Рабочая программа дисциплины ОП 01. «Анатомия и физиология животных» для специальности 36.02.01 «Ветеринария»
Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия и физиология животных» является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария.
Рабочая программа дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке ветеринарного фельдшера.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных; определять анатомические и возрастные особенности животных; определять и фиксировать физиологические характеристики животных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные положения и терминологию: цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных; строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; их видовые особенности; характеристики процессов жизнедеятельности; физиологические функции органов и систем органов животных; физиологические константы сельскохозяйственных животных; особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных; понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных; регулирующие функции нервной и эндокринной систем; функции иммунной системы; характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных; характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов животных.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций: ОК 1-ОК 9 , ПК 1.1-1.3, ПК 2.1-2.7, ПК 3.1-3.10,ПК 4.1-4.5.
Основные образовательные технологии в процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и технологии активного обучения: проектные, игровые, ситуативно-ролевые, объяснительно-иллюстративные и т.д.
Общая трудоемкость дисциплины: 330 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 220 часов; самостоятельной работы обучающегося - 110 часов.
Виды и формы контроля знаний: тестирование по разделам. Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет 3 семестр, экзамен 4 семестр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21_op.01_anatomiya.docx | 83.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
_________О.В.Редина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
для специальности 36.02.01 «ВЕТЕРИНАРИЯ»
Острогожск 2019
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 «Ветеринария», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. №504, профессионального стандарта 13.019 Ветеринарный фельдшер, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2015 г. №1079, и учебного плана ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум», утвержденного приказом от 31.08.2017 г. №21-УР
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»
Разработчик:
Моисеенко И.С., преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»
Рецензенты:
Михин А.М., преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»
Меджитов Э.Н., руководитель БУВО «Острогожская районная СББЖ»
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией ветеринарных дисциплин и профессиональных модулей и технологии общественного питания
Протокол №______ от __________ 20_____ г.
Председатель цикловой комиссии __________А.М.Михин
СОГЛАСОВАНО
Заведующий отделением ___________Т.А.Евсюкова
СОГЛАСОВАНО
Методист _____________Н.В.Козлова
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 3 |
| 3 |
| 3 |
| 5 |
| 6 |
| 6 |
| 7 |
| 30 |
| 30 |
| 30 |
| 32 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Анатомия и физиология животных»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 36.02.01 Ветеринария.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в профессиональный цикл, являясь общепрофессиональной дисциплиной.
Дисциплина «Анатомия и физиология животных» имеет междисциплинарные связи с другими дисциплинами основной профессиональной образовательной программы. Знания и умения, необходимые для успешного изучения дисциплины «Анатомия и физиология животных» могут быть получены при освоении знаний и умений дисциплин «Биология», «Химия», «Основы агрономии» и др. В свою очередь, знания и умения дисциплины «Анатомия и физиология животных» необходимы при изучении ПМ.01 Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных, ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения, ПМ.04 Проведение санитарно-просветительской деятельности.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;
- определять анатомические и возрастные особенности животных;
- определять и фиксировать физиологические характеристики животных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и терминологию: цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных;
- строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему с анализаторами; их видовые особенности;
- характеристики процессов жизнедеятельности;
- физиологические функции органов и систем органов животных;
- физиологические константы сельскохозяйственных животных;
- особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных;
- понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных;
- регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
- функции иммунной системы;
- характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных;
- характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов сельскохозяйственных животных.
В результате освоения дисциплины у обучающегося должны формироваться элементы следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными животными.
ПК 1.2. Организовывать и проводить профилактическую работу по предупреждению внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных.
ПК 1.3. Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных.
ПК 2.1. Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе.
ПК 2.2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции.
ПК 2.3. Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария.
ПК 2.4. Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным в неотложных ситуациях.
ПК 2.5. Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным.
ПК 2.6. Участвовать в проведении ветеринарного приема.
ПК 3.1. Проводить ветеринарный контроль убойных животных.
ПК 3.2. Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и подготовку к исследованию.
ПК 3.3. Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы.
ПК 3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства.
ПК 3.5. Проводить обеззараживание не соответствующих стандартам качества продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов.
ПК 3.6. Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья.
ПК 3.7. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия.
ПК 3.8. Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке патологического материала.
ПК 4.1. Готовить и проводить консультации для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм содержания животных, профилактики инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазионных болезней, а также их лечения.
ПК 4.2. Готовить информационные материалы о возбудителях, переносчиках, симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазионных болезней.
ПК 4.3. Знакомить работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных с приемами первой помощи животным.
ПК 4.4. Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и использования животных-производителей.
ПК 4.5. Информировать население о планирующихся и проводимых ветеринарно-санитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях.
