворения потребностей общества |
М. Вебер | Власть тесно связана с потребностями в ресурсах |
М. Крозье и Д. Истон | Власть – это обладание соответствующими ресурсами (средствами), помогающими навязывать свою волю другим людям |
- Распределите приведенные ниже явления по трем группам: 1) субъекты власти,
2) объекты власти, 3) властные ресурсы. Обратите внимание на тот факт, что некоторые явления могут принадлежать к нескольким группам (это связано с тем, что власть – это всегда отношение субъекта власти к её объекту):
владение актуальной ситуацией; знание о том, что происходит; политическая партия; рядовой военный; средства массовой коммуникации; движение «зеленых»; милиционер; директор завода; оружие.
- Определите, какие суждения являются неправильными. Исправьте их.
А) Монархия – это форма правления
Б) Конституционная республика – это государственный режим
В) Тоталитарное государство – это форма правления
Г) Федерация – это государственное устройство
Д) Монархия – это политический режим
Е) Демократия – это политический режим
Ж) Конфедерация – это форма правления
З) Унитарное государство – это форма государственного устройства
- Определите, какая из форм участия человека в политике пропущена.
- Участие в выборах и референдумах.
- Членство в партии и активная политическая работа.
- Деятельность в качестве политика.
- …
- Определите, какие суждения неправильные и исправьте их.
- Отдельный человек совершенно не может быть субъектом политики
- Государство - самый главный субъект политики
- Политические партии не всегда стремятся к получению власти
- Субъект политики – это политический деятель
- Особенность общественных объединений как субъектов политики состоит в том, что они не стремятся к получению власти
- Новые социальные движения стремятся воздействовать в первую очередь не на социальный порядок, а на ценности
- Лоббированием занимаются политические партии и государства
- Общественные объединения называют также группами давления
- Выделите правильные и неправильные утверждения, исправьте неправильные.
- Консерватизм – это тип политической культуры
- Политическая культура – это более узкое явление, чем политическая идеология
- Всего существует пять типов политической идеологии: фашизм, либерализм, консерватизм, коммунизм, социал-демократия
- Согласно концепции М.Вебера, идеология – это «ложное сознание»
- В условиях подданнической политической культуры политическая активность отдельных людей или отсутствует или очень низка
- Политическая субкультура – это совокупность ценностей, норм, представлений и символов, противостоящих доминирующей политической культуре
- Обязательным признаком индивидуального политического сознания является поверхностность
- Социал-демократия – это форма государственного правления
Предварительный просмотр:
Практическое занятие №4
- Какая из причин ролевого конфликта пропущена: человеку приходится выполнять две разные роли, представления человека о его роли не совпадают с представлениями других людей, …
- Определите, каким понятиям из левой колонки соответствуют суждения из правой колонки и какая стратификационная система пропущена:
Физико-генетическая стратификация | В основе этой стратификационной системы лежит деление общества на группы в зависимости от профессиональной компетенции |
Классовая стратификация | В основе этого типа стратификации лежит деление общества на замкнутые группы, контакты между которыми сведены к минимуму, данное деление поддерживается религиозными нормами |
Рабовладельческая стратификация | В основе этого типа стратификации лежит деление общества на группы, каждая из которых имеет особые права и обязанности, закреплённые юридически |
Культурно-символическая стратификация | В основе этого типа стратификации лежат такие качества, как пол, возраст и другие свойства человека (сила, ловкость, красота) |
Этакратическая стратификация | В основе этой стратификации лежит деление общества на группы, которые различаются наличием или отсутствием гражданских прав (в том числе, права распоряжаться самим собой) и права собственности |
Кастовая стратификация | В основе этой стратификационной системы лежит деление общества на группы, различающиеся обладанием или не обладанием специальным знанием |
Сословная стратификация | В основе этого типа стратификации лежит положение человека в политической, военной или хозяйственной иерархии |
Социально-профессиональная стратификация | В основе этой стратификационной системы лежит деление общества на группы, которые отличаются наличием или отсутствием прав собственности на средства производства |
- Придумайте по одному примеру на каждый тип конфликтов, желательно, чтобы эти примеры были из обычной жизни, касались самых простых тем и ситуаций. Выделите и сформулируйте движущие силы и укажите сферы общественной жизни в каждом примере.
- Определите, какие суждения являются неправильными, исправьте их.
А) Активные действия сторон – это первая стадия конфликта
Б) Принуждение – это самый эффективный способ разрешения конфликта
В) Только у некоторых конфликтов есть движущая сила
Г) Функциональным называют конфликт, который имеет положительные последствия для группы, организации или общества
Д) Благополучное разрешение конфликта – залог хороших отношений между сторонами в будущем. В этом случае конфликтные ситуации, скорее всего, также будут благополучно разрешены
Е) Конфликты могут протекать в экономической, культурной, политической сферах
Ж) В конфликтной ситуации лучше любой ценой стремиться к победе, не обращая внимания на решение проблемы