Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по МДК.03.01. Технологии хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции (для студентов очной формы обучения)

Лагутина Екатерина Александровна

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по междисциплинарному курсу разработаны на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.06 Технология производства и переработки

сельскохозяйственной продукции;

- рабочей программы профессионального модуля ПМ.03. Технологии хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mrpo_samost._rabote_3p9.docx91.89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)»

Рассмотрено и одобрено на заседании

 цикловой комиссии профессиональных

дисциплин по специальности «Технология производства и переработки

сельскохозяйственной продукции»

Протокол №_1_ от «_26_»___08______2015г.

Председатель__________Г.И. Ильина

     Утверждаю  

    заместитель директора

по учебной работе

      ____________ Л.А. Юрьева                                    

       «_27_»___08____2015г.

Методические рекомендации

для выполнения самостоятельной работы

по МДК.03.01. Технологии хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции

специальности 35.02.06 Технология производства и переработки

сельскохозяйственной продукции

среднего профессионального образования

(для студентов очной формы обучения)

г. Миллерово

2015 г.

        Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по междисциплинарному курсу разработаны на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.06 Технология производства и переработки

сельскохозяйственной продукции;

- рабочей программы профессионального модуля ПМ.03. Технологии хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, утвержденной заместителем директора по учебной работе Юрьевой Л.А.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)».

Разработчик: Лагутина Е.А – преподаватель профессиональных дисциплин государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)».

Содержание

        Введение ……………………………………………………………………………. 4

        Пояснительная записка ………………………………………………………….. 5

        Критерии оценки результатов самостоятельной работы …………………… 6

        1. Структура и содержание учебной дисциплины

             1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы…………………… 7

        2. Самостоятельная внеаудиторная работа

            2.1. Самостоятельная внеаудиторная работа для обучающихся очной

        формы обучения……………………………………………………………………. 8  

        3. Методические рекомендации по выполнению реферата………………….13

        4. Методические рекомендации по подготовке сообщения…………………. 15

        5. Методические рекомендации по подготовке видеопрезентации…………17

        6. Методические рекомендации по составлению конспекта…………………20

                7. Методические рекомендации по написанию доклада……………………...21

        8. Методические рекомендации по подготовке к экзамену…………………..23

    Литература……………………………………………………………………….24


Введение

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
  • формирования общих и профессиональных компетенций
  • развитию исследовательских умений.


Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ междисциплинарного курса МДК.03.01. Технологии хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Изучение программного материала должно способствовать формированию у обучающихся необходимых для профессиональной деятельности знаний и навыков.

Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

-  подготовки сооружений и оборудования для хранения сельскохозяйственной продукции;

- выбора технологии хранения и переработки в соответствии с качеством поступающей продукции и сырья;

- реализации технологии переработки сельскохозяйственной продукции;

- анализа условий хранения и транспортировки продукции растениеводства и животноводства;

- определения качества продукции растениеводства и животноводства при хранении и транспортировке.

уметь:

- определять способы и методы хранения и транспортировки продукции растениеводства и животноводства;

- рассчитывать площади размещения растениеводческой и/или животноводческой продукции на хранение для разных типов хранилищ;

- составлять план размещения продукции;

- обслуживать оборудование и средства автоматизации;

- соблюдать сроки и режимы хранения;

- выбирать способы переработки сельскохозяйственной продукции в соответствии с нормативной и технической документацией;

- определять качество сырья, подлежащего переработке;

- производить расчеты расхода сырья, потерь при транспортировке, хранении и реализации продукции растениеводства и животноводства;

- вести учет и отчетность по сырью и готовой продукции, в т. ч. некондиционной;

- готовить продукцию к реализации;

- осуществлять технохимический контроль по всем стадиям технологического процесса: выполнять требования нормативных документов к основным видам продукции и процессов;

знать:

-  основы стандартизации и подтверждения качества продукции растениеводства и животноводства;

- технологии ее хранения;

- технологии переработки сельскохозяйственной продукции;

- характерные неисправности в работе оборудования и методы их устранения;

- требования к режимам и срокам хранения продукции растениеводства и животноводства;

- методы микробиологического и санитарно-гигиенического контроля при хранении сельскохозяйственной продукции;

- основы технохимического контроля;

- методы анализа органолептических и физико-химических показателей сельскохозяйственного сырья и продукции;

- условия транспортировки продукции растениеводства и животноводства;

- нормы потерь при транспортировке, хранении и реализации продукции растениеводства и животноводства;

- порядок реализации продукции растениеводства и животноводства;

- требования к оформлению документов.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

- уровень освоения учебного материала;

- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общеучебных умений;

- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

- обоснованность и четкость изложения материала;

- оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;

- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.