1.4. Количество часов, отведённое на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 330 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 220 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 110 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«Анатомия и физиология животных»
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной нагрузки | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 330 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 220 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 58 |
практические занятия | 38 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 110 |
в том числе: | |
| 21 |
| 11 |
| 62 |
| 5 |
| 3 |
| 8 |
Промежуточная аттестация: 3 семестр – дифференцированный зачет 4 семестр – экзамен |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Анатомия и физиология животных»
№ занятия | Наименование разделов | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий | Объём часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Основные положения и терминология цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных | 36 | ||||
Тема 1.1. | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 4, ОК 5, ПК 2.6. | ||
1 | Клеточное строение животного организма. Строение животной клетки. | 2 | |||
2 | Химический состав клетки. Свойства органических веществ. Жизненные свойства клетки. Строение хромосом. Роль ДНК в передаче наследственной информации. | 2 | |||
Лабораторные занятия: | 4 | ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 7, ПК 2.3. | |||
1 | Устройство микроскопа, правила работы с ним. Принципы изготовления гистологических препаратов. | 2 | |||
2 | Микроскопия и зарисовка гистопрепаратов животной клетки и митоза. | 2 | |||
Самостоятельная работа: | 3 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Оформление рисунка «Различные формы клеток». | 1 | |||
2 | Оформление схемы «Трехмерная схема строения липидной части плазмалеммы». | 1 | |||
3 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Общая цитология». | 1 | |||
Тема 1.2. | Содержание учебного материала: | 6 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ПК 2.5. | ||
1 | Основы эмбриологии. Строение половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша; характеристика основных стадий эмбриогенеза. | 2 | |||
2 | Понятие о тканях, их классификация. Эпителиальные ткани, их морфофункциональная характеристика. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2. | ||
3 | Опорно-трофические ткани, их морфофункциональная характеристика. Мышечная и нервная ткани. | 2 | |||
Лабораторные занятия: | 10 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3. | |||
1 | Изучение строения гамет, оплодотворение в яйцах лошадиной аскариды, дробление, бластула, гаструла лягушки. | 2 | |||
2 | Изучение и зарисовка гистопрепарата эпителиальной ткани. | 2 | |||
3 | Изучение и зарисовка гистопрепарата опорно-трофической ткани. | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.1. | ||
4 | Изучение и зарисовка гистопрепарата мышечной ткани. | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.2. | ||
5 | Изучение и зарисовка гистопрепарата нервной ткани. | 2 | |||
Самостоятельная работа: | 8 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Оформление схем: - «Схема спермио- и оогенеза (овогенеза)»; - «Классификация различных видов эпителия»; - «Классификация опорно-трофических тканей». | 3 | |||
2 | Оформление рисунков: - «Плоскости, поверхности и направления на теле собаки»; - «Области тела коровы». | 2 | |||
3 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Гистология с основами эмбриологии». | 3 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.5. | ||
Раздел 2. Строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами. Их видовые особенности. | 160 | ||||
Тема 2.1. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2. | ||
1 | Понятие об органах, аппаратах и системах органов, организме как едином целом. Единство организма и среды. Общие закономерности развития и строения органов. Термины и топографические обозначения, применяемые в анатомии. | ||||
Самостоятельная работа: | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6. | |||
Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Органы, аппараты и системы органов животного организма». | |||||
Использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий: | |||||
Проведение письменного тестирования по итогу темы «Органы, аппараты и системы органов животного организма». | |||||
Тема 2.2. | Содержание учебного материала: | 6 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6. | ||
1 | Общие закономерности строения скелета и его значение. Строение кости как органа, её химический состав и физические свойства, связь с системой крово- и лимфообращения, нервной системой. Деление скелета на отделы и звенья. Строение типичного позвонка и полного костного сегмента. Позвоночный столб и грудная клетка. Характеристика отделов туловища животных разных видов. | 2 | |||
2 | Скелет головы – череп, его развитие и деление на отделы. Строение и характеристика мозгового и лицевого отделов черепа. Синусы черепа. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1. | ||
3 | Скелет конечностей. Развитие скелета поясов и свободных конечностей. Строение скелета поясов и свободных конечностей у животных в зависимости от их биологических особенностей и возраста. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6. | ||
Лабораторное занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.1. | |||
1 | Изучение и зарисовка гистопрепаратов компактного и губчатого вещества кости. | ||||
Практические занятия: | 8 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.1. | |||
1 | Определение строения отделов позвоночного столба домашних животных. | 2 | |||
2 | Определение строения скелета головы – черепа домашних животных разных видов по препаратам, скелетам животных и по таблицам. | 2 | |||
3 | Определение строения отделов грудной клетки и свободной грудной конечности. | 2 | |||
4 | Определение строения отделов скелета пояса и свободной тазовой конечности. | 2 | |||
Самостоятельная работа: | 6 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Оформление рисунков: - «Границы костей головы коровы»; - «Череп коровы (сагиттальный разрез)»; - «Нижняя челюсть коровы (дорсолатеральная поверхность)»; - «Атланты собаки, свиньи, лошади, коровы»; - «Эпистрофеи собаки, свиньи, коровы, лошади». | 5 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Строение скелета». | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6. | ||
Тема 2.3. | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2. | ||
1 | Различные типы соединения костей. Строение суставов и их типы, синовиальная среда суставов. Виды движения в суставах. Соединение костей позвоночного столба, грудной клетки, костей черепа. | 2 | |||
