РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ МАСТЕРА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе. В компетентной модели специалиста цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса (И. А. Зимняя и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ МАСТЕРА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Гарипов Рашит Салихзянович – мастер производственного обучения высшей кв. категории  ГАОУ СПО “Арский агропромышленный профессиональный колледж”

Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе. В компетентной модели специалиста цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса (И. А. Зимняя и др.).

Понятия "компетенция" и "компетентность" все чаще употребляются вместо понятия "профессионализм" (владение человеком теми или иными технологиями). Компетентность же помимо технологической подготовки предполагает целый ряд других компонентов, имеющих в основном внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время в той или иной мере необходимых сегодня каждому специалисту.

Над собственно профессионально-технологической подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту, выражающаяся в способностях применять ответственные решения, в системном и экспериментальном мышлении, в умении постоянно учиться, в коммуникабельности, экологической, квалитативной, информационной и других видах культур.

По существу, компетентностный подход ставит целью овладение способностями и навыками, необходимыми для эффективного выполнения профессиональных функций на рабочем месте, которые условно можно разделить на две разновидности:

  • функциональная компетентность (ключевые роли и специальные блоки компетенции в зависимости от уровня ответственности);
  • личностная компетентность (пороговые способности, которыми должен обладать специалист для выполнения той или иной роли).

При компетентностном подходе в определении "квалификация" используются следующие термины: оперирование знаниями, управление информацией, управление знаниями, овладение навыками и умениями, понимание ситуаций, творческий подход, реализация замыслов, развитие, приобретение видения, овладение провидением.

Эти термины записаны в порядке усиления их значимости для специалиста, определения их признаков и методов формирования - самые важные в реализации компетентностного подхода, чтобы студент мог держать в своем сознании образ вершины, на которую он может взойти после окончания учебного заведения.

Обозначенная природа компетентности педагога требует системной организации образовательного процесса, изменяющейся роли преподавателя, обеспечения соответствующими технологиями, обмена опытом, творческого решения проблем, обратной связи посредством социального взаимодействия, исследования ролевых моделей.

Таким образом, важнейшим условием развития системы профессионального образования в сфере  сельского хозяйства является реализация компетентностного подхода.

Таким образом, профессиональные компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Иными словами, это связанные с предметом навыки - соответствующие методы и технические приемы, присущие различным предметным областям.

Интеграция подходов при профессиональной подготовке на основе компетентно ориентированного подхода

Контекстный подход

Развивающий подход

Профессиографический подход

Обучение на основе реальной профессиональной деятельности

Развитие индивидуальных способностей и творческой направленности личности

Выявление, воспитание и развитие профессионально важных качеств

Профессиональные умения

Творческая рефлексия

Сформированные ПВК

Компетентно ориентированный подход

Обучение знаниям, умениям и навыкам, развитие индивидуальных творческих способностей; личностно-профессиональное развитие; формирование компетенций на основе социальной и педагогической реальности

Интегративная (социальная, профессиональная, творческая, рефлексивная) деятельность студента

Творчески рефлексирующий специалист, обладающий социальными и профессиональными компетенциями

В качестве средства организации учебно-познавательной деятельности используется система учебных заданий. Классификация этих заданий осуществлена с учетом их целевой направленности (теоретические, методические, практические, двигательные-)-, содержания деятельности педагога по физической культуре и спорту, степени приближенности к профессиональной деятельности (квазипрофессиональные, аналитические, целостные), характера учебно-познавательной деятельности студентов (репродуктивные и проблемно-поисковые).

В роли основных методов организации учебнопознавательной деятельности студентов используются информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Учебно-познавательная деятельность осуществляется в рамках организационной структуры коллективного способа обучения, включающего коллективно-фронтальную форму обучения, работу в парах сменного состава и самостоятельную работу. Системообразующим компонентом, определяющим роль и место каждой из форм обучения в организационной структуре учебного процесса, являются коллективные учебные занятия, организованные в форме педагогического общения студентов в парах сменного состава.