1. Структура и содержание междисциплинарного курса

1.1. Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

397

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

268    

в том числе:

лабораторные работы

56

практические занятия

36

Курсовая работа

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

129

в том числе:

 самостоятельная работа над рефератами, докладами, опорными конспектами, видеоматериалами, поиском информации в сети Интернет, решением задач по темам занятий, подготовка к лабораторным работам и т.д.

 

Промежуточная  аттестация при очной форме обучения - дифференцированный зачет в 6 семестре, экзамен в 7 семестре

2. Самостоятельная внеаудиторная работа

2.1. Самостоятельная внеаудиторная работа для обучающихся очной формы обучения

Наименование разделов и тем

с/р

Вопросы самостоятельного изучения

Кол-во

часов

Вид внеаудиторной

работы

Раздел 1

Осуществление технологии хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции

Тема 1.1.

Введение. Общие принципы хранения и консервирования продукции растениеводства

№ 1

 Дать характеристику видам анабиоза.

3

Составить конспект

Л-5 стр. 26-29

Тема 1.2.

Хранение зерна, семян и зернофуража

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Причины, вызывающие прорастание зерна и семян при хранении. Мероприятия, предупреждающее данное явление.

Составить технологическую карту временного хранения зерна в бунтах.

Составить таблицу классификации способов хранения зерна.

Учет работы зерносушилок. Обработка зерна на току в потоке.

Подготовка зернохранилищ к приему нового урожая. 

2

2

2

2

Составить конспект

Л-4 стр. 65-68

Составить

схему

Л-4 стр. 97-107

Составить таблицу

Л-4 стр. 50-60

Подготовить доклад

Л-4 стр. 128-138

Тема 1.3.

Хранение картофеля, сахарной свеклы, овощей, плодов и ягод

№ 6

№  7

№ 8

№ 9

№ 10

Описать особенности микроорганизмов, поражающих овощи и плоды при хранении.

Составить таблицу факторов, влияющие на иммунитет овощей и плодов и их устойчивость к микробным поражениям при хранении.

Описать особенности климактерического периода в жизни плодов.

Составить технологическую карту хранения корнеплодов сахарной свеклы в замороженном состоянии. Описать особенности хранения маточной свеклы.

Описать процессы газообмена, протекающие при хранении. Составить перечень факторов, влияющие на характер газообменных процессов при хранении

2

2

2

2

2

Подготовить презентацию

Л-4 стр. 90-95

Составить таблицу

Л-4

стр. 100-115

Подготовить сообщение

Составить

схему

Л-4

стр. 219-230

Поиск информации в сети Интернет

http://xreferat.com

Тема 1.4.

Хранение продукции животноводства

№ 11

№ 12

№ 13

№ 14

№ 15

Описать технику безопасности при работе в холодильных камерах с РГС.

Составить перечень правил размещения продукции в холодильных камерах

Составить алгоритм  хранения и транспортирования консервированного эндокринно-ферментного сырья.

Описать характеристику краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов-графиков сбыта сельскохозяйственной продукции.

Перечислить необходимые условия для безопасной работы внутри складского транспорта.   

2

2

2

2

2

Подготовить презентацию

http://www.bankreferatov.ru/ (08.2015)

составить правила

Подготовить доклад, сообщение

http://tinref.ru (08.2015)

Подготовить доклад

http://www.globalitv.ru

составить таблицу

Тема 1.5.

Основы технологии переработки зерна в муку.

№ 16

№ 17

№ 18

№ 19

Технология производства ржаной муки

Производство муки на мельницах с/х типа.

Особенности технологии производства муки из ячменя и кукурузы

Характеристика новых мельничных агрегатов для сельского хозяйства 

2

2

2

2

Подготовить сообщение

Подготовить презентацию

Л-3 стр. 47-51

сети Интернет

Подготовить доклад

Подготовить

презентацию

Тема 1.6.

Основы технологии производства крупы

№ 20

№ 21

№ 22

№ 23

Технологическая схема производства зерновых хлопьев.

Технология производства кукурузных палочек

Технология круп быстрого приготовления.   

Побочные продукты производства круп и их использование

2

2

2

2

Составить схему

Л-3 Стр. 82-85

Подготовить

сообщение

Подготовить доклад

Л-3 стр. 94-95

Подготовить

кроссворд

Тема 1.7.

Основы хлебопечения

№ 24

№ 25

№ 26

№ 27

№ 28

Заварки и их применение при приготовлении пшеничного теста.

Особенности приготовления ржаного теста. Основные виды и сорта хлеба и хлебных изделий.

