Биологическая безопасность сырья и биотехнологического производства продукции: Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся

Сайфульмулюков Эрнест Раисович

 Методическое издание содержит цели, задачи и рекомендации к организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения учебной дисциплины «Биологическая безопасность сырья и биотехнологического производства продукции», темы рефератов и докладов, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. Предназначены для обучающихся по направлению подготовки: 19.03.01 Биотехнология, профиль подготовки: Пищевая биотехнология (уровень высшего образования бакалавриат)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musr._bbs_i_bbpvse.docx83.68 КБ

Предварительный просмотр:

 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кафедра товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

Э.Р. Сайфульмулюков

Биологическая безопасность сырья и биотехнологического производства продукции

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки: 19.03.01 Биотехнология, профиль подготовки: Пищевая биотехнология (уровень высшего образования бакалавриат)

Форма обучения – очная

Троицк 2016

УДК: 664 (07)

ББК: 36-9я73

Утверждены на заседании Методической комиссии факультета биотехнологии  (протокол № 3 от «27» 10. 2016 г.)

Рецензент:

Ермолова Е.М., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры Технологии производства и переработки продукции растениеводства

Сайфульмулюков, Э.Р. Биологическая безопасность сырья и биотехнологического производства продукции: Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки: 19.03.01 Биотехнология, профиль подготовки: Пищевая биотехнология (уровень высшего образования бакалавриат) / Э.Р. Сайфульмулюков. – Троицк: ФГБОУ ВО ЮУрГАУ, 2016. – 25 с.

 Методическое издание содержит цели, задачи и рекомендации к организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения учебной дисциплины «Биологическая безопасность сырья и биотехнологического производства продукции», темы рефератов и докладов, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. Предназначены для обучающихся по направлению подготовки: 19.03.01 Биотехнология, профиль подготовки: Пищевая биотехнология (уровень высшего образования бакалавриат)

УДК: 664 (07)

ББК: 36-9я73

        

© ФГБОУ ВО  «Южно-Уральский государственный

 аграрный университет»

© Сайфульмулюков Э.Р.


        

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        

1 Объем и виды учебной работы по дисциплине        

2 Объем самостоятельной работы студентов по разделам дисциплины и форма отчетности        

3 Темы, вынесенные на самостоятельное изучение        

4 Темы научных докладов для выступлений на конференциях        

5 Общие методические рекомендации        

5.1 Подготовка реферата        

5.2 Поиск информации в Интернете        

6 Вопросы к экзамену        

Приложение        


Введение

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебно-методические материалы. Она является обязательным звеном процесса обучения, предусматривающим, прежде всего, индивидуальную работу обучающихся по усвоению учебной программы.

Самостоятельная работа обучающихся должна рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения их в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них умений организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы обучающихся можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебном процессе в качестве целостной системы на всех этапах их обучения в вузе.

В процессе самостоятельной работы обучающиеся в условиях систематического уменьшения прямого контакта с преподавателем выполняют определенные учебные задания. К таким заданиям относятся контрольные и курсовые работы, рефераты, эссе, доклады и т.д. При этом цель самостоятельной работы – самостоятельное получение обучающимися новых знаний. 

Дисциплина «Биологическая безопасность сырья и биотехнологического производства продукции» входит в дисциплины (модули), относящейся к ее вариативной части (обязательные дисциплины) (Б1.В.ОД. 12).

Цель изучения дисциплины – формирование теоретических знаний по биологической безопасности сырья и биотехнологии производства продуктов и приобретение практических навыков по контролю показателей безопасности продуктов питания.

Учебные задачи дисциплины включают:

Изучение:

  • государственных законов, нормативных документов, обеспечивающих биологическую безопасность сырья и биотехнологии производства продукции;
  • современных методов исследования биологической безопасности сырья и биотехнологии производства продукции;
  • методологии исследований.

Овладение практическими навыками:

  • управления качеством продовольственных товаров;
  • определения основных видов загрязнений продовольственного сырья и биотехнологического производства продукции;
  • контроля биологической безопасности сырья и биотехнологического производства продукции.

1 Объем и виды учебной работы по дисциплине

Таблица 1 - Объем и виды учебной работы по дисциплине

Виды учебной нагрузки

1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

180

Аудиторные занятия

63

Лекции

18

Практические занятия

36

Контроль самостоятельной работы

9

Самостоятельная работа

81

Виды итогового контроля

экзамен

2 Объем самостоятельной работы студентов по разделам дисциплины и форма отчетности

Таблица 2 - Тематика самостоятельных работ обучающихся

№ п/п

Раздел

Темы СРС

Виды СРС

Часы

Литература

Интернет-ресурсы

1

Теоретические основы формирования биологической безопасности сырья и биотехнологического производства продукции

Основные пути загрязнения сырья и продуктов животного и растительного происхождения.

Продовольственная безопасность и основные критерии ее оценки.

Европейская система анализа опасностей по критическим контрольным точкам НАССР

Подготовка рефератов

40

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

1, 2, 3, 4, 5

2

Факторы биологического загрязнения сырья и биотехнологического производства продукции

Алиментарные факторы питания (ингибиторы пищеварительных ферментов, антивитамины).

Факторы, снижающие усвоение минеральных веществ (цианогенные гликозиды, алкалоиды, биогенные амины, лектины, зобогенные вещества).

