КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД. НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ». СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 35. 02. 08. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НИКИШОВ В.Н.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
211_gr._ktp_po_biologii._na_2024_god.docx | 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
на l семестр ll семестр
_________________ ________________
подпись подпись
« ___» ______________20____г. « ___»________________20____ г.
календарно-тематический план
преподавателя
на 2024 - 2025 учебный год
Наименование дисциплины «Биология»
Курс __ __1_____ группа _____211__________
Специальность: 35. 02. 08.»Электротехнические системы в агропромышленном комплексе(АПК)».
Преподаватель: Никишов В.Н.__________________________________
фамилия, имя, отчество
Общее количество часов на дисциплину по учебному плану _______72______ час.
Из них l семестр ____________ час. ll семестр ______________ час.
Календарно-тематический план преподавателя составлен на основании учебной программы, утверждённой ___________________________________________________
наименование организации
« ___» _____________20 ____г.
Рассмотрен и обсуждён предметной комиссией Зооветеринарных дисциплин
наименование комиссии
_________________________________________________________________
« __ » ____________20___г. « __» _____________20___ г.
протокол № __________ протокол № ______
Председатель предметной комиссии
___________________ _____________________
подпись подпись
Рекомендации
по составлению календарно - тематического плана
Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по каждой дисциплине учебного плана и обеспечивающим методически правильное планирование эффективного проведения со студентами каждого занятия в соответствии с учебной программой с учётом межпредметных связей.
Все коррективы, вносимые в учебный план, следует обсуждать на заседаниях предметных комиссий.
В графе 1 указывается номер занятия, обычно каждое занятие состоит из 2-х учебных часов.
В графе 2 и 3 последовательно планируется весь материал учебной программы, распределённый по темам с указанием количества на изучение темы. Если тема программы рассчитана более чем на 2 часа, то в рабочей программе она подразделяется на подтемы.
В графе 4 указывается рабочая программа (краткое содержание занятий) с учётом темы учебной программы. Одновременно в этой графе, исходя из направленности и цели дисциплины, должны учитываться достижения науки и техники отросли. Контрольные работы записываются отдельной строкой после тем, по материалам которых проводится работа.
В графе 5 указываются типы и нестандартные формы занятий.
Графа 6 должна содержать обязательный минимум наглядных пособий и оборудования, необходимых для проведения занятий.
В графе 7 по каждой теме определяется содержание и объём материала: по учебнику (учебному пособию) с указанием наименования и страниц или по отдельному значению, которые определяются изучением литературных произведений (отрывков), решение задач, выполнение расчётов, схем и других практических работ. Регламентация заданий на дом создаёт возможность обеспечить рациональную загрузку студентов.
При непосредственной подготовке к занятиям преподаватель может корректировать и дополнять содержание 5-8 граф.
Календарно-тематический план составляется на семестр, рассматривается предметной (цикловой) комиссией и утверждается заместителем директора по учебной работе.
План составляют в одном экземпляре и после окончания учебного года хранят в учебной части или методическом кабинете.
№№ заня-тий |
Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Рабочая программа (краткое содержание занятия) | Типы и нестандартные формы занятий | Методические средства(наглядные пособия, оборудование, технические средства и т. д.) | Домашнее задание | Формирование компентностей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 2 3 4 5 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21 22. 23 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34 35. 36 | Биология как наука. Общая характеристика жизни. Структурно-функциональная организация клеток Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды,хлоропласты, хромопласты). Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Структурно- функциональные факторы наследственности Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК Обмен веществ и превращение энергии в клетке Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз Строение организма Формы размножения организмов Онтогенез растений, животных и человека. Закономерности наследования Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания Сцепленное наследование признаков Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания Закономерности изменчивости Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания Микроэволюция Макроэволюция Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека – антропогенез. Экологические факторы и среды жизни. Популяция, сообщества, экосистемы Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии. Биосфера - глобальная экологическая система Влияние антропогенных факторов на биосферу. «Отходы производства». На основе федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. «Умственная работоспособность» Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)» Аспекты экологии. Биотехнологии в жизни. Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам) Дифференцированный зачет | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных работ: Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция - две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. Микроэволюция. Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Антропология - наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Биосфера - живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Здоровье и его составляющие. Биотехнология как наука и производство. | Теоретическое занятие Теоретическое занятие Лабораторная работа Практическое занятие. Теоретическое занятие Практическое занятие. Теоретическое занятие Теоретическое занятие Теоретическое занятие Теоретическое занятие Практическое занятие. Теоретическое занятие Практическое занятие. Теоретическое занятие Практическое занятие. Теоретическое занятие Теоретическое занятие Теоретическое занятие Теоретическое занятие Теоретическое занятие Практическое занятие. Теоретическое занятие Теоретическое занятие Практическое занятие. Теоретическое занятие Лабораторная работа Лабораторная работа Контрольная работа Теоретическое занятие Практическое занятие. Практическое занятие. | Плакаты, ПК, муляжи, атласы Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. Плакаты, ПК, муляжи, атласы. | С.Г. Мамонтов. Общая биология. Стр. 3-5 Стр. 5-7 Стр. 8-9 Стр. 10-12. Стр. 17-20 Стр. 23 Стр.29 Стр.34 Стр.37 Стр.41 Стр.43 Стр.45 Стр.49. Стр. 52 Стр. 56 Стр.60 Стр. 68 Стр. 70 Стр.72 Стр.79 Стр.89 | Знать: Общую характеристику жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток Знать: Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги) Знать: Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства Знать: Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез Знать: Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. Знать: Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение Знать: Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). взаимодействие генов Знать: Наследование признаков, сцепленных с полом Знать: Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека Знать: Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции Знать: Сохранение биоразнообразия на Земле. Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот. Знать: Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды Знать: Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда Знать: Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни Знать: Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности Знать: Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Знать: Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Знать: Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. |
Итого: Всего 72 часа. Теория 36 часов. ЛПЗ 36 часов.
Преподаватель Никишов В. Н.