Проект "Хлеб- всему голова"
Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова»
Продолжительность: познавательно – исследовательский, краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
«Лучше хлеб с солью в покое и без печали,
Чем множество блюд многоценных в печали и горе».
Иоанн Златоуст
Актуальность.
С рождения ребенок является первооткрывателем. Наилучшим образом решается задача поиска ответа на вопрос с помощью метода проекта, в основе которого лежит определенная проблема. При разработке и реализации проектов мы стремились к тому, чтобы ребенок воспринимал нужные ему знания, изучаемая проблема бралась из реальной жизни и значима для ребенка, а её решение должно требовать от него познавательной активности, проявлений творчества и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
Эта тема выбрана неслучайно так, как в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в тоже время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу. Ведь мы видим как дети сейчас относятся к хлебу, а мы надеемся воспитать в детях уважение к труду пекарей, хлеборобов через беседы, чтение художественной литературы, практическую деятельность. В сказках о хлебе авторы затрагивают все вопросы воспитания. Поэтому, мы считаем, что сказка самый первый и необходимый помощник для воспитания детей умными, правдивыми, аккуратными, вежливыми, любознательными и грамотными.
Проектная деятельность позволяет проследить взаимосвязь в развитии познавательныхтворческих способностей детей и их коммуникативных навыков.
Участие детей в проекте «Хлеб – всему голова» позволит максимально обогатить знания и представления детей о зерновых культурах, их свойствах, развивать связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель проекта:
• Расширить знания детей о хлебе.
• Вовлечение каждого участника в активный познавательный и творческий процесс.
• Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности: познавательную, творческую (художественно-эстетическую, коммуникативную.
Задачи проекта:
Обучающие:
• Уточнить и закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба;
• Закрепить представления о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
• Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
• Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
• Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми;
• С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Развивающие:
• Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
• Обогащать словарный запас детей;
• Учить концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей;
• Формировать этическое отношение к окружающей действительности;
• Прививать навыки бережного отношения к хлебу.
• Обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционального общения, способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
Предварительная работа:
1. Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;
2. Подбор информационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта;
3. Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, стихи, загадки.
Создание условий для осуществления проекта:
• Создание мини – музея «Хлеб – всему голова»
• Подобрать картотеку мультфильмов и песен о хлебе;
• Подготовить подборку художественной литературы в книжном уголке, пополнить интересными яркими иллюстрациями про хлеб;
• Подборка дидактических пособий, репродукций картин для обновления развивающей среды;
• Рекомендовать родителям приобрести для домашнего книжного уголка произведения малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) о хлебе.
Предполагаемый результат:
• Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Хлеб»;
• Формирование у дошкольников опыта познания процессов и явлений, происходящих в природе;
• Развитие логического мышления через осознание причинно- следственных механизмов экосистемы;
• Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе: познавательного, эстетического, гуманного;
• Развитие творческих способностей детей средствами разных видов художественно – продуктивной и театрализованной деятельности;
• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом;
• Развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Подготовительный этап:
Работа воспитателя:
• Работа с интернетом, энциклопедиями, с литературой по теме «Хлеб всему голова».
• Подборка книг, стихов, пословиц, поговорок и загадок о хлебе,
иллюстраций, дидактических пособий, репродукции картин для обновления развивающей среды.
• Подготовить и организовать экскурсию на «Хлебокомбинат», «Мельницу».
Создание предметно-развивающей среды в группе: мини – музей хлеба; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре: «Уборка урожая», «Пекарня».
• Изготовление папки «Как наши предки хлеб выращивали», «Как хлеб к нам стол пришел».
Работа с родителями:
• Подборка пословиц, поговорок, загадок и стихов о хлебе.
• Рисунки и поделки совместно с детьми на тему «Хлеб».
• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Хлебный магазин», «Кондитерская».
• Подбор интересной информации о хлебе из книг, интернета, энциклопедий.
Содержание работы над проектом:
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы:
1-я неделя
Понедельник:
• Беседа с детьми «Как выращивают хлеб» с использованием дид. пособия «Как хлеб к нам стол пришел».
• НОД с детьми на тему: «Когда и где родился хлеб»
• Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство»
• С/р игра: «Магазин «ХЛЕБ», «Семья»
• Дидактическая игра «Назови профессию», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
• Познавательно – исследовательская деятельность: «Проращивание зерен»
• Познавательное развлечение: просмотр мультфильмов «Колосок», «История о девочке, которая на хлеб наступила» и др.
• На прогулке: п/и «Пахари и жнецы»
Работа с родителями: чтение и разучивание с детьми пословиц и поговорок о хлебе
Вторник:
• Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба» и составление рассказов по картинке с целью: закрепление знаний последовательности выращивания хлеба.
• Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб.
• Разучивание пальчиковой гимнастики «Мельница»
• Чтение сказок «Лёгкий хлеб», «Крупеничка».
• Инсценировка отрывка из сказки «Лёгкий хлеб».
• Сюжетное рисование с помощью трафаретов по теме «Хлеб»
• На прогулке: п/и «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем»
Среда:
• Беседа с детьми на тему: «Для чего растению нужны семена?»
• Опытно – экспериментальная деятельность: «Отделяем зерна от плевел»
Пластический этюд «Колосок»
• Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь»
• Проговаривание чистоговорки «Калачи»
• Аппликация обрывным методом «Колоски»
• Разгадывание загадок
• На прогулке: речевая игра «Корреспондент» с целью закрепление знаний по теме «Хлеб».
Четверг:
• Просмотр презентации «Как колосок на стол хлебом пришёл»
• Дидактическая игра «Что за, чем» - выстраивание цепочки последовательности выращивания хлеба с помощью карточек с целью закрепления знаний
• Лепка из солёного теста хлебобулочных изделий
• Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
• Проговаривание скороговорок о хлебе
• Слушание песни в исполнении О. Воронец «Хлеб – всему голова»
• На прогулке: п/и «Пахари и жнецы», с/р игра «Пекарня» (хлебобулочные изделия из песка, «Магазин «Хлеб»
Работа с родителями: чтение дома сказок о хлебе, или в которых упоминается о нем.
Пятница:
• Экскурсия на мельницу
• Беседа по экскурсии с целью закрепления полученных впечатлений и информации детьми.
• Дидактическая игра: «Какая мука, из какого зерна получается?»
• На прогулке: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Работа с родителями: совместно с детьми испечь печенье и булочки.
2-я неделя
Понедельник:
• НОД с детьми на тему: «Хлеб – великое чудо земли»
• Просмотр презентации: «Традиции русского гостеприимства»
• Выставка семейного творчества «Хлеб – всему голова» (выпечка)
• С/р игра «К нам пришли гости» (пригласить детей младшей группы в гости на чаепитие с угощениями, испеченными совместно с родителями)
• Разучивание песенки о хлебе: «Отличные пшеничные»
• Повторение стихов и пословиц
• На прогулке: дид. игра «Сложи колосок» (из геометрических фигур, работа в раскрасках по теме: «Хлеб»
Вторник:
• Чтение и пересказ произведения Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками»
• Познавательно – исследовательская деятельность: «Рассматривание пророщенных зерен»
• Разучивание физминутки «Бабочка божьей коровке звонила…»
• Дидактическая игра «Что нужно для хорошего роста растений?»
• Слушание песни – загадки «Бываю я чёрным, бываю я белым»
• Разгадывание кроссворда по теме: «От зернышка до каравая»
• На прогулке: игра -эстафета «Кто быстрее соберет урожай», с/р игра «Кондитеры», дид. игра «Когда это бывает?», «Что за чем?» (индивидуальная работа)
Среда:
• Экскурсия на хлебокомбинат.
• Беседа по экскурсии с целью закрепления полученных впечатлений и информации детьми.
• Дидактическая игра «А какой он, хлеб», «Назови профессию»
• Этюд «Тесто»
• ТРИЗ «Плохо – хорошо» (бережное отношение к хлебу)
• Раскрашивание хлебобулочных изделий из соленого теста
• На прогулке: п/и «Пшеница и хлебороб», хороводная игра «Каравай»
Четверг:
• Организация и проведение сюжетно – ролевой игры «Экскурсовод» (экскурсия по мини – музею)
• Дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»
• Изготовление детьми плоскостного театра «Путешествие колоска»
• Театрализованная деятельность: «Путешествие колоска»
• Словесная игра «Продолжи пословицу»
• Викторина по сказкам о хлебе
• На прогулке: дид. игра «Испеки каравай», с\р игра «Пекари», «Булочная»
Работа с родителями: совместно с детьми испечь хлебобулочные изделия к чаепитию.
Пятница:
• Итоговое интегрированное познавательное занятие «От зернышка до каравая» с использованием ИКТ
• Чаепитие детей и родителей с дегустацией испеченных хлебобулочных изделий
• Творческая мастерская «Составление узоров и рисунков из круп»
• Выставка работ
• На прогулке: п/и «Пшеница и хлебороб», хороводная игра «Каравай», речевая игра «Корреспондент» с целью закрепление знаний по итоговому занятию.
Ресурсы проекта:
1. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 40с.
2. Данюкова А. Вы любите проекты?// Обруч – 2001. - №4 – с. 11-13.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 192 с.
4. Коломина Н. А. Занятие по экологии в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 144с.