Природные токсиканты (токсины растений, токсины грибов, марикультуры)

41

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

1, 2, 3, 4, 5

ВСЕГО

81


3 Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

Раздел 1. Теоретические основы формирования биологической безопасности сырья и биотехнологического производства продукции.

Тема 1. Основные пути загрязнения сырья и продуктов животного и растительного происхождения.

Самостоятельное изучение: Использование неразрешенных красителей, консервантов, антиокислителей или их применение в повышенных дозах; применение новых нетрадиционных технологий производства продуктов питания или отдельных пищевых веществ, в том числе полученных путем химического и микробиологического синтеза; загрязнение сельскохозяйственных культур и продуктов животноводства пестицидами, используемыми для борьбы с вредителями растений и в ветеринарной практике для профилактики заболеваний животных; нарушение гигиенических правил использования в растениеводстве удобрений, оросительных вод, твердых и жидких отходов промышленности и животноводства и других сточных вод, осадков очистных сооружений и т.д.

Форма отчетности: реферат.

Алгоритм подготовки реферата отражен в п. 5.1.

Примерные темы рефератов

  1. Пищевые красители.
  2. Пищевые консерванты.
  3. Антиокислители.
  4. Нетрадиционные технологии производства продуктов питания
  5. Загрязнение сельскохозяйственных культур и продуктов животноводства пестицидами.
  6. Гигиенические правила использования в растениеводстве удобрений, оросительных вод, твердых и жидких отходов промышленности и животноводства и других сточных вод, осадков очистных сооружений.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие пищевые красители вы знаете?
  2. Что представляют собой пищевые консерванты?
  3. Как действуют антиокислители?
  4. В чём заключаются нетрадиционные технологии производства продуктов питания?
  5. Как происходит загрязнение сельскохозяйственных культур и продуктов животноводства пестицидами?
  6. Какие Вы знаете гигиенические правила использования в растениеводстве удобрений, оросительных вод, твердых и жидких отходов промышленности и животноводства и других сточных вод, осадков очистных сооружений?

Тема 2. Продовольственная безопасность и основные критерии ее оценки.

Самостоятельное изучение: физическая доступность продовольствия; экономическая доступность продовольствия; безопасность продовольствия для потребителей.

Форма отчетности: реферат.

Алгоритм подготовки реферата отражен в п. 5.1.

Примерные темы рефератов

  1. Физическая доступность продовольствия в РФ и за рубежом (на примере …).
  2. Экономическая доступность продовольствия в РФ и за рубежом (на примере …).
  3. Безопасность продовольствия для потребителей в РФ и за рубежом (на примере …).

Вопросы для самопроверки

  1. В чем заключается физическая доступность продовольствия в РФ и за рубежом?
  2. Как экономическая доступность продовольствия влияет на продовольственную безопасность?
  3. Как осуществляется безопасность продовольствия для потребителей в РФ и за рубежом?

Тема 3. Европейская система анализа опасностей по критическим контрольным точкам НАSSР.

Самостоятельное изучение: принципы ХАССП

Форма отчетности: реферат.

Алгоритм подготовки реферата отражен в п. 5.1.

Примерные темы рефератов

  1. Анализ и оценка рисков.
  2. Выявление критических контрольных точек.
  3. Установление критических пределов.
  4. Разработка системы мониторинга.
  5. Разработка корректирующих действий.
  6. Документирование всех стадий и процедур.
  7. Разработка процедур проверки разработанной системы.

Вопросы для самопроверки

  1. Как происходит анализ и оценка рисков?
  2. В чем заключается выявление критических контрольных точек?
  3. Как осуществляется установление критических пределов?
  4. Как Вы будете вести разработку системы мониторинга?
  5. Как Вы будете вести разработку корректирующих действий?
  6. Как осуществляется документирование всех стадий и процедур?
  7. В чем заключается разработка процедур проверки разработанной системы?

Раздел 2. Факторы биологического загрязнения сырья и биотехнологического производства продукции

Тема 1. Алиментарные факторы питания (ингибиторы пищеварительных ферментов, антивитамины).

Самостоятельное изучение: Алиментарные факторы питания (ингибиторы пищеварительных ферментов, антивитамины)

Форма отчетности: реферат.

Алгоритм подготовки реферата отражен в п. 5.1.

Примерные темы рефератов

  1. Ингибиторы пищеварительных ферментов (на примере …).
  2. Антивитамины (на примере …).

Вопросы для самопроверки

  1. В каких продуктах встречаются опасные контаминанты?
  2. Какие методы обнаружения и контроля содержания контаминантов Вы знаете?
  3. В чём заключаются меры профилактики отравления?
  4. Какой характер имеет использования продукции при обнаружении контаминантов?

Тема 2. Факторы, снижающие усвоение минеральных веществ (цианогенные гликозиды, алкалоиды, биогенные амины, лектины, зобогенные вещества).

Самостоятельное изучение: Факторы, снижающие усвоение минеральных веществ

Форма отчетности: реферат.

Алгоритм подготовки реферата отражен в п. 5.1.

Примерные темы рефератов

  1. Цианогенные гликозиды.
  2. Алкалоиды.
  3. Биогенные амины.
  4. Лектины.
  5. Зобогенные вещества.

Вопросы для самопроверки

  1. В каких продуктах встречаются опасные контаминанты?
  2. Какие методы обнаружения и контроля содержания контаминантов Вы знаете?
  3. В чём заключаются меры профилактики отравления?
  4. Какой характер имеет использования продукции при обнаружении контаминантов?