Новые типы пекарей для сельского хозяйства.

Мини-пекарни.

Сырье для производства макаронных изделий

2

2

2

2

2

Подготовить сообщение

Л-6 стр. 90-100

Подготовить доклад

Л-6 Стр. 98-101

141-143

Поиск информации в сети Интернет

Л-3 154-159

Подготовить

сообщение

Подготовить

Презентацию

Л–3 Стр. 161-162

Тема 1.8.

Производство растительных масел

№ 29

№ 30

№ 31

№ 32

Влияние качества и условий хранения масличного сырья на качество готовой продукции.

Технология  хранения масла.

Характеристика и использование отходов производства и рафинации растительных масел.

Новые  установки для производства растительных масел.

2

2

2

2

Подготовить сообщение

Л–3

178-180

Подготовить доклад

Л–3 194-198

http://vesthim.ru 

Подготовить

Доклад

https://yandex.ru

Подготовить

презентацию

Тема 1.9.

Способы переработки овощей, плодов и ягод

№ 33

№ 34

№ 35

№ 36

Технология консервирования плодоовощного сырья.

Производство консервированных томатопродуктов.

Использование отходов консервного производства.

 

Мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию водных ресурсов. 

2

2

2

2

Подготовить реферат

Л–3 стр. 313-321

Подготовить доклад

Л–3 стр. 330-350

Подготовить сообщение

Л–3 стр. 350-355

Составить таблицу

Л–3 стр. 355-360

Курсовая работа

№ 37

№ 38

№ 39

№ 40

№ 41

№ 42

№ 43

№ 44

№ 45

№ 46

Сбор материала и формирование содержания курсовой работы

Написание введения курсовой работы

        

Написание 1 главы курсовой работы

Написание 1 главы курсовой работы

Написание 1 главы курсовой работы

Написание 2 главы курсовой работы

Написание 2 главы курсовой работы

Написание 2 главы курсовой работы

Написание 2 главы курсовой работы

Написание заключения курсовой работы

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Поиск информации в сети Интернет

Тема 1.11.

Переработка  сахарной свеклы

№ 47

№ 48

Составить схему производство сахара-рафинада.

Отходы свеклосахарного производства и их использование.

2

2

Составить

схему

 Л–3 стр. 475

Подготовить сообщение

Л–3 стр. 492-493

Тема 1.12.  

Производство комбикормов

№ 49

№ 50

Использование комбикормов в животноводстве и птицеводстве.

Специальные компоненты комбикормов. Сроки и режимы хранения комбикормов.   

2

2

Подготовить

Презентацию

http://zeomix.ru/

Подготовить сообщение

http://kombiko.ru (08.2015)

Тема 1.13.

Технохимический контроль предприятий переработки зерна

№ 51

№ 52

Контроль технологического процесса получения комбикорма.

Показатели качества комбикорма. Наблюдение за хранением и отпуск комбикорма

2

2

Подготовить сообщение

http://bibliofond.ru (08.2015)

Подготовить реферат

http://bibliofond.ru (08.2015)

Тема 1.14.

Технохимический контроль хлебопекарного производства

№ 53

№ 54

Органолептические показатели качества хлеба и хлебобулочных изделий.

Методы оценки качества хлеба по физико-химическим показателям.

Хранение и транспортирование хлеба.

2

2

Подготовить доклад http://www.znaytovar.ru

Подготовить реферат

http://mppnik.

Тема 1.16.

Технохимический и микро

биологический контроль предприятий переработки плодов и ягод

№ 55

Мероприятия по профилактике ботулизма. Действующие ГОСТы на методы исследования плодоовощных консервов. 

2

Подготовить презентацию http://www.donses.ru

http://www.alppp.ru (08.2015)

Тема 1.18.

Технохимический контроль мясной промышленности

№ 56

№ 57

Описать требования к качеству пищевого желатина.

Описать требования к сырью и готовой продукции кормовой муки. Требования к сырью. 

2

2

Составить

таблицу

http://lib.susu.ac.ru

Подготовить доклад

http://docs.cntd.ru

Раздел 2.

Осуществление предпродажной подготовки и реализации сельскохозяйственной продукции

Тема 2.1.

Предпродажная подготовка товара

№ 58

№ 59

№ 60

Формирование задания на подбор сельскохозяйственной продукции 

Перечислить правила взвешивания, определения объема продукции при получении из производства и отпуске покупателю.

Дать характеристику видам маркировки: ярлыки, этикетки, штриховое кодирование и т.д.