5. Методическая литература под редакцией Л. Г. Горького и Т. Бондаренко.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – состав.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 4-е изд., М.:АРКТИ, 2006. – 96с.
7. Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду».
8. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа».
9. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. – 2000.- №2. – с. 8-17.
10. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.11. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – Мозаика – Синтез, 2006. – 104 с.
12. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей: Растения. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 32 с.
13. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80 с.
Приложение №1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Берёзка»
Конспект интегрированного познавательного занятия
На тему: «От зёрнышка до каравая»
Подготовительная группа.
Воспитатель:
Задачи: Обучающие:
• Уточнить и закрепить знания детей о выращивании хлеба;
• Закрепить представления о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
• Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
• Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
• Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми;
• С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Развивающие:
• Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
• Обогащать словарный запас детей;
• Учить концентрировать внимание и высказывать собственное мнение. Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей;
• Формировать этическое отношение к окружающей действительности;
• Прививать навыки бережного отношения к хлебу. Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Материал: Демонстрационный: презентация «От зёрнышка до каравая», каравай;
Раздаточный: карточки модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба; солёное тесто, стеки, формочки, ножницы, баночки с водой, кисточки, салфетки, доски, колпачки поварят.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»; украинской народной сказки «Колосок»; белорусской народной сказки «Легкий хлеб»; разучивание пословиц и стихов о хлебе; инсценировка отрывка из сказки «Лёгкий хлеб»; мини – музей хлеба; изготовление макета каравая.
Ход занятия:
Дети с воспитателем входят в зал под музыку.
Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть, повеселиться и хорошо провести время. Ребята, а какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: - Давайте поздороваемся с нашими гостями и поделимся с ними своим хорошим настроением:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро! Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
(дети садятся за столы)
Воспитатель:- Для того чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый
Он и чёрный, он и белый,
И бывает подгорелый.
Без него плохой обед.
Вкуснее и полезней его нет.
(хлеб)
Дети: Хлеб
Воспитатель: - Я не случайно загадала вам эту загадку. Сегодня мы поговорим о хлебе, а точнее о его пути «От зернышка до каравая». Воспитатель: - Хлеб есть на столе у нас всегда, и его мы все очень любим. Представить жизнь, нас, современных людей, которые могут приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Про хлебможно говорить бесконечно. О хлебе существует множество пословиц и поговорок, сложено много песен и стихов, есть много разных сказок, в которых упоминается о хлебе. Герои этих сказок живут и работают в тех же условиях, что и крестьяне.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним некоторые из них: прослушайте, отрывок аудиозаписи, и скажите из какой он сказки?
Дети слушают аудиозапись сказки «Колосок».
(ответы детей)
Воспитатель: - А сейчас я вам зачитаю один эпизод из сказки, а вы мне скажите, как называется эта сказка:
…Царь опять позвал сыновей:
- Пускай ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.
Иван-царевич голову повесил, пришёл домой. Лягушка, его спрашивает:
- Что закручинился? Он отвечает:
- Надо к завтрему испечь царю хлеб.
- Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.
А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, ударила в ладоши:
- Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.
Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.
Дети: «Царевна- лягушка», р. н. сказка.
Воспитатель: - А теперь посмотрите фрагмент сказки и скажите, как называется это произведение:
(инсценировка отрывка из сказки «Легкий хлеб»)
Сказка «Легкий хлеб»
Косил мужик траву на лугу, уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду.
Выходит из лесу голодный волк. Видит мужик под кустом сидит и что-то ест.
Подошел к нему волк, спрашивает:
- Ты что ешь?
- Хлеб, - отвечает мужик.
А вкусный он?
- Страсть, какой вкусный!
- Дай мне попробовать.
- Милости прошу!
Отломил мужик кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!
- Ладно, говорит, мужик, научу тебя, где и как хлеб доставать….
Воспитатель: Вы, догадались, как называется эта сказка?
Дети: Сказка «Легкий хлеб»
Воспитатель: А вы помните, о чем эта сказка? А чем она закончилась?
Дети: Мужик рассказал ему как хлеб доставать, а Волк хотел отведать легкого хлеба, и в итоге остался ни с чем.
Воспитатель: - Ребята, а так ли легко достается хлеб на самом деле, как хотелось волку?
Дети: Нет.
Воспитатель: - А почему?
Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами вспомним, как выращивают хлеб. У вас на столах лежат карточки модели последовательности выращивания хлеба (трактор + земля; сеялка; поле с колосьями; комбайн + машина; элеватор; мельница; хлебозавод; магазин, вам необходимо разложить их в правильном порядке.
Воспитатель:- А теперь, ребята, обратите ваше внимание на экран и сравните, правильно ли вы выполнили задание.
(Дети сверяются).
Актуализация знаний:
Уточнение значения каждого звена в цепочке с сопровождением загадок или вопросов.