Тема 3. Природные токсиканты (токсины растений, токсины грибов, марикультуры).

Самостоятельное изучение: Природные токсиканты

Форма отчетности: реферат.

Алгоритм подготовки реферата отражен в п. 5.1.

Примерные темы рефератов

  1. Токсины растений.
  2. Токсины грибов.
  3. Марикультуры.

Вопросы для самопроверки:

  1. В каких продуктах встречаются опасные контаминанты?
  2. Какие методы обнаружения и контроля содержания контаминантов Вы знаете?
  3. В чём заключаются меры профилактики отравления?
  4. Какой характер имеет использования продукции при обнаружении контаминантов?

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов : учеб. пособие для вузов / И. А. Рогов, И. И. Донченко, В. М. Позняковский [и др.]. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 227 с.
  2. Никифорова, Т. Е. Биологическая безопасность продуктов питания [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т. Е. Никифорова; ГОУ ВПО Ивановский гос. хим.-технол. ун-т. – Иваново, 2009. – 179 с. – Режим доступа: http://main.isuct.ru/files/publ/PUBL_ALL/tppibt/tppibt_28042009.pdf; (дата обращения: 21.10.2015).

Дополнительная литература

  1. Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения. Лабораторный практикум / И. А. Лыкасова, В. А. Крыгин, И. В. Безина, И. А. Солянская. – Изд. 2-е, перераб. – Санкт-Петербург: Лань, 2015. – 304 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=61365; (дата обращения: 21.10.2015).
  2. Лабораторный  практикум по дисциплине «Ветеринарно-санитарная экспертиза» : учеб. пособие для вузов / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. акад. вет. медицины»; [И. А. Лыкасова, В. А. Крыгин, И. В. Безина, И. А. Солянская и др.]. – Троицк, 2012. – 226 с.
  3. Позняковский, В. М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: учебник / В. М. Позняковский. – 5-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 455 с.
  4. Рогов, И. А. Химия пищи : учебник / И. А. Рогов, Л. В. Антипова, Н. И. Дунченко. – Москва: КолосС, 2007. – 853 с.  
  5. Серегин, И. Г. Лабораторные методы в ветеринарно-санитарной экспертизе пищевого сырья и готовых продуктов : учеб. пособие / И. Г. Серегин, Б. В. Уша. – Санкт-Петербург : Изд-во «РАПП», 2008. – 408 с.

Интернет-ресурсы

  1. База данных «Ветеринарное законодательство» [Электронный ресурс] // Agrozoo: базы данных по теме сельского.  Режим доступа: http://agrozoo.ru/base_gvc/vetzac/start.html; (дата обращения: 21.10.2015).
  2. База знаний всех отраслей ветеринарии [Электронный ресурс] // Ветеринарная медицина: сайт. – 2004-2015. – Режим доступа: http://www.allvet.ru/knowledge_base/; (дата обращения: 21.10.2015).   
  3. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] : информ.-аналит. портал. – 2000-2015. – Режим доступа: http://elibrary.ru/; (дата обращения: 21.10.2015).
  4. Общероссийский классификатор стандартов [Электронный ресурс] // Complexdoc : база нормативной технической документации. – 2014.  Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/norms/oks/; (дата обращения: 21.10.2015).
  5. Россельхознадзор (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – 2007-2015.  Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps; (дата обращения: 21.10.2015).
  6. ФГБУ «Центр ветеринарии» [Электронный ресурс] : офиц. интернет-портал.  Режим доступа: http://www.vet-center.ru/; (дата обращения: 21.10.2015).

4 Темы научных докладов для выступлений на конференциях

Для повышения количества баллов, обучающимся по учебной дисциплине предлагается участвовать в творческом рейтинге. Для этого необходимо выступить с докладом на  конференции (курсовой, вузовской, региональной).

Темы докладов (примерные)

  1. Контроль безопасности мяса и мясопродуктов.
  2. Контроль безопасности яйца и яйцепродуктов.
  3. Контроль безопасности рыбы и рыбной продукции.
  4. Контроль безопасности молока и молочных продуктов.
  5. Контроль безопасности меда и продуктов пчеловодства.
  6. Контроль безопасности плодоовощной продукции.
  7. Контроль безопасности зерно-мучных товаров.
  8. Контроль безопасности отдельных групп вкусовых товаров.

5 Общие методические рекомендации

5.1 Подготовка реферата

Реферат — наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше всего требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если вы, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее преимущество.

Оценивая студенческий реферат, преподаватель обращает внимание на ваше умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.

В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Придерживаться заданной темы, не сворачивая в сторону и не добавляя «воды», при отсутствии опыта достаточно трудно. Это требует дисциплины ума и развитости логического мышления. Необходимо видеть границу между необходимым и лишним, ненужным.

Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Наконец, очень важно, быть может, даже важнее всего, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается необходимое для будущего научного работника умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст.

Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Оно напоминает строение школьного сочинения. Начинается реферат с титульного листа, образец оформления которого приведен в приложении А.

Таблица 3 – Примерная структура реферата

Наименование раздела

Примерный объем

(стр. комп. набора)

Оглавление

Введение

Основная часть (ответы на вопросы)

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

1

1

13

1

1

Титульный лист является первой страницей реферата. На титульном листе приводят сведения об организации, в которой выполнялась работа, сведения о вышестоящей организации, соответственно соподчинению, фамилия и инициалы исполнителя, должность, ученая степень, ученое звание руководителя.