2

2

2

подготовить конспект

http://www.produkt.by

Подготовить,

доклад

http://www.produkt.by

Подготовить, презентацию

http://www.ref.by, http://guap.ru

Тема 2.2.

Реализация сельскохозяйственной продукции

№ 61

№ 62

№ 63

№ 64

Описать характеристику краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов-графиков сбыта сельскохозяйственной продукции

Перечислить требования, предъявляемые к транспортным средствам, используемым для перевозки пищевой продукции.

Составление схем оптовой реализации готовой продукции животноводства от производителя до потребителя в зависимости от мощности предприятия и формы сбытовой деятельности

Определение количества сельскохозяйственной продукции, поступаемой из цеха производителя, с использованием основных измерительных приборов.

2

2

2

2

Подготовить реферат

http://www.std72.ru

подготовить презентацию

http://www.largeeconomic.ru, http://www.14000.ru

подготовить реферат

http://100pudov.com.ua

подготовить доклад

http://www.alppp.ru, http://www.nnre.ru

ВСЕГО:

129

3. Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

        - титульный лист;

        - содержание;

        - введение;

        - основная часть;

        - заключение;

        - список использованных источников;

        - приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах, составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

- на одной стороне листа белой бумаги формата А-4;                                                         - размер шрифта-12; Times New Roman, цвет – черный;

- междустрочный интервал – одинарный;

- поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см,

нижнего-2см;

- отформатировано по ширине листа;

- на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы;

 - в конце работы необходимо указать источники использованной литературы;

- нумерация страниц текста.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

- законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

- специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

- статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя обучающийся обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Обучающийся, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

4. Методические рекомендации по подготовке сообщения

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология производства…», «Модель производства…», «Система производства…», «Методика выполнения…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагменты, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканость основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

- «Это Вам позволит…»

- «Благодаря этому вы получите…»

- «Это позволит избежать…»

- «Это повышает Ваши…»

- «Это дает Вам дополнительно…»

- «Это делает вас…»

- «За счет этого вы можете…»

После подготовки текста/плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

5. Методические рекомендации по подготовке видеопрезентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- объем текста на слайде – не больше 7 строк;

- маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

- отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

- значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации).

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

  • удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
  • к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
  • не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

        После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

6. Методические рекомендации по составлению конспекта

 

1.      Определите цель составления конспекта.

2.      Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3.      Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4.      Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5.      Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6.      Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7.      Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8.      Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

 

Критерии оценки учебного конспекта

«Отлично» - полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

«Хорошо» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

«Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.

«Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Несамостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.

7. Методические рекомендации по написанию доклада

 

Доклад  – это устное выступление на заданную тему. Время доклада - 5-15 минут.

Цели доклада:

1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. (Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт).

2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.

План и содержание доклада.

Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.

В первой фазе доклада рекомендуется использовать:

- риторические вопросы;

- актуальные местные события;

- личные происшествия;

- истории, вызывающие шок;

- цитаты, пословицы;

- возбуждение воображения;

- оптический или акустический эффект; неожиданное для слушателей начало доклада.

Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.

Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Для убеждения следует использовать:

-сообщение о себе - кто?

-обоснование необходимости доклада - почему?

-доказательство - кто? когда? где? сколько?

-пример - берём пример с …

-сравнение - это так же, как…

-проблемы - что мешает?

Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы:

-  обобщение;

-  прогноз;

-  цитата;

-  пожелания;

-  объявление о продолжении дискуссии;

-  просьба о предложениях по улучшению; благодарность за внимание.

Фазы доклада:

Информация

Объяснение

Обоснование

Доказательство

Пример

Проблемы

Сравнение

Заключение открытие

Фазы

Мотивация  убеждение побуждение

Обратная связь

При общении следует помнить о правильной реакции (реплике) на задаваемые вам вопросы. Правильная реакция на вопрос:

- «Да».

- «Хорошо».

- «Спасибо, что вы мне сказали».

- «Это является совсем новой точкой зрения».

- «Это можно реализовать».

- «Вы попали в точку».

- «Именно это я имею в виду».

- «Прекрасная идея».

- «Это можно делать и так».

- «Вы правы».

- «Спасибо за Ваши указания».

- «Это именно и является основным вопросом проблемы».

Составляющие воздействия докладчика на слушателей:

1. Язык доклада (короткие предложения,  выделение главных предложений,  выбор слов, образность языка.

2.  Голос (Выразительность. Вариации громкости. Темп речи.)

3.  Внешнее общение. Зрительный контакт. Обратная связь. Доверительность.Жестикуляция.

 

Формы контроля и критерии оценок

Доклады выполняются на листах формата А 4.