2 | Соединение костей периферического скелета. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 1.1. | ||
Практическое занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.1. | |||
1 | Определение типа соединения костей на анатомических препаратах, по таблицам и на животных. | ||||
Самостоятельная работа: | 3 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Оформление схемы «Схема строения сустава». | 1 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Соединение костей скелета». | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6. | ||
Тема 2.4. | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1. | ||
1 | Общая характеристика мышечной системы. Строение мышцы как органа, вспомогательные органы мышц. Мышцы головы, туловища: позвоночного столба, грудной и брюшной стенок. Паховый канал. | 2 | |||
2 | Мышцы плечевого пояса. Мышцы конечностей. Принцип действия мышц на костные рычаги конечностей. Мышцы, действующие на плечевой, локтевой, запястный суставы и суставы пальцев. Мышцы тазобедренного, коленного, заплюсневого суставов и суставов пальцев тазовой конечности. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1. | ||
Лабораторные занятия: | 4 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.2. | |||
1 | Зарисовка гистопрепаратов мышц головы и туловища. | 2 | |||
2 | Зарисовка гистопрепаратов мышц плечевого пояса и конечностей. | 2 | |||
Практические занятия: | 8 | ||||
1 | Определение мышц головы на сухих и влажных препаратах. | 2 | |||
2 | Определение мышц туловища и конечностей на сухих и влажных препаратах. | 2 | |||
3 | Знакомство с техникой препарирования мышц. | 2 | |||
4 | Определение топографии мышц на живых объектах. | 2 | |||
Самостоятельная работа: | 8 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Оформление рисунков: - «Мышца как орган»; - «Мышцы коровы»; - «Мышцы лошади»; - «Мышцы свиньи»; - «Мышцы головы коровы»; - «Мышцы брюшной стенки лошади». | 6 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Мышечная система». | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6. | ||
Тема 2.5. | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2. | ||
1 | Строение, значение и развитие кожного покрова и его производных: волос, потовых, сальных и молочных желез, рогов, копыт, копытца. Строение вымени коровы. Особенности строения вымени лошади, свиньи, овцы, козы. | 2 | |||
2 | Строение, значение и развитие волос, типы волос, рогов, копыт, копытец. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1. | ||
Лабораторное занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.1. | |||
1 | Изучение гистологического строения кожи и её производных. | ||||
Практическое занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.4. | |||
1 | Определение строения кожи и ее производных на препаратах, муляжах, животных и по таблицам. | ||||
Самостоятельная работа: | 4 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Оформление рисунков: - «Вымя коровы (поперечный разрез)»; - «Копыто (подошвенная поверхность)». | 2 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система органов кожного покрова». | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6. | ||
Тема 2.6. | Содержание учебного материала: | 10 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2. | ||
1 | Строение, развитие и значение органов пищеварения. Деление системы органов пищеварения на отделы. Строение и функции органов ротовой полости. Особенности ротовой полости животных разных видов. | 2 | |||
2 | Пищевод и желудок. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка свиньи, лошади и многокамерного желудка жвачных. Брюшная полость, брюшина, её производные, их значение. | 2 | |||
3 | Тонкий отдел кишечника. Строение и положение двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Особенности строения у других видов животных. | 2 | |||
4 | Строение, топография печени и поджелудочной железы, их функции, видовые особенности. Связь с нервной системой и органами крово- и лимфообращения. | 2 | |||
5 | Толстый отдел кишечника. Строение и расположение слепой, ободочной и прямой кишок. Видовые особенности строения органов пищеварения, связь с нервной системой и органами крово- и лимфообращения. | 2 | |||
Лабораторное занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.3. | |||
1 | Изучение и зарисовка гистопрепаратов органов пищеварения. | ||||
Практическое занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.6. | |||
1 | Определение строения и топографии органов пищеварения различных видов животных на трупном материале, препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам. | ||||
Самостоятельная работа: | 7 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Оформление схем: - «Синтопия органов пищеварения брюшной полости коровы»; - «Схема строения серозной оболочки брюшной полости (поперечное сечение брюшной полости)». | 2 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Органы пищеварения». | 5 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6. | ||
Тема 2.7. | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.4. | ||
1 | Видовые строение и значение органов дыхания, деление их на отделы. Строение носовой полости, околоносовых пазух, гортани, трахеи, их топография. Видовые особенности. | 2 | |||
2 | Строение легких и грудной полости, плевра, её взаимосвязь с легкими. Плевральные полости, средостенье. Топография легких, видовые особенности. | 2 | |||
Практическое занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.4. | |||
1 | Определение строения и топографии органов дыхания на боенском материале, препаратах, моделях, муляжах, на живых объектах и по таблицам. | ||||
Самостоятельная работа: | 3 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Оформление схемы «Схема строения серозной оболочки грудной полости (поперечное сечение грудной полости)». | 1 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Органы дыхания». | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 3.7. | ||
Тема 2.8. | Содержание учебного материала: | 8 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 1.2. | ||
1 | Характеристика и значение системы органов крово- и лимфообращения, её связь с другими системами органов. Органы кроветворения и иммунной системы, их строение, топография. Возрастные особенности органов кроветворения. | 2 | |||
2 | Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение. Особенности сердца животных других видов. Большой и малый круги кровообращения. | 2 | |||
3 | Строение стенки кровеносных сосудов. Общие закономерности развития, хода и ветвлений сосудов. Анастомозы и коллатерали. Основные артерии туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Основные венозные магистрали. Особенности кровообращения плода. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2. | ||