Оглавление. В оглавлении приводится перечень названий разделов (подразделов)  и указывают страницы начала каждого раздела. Оглавление следует за титульным листом.

Введение. Дается краткая характеристика состояния изученности вопросов (Кто изучал, когда и в каком направлении данной проблемы), по которой выполняется работа.

В основной части раскрываются ответы по теме самостоятельной работы, она не должна иметь форму простого изложения, а содержать анализ важнейших проблем, критический разбор и систематизацию отдельных мнений и положений авторов. В этом разделе излагаются современные представления по разрабатываемой проблеме на основе литературных данных за последние 10 –15 лет. При  ссылке на какой-либо источник необходимо указать инициалы и фамилию автора (инициалы пишутся перед фамилией), а в скобках  порядковый номер источника в списке использованной литературы  или указываются инициалы, фамилия автора, а в скобках год издания источника.

Пример: …. « Л.С. Кузнецова, М.Ю. Сиданова [44] предлагают классификацию изделий…»  или  …. « По данным С.Н. Гамидуллаева (2000) изделия подразделяют на ….». Если авторов несколько, то указывают первых двух и пишется   «и др.» или «с соавт.». В целях упрощения записи при ссылке на  стандарты и ТУ допускается указывать только обозначение документа без указания его наименования  и порядкового номера в списке литературы (… в соответствии с ГОСТ  5898 –87).

Основная часть должна быть составлена не менее чем по 5 источникам литературы, не старше 10 лет.

В конце работы необходимо обобщить изученный материал и сделать заключение.

Объем реферата – до 18 страниц машинописного текста (шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5).

Работа должна быть написана на одной стороне белой бумаги формата А4. Междустрочный интервал должен быть одинаковым по всей работе. Текст работы должен иметь разделы и подразделы в соответствии с оглавлением. Не допускать сокращения слов.

Заголовки разделов должны располагаться симметрично тексту, а подразделов – отступая на 1,5 см. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точки в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Интервал между заголовком и текстом должно быть 1,5 – 2 см. Поля должны быть: левое  - 3 см; правое – 1 см; нижнее – 2 см; верхнее – 2 см.

Страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, титульный лист должен быть включен в общую нумерацию, но номер на нем не ставят. На последующих страницах номер должен быть в середине нижней части.

Таблицы следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название  таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией через всю работу. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенные точкой.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Пример: Таблица _______  - _______________________

                                                              номер                         название

 

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.  Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу, и ее оформляют следующим образом:  

Таблица  _______ - ______________________

                                           номер                                      название

1

2

3

4

5

6

На следующей странице

Продолжение таблицы ______

номер

1

2

3

4

5

6

Ссылка на таблицу в тексте оформляется словом «Таблица» и ее номером, например:  Таблица 1.2.

Некоторые разделы работы могут быть представлены в виде иллюстраций: чертежей, схем, графиков, диаграмм, фотоснимков. Иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы  в курсовой работе имеют единое название – рисунок, причем они должны иметь сквозную нумерацию через всю работу. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела, в этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой без точки в конце (например: Рисунок 1.1) Каждый рисунок должен сопровождаться названием и при необходимости - поясняющими данными  (подрисуночный текст). В этом случае слово рисунок и его наименование помещают после поясняющих данных.

Например:                                                        

Иллюстрация

Подрисуночный текст

Рисунок 1 – Общая схема производства рыбных пресервов

Примечания приводят при необходимости пояснения содержания текста, таблиц(ы) или графического(их) материала(ов). Примечания помещают после материала, к которым они  относятся. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и дается пояснение с прописной буквы при этом примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример:

Примечание - ____________________________________

или

Примечания

1_______________________________________________

2_______________________________________________

3_______________________________________________

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства или после математических знаков « плюс», «минус», причем знак в начале следующей строки повторяют. Для операции умножения применяют знак «×». Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении в строке.

Пример:                                                                   (1)

Ссылки в   тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример: « …….. в формуле (1)».

Формулы и уравнения в работе должны иметь сквозную нумерацию. Допускается нумерация формул в пределах раздела, в этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой.

Если работа выполняется печатным способом, рекомендуется для набора формул и уравнений использовать программу Microsoft Equation 3.0.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слово «Приложение», затем следует буква, обозначающая его последовательность. Приложение обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е,З,И,О,Ч,Ь,Ы,Ъ.  После этого следует заголовок приложения, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.  В конце работы магистрант ставит свою подпись и дату сдачи.

После проверки и оценки реферата преподаватель проводит со магистрантом собеседование.

5.2 Поиск информации в Интернете

В первую очередь определимся со средствами поиска информации в Интернете. По принципу организации и использования их можно разделить на поисковые каталоги (справочники, директории) и поисковые машины.

Каталоги веб-страниц

Поисковые каталоги напоминают систематические каталоги обычных библиотек. Каталоги – это электронные справочники, в которых собраны списки адресов интернет-страниц, сгруппированные по определенным признакам, чаще всего – по тематике. Обычно каталоги веб-страниц бывают многоуровневыми, каждая тема в них разбивается на несколько тем более частного характера. Верхний уровень представляет собой общую категорию, например «бизнес», «наука», «искусство», а элементы самого низкого уровня – это ссылки на отдельные страницы и серверы вместе с кратким описанием их содержимого.