Критерии оценки:

«Отлично» - объем доклада - 5-6 страниц, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями.

При защите доклада студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

 «Хорошо» -  объём доклада - 4-5 страниц, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно,  текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки. При защите доклада студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - объём доклада - менее 4 страниц, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками, текст напечатан неаккуратно, много опечаток.

При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.

«Неудовлетворительно» - объем доклада -  менее 4 страниц, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений, текст напечатан неаккуратно, много опечаток.

При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

8. Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, обучающийся ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене обучающийся демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по учебной дисциплине.

Экзаменационная сессия - это серия экзаменов, установленных учебным планом. Между экзаменами интервал, как правило, 2 дня. Не следует думать, что 2х дней достаточно для успешной подготовки к экзаменам.

В эти 2 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом обучающихся познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому считается, что посещение консультаций - обязательно.

Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Во-первых, очень важно соблюдение режима дня; сон не менее 8 часов в сутки; занятия заканчиваются не позднее, чем за 2-3 часа до сна. Оптимальное время занятий - утренние и дневные часы. В перерывах между занятиями рекомендуются прогулки на свежем воздухе, неутомительные занятия спортом. Во-вторых, наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо вовремя ее восстановить, обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. В-третьих, при подготовке к экзаменам у обучающегося должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать опорные конспекты.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты.

Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

Правила подготовки к экзаменам:

- Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам. Эта работа может занять много времени, но все остальное - это уже технические детали.

- Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.

- Многие педагоги считают, что готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» - это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно - это очень сложная и важная для обучающегося работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если обучающийся самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.

- Отвечая на билет, сначала обучающийся должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

Литература

Основные источники:

Для преподавателей

Бородин. И.Ф.        Автоматизация технологических процессов- М.: КолосС, 2009.

Байкин С.В., Курочкин А.А. Технологическое оборудование для переработки продукции растениеводства:- М: КолосС, 2007.

Драгилев А.И. Технологическое оборудование предприятий перерабатывающих отраслей АПК: - М: КолосС, 2001.

 Мачихина Л.И., Алексеева Л.В., Львова Л.С.        Научные основы продовольственной безопасности зерна (хранение и переработка):.- М.:, 2007.

Зверев С.В.   Физические свойства зерна и продуктов его переработки:.–М: КолосС, 2007.

Австриевских А.Н.   Управление качеством на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности: .– М:, 2007.

Для обучающихся

Муха В.Д.Технология производства, хранения, переработки продукции растениеводства и основы земледелия: учебное пособие для ссузов. – М:, 2007. допущено Министерством сельского хозяйства РФ.

Бредихин С.А. Технологическое оборудование предприятий молочной промышленности:.–М:, 2010.

Хроменков В.М. Оборудование хлебопекарного производства:- ПрофОбрИздат, 2002.

Дополнительные источники:

Л-1 Кузнецов В.В.         Использование сухих молочных компонентов в пищевой промышленности: – М:, 2006.

Л-2 Кузнецов В.В.        Технологическое оборудование предприятий молочной промышленности: справочник,– М.:, 2008.

Л-3 Личко Н.М. Технология переработки растениеводческой продукции: М., 2006.

Л-4 В.И. Манжесов, И.А. Попов, Д.С. Щедрин Технология хранения растениеводческой продукции, М.: КолосС, 2005

Л-5 В.И. Манжесов Технология хранения, переработки и стандартизация растениеводческой продукции, Санкт-Петербург,2010.

Л-6 Цыганова Т.Б. Технология хлебопекарного производства: - М., 2003.

Л-7 Чеботарев М.Н. Технология муки, крупы, комбикормов: -М., 2003.

Л-8 Кострова И.Е. Малое хлебопекарное производство: - Санкт-Питербург, ГИОРД,       2001.

Л-9 Лисин А.П. Современное технологическое оборудование для тепловой обработки молока и молочных продуктов: пастеризованные установки, подогреватели, охладители, заквасочники:. – М.:, 2009.

Л-10 Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по МДК.03.01. Технологии хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции

Периодические издания

Журналы:

  • «Новое сельское хозяйство»
  • «Новый Садовод и Фермер»
  • «Сельский механизатор»
  • «Техника и оборудование для села»
  • «Агро Перспектива»
  • «Хранение и переработка с/х продукции»

Электронные ресурсы:

  • СНиП «Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции»  http://snip.nftk.ru;
  • Материалы по хранению сельскохозяйственной продукции www.audit-it.ru;
  • Библиофонд (библиотека научной и студенческой информации) www.bibliofond.ru;
  • Каталог программ www.refu.ru.