Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога "Отработка навыка следования словесной инструкции"

КУЗНЕЦОВА Светлана Викторовна

Без умения обучающихся не только внимательно слушать, но и слышать, а также четко следовать полученной инструкции невозможно представить эффективный учебный процесс, как невозможно и личностное развитие ребенка. Умение следовать полученной инструкции позволяет структурировать этапы деятельности, минимизировать собственные недочеты и ошибки, рационально использовать время, позволяет обучающемуся чувствовать себя компетентным в учебной деятельности. Неумение следовать указаниям является причиной не только учебной несамостоятельности, но и одной из причин ошибок при сдаче ЕГЭ.

Какими путями может быть сформирован навык?

а) через простой показ;

б) через обьяснение;

в) через сочетание показа и обьяснения.

КРЗ индивидуальное, с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающегося. Есть возможность группового использования.

Глобальной целью данного занятия является формирование функциональной грамотности, чтобы при взаимодействии с внешней средой обучающийся максимально быстро адаптировался и функционировал в ней (о важности правильно услышать устное задание учителя, потому что от понимания задания зависит правильность его выполнения; о необходимости следовать пожарным и др.инструкциям и алгоритмам.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО учителя: педагог-психолог Кузнецова Светлана Викторовна

Предмет: коррекционно-развивающее занятие

Класс:  5  

Тема урока (по КТП) «Отработка навыка следования словесной инструкции»

Тип урока: общеметодологическая направленность/ коррекционно-развивающее занятие

Дата проведения: в 2024-2025 учебном году

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Предметные:

Научится слушать и слышать учителя/педагога, давать  определения понятиям, действовать по инструкции, копировать образец, учитывать в своей работе заданную систему требований

Метапредметные:

Регулятивные: 

- умение определять и формулировать цель с включенной помощью педагога-психолога; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его анализа; высказывать свои предположения.

Познавательные: 

- умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с включенной помощью педагога-психолога; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные источники, свой жизненный опыт и информацию.

Коммуникативные: 

- умение вступать в учебное сотрудничество с педагогом-психологом, осуществлять совместную деятельность в диаде;

- умение вести монолог и диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,созидательном процессе;

- способность к самооценке своих действий, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развитие навыков сотрудничества с окружающими людьми, эмпатии.

Средства обучения: компьютерное оборудование.

Занятие проводится с помощью дистанционных образовательных технологий на образовательной платформе Сферум.

Форма работы на занятии: индивидуальная.

Занятие разработано с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.

Характеристика этапов урока/занятия:

Название и цель этапа урока

Содержание этапа (задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1

Мотивация,  самоопределение к деятельности

Цель: создание положительного эмоционального настроя, включение обучающегося в деятельность на личностно-значимом уровне

Налаживание контакта.

Выполнение упражнений-энергизаторов.

Организационный момент, ритуал приветствия, создание психологического комфорта, внесение эмоционального заряда проведением упражнений, активизация внимания обучающегося, наблюдение педагога-психолога за организацией рабочего места обучающегося, проверка его готовности к занятию.

Приветствует педагога-психолога, называет число, месяц, день недели.

Выполняет упражнения-энергизаторы.

Проверяет своё рабочее место, наличие тетради и письменных принадлежностей, записывает дату в тетрадь.

2

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

Цель: подготовка к усвоению темы занятия, проблематизация и целеполагание.

Диалог с обучающимся.

Определение темы занятия.

Рассказ педагога-психолога о значении слова «Инструкция», о необходимости изучения данной темы, выяснение необходимости следовать инструкциям (алгоритмам).

Рассуждает, подводит обучающегося к определению темы занятия.

Рассказывает о важности умения следовать любой инструкции (учителя на уроках, пожарной инструкции и т.д.) Инструкция (или последовательность действий) экономит время, учит действовать по алгоритму. Является необходимым элементом не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни.

Определяет границы знания/незнания темы занятия.

Обучающийся участвует в диалоге, строит предположения, делает выводы о необходимости следовать любым инструкциям.

3

Освоение новых знаний и способов деятельности

Цель: развитие свойств произвольного слухового и зрительного внимания (объема, переключения, распределения, концентрации, устойчивости), пространственного воображения, развитие усидчивости  и мелкой моторики.