Процедура поиска нужного сайта в каталогах состоит в последовательном переходе от одного уровня к другому. Таким образом, последовательно уточняя тематику поиска, можно, продвигаясь по каталогу, дойти до самых нижних ступеней иерархии и получить, наконец, нужный список сайтов. Каталоги чаще всего используются в тех случаях, когда необходимо получить набор сайтов по какой-то определенной проблеме. В каталогах отображены самые популярные ресурсы, относящиеся к одной теме, которые, кроме всего прочего, отсортированы в порядке значимости.

Наиболее популярными и серьезными каталогами считаются следующие: www.mail.ru (list.mail.ru), каталог поисковой системы «Яндекс» (yaca.Яндекс. ru), weblist.ru, www.vsego.ru, www.myweb.ru. Среди англоязычных ресурсов наиболее популярным является каталог Yahoo! (www.yahoo.com). Самым авторитетным в мире каталогом веб-страниц признан открытый каталог dmoz.org.

Главное преимущество поисковых каталогов заключается в том, что информация в них хранится упорядоченно, в соответствии с элементарной логикой.

Однако у поисковых каталогов существует множество недостатков. Например, в них могут отсутствовать некоторые ссылки: из-за того, что редакторы создают каталоги вручную, количество ссылок в них ограничено, более того, самые интересные из них могут не попадать в каталог, так как редакторы физически не успевают их вносить. Как результат – обновление происходит медленно.

Неоднозначность структуры – это еще один явный минус каталожной организации информации (хотя отчасти он нейтрализуется тем, что в каждом крупном каталоге существует своя система поиска).

Поисковые машины

Если вам необходимо получить подборку материалов по более конкретной и специальной информации, лучше воспользоваться поисковыми машинами. Поисковая машина – это комплекс специальных программ для поиска в Сети. Они лишены недостатков, присущих каталогам, и работают немного по-другому. Поиск с помощью поисковых машин происходит намного быстрее, кроме того, такие системы могут искать среди гораздо большего количества сайтов – область поиска в этом случае практически неограниченна.

Принцип действия поисковых машин заключается в постоянном последовательном исследовании всех веб-страниц. Из-за необходимости постоянного обновления информации время от времени машины возвращаются к просмотренным ранее сайтам, чтобы найти и зарегистрировать возникшие там изменения. Вся прочитанная информация индексируется, то есть создается специализированная база данных, в которой сохраяются просмотренные поисковиком веб-страницы. Там и осуществляется поиск. Эту базу данных наполняют специальные программы-роботы, которые, просматривая сайты, обращают внимание на некоторые дополнительные элементы. Например, на частоту употребления слова на странице, на его выделение, а также количество ссылок на данный документ на других сайтах. Поисковые машины проводят поиск по заданному пользователем поисковому запросу – специальной фразе или набору слов, которые выражают суть того, что нужно найти.

Кроме этого, с каждой веб-страницей связан набор ключевых слов. Эти слова лучше всего описывают ее содержимое. При поиске информации поисковые машины в первую очередь анализируют их совпадение со словами из поискового запроса.

Таким образом, поиск с помощью поисковых машин состоит в просмотре базы данных веб-страниц и розыске тех из них, которые соответствуют запросу.

Интерфейс всех поисковых систем построен примерно одинаково. Пользователю предлагается ввести запрос в специальное поле, а затем запустить поиск щелчком на кнопке Найти или Поиск. Система произведет поиск и выдаст результаты в окне браузера. Однако, несмотря на общие принципы работы и похожий интерфейс, поисковые машины отличаются между собой целым рядом параметров. Среди них – релевантность результатов, величина и частота обновления баз данных, скорость выдачи результатов и удобство работы.

Наряду с этим существуют и другие различия – языки запроса, зоны поиска, глубина поиска внутри документов, методы определения приоритетов, поэтому применение разных поисковых машин дает различные результаты.

Наиболее популярными поисковыми машинами являются следующие: www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.google.com, www.aport.ru, www.mail.ru, www.alltheweb.com, www.yahoo.com, www.lycos.com.

За время существования поисковых машин выработался определенный стандарт предоставления пользователю страницы с результатами поиска. Поэтому, разобравшись в форме выдачи результатов хотя бы одной поисковой машины, можно уверенно пользоваться остальными.

Страница с результатами поиска, полученными с помощью поисковой машины, содержит следующие элементы:

• заголовок найденной страницы;

• цитату из текста страницы, по которой видно, в каком контексте используются слова поискового запроса; искомые слова в цитате, как правило, выделены полужирным шрифтом или отличаются по цвету от основного текста;

• полный адрес страницы;

• размер страницы, дату последнего изменения.

В некоторых случаях в списке ссылок доступна возможность просмотра похожих документов. Отдельные поисковики анализируют содержание найденных по запросу страниц и группируют их по своим особым, внутренним критериям. Например, по близости словарей страниц, по одинаковым заголовкам, по совпадениям фраз, по количеству синонимов.

Кроме того, в некоторых случаях в результатах поиска можно увидеть рубрику веб-каталога, к которой относится найденный сайт (если последний участвует в каталоге или рейтинге).

Построение поискового запроса

Поисковая машина генерирует список документов, релевантных запросу пользователя. Если запрос не выражает то, что нужно найти, – соответственно, результаты поиска будут не те, которых вы ожидали.

Поэтому для эффективного поиска, в первую очередь, необходимо правильно сформулировать поисковый запрос. Его составляют так, чтобы область поиска была максимально конкретизирована и сужена. В запрос следует включать несколько ключевых слов, наиболее полно раскрывающих суть предмета, информацию о котором вы ищете.