4 | Лимфатическая система и её строение. Строение лимфатического узла. Главные лимфатические узлы головы, шеи, конечностей, вымени, грудной, брюшной и тазовой полостей, их топография. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1. | ||
Лабораторные занятия: | 4 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.1. | |||
1 | Изучение и зарисовка гистопрепаратов стенки сердца, кровеносных сосудов, лимфатического узла. | 2 | |||
2 | Изучение и зарисовка гистопрепаратов селезенки, тимуса, костного мозга. | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.2. | ||
Практическое занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.2. | |||
1 | Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения на трупном материале, препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам. | ||||
Самостоятельная работа: | 7 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Оформление рисунков: - «Краниальная и каудальная полые вены»; - «Лимфатические узлы коровы». | 2 | |||
2 | Оформление схемы «Схема строения лимфатической системы млекопитающего (вид сверху)». | 1 | |||
3 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система органов крово- и лимфообращения». | 4 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 3.7. | ||
Использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий: | |||||
Проведение письменного тестирования по итогу темы «Система органов крово- и лимфообращения». | |||||
Тема 2.9. | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.5. | ||
1 | Строение и значение системы органов мочевыделения, её связь с другими системами. Строение и типы почек. Строение нефрона. Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный и мочеполовой каналы. Топография органов мочевыделения у разных видов животных. | 2 | |||
2 | Характеристика органов размножения самцов: семенник и его придатки; семяпровод, семенной канатик; придаточные половые железы, половой член и препуций. Семенниковый мешок, мошонка. Особенности строения и положения органов размножения самца у животных разных видов. Характеристика органов размножения самок. Строение и положение половых органов самки у животных разных видов. | 2 | |||
Лабораторное занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.5. | |||
1 | Изучение и зарисовка гистопрепаратов почек, семенника, яичника, матки. | ||||
Практическое занятие: | 2 | ||||
1 | Определение строения и топографии органов мочеотделения и размножения самца и самки на анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам. | ||||
Самостоятельная работа: | 4 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Оформление рисунка «Скелетотопия почек коровы, свиньи». | 1 | |||
2 | Оформление схемы «Схема строения и взаимосвязи органов мочеотделения и репродуктивных органов самца». | 1 | |||
3 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Органы мочевыделения и размножения». | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 3.7. | ||
Тема 2.10. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 1.2. | ||
1 | Функциональное значение желез внутренней секреции, их связь с другими системами органов. Строение и топография гипофиза, эпифиза, щитовидной, околощитовидной желёз, надпочечников, параганглиев. Строение островков Лангерганса поджелудочной железы, половых желез. | ||||
Лабораторное занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3. | |||
1 | Изучение и зарисовка гистопрепаратов желез внутренней секреции: гипофиза, щитовидной железы, надпочечников. | ||||
Самостоятельная работа: | 2 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Составление таблицы «Частота дыхательных движений у животных в покое». | 1 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Железы внутренней секреции». | 1 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6. | ||
Использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий: | |||||
Защита презентации на тему «Функциональное значение желез внутренней секреции» | |||||
Тема 2.11. | Содержание учебного материала: | 6 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6. | ||
1 | Общая характеристика и деление нервной системы на центральную и периферическую. Строение и расположение спинного, головного мозга и их оболочек. Проводящие пути и центры спинного мозга. Сосуды головного мозга. | 2 | |||
2 | Периферическая и вегетативная часть нервной системы: спинномозговые и черепно-мозговые нервы, их строение и взаимосвязь с вегетативной нервной системой. | 2 | |||
3 | Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор, его строение. Защитные и вспомогательные приспособления органов зрения. Органы слуха и равновесия, их строение. Органы обоняния, вкуса, осязания. | 2 | |||
Практическое занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.1. | |||
1 | Определение строения и топографии головного и спинного мозга. | ||||
Самостоятельная работа: | 4 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Оформление рисунка «Оболочки головного мозга». | 1 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Нервная система и органы чувств». | 3 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6. | ||
Тема 2.12. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6. | ||
1 | Биологические особенности строения органов домашней птицы. Факторы, влияющие на изменение органов. Особенности в строении аппарата движения, кожного покрова и органов пищеварения. Строение органов дыхания, мочеотделения, размножения, их отличительные особенности от соответствующих органов млекопитающих. Органы крово- и лимфообращения, железы внутренней секреции, нервная система и органы чувств. | ||||
Практическое занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.7., ПК 3.8. | |||
1 | Определение строения и топографии органов и систем органов домашней птицы. | ||||
Самостоятельная работа: | 2 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Оформление рисунка «Органы дыхания, воздухоносные мешки». | 1 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Особенности строения органов домашней птицы». | 1 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6. | ||
Раздел 3. Характеристика процессов жизнедеятельности. Физиологические функции органов и систем органов животных. Физиологические константы сельскохозяйственных животных. Особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных. Функции иммунной системы. | 62 | ||||
Тема 3.1. | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 3.6. | ||
1 | Кровь, тканевая жидкость и лимфа как внутренняя среда организма. Гомеостаз. Основные функции крови. Физико-химические свойства крови. Состав плазмы крови. Значение минерального состава и белков плазмы крови. Форменные элементы крови. Эритроциты, их строение и функции. Гемоглобин, его соединения и роль. Скорость оседания эритроцитов. Лейкоциты, их строение и функции. | 2 | |||