Педагог-психолог проводит графический диктант «Филин».

Проверяет знание обучающимся математического понятия «Ось симметрии фигуры», приводит пример с ножницами с симметричными и нессиметричными ручками. Диалог с обучающимся.

Задание обучающемуся нарисовать правую часть рисунка зеркально относительно левой части.

Демонстрация на экране изображения «Филин» для завершения и самопроверки обучающимся графического диктанта.

Подведение итогов по заданию «Графический диктант».

Слово педагога-психолога: «Чтобы отработать навык следования словесной инструкции, я предлагаю тебе выполнить задание «Графический диктант». Ты выполнял когда-либо такое задание? Напомню правила. Одна клеточка – один шаг., двигаться нужно будет вверх, вниз, вправо, влево и по диагонали.»

Педагог-психолог просит  взять карандаш и поставить стартовую точку. Начинаем работать. Текст графического диктанта «Филин» в Приложении 1. Слово педагога-психолога: «Остановись, положи карандаш и вспомни определение понятия «Ось симметрии фигуры». Ось симметрии фигуры – это прямая, которая позволяет разделит фигуру на две симметричные части.» Психолог на примере ручек ножниц приводит примеры симметричных и несимметричных предметов, предлагает обучающемуся нарисовать ось симметрии сверху вниз и зеркально скопировать правую часть рисунка.

Психолог даёт задание обучающемуся проверить правильность выполнения графического диктанта и завершить рисунок.

Слово педагога-психолога «Как ты считаешь, как ты справился с данным заданием?»

Обучающийся участвует в диалоге, отвечает на вопросы педагога-психолога.

Обучающийся приступает к выполнению задания.

Обучающийся слушает педагога-психолога, отвечает на вопросы, приводит примеры.

Обучающийся выполняет задание.

Диалог с педагогом-психологом.

4

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цель: оперативная проверка понимания обучающимся изучаемого программного материала, систематизация знаний по изучаемой теме в игровой форме.

Педагог-психолог проводит игру «Муха»

Создаёт условия для сотрудничества. Слово педагога-психолога: «Сейчас я предлагаю тебе поиграть в игру «Муха». Правила игры: На игровом поле располагается муха, которая стремится выбраться из клетки. Каждый ход муха перемещается на одну клетку. Я говорю тебе, куда она полетела, а ты внимательно следи за её передвижениями. Как только муха вылетает за границы поля, ты должен быстро хлопнуть в ладоши, чтобы поймать её. Успеть хлопнуть нужно до того, как я произнесу «следующий ход», иначе муха улетит в окно».

Игровое поле «Муха» в Приложении 2.

Играет в игру, иногда при помощи наводящих пояснений педагога-психолога.

5

Подведение итогов урока, рефлексия

Цель: рефлексия деятельности.

Упражнение «Живая анкета»

Выводы и итоги занятия

Ритуал прощания.

Вопросы:

- Понравилось занятие?

-Твои впечатления?

- Что было трудного?

- Было ли интересно?

Мы сегодня отрабатывали навык следования словесной инструкции и пришли к выводу, что …(даёт возможность обучающемуся продолжить фразу) это умение может пригодиться не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни, в том числе в профессиональной деятельности.

Говорит «До свидания».

Диалог с педагогом-психологом по определению общей результативности занятия.

Диалог с педагогом-психологом по итогам и выводам КРЗ.

Говорит о применении умения следовать любой инструкции

Говорит «До свидания».

Показатели общеметодологической  направленности урока (без привязки к определённому этапу урока):

  1. Определение воспитательного потенциала урока - воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры и умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности - дружелюбности, трудолюбия, наблюдательности, внимательности.
  2. Подбор заданий, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности – графический диктант и игра «Муха» – развивают способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных практических контекстах (математическая грамотность); отработка умения следовать словесной инструкции  пригодиться при взаимодействии с различными людьми успешно применять знания, умения (глобальные компетенции)
  3. Осуществление дифференцированного подхода на уроке – занятие проводится с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
  4. Подбор заданий, способствующих подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).