Если в результате вы получите наиболее релевантные ссылки в верхней части списка, то можно считать, что поиск был произведен успешно.

При поступлении запроса от пользователя поисковая машина просматривает всю проиндексированную информацию и выдает соответствующий список документов. Поисковые механизмы на первом месте располагают документы, которые содержат максимум слов из вашего запроса. Найденные ссылки сортируются в зависимости от месторасположения ключевых слов (в заголовке, в начале текста, в первых параграфах) и частоты их появления. Таким образом, в верхней части списка, полученного с помощью поисковой машины, размещены ссылки на сайты, в которых искомые слова встречаются чаще всего. Поэтому основная задача пользователя во время поиска в Интернете – получить список ссылок, которые максимально соответствуют поисковому запросу.

Чрезвычайно важно при поиске информации в Интернете – как можно больше сузить область поиска. Найти нужные сайты возможно только в том случае, если пользователь сумел подобрать в поисковом запросе именно те слова, которые действительно несут основную смысловую нагрузку.

Например, набрав запрос реферат на тему Финансовый анализ в Excel, вы получите всего несколько ссылок, в которых представлена совсем не та информация, которую вы ищете. Дело в том, что поисковая система будет искать страницы, в которых встречаются все эти слова—и слово «реферат», и «на тему», и «финансовый анализ в Excel». Причем, учитывая особенности построения поисковых запросов, последняя фраза будет искаться в точности так, как она была сформулирована. Запрос финансовый анализ в Excel предоставит вам несколько другие результаты.

Не стоит винить поисковую машину в том, что она не нашла нужную информацию – она всего лишь ответила на ваш запрос. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Каков запрос – таков ответ».

В идеале процесс поиска должен выглядеть примерно так. Сначала лучше сформулировать общий запрос и получить результат, в котором следует выделить описания более-менее подходящих ссылок. Затем необходимо добавить к запросу общие ключевые слова, которые есть в описании нужных веб-страниц, и повторить процесс. Если вы все делаете правильно, то каждый запрос должен приближать вас к нужной информации. Вы должны выступать в виде своеобразной обратной связи, с каждым шагом уменьшая несоответствие между необходимой вам информацией и тем, что выдает поисковая система.

У каждой поисковой машины своя уникальная методика поиска, от эффективности которой зависит результативность поисковика, то есть релевантность полученного списка ссылок, и как результат – успех на рынке поисковых машин. Механизм поиска не только хранится в секрете, но и регулярно меняется.

В настоящее время поисковые механизмы ищут документы не только по строгому соответствию введенному запросу. Все поисковые машины, которые работают с русскоязычным текстом, умеют проводить морфологический поиск. Это означает, что программа будет искать формы слов, включенных в поисковый запрос, а также их синонимы. То есть поиск будет касаться не только определенного падежа или числа, но и всей парадигмы слова.

Сегодня многие поисковые машины используют технологии полнотекстового поиска. Этот способ отличается прежде всего тем, что поиск документов в этом случае не зависит от наличия словаря синонимов и форм использованных в запросе слов и позволяет находить документы в тех случаях, когда смысл слова меняется в зависимости от контекста. Второе важное отличие полнотекстовых систем – они работают со всем текстом документа, а не только с ключевыми словами.

Метапоиск

Одно из правил успешного поиска состоит в использовании нескольких поисковых машин. Причина, по которой следует так поступать, очевидна: все поисковые машины применяют разные алгоритмы поиска с разной скоростью, и страница, которая найдется при помощи одного поисковика, может остаться вне поля зрения другой системы – либо программа до нее еще не добралась, либо посчитала сайт несоответствующим запросу. Кроме этого, ни одна поисковая машина, даже самая хорошая, не может похвастаться полнотой своей базы данных.

Разработчики специальных поисковых машин решили воплотить в жизнь идею объединения результатов работы сразу нескольких таких систем. Эти технологии носят название метапоисковиков. Метапоисковые системы на самом деле являются лишь мостом между пользователем и набором стандартных поисковиков. Они не ведут собственную базу интернет-сайтов, а лишь обрабатывают результат, предоставляемый другими поисковыми машинами. Степень этой обработки может быть разной. Самые простые метапоисковики позволяют удалить повторяющиеся ссылки и создать единый список сайтов, упорядоченный по релевантности.

Первые метапоисковики фактически позволяли работать с несколькими видами поиска: не только на сайтах, но и, например, в словарях, энциклопедиях, каталогах и дискуссионных группах. Следующим шагом в развитии метапоиска стало появление новых способов обработки полученных результатов.

Очевидное преимущество метапоиска – более высокая релевантность выдаваемых ссылок. Не ограничиваясь данными одной поисковой системы, с помощью этой технологии можно собрать более полную информацию об интересующем вас предмете. С другой стороны, метапоисковые системы часто отбрасывают или выносят в самый конец результатов те страницы, которые содержатся лишь в одной поисковой базе, даже если ссылка идеально соответствует запросу. Проще говоря, вы можете потерять ценные ссылки, особенно если это достаточно новая страница, которая пока не внесена в базы данных большинства поисковых машин.

Работа с метапоисковой системой практически не отличается от поиска с помощью любой другой поисковой машины. Обычно она использует те же операторы построения запроса, имеет похожий формат вывода информации. Правда, при построении запроса в некоторых системах можно выбрать – в базах каких именно поисковых машин вы бы хотели искать информацию.