Воспитатель:- Молодцы ребята, с заданием все справились правильно. А теперь давайте разберем каждое звено.
Воспитатель: - Где растет хлеб?
Дети: В поле
Воспитатель: - Как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы
Воспитатель: - Что делают люди в поле на тракторе?
Дети: Пашут землю, чтобы она была рыхлой и мягкой.
Воспитатель: - Зачем нужны людям в поле сеялки?
Дети: Сеять зерно пшеницы, ржи, овса, ячменя в землю.
Воспитатель: - Посеял человек зерно, надеется на хороший урожай, как природа может ему помочь?
Дети: Надо, чтоб дождик вовремя поливал, чтоб солнышко землю прогревало, и тогда зернышки превратятся в колосья.
Воспитатель: - Что за машина помогает убрать хлеб с поля?
Дети: Комбайн.
Воспитатель: - Как называют людей, которые водят эти машины?
Дети: Комбайнеры.
Воспитатель: - Куда с полей везут зерно?
Дети: На элеватор.
Воспитатель: - Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)
Воспитатель: - Что дальше происходит с зерном?
Дети: с элеватора его везут на мукомольный завод, где из зерен получают муку.
Воспитатель: - Вот на мельнице пшеница. Здесь такое с ней творится! В оборот её берут, в порошок её сотрут! (мука)
Воспитатель:- А что дальше?
Дети: Затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Воспитатель:- А кто печет хлеб?
Дети: Пекари.
Воспитатель:- На большом хлебозаводе станет тестом та мука.
Хлебу путь теперь не долгий.
Вот и в булочной на полке,
Вот к тебе уже на стол
Он пожаловал, пришел.
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам на время тоже стать пекарями.
Затем дети надевают колпачки и садятся за столы.
Физминутка «Пекари».
(На каждом столе стоят контейнеры с солёным тестом, стеки, зубчатые ножницы, доски, салфетки, скалки).
Воспитатель:- Дети, а что можно испечь из муки?
Дети: Хлеб, булочки, пироги и т. д.
Показ слайдов этих изделий.
Воспитатель:- А как можно сказать по- другому?
Дети: Хлебобулочные изделия
Воспитатель:- Правильно ребята, но издревле на Руси одним из главных символом считался каравай. Караваем в России встречают дорогих гостей. Обратите, пожалуйста, ваше внимание на то, какой он красивый, аппетитный, как он украшен.
Воспитатель:- Вот и я ребята каравай сделала, а украсить его не успела. Сейчас я предлагаю вам помочь мне его украсить. У вас на столах есть все необходимое для этого. Но украшения каждый стол будет делать разные: 1- раскатывает тесто в длинные «колбаски» (палочки) и скручивает их в жгуты. Ими мы будем украшать край каравая. 2- делает цветочки с помощью стеков или формочек. Этими цветами мы украсим середину нашего каравая. 3- вырезаете с помощью стеков или фигурных ножниц листочки. Ими мы украсим пустое место между цветами и жгутиками.
Дети выполняют работу и украшают каравай. Воспитатель по мере необходимости помогает им.
Воспитатель:- Ну вот, каравай украшен, теперь нам нужно его испечь.
Ча-ча-ча – наша печка горяча.
Чи-чи-чи – пеки печка калачи.
Чу-чу-чу – будет всем по калачу.
Чо-чо-чо – осторожно горячо!
Воспитатель кладет каравай в печь.
Воспитатель: - А пока наш каравай печётся, давайте с вами вспомним пословицы и стихи о хлебе. Какие вы знаете пословицы о хлебе?
Дети читают пословицы:
-«Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска»;
-«Хлеб - всему голова»;
-«Ешь пироги, а хлеб вперёд береги».
Воспитатель: - Ребята, а кто нам прочтет стихотворение о хлебе?
Ребёнок читает стихотворение.
Положит в землю человек зерно,
Прольётся дождь- зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберет.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок.
По совести достанется кусок (автор Я. Аким).
Воспитатель:- Ребята, а как нужно относиться к хлебу?
Дети: - Нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно.
Воспитатель:- Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошечке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.
Сюрпризный момент:
Воспитатель:- Ребята, мы совсем забыли про наш каравай, мне кажется, что он уже готов. Давайте посмотрим?
Воспитатель идет к печке и приговаривает вместе с детьми:
«Попало наше тесто в горячее место.
Попало - не пропало, румяным караваем стало».
Воспитатель:- Посмотрите, какой красивый, пышный и ароматный получился у нас каравай!
Вот он, каравай душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно,
Потрудились на земле.
Воспитатель:- Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Угощаем караваем всех гостей.
Приложение №2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hleb.docx | 1.56 МБ |