2 | Тромбоциты, их строение и функции. Свертывание крови, регуляция свертывания крови. Группы крови. Резус-фактор. Группы крови сельскохозяйственных животных. Кроветворение и его регуляция. Кроветворные органы. Лимфа и тканевая жидкость. Состав, свойства и значение лимфы и тканевой жидкости. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3. | ||
Лабораторные занятия: | 4 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3. | |||
1 | Определение скорости свертывания крови, условий на нее влияющих. | 2 | |||
2 | Определение количества гемоглобина и осмотической резистентности эритроцитов. | 2 | |||
Самостоятельная работа: | 4 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Составление таблиц: - «Состав плазмы крови»; - «Гематологические показатели у животных». | 2 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система крови». | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6. | ||
Тема 3.2. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.4. | ||
1 | Иммунитет, его значение. Иммунная система. Клетки иммунной системы. Естественный иммунитет, его факторы. Адаптивный (приобретенный) иммунитет. Антигены, антитела, их функции. Использование иммунологии в животноводстве. | ||||
Самостоятельная работа: | 3 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.1. | |||
Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Физиология иммунной системы». | |||||
Тема 3.3. | Содержание учебного материала: | 6 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2. | ||
1 | Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы. Частота сердечных сокращений. Систолический и минутный объемы кровотока, тоны сердца, сердечный толчок. Биоэлектрические явления в сердце и методы их исследования. Регуляция работы сердца и ее виды. | 2 | |||
2 | Движение крови по кровеносным сосудам и факторы, его обуславливающие. Скорость кровотока в различных сосудах. Артериальный пульс, его характеристика, методы исследования. Венный пульс. Давление крови, факторы, его обуславливающие. | 2 | |||
3 | Регуляция кровообращения. Роль коры больших полушарий в регуляции кровообращения. Особенности кровообращения в головном мозге, печени, легких, почках, селезенке. Депо крови. Образование лимфы и ее движение. Роль лимфатических сосудов. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1. | ||
Лабораторные занятия: | 4 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3. | |||
1 | Наблюдение и регистрация сокращений сердца лягушки, исследование роли проводящей системы сердца. | 2 | |||
2 | Наблюдение кровообращения в капиллярах. | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3. | ||
Практическое занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3., ПК 2.6. | |||
1 | Прослушивание тонов сердца у животных. Наблюдение сердечного толчка, исследование пульса, измерение давления крови. | ||||
Самостоятельная работа: | 6 | ОК 2, ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.2. | |||
1 | Составление конспекта «Лимфа и тканевая жидкость». | 1 | |||
2 | Подготовка реферата «Анаэробное и аэробное высвобождение энергии». | 2 | |||
3 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система кровообращения и лимфообращения». | 3 | |||
Использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий: | |||||
Проведение письменного тестирования по итогу темы «Система кровообращения и лимфообращения». | |||||
Тема 3.4. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6. | ||
1 | Сущность дыхания. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Типы и частота дыхания у животных разных видов. Жизненная емкость легких. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Особенности дыхания птицы. Обмен газов альвеолярным воздухом и кровью, между кровью и клетками. Связывание и перенос кровью кислорода и углекислого газа. Регуляция дыхания. Дыхательный центр, его функции. Дыхательные защитные функции. Зависимость дыхания от возраста, вида, продуктивности животного, мышечной работы, атмосферного давления. | ||||
Лабораторное занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.1. | |||
1 | Измерение жизненной емкости легких. Сравнительное определение СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. | ||||
Самостоятельная работа: | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.2. | |||
1 | Подготовка реферата «Зависимость дыхания животного от возраста, вида, продуктивности, мышечной работы и атмосферного давления». | 1 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система дыхания». | 1 | |||
Тема 3.5. | Содержание учебного материала: | 8 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.4. | ||
1 | Сущность пищеварения. Основные функции органов пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Методы изучения функций органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Прием корма и воды. Состав и свойства слюны, особенности слюноотделения у животных разных видов. Регуляция слюноотделения и глотания. | 2 | |||
2 | Пищеварение в желудке, общие закономерности. Состав и свойства желудочного сока. Фазы секреции желудочного сока, их регуляция. Пищеварение в желудке лошади и свиньи. Пищеварение в многокамерном желудке жвачных. Роль микрофлоры и микрофауны в рубцовом пищеварении. Значение летучих жирных кислот, образующихся в рубце. Функции пищеводного желоба, сетки, книжки. Жвачный процесс. Пищеварение в сычуге. Желудочное пищеварение у молодняка жвачных в молочный и переходный периоды. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6. | ||
3 | Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства поджелудочного сока. Фазы секреции поджелудочного сока, их регуляция. Состав желчи. Образование и выделение желчи и их регуляция. Состав кишечного сока, механизм его секреции. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкого кишечника. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 3.7. | ||
4 | Пищеварение в толстом отделе кишечника у животных. Всасывание продуктов расщепления белков, углеводов, липидов, воды и минеральных веществ. Формирование кала и дефекация. Особенности пищеварения у домашней птицы. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 3.6. | ||
Лабораторные занятия: | 4 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.1. | |||
1 | Наблюдение инфузорий рубца под микроскопом. | 2 | |||
2 | Определение действия ферментов желудочного сока на белок, желчи – на жиры. | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.2. | ||
Практическое занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.1. | |||
1 | Наблюдение за приемом корма и воды животными, жвачным процессом. Исследование моторики рубца. | ||||
Самостоятельная работа: | 7 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Составление таблицы «Парциальное давление кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе и их напряжение в крови и тканях при 37ºС». | 1 | |||