Обычно метапоисковые средства позволяют настраивать список используемых поисковых машин, а в некоторых случаях его можно дополнять самим. Эта возможность особенно важна для русскоязычных пользователей, так как в состав списка поисковых средств метапоисковых систем редко входят русскоязычные сайты.

В результатах поиска часто присутствует дополнительное поле – ссылка на поисковый сайт, с помощью которого была найдена данная ссылка.

Последние метапоисковики позволяют проводить кластеризацию (объединение) полученных адресов сайтов по разным критериям. Такие системы выявляют в списке полученных сайтов общие ключевые фразы и группируют страницы в соответствии с ними. Метапоисковые системы, поддерживающие кластеризацию, обычно предлагают как минимум два списка результатов поиска. Это обычный список сайтов и список кластеров – ключевых слов, в соответствии с которыми были сгруппированы полученные результаты поиска. Выбор ключевого слова в этом списке приведет к отображению соответствующих ему ссылок на найденные сайты.

Одна из первых метапоисковых систем, использующих группировку результатов документа на основе кластерной технологии, – http://vivisimo.com. По запросу пользователя система строит дерево тем, в котором размещены не только ключевые слова, но и типы документов (статьи, новости). Если в кластерах-темах опять встречаются повторяющиеся комбинации, то создаются подтемы (подкластеры). Система предлагает не только удобное представление результатов поиска, но и не менее удобные средства работы с ними. Рядом с названием каждого сайта есть ссылки, которые открываются в новом окне, а во фрейме текущего окна можно осуществить предварительный просмотр страницы. Для каждой найденной ссылки указано также средство, с помощью которого она была обнаружена. Кроме того, возможен поиск в найденном. Следует отметить корректную работу сервиса с запросами, написанными кириллицей.

Виртуальные библиотеки

Интернет, являющийся гигантским хранилищем всевозможных сведений, представляет собой уникальный источник информации. Наряду с другими, библиографические ресурсы Сети помогут в поиске необходимых сведений. Они представлены, прежде всего, электронными каталогами библиотек и библиотеками электронных текстов.

Электронные библиотеки стали способом решения многих проблем для тех, кто пишет рефераты, курсовые и научные работы. Они являются уникальными сборниками текстов, доступных посетителям сайтов для скачивания. В основном в русскоязычном сегменте Интернета распространены библиотеки художественной литературы, но иногда можно найти и подборки текстов научной тематики. Наиболее популярными собраниями электронных книг являются lib.ru, lib.aldebaran.ru, fictionbook.ru. Однако не только они могут помочь вам в работе.

Сегодня практически каждая библиотека обзавелась электронным каталогом книг, доступ к которому иногда возможен через Сеть. Если к каталогу вашей библиотеки еще не открыт доступ через Интернет, то уточните, можно ли использовать электронный каталог непосредственно в залах библиотеки. Освоив его, вам будет гораздо проще работать с литературными источниками. Вместо того чтобы перебирать сотни ящичков с карточками, попробуйте поискать нужную вам книгу или книги при помощи электронного каталога. Он позволяет очень быстро просмотреть имеющиеся записи о книгах и отобрать для вас нужные. Поиск в электронных каталогах советую проводить в основном в тех случаях, когда вы ищете конкретную книгу: при этом в форме для поиска необходимо будет указать точные данные.

Поиск в электронных каталогах разных библиотек всегда подчинен единому принципу: вам необходимо заполнить форму для поиска, то есть указать автора и название нужной книги. Если вы не знаете точное название, можно указать одно или несколько слов из названия. Полезной является возможность поиска книг по ключевым словам или по рубрикам – в этом случае вы сможете получить подборку литературы нужной вам тематики. Однако эту возможность лучше использовать, если вы можете значительно сузить тематику поиска, указав более-менее точную предметную область: иначе список будет очень велик. Например, по рубрике «педагогика» вы получите несколько тысяч названий. Уточнив запрос для рубрики «педагогика» фразой «информационные технологии», вы получите меньше источников, но более конкретной направленности.

Кроме того, рекомендую обращать внимание на дополнительные возможности поиска, например такие, как расширенный поиск – в нем доступно гораздо больше параметров. Если вы не знаете точное название книги и указали несколько слов, вы можете указать принцип их использования для поиска – одновременное вхождение в название либо только одно из слов. В некоторых случаях можно указать использование нескольких слов рядом или задать поиск по точной форме слова.

Большинство библиотек предоставляют возможность поиска как минимум по трем признакам: по автору, заглавию и ключевым словам. В результате выдается ответ в виде библиографической записи, структура и полнота которой зависят от выбранного формата.

На серверах российских библиотек электронные каталоги пока относительно редки. Однако даже из их небольшого количества реальную ценность представляют лишь несколько десятков источников, отличающихся достаточным информационным наполнением и приемлемыми поисковыми возможностями.

