ДОКЛАД по дисциплине ««Логопедия» (Нарушение темпо-ритмической организации речи) на тему «Классификация нарушений темпа речи»

Газиева Мария Валерьевна

К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребенка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.

Названные виды речевых нарушений могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени расстройства мало беспокоят ребенка. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.

Патогенез, клиника и методы коррекции этих расстройств речи различны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московскойобласти

«Государственный гуманитарно- технологический университет»

(ГГТУ)

Психолого-педагогический факультет

ДОКЛАД

по дисциплине ««Логопедия»

(Нарушение темпо-ритмической организации речи)

на тему «Классификация нарушений темпа речи»

Выполнила:

студентка 5 курса

психолого-педагогического факультета

заочной формы обучения

Газиева Мария Валерьевна

Орехово-Зуево

2022 г

Содержание

1.Темп речи                                                                                                                            3

2. Классификация нарушений темпа речи                                                                           4

3. Классификация разновидностей тахилалии                                                                    6

4. Обследование детей с нарушением темпа речи                                                              8

5.  Список используемой литературы                                                                                 11

3

Темп речи.

Темп ре́чи (итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Измеряется либо числом звуков, слогов и т. д., произносимых в единицу времени (чаще всего — в секунду), либо средней их длительностью.[3]

Нормальный темп речи, то замедляется, то ускоряется. Разница в скорости высказываний зависит от быстроты произнесения фонем, слов, фраз. А также от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, - возбуждения и торможения.[5]

Существует три основных темпа речи: нормальный, быстрый и медленный. Темп играет большую роль в эмоциональной передаче информации.

Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания. Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно- дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.[1]

Пауза - перерыв в звучании голоса на определенное время. Паузы - необходимый элемент речевого высказывания. Их длительность и характер определяют ритмико- мелодическую сторону интонации.

Физиологическая основа плавности речи - механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте 3-х лет эти механизмы находятся в фазе начального становления.

Речь считается прерывистой:

- Замещающие звуки и слова.

- Повторы.

- Паузы.

- Возвраты.

                 - Нескоординированные по времени слова.

4

Классификация нарушений темпа речи

К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребенка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.[2]

Названные виды речевых нарушений могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени расстройства мало беспокоят ребенка. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.[2]

Патогенез, клиника и методы коррекции этих расстройств речи различны.[2]

Брадилалия (от греч. bradys — медленный, lalia — речь) — патологически замедленная, но правильно координированная речь.[4] Синонимы: Brabyphrasia (брадифразия), Brabyarthria (брадиартрия), Brabylogia (брадилогия).[2]

В истории изучения нарушений темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.

С конца XIX в. ее определили как отдельное нарушение темпа речи. В этиологии исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс, 1950; М. Зееман, 1962; М. Е. Хватцев, 1959), экзогенные факторы (интоксикация, астенизация и др.), психологические причины (воспитание, подражание и др. — А. Либманн, 1900; А. Гутцман, 1900; М. Надолечны, 1926; Э. Фрешельс, 1936).

По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеют: патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения (М. Е. Хватцев, Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина); центральные, преимущественно экстрапирамидные моторные нарушения (М. Зееман), а также неправильное течение кортикальных возбуждений во времени, лежащих в основе элементарных актов, из которых возникает речь (А. Куссмауль).[2]

Брадилалия может быть как самостоятельным нарушением темпа речи, так и в сочетании некоторых форм психических заболеваний.

Речевая симптоматика брадилалии:

- Замедленность темпа внешней и внутренней речи.

- Замедленность процессов чтения и письма.

- Интер- и интравербальное замедление.

- Скандирование.

- Монотонность.

5

- Нарушение артикулирования звуков.

- Нарушение голоса.

Неречевая симптоматика брадилалии:

- Нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица.

-  Особенности        психической        деятельности        (замедленность        и        расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления).

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Термин произошел от греческих слов tachis — быстрый, lalia — речь. Синоним: Tachiphrasia (тахифразия).[2]

Тахилалия рассматривалась в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других сторон речи, помимо просодии.

С конца XIX в. тахилалию включили в группу расстройств под названием дизфразии (А. Куссмауль, 1879). Отмечалось преимущественное нарушение дыхания в столь сильной степени («втягивание воздуха в себя»), что появлялось некоторое сходство с заиканием. Как самостоятельная форма нарушения речи с преимущественным расстройством ее темпа впервые выделена Ю. А. Флоренской в 1934 г.[2]

Причины тахилалии:

- расстройство темпа внешней и внутренней речи

- органически обусловленное нарушение ЦРМ

- неправильная функция экстрапирамидной системы

- врожденная речедвигательная недостаточность речевого аппарата