2 | Написание реферата «Особенности пищеварения у домашней птицы». | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.2. | ||
3 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система пищеварения». | 4 | |||
Использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий: | |||||
Проведение письменного тестирования по итогу темы «Система пищеварения». | |||||
Раздел 4. Понятие метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных | 18 | ||||
Тема 4.1. | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 1.1. | ||
1 | Обмен веществ и энергии. Методы его изучения. Обмен белков. Значение белков в организме. Полноценные и неполноценные белки, незаменимые и заменимые аминокислоты. Азотистый баланс. Обмен белков, его регуляция. Значение углеводов в организме. Анаэробное и аэробное расщепление углеводов. Регуляция обмена углеводов. Состав, значение липидов, их обмен. Кетоновые тела, их значение в организме. Холестерин и его значение в организме. Регуляция обмена липидов. Роль печени в обмене веществ. | 2 | |||
2 | Значение воды и минеральных веществ в организме. Потребность в воде животных разных видов. Микро- и макроэлементы, их роль в организме. Регуляция водного и минерального обмена. Общая характеристика витаминов, механизм их действия. Жирорастворимые и водорастворимые витамины, их роль в организме животного. | 2 | |||
Самостоятельная работа: | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.2. | |||
Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Обмен веществ и энергии». | |||||
Использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий: | |||||
Проведение защиты рефератов по итогу темы «Обмен веществ и энергии». | |||||
Тема 4.2. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1. | ||
1 | Механизм теплорегуляции. Химическая и физическая теплорегуляция, её особенности у животных разных видов. Регуляция температуры тела у животных. Температура тела у животных и птицы. | ||||
Самостоятельная работа: | 1 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.1. | |||
Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Теплорегуляция». | |||||
Тема 4.3. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2. | ||
1 | Роль выделительной системы в поддержании гомеостаза. Функции почек. Механизм образования мочи. Состав и количество мочи у животных. Регуляция образования и выделения мочи. | ||||
Лабораторное занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.2. | |||
1 | Определение физико-химических свойств мочи. | ||||
Самостоятельная работа: | 2 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Составление таблицы «Состав мочи и плазмы крови». | 1 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система выделения». | 1 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6. | ||
Тема 4.4. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2. | ||
1 | Кожа, её функции. Секреторная функция кожи. Свойства и значение пота, регуляция потоотделения. Сальные железы, секреция кожного сала, его состав. Значение жиропота овец. Копчиковые железы птицы. Волосяной покров, физиология линьки. | ||||
Самостоятельная работа: | 1 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.1. | |||
Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Физиология кожи». | |||||
Раздел 5. Регулирующие функции эндокринной системы | 9 | ||||
Тема 5.1. | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2. | ||
1 | Железы внутренней секреции и методы изучения их функций. Характеристика гормонов, механизм их действия. Роль центральной нервной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система. | 2 | |||
2 | Гормоны долей гипофиза, щитовидной, околощитовидных желез, надпочечников, семенников, яичника, плаценты, тимуса; эпифиза, поджелудочной железы, их действие. Применение гормонов и гормональных препаратов в животноводстве и ветеринарии. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.5. | ||
Лабораторное занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3. | |||
1 | Влияние адреналина на величину зрачка глаза и изолированное сердце лягушки. | ||||
Самостоятельная работа: | 3 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Составление таблицы «Гормоны, их физиологическое значение». | 1 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Эндокринная система». | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6. | ||
Раздел 6. Характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных | 12 | ||||
Тема 6.1. | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.5. | ||
1 | Половая и физиологическая зрелость самцов и самок. Физиология органов размножения самцов. Процесс созревания спермиев, их передвижение и хранение в придатках семенников. Образование спермы, её физико-химические свойства. Половые рефлексы самцов. Нервная и гормональная регуляция половой функции самцов. | 2 | |||
2 | Физиология органов размножения самок. Рост и развитие фолликулов. Овогенез, овуляция и образование желтого тела. Половой цикл, его стадии. Регуляция полового цикла. Спаривание как сложнорефлекторный акт. Типы осеменения. Оплодотворение. Беременность, её продолжительность у животных разных видов. Образование и функции плодных оболочек. Типы плаценты. Рост и развитие плода, его питание. Процесс родов и его регуляция. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.5. | ||
Самостоятельная работа: | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.1. | |||
Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система размножения». | |||||
Тема 6.2. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 3.2., ПК 3.4. | ||
1 | Понятие о лактации. Продолжительность лактации у животных разных видов. Рост и развитие молочных желез. Молоко, его состав. Процесс молокообразования и его регуляция. Распределение молока в отделах емкостной системы вымени. Выведение молока, регуляция лактации. Физиология доения, физиологические основы машинного доения. | ||||
Лабораторное занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.5., ПК 3.6. | |||
1 | Сравнительное определение жирности разных порций молока. Подсчет жировых шариков молока. | ||||
Самостоятельная работа: | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.4. | |||
1 | Составление таблицы «Средний состав молока и молозива коровы». | 1 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система лактации». | 1 | |||
Раздел 7. Регулирующая функция нервной системы. Характеристика высшей нервной деятельности (поведения) различных видов сельскохозяйственных животных. | 33 | ||||
Тема 7.1. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6. | ||
1 | Основные свойства живой ткани: раздражимость, возбудимость, лабильность. Оптимум, пессимум и парабиоз по Н.Е. Введенскому, физиологические механизмы их возникновения. Физиология мышц. Строение и свойства скелетных мышц. Виды сокращения мышц. Сила, работа мышц и утомление. | ||||