6 Вопросы к экзамену

  1. Определение основных понятий по гигиене питания и безопасности пищевых продуктов.
  2. Законодательная база безопасности продуктов.
  3. Анализ нормативно-правовой базы обеспечения безопасности пищевых продуктов в России и за рубежом.
  4. Основные задачи науки нутрициологии.
  5. Принципиальная система пищеварения в организме человека
  6. Теория сбалансированного питания
  7. Теория адекватного питания.
  8. Альтернативные теории питания.
  9. Питание и пищевой статус человека.
  10. Значение белков в питании человека.
  11. Значение аминокислот в питании человека.
  12. Значение жиров в питании человека.
  13. Значение углеводов в питании человека.
  14. Значение пищевых волокон в питании человека.
  15. Значение витаминов в питании человека.
  16. Значение минеральных веществ в питании человека
  17. Изменение пищевой ценности продукции при хранении и переработке.
  18. Ксенобиотики, классификация и допустимый уровень, допустимое суточное потребление.
  19. Пути попадания ксенобиотиков в продукты питания.
  20. Токсичность тяжелых металлов.
  21. Сущность работы на атомно-абсорбционном спектрофотомере
  22. ПДК основных токсичных элементов в различных пищевых продуктах
  23. Методика расчета токсичных элементов по лентам атомно-абсорбционного спектрофотометра
  24. Токсичность радионуклидов.
  25. Токсичность пестицидов.
  26. Пестициды как химические загрязнители пищевых продуктов
  27. Токсиколого-гигиеническая характеристика пестицидов
  28. Основные методы определения пестицидов: ГХЦГ( альфа-, бета-, гамма - изомеров), ДДТ и его метаболитов.
  29. Технологические способы снижения остаточных количеств пестицидов в сырье и продуктах питания
  30. Токсичность нитратов, нитритов нитрозоаминов.
  31. Понятие нитратов, ПДК нитратов в плодах и овощах
  32. Порядок работы с нитрат-тестером
  33. Распределение нитратов в различных частях овощей
  34. Токсичность полициклических ароматических и хлорсодержащих углеводородов.
  35. Токсичность диокинов.
  36. Пути загрязнения пищевых продуктов микотоксинами. Афлатоксины.
  37. Понятие, классификация микотоксинов, их влияние на организм человека
  38. Характеристика отдельных видов микотоксинов
  39. Основные методы оценки афлатокинов в пищевых продуктах
  40. Характеристика,        токсичность, нормирование трихотециновых микотоксинов и зеараленона.
  41. Характеристика, токсичность и нормирование патулина.
  42. Загрязнение пищевых продуктов антибиотиками и гормонами.
  43. Классификация антибиотиков по происхождению
  44. Основные виды антибиотиков, применяемые в пищевой промышленности
  45. Сущность метода оценки остаточных количеств антибиотиков в мясе птицы
  46. Основные методы оценки гормонов в мясе и мясных продуктах
  47. Антиалиментарные факторы пищевых продуктов.
  48. Характеристика ингибиторов ферментов пищеварения.
  49. Понятие и классификация пищевых добавок
  50. Гигиеническая регламентация пищевых добавок в продуктах питания
  51. Характеристика отдельных групп пищевых добавок
  52. Химическая природа и применение гидрокарбоната натрия
  53. Химическая природа и применение лимонной кислоты
  54. Методика оценки качества гидрокарбоната натрия
  55. Методика оценки качества лимонной кислоты
  56. Природные токсичные соединения растениеводческой продукции.
  57. Природные токсичные соединения продуктов животного происхождения.
  58. Токсины грибов.
  59. Понятие        и характеристика цианогенных гликозидов и зобогенных веществ. Классификация грибов
  60. Характеристика основных видов ядовитых грибов
  61. Виды отравлений условно съедобными и ядовитыми грибами
  62. Токсичные соединения морепродуктов.
  63. Химические компоненты продуктов морского промысла
  64. Паралитическое отравление токсинами мяса моллюсков и ракообразных
  65. Отравление тетродотоксином и ихтиотоксинами
  66. Интоксикация сигуатера
  67. Скомброидное отравление
  68. Отравление альготоксинами
  69. Характеристика генетически модифицированного сырья для производства пищевых продуктов.
  70. Пищевая токсилого-гигиеническая оценка трансгенных культур.
  71. Достоинства и недостатки трансгенных организмов
  72. Анализ рисков употребления продуктов, содержащих ГМО. Маркировка.
  73. Сравнительная характеристика экологической и органической продукции.
  74. Характеристика токсического воздействия оксалатов, гликоалкалоидов, фитина на организм человека.
  75. Основные виды и характеристика ядовитых растений
  76. Социальные токсиканты - наркотики, алкоголь, табакокурение.
  77. Наркотики: типы наркотической зависимости
  78. Алкоголизм как социальная проблема
  79. Кофеинсодержащие напитки
  80. Виды и ассортимент табачных изделий
  81. Оценка качества табачных изделий
  82. Антитабачное законодательство и реклама табачных изделий
  83. Законодательное регулирование оборота пищевых продуктов, содержащих ГМО.
  84. Пищевые инфекции. Значение пищевых продуктов в распространении пищевых инфекционных заболеваний
  85. Основные критерии оценки безопасности пищевых продуктов.
  86. Основные принципы международной системы менеджмента безопасности пищевой продукции (ГОСТ Р ИСО серии 22000).
  87. Принципиальные схемы проникновения токсинов в организм человека.
  88. Дайте определение: «безопасность пищевых продуктов», «пищевая ценность», «биологическая ценность», «биологическая эффективность», «энергетическая ценность».
  89. Характеристика        санитарно-показательных микроорганизмов, нормируемых при проведении санитарно-гигиенической экспертизы.
  90. Фальсификация пищевых продуктов. Методы их выявления.


Приложение    

Приложение А

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кафедра товароведения продовольственных

товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

РЕФЕРАТ

на тему: « __________________________________»

                                                                               

       Выполнил:

                                                                                     Студент ____курса

_____________группы                  

_________________________

     (ФИО)                    

                                                                                     Проверил:

________________________  

       

Троицк 20___г.