Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога "Отработка навыка следования словесной инструкции"
Без умения обучающихся не только внимательно слушать, но и слышать, а также четко следовать полученной инструкции невозможно представить эффективный учебный процесс, как невозможно и личностное развитие ребенка. Умение следовать полученной инструкции позволяет структурировать этапы деятельности, минимизировать собственные недочеты и ошибки, рационально использовать время, позволяет обучающемуся чувствовать себя компетентным в учебной деятельности. Неумение следовать указаниям является причиной не только учебной несамостоятельности, но и одной из причин ошибок при сдаче ЕГЭ.
Какими путями может быть сформирован навык?
а) через простой показ;
б) через обьяснение;
в) через сочетание показа и обьяснения.
КРЗ индивидуальное, с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающегося. Есть возможность группового использования.
Глобальной целью данного занятия является формирование функциональной грамотности, чтобы при взаимодействии с внешней средой обучающийся максимально быстро адаптировался и функционировал в ней (о важности правильно услышать устное задание учителя, потому что от понимания задания зависит правильность его выполнения; о необходимости следовать пожарным и др.инструкциям и алгоритмам.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ФИО учителя: педагог-психолог Кузнецова Светлана Викторовна
Предмет: коррекционно-развивающее занятие
Класс: 5
Тема урока (по КТП) «Отработка навыка следования словесной инструкции»
Тип урока: общеметодологическая направленность/ коррекционно-развивающее занятие
Дата проведения: в 2024-2025 учебном году
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):
Предметные:
Научится слушать и слышать учителя/педагога, давать определения понятиям, действовать по инструкции, копировать образец, учитывать в своей работе заданную систему требований
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель с включенной помощью педагога-психолога; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его анализа; высказывать свои предположения.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с включенной помощью педагога-психолога; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные источники, свой жизненный опыт и информацию.
Коммуникативные:
- умение вступать в учебное сотрудничество с педагогом-психологом, осуществлять совместную деятельность в диаде;
- умение вести монолог и диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Личностные:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,созидательном процессе;
- способность к самооценке своих действий, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие навыков сотрудничества с окружающими людьми, эмпатии.
Средства обучения: компьютерное оборудование.
Занятие проводится с помощью дистанционных образовательных технологий на образовательной платформе Сферум.
Форма работы на занятии: индивидуальная.
Занятие разработано с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
Характеристика этапов урока/занятия:
Название и цель этапа урока | Содержание этапа (задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов) | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
1 | Мотивация, самоопределение к деятельности Цель: создание положительного эмоционального настроя, включение обучающегося в деятельность на личностно-значимом уровне | Налаживание контакта. Выполнение упражнений-энергизаторов. | Организационный момент, ритуал приветствия, создание психологического комфорта, внесение эмоционального заряда проведением упражнений, активизация внимания обучающегося, наблюдение педагога-психолога за организацией рабочего места обучающегося, проверка его готовности к занятию. | Приветствует педагога-психолога, называет число, месяц, день недели. Выполняет упражнения-энергизаторы. Проверяет своё рабочее место, наличие тетради и письменных принадлежностей, записывает дату в тетрадь. |
2 | Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы Цель: подготовка к усвоению темы занятия, проблематизация и целеполагание. | Диалог с обучающимся. Определение темы занятия. Рассказ педагога-психолога о значении слова «Инструкция», о необходимости изучения данной темы, выяснение необходимости следовать инструкциям (алгоритмам). | Рассуждает, подводит обучающегося к определению темы занятия. Рассказывает о важности умения следовать любой инструкции (учителя на уроках, пожарной инструкции и т.д.) Инструкция (или последовательность действий) экономит время, учит действовать по алгоритму. Является необходимым элементом не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни. | Определяет границы знания/незнания темы занятия. Обучающийся участвует в диалоге, строит предположения, делает выводы о необходимости следовать любым инструкциям. |
3 | Освоение новых знаний и способов деятельности Цель: развитие свойств произвольного слухового и зрительного внимания (объема, переключения, распределения, концентрации, устойчивости), пространственного воображения, развитие усидчивости и мелкой моторики. | Педагог-психолог проводит графический диктант «Филин». Проверяет знание обучающимся математического понятия «Ось симметрии фигуры», приводит пример с ножницами с симметричными и нессиметричными ручками. Диалог с обучающимся. Задание обучающемуся нарисовать правую часть рисунка зеркально относительно левой части. Демонстрация на экране изображения «Филин» для завершения и самопроверки обучающимся графического диктанта. Подведение итогов по заданию «Графический диктант». | Слово педагога-психолога: «Чтобы отработать навык следования словесной инструкции, я предлагаю тебе выполнить задание «Графический диктант». Ты выполнял когда-либо такое задание? Напомню правила. Одна клеточка – один шаг., двигаться нужно будет вверх, вниз, вправо, влево и по диагонали.» Педагог-психолог просит взять карандаш и поставить стартовую точку. Начинаем работать. Текст графического диктанта «Филин» в Приложении 1. Слово педагога-психолога: «Остановись, положи карандаш и вспомни определение понятия «Ось симметрии фигуры». Ось симметрии фигуры – это прямая, которая позволяет разделит фигуру на две симметричные части.» Психолог на примере ручек ножниц приводит примеры симметричных и несимметричных предметов, предлагает обучающемуся нарисовать ось симметрии сверху вниз и зеркально скопировать правую часть рисунка. Психолог даёт задание обучающемуся проверить правильность выполнения графического диктанта и завершить рисунок. Слово педагога-психолога «Как ты считаешь, как ты справился с данным заданием?» | Обучающийся участвует в диалоге, отвечает на вопросы педагога-психолога. Обучающийся приступает к выполнению задания. Обучающийся слушает педагога-психолога, отвечает на вопросы, приводит примеры. Обучающийся выполняет задание. Диалог с педагогом-психологом. |
4 | Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель: оперативная проверка понимания обучающимся изучаемого программного материала, систематизация знаний по изучаемой теме в игровой форме. | Педагог-психолог проводит игру «Муха» | Создаёт условия для сотрудничества. Слово педагога-психолога: «Сейчас я предлагаю тебе поиграть в игру «Муха». Правила игры: На игровом поле располагается муха, которая стремится выбраться из клетки. Каждый ход муха перемещается на одну клетку. Я говорю тебе, куда она полетела, а ты внимательно следи за её передвижениями. Как только муха вылетает за границы поля, ты должен быстро хлопнуть в ладоши, чтобы поймать её. Успеть хлопнуть нужно до того, как я произнесу «следующий ход», иначе муха улетит в окно». Игровое поле «Муха» в Приложении 2. | Играет в игру, иногда при помощи наводящих пояснений педагога-психолога. |
5 | Подведение итогов урока, рефлексия Цель: рефлексия деятельности. | Упражнение «Живая анкета» Выводы и итоги занятия Ритуал прощания. | Вопросы: - Понравилось занятие? -Твои впечатления? - Что было трудного? - Было ли интересно? Мы сегодня отрабатывали навык следования словесной инструкции и пришли к выводу, что …(даёт возможность обучающемуся продолжить фразу) это умение может пригодиться не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни, в том числе в профессиональной деятельности. Говорит «До свидания». | Диалог с педагогом-психологом по определению общей результативности занятия. Диалог с педагогом-психологом по итогам и выводам КРЗ. Говорит о применении умения следовать любой инструкции Говорит «До свидания». |
Показатели общеметодологической направленности урока (без привязки к определённому этапу урока):
- Определение воспитательного потенциала урока - воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры и умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности - дружелюбности, трудолюбия, наблюдательности, внимательности.
- Подбор заданий, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности – графический диктант и игра «Муха» – развивают способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных практических контекстах (математическая грамотность); отработка умения следовать словесной инструкции пригодиться при взаимодействии с различными людьми успешно применять знания, умения (глобальные компетенции)
- Осуществление дифференцированного подхода на уроке – занятие проводится с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
- Подбор заданий, способствующих подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).