Лабораторное занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3. | |||
1 | Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки. Определение порога возбудимости нерва и мышцы. | ||||
Самостоятельная работа: | 2 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Составление конспекта «Возбудимые ткани, их характеристика». | 1 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Физиология мышц и нервов». | 1 | ОК 4, ОК 8, ПК 1.2., ПК 2.6., ПК 4.4. | ||
Тема 7.2. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.4. | ||
1 | Общая характеристика строения и функции центральной нервной системы. Рефлексы, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Нервные центры и их свойства. Физиология спинного и головного мозга, их центры, проводящие пути. Центры и проводящие пути продолговатого мозга и варолиева моста. Вегетативный отдел нервной системы и его деление на отделы. Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы. Значение вегетативной нервной системы в деятельности организма. | ||||
Лабораторное занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.1. | |||
1 | Исследование рефлексов спинного мозга лягушки. Анализ звеньев рефлекторной дуги. | ||||
Практическое занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3. | |||
1 | Исследование рефлексов у животных, торможение рефлексов. | ||||
Самостоятельная работа: | 3 | ОК 2, ОК 4, ОК 8 | |||
1 | Составление таблицы «Классификация типов высшей нервной деятельности». | 1 | |||
2 | Составление конспекта «Биологическое значение условных рефлексов». | 1 | |||
3 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Центральная нервная система». | 1 | ОК 4, ОК 8, ПК 1.2., ПК 2.6. | ||
Тема 7.3. | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 3.3. | ||
1 | Понятие о высшей нервной деятельности. Методы изучения функций коры больших полушарий головного мозга животных разных видов. Роль И.М. Сеченова, И.П. Павлова в изучении физиологии коры больших полушарий. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, отличия безусловных и условных рефлексов. Методика выработки условных рефлексов у животных. Процесс и механизм образования условных рефлексов, их значение. Торможение условных рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов. | 2 | |||
2 | Анализ и синтез в коре больших полушарий. Динамический стереотип, его значение в организации ухода и содержания животных. Сон и бодрствование, их особенности у животных. Типы высшей нервной деятельности. Связь типа высшей нервной деятельности с продуктивностью животных. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6. | ||
Самостоятельная работа: | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 1.2., ПК 2.6. | |||
Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Высшая нервная деятельность». | |||||
Тема 7.4. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК 4.4. | ||
1 | Этология, её история. Методы изучения поведения животных. Врожденное поведение на основе инстинктов. | ||||
Самостоятельная работа: | 1 | ОК 4, ОК 8, ПК 1.2., ПК 2.6. | |||
Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Этология». | |||||
Тема 7.5. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6. | ||
1 | Строение и функции обонятельного анализатора, значение его для животных. Вкусовой анализатор, его строение, функции. Взаимодействие вкусового и обонятельного анализаторов. Зрительный анализатор, его строение, функции, механизм действия. Цветовое и бинокулярное действие. Строение и функции двигательного анализатора, его значение в жизни животного. Слуховой анализатор, строение и функции. Вестибулярный аппарат, его строение и функции. Взаимодействие вестибулярного аппарата с двигательным и зрительным анализаторами. Строение и функции рецепторов кожного и интерорецептивного анализаторов. Их роль и значение в жизни животных. | ||||
Лабораторное занятие: | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.6. | |||
1 | Исследование глазного дна у животных, аккомодации, костной и воздушной проводимости звука. | ||||
Самостоятельная работа: | 2 | ОК 4, ОК 8, ПК 1.2., ПК 2.6. | |||
1 | Оформление схемы «Схема строения сетчатки глаза». | 1 | |||
2 | Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Сенсорные системы (анализаторы)». | 1 | |||
Тема 7.6. | Содержание учебного материала: | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 4.1. | ||
1 | Адаптация животных. Общие механизмы адаптации. Роль гипоталамо-гипофизарной и симпато-адреналовой систем в адаптации. Адаптация животных к внешней температуре, газовой среде, освещению, условиям промышленного содержания. Адаптация животных, виды адаптаций. | ||||
Самостоятельная работа: | 1 | ОК 4, ОК 8, ПК 1.2., ПК 2.6. | |||
Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Физиологическая адаптация животных». | |||||
Всего | 330 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Анатомия и физиология животных».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Анатомия и физиология животных»:
Технические средства обучения: компьютер, принтер, микроскопы, инструменты (анатомический набор, отдельные пинцеты, скальпели, анатомические зонды, спецодежда, эмалированные кюветы, спиртовки, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы и столики, лабораторная посуда, химические реактивы, фильтровальная бумага, фонендоскопы).
Наглядные пособия: муляжи, плакаты, схемы, таблицы, раздаточный материал инструкционно-технологических карт, анатомические атласы, гистологические препараты по общей и частной гистологии, эмбриологии, анатомические препараты: сухие (скелеты животных и др.) и влажные, находящиеся в анатомическом музее.
Специализированная мебель:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Зеленевский Н.В. Анатомия и физиология животных: учеб. / Н.В. Зеленевский, А.П. Васильев. – М.: Академия, 2009. – 462 с.
Дополнительные источники:
- Битюков И.П. Практикум по физиологии сельскохозяйственных животных: учеб. пособие / И.П. Битюков, Ф.В. Лысов. – М.: Агропромиздат, 1990. – 256 с.
- Голиков А.Н. Физиология сельскохозяйственных животных: учеб. / А.Н. Голиков. – М.: Агропромиздат, 1991. – 432 с.
- Дмитриева Т.А. Топографическая анатомия домашних животных: учеб. / Т.А. Дмитриева, П.Т. Сасленко. – М.: КолосС, 2008. – 414 с.
- Елисеев А.П. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных: учеб. / А.П. Елисеев, Н.А. Сафронов. – М.: Агропромиздат, 1991. – 493 с.
- Осипов И.П. Атлас анатомии домашних животных: учеб. пособие / И.П. Осипов. – М.: Аквариум-Принт, 2009. – 152 с.
- Писменская В.Н. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных: учебник и практикум для СПО/В.Н.Писменская, Е.М.Ленченко, Л.А.Голицына.- М.:Юрайт,2017.-281с.
- Хрусталева И.В. Анатомия домашних животных: учеб. / И.В. Хрусталева. – М.: Колос, 1994. – 704 с.
Интернет-ресурсы:
- Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных. Материал из – mirznanii.com. Мир Знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/8909/anatomiya-i-fiziologiya-selskokhozyaystvennykh-zhivotnykh
- Курс лекций по Анатомии и физиологии сх животных. Материал из – infourok.ru. ИНФОУРОК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://infourok.ru/kurs-lekciy-po-anatomii-i-fiziologii-sh-zhivotnih-1321193.html
- Основы анатомии и физиологии животных. Материал из – zhivotnovodstvo.net.ru. Пособие вет-фельдшера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://zhivotnovodstvo.net.ru/posobie/151.html
- Фермерское хозяйство. Физиология и анатомия сельскохозяйственных животных. Материал из – animalsfarm.ru. Фермерское хозяйство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://animalsfarm.ru/category/fiziologiya-i-anatomiya/
- Лекции по анатомии сельскохозяйственных животных. Материал из – medic.studio. Medic.Studio Ветеринария – Анатомия животных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://medic.studio/jivotnyih-anatomiya/lektsii-anatomii-selskohozyaystvennyih.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, устного и письменного опросов, а также проверки индивидуальных заданий обучающихся.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных; | ОК 1, ОК 3, ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 3.7. | - устный фронтальный опрос; - оценка оформления рисунков; - проверка дифференцированных заданий; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях. |
- определять анатомические и возрастные особенности животных | ОК 1, ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 3.7. | - устный фронтальный опрос; - оценка выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях. |
- определять и фиксировать физиологические характеристики животных | ОК 1, ОК 2, ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 3.7. | - устный фронтальный опрос; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях. |
Усвоенные знания: - основные понятия и терминологию: цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.6., ПК 3.4., ПК 3.7. | - устный фронтальный опрос; - контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях; - оценка оформления рисунков; - индивидуальный опрос. |
- строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; их видовые особенности | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 3.4., ПК 3.7. | - устный фронтальный опрос; - контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях; - оценка оформления рисунков, схем; - оценка итогов компьютерного тестирования, участия в онлайн олимпиадах; - индивидуальный опрос. |
- характеристики процессов жизнедеятельности; | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 2.3., ПК 2.6. | - устный фронтальный опрос; - оценка реферата; - контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях; - индивидуальный опрос. |
- физиологические функции органов и систем органов животных; | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 2.5., ПК 2.6. | - устный фронтальный опрос; - контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях; - оценка по результатам проверки индивидуальных заданий; - индивидуальный опрос. |
- физиологические константы сельскохозяйственных животных; | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5., ПК 2.6. | - устный фронтальный опрос; - контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях; - оценка по результатам проверки индивидуальных заданий; - индивидуальный опрос. |
- особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5., ПК 2.6. | - устный фронтальный опрос; - контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях; - оценка по результатам проверки индивидуальных заданий; - индивидуальный опрос. |
- понятия метаболизма, гомеостаза, физиологическая адаптация животных; | ОК 1, ОК 2, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5., ПК 2.6. | - устный фронтальный опрос; - контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях; - индивидуальный опрос. |
- регулирующие функции нервной и эндокринной систем; | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.2., ПК 2.3. | - устный фронтальный опрос; - контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях; - оценка оформления рисунков, схем; - оценка по результатам проверки индивидуальных заданий; - индивидуальный опрос. |
- функции иммунной системы; | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.3., ПК 2.2., ПК 2.6., ПК 3.4., ПК 3.6. | - устный фронтальный опрос; - контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях; - индивидуальный опрос. |
- характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных; | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 2.2., ПК 2.5. | - устный фронтальный опрос; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях; - оценка по результатам проверки индивидуальных заданий; - индивидуальный опрос. |
- характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов сельскохозяйственных животных. | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 2.6. | - устный фронтальный опрос; - контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника; - контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях; - оценка деятельности студентов на уроках, лабораторных и практических занятиях; - оценка оформления рисунков, схем; - оценка по результатам проверки индивидуальных заданий; - оценка портфолио достижений; - индивидуальный опрос. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в соответствии со шкалой.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
89 ÷ 100 | 5 | отлично |
75 ÷ 88 | 4 | хорошо |
61 ÷ 74 | 3 | удовлетворительно |
менее 60 | 2 | неудовлетворительно |
РЕЦЕНЗИЯ
НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
по дисциплине «Анатомия и физиология животных»,
составленную преподавателем дисциплин
профессионального цикла
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»
Моисеенко Ириной Сергеевной
Рабочая программа по дисциплине «Анатомия и физиология животных» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 36.02.01 Ветеринария (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 504) и учебным планом ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».
Рабочая программа содержит: паспорт рабочей программы учебной дисциплины, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации рабочей программы учебной дисциплины, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
В паспорте рабочей программы четко отражены требования к результатам освоения дисциплины, на основании которых направлена программа.
Раздел «Структура и содержание учебной дисциплины» включает объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины.
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины содержат требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Темы дисциплины расположены логически правильно, грамотно. Автором разработаны темы лабораторных и практических занятий. В рецензируемой рабочей программе предлагаются разнообразные формы и методы контроля и оценки результатов обучения.
Автор программы предлагает использование в учебном процессе разнообразных форм организации самостоятельной работы студентов, среди которых не только работа с конспектами уроков, но и подготовка сообщений, написание рефератов, оформление схем, составление таблиц, подготовка презентаций.
Данная рабочая программа позволяет преподавателю использовать различные формы и методы личностно-ориентированного подхода к обучению студента, формировать устойчивый познавательный интерес к изучению дисциплины.
Рабочая программа составлена грамотно, может использоваться для организации учебного процесса.
Рецензент:
преподаватель профессионального цикла ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум» __________________ Михин А.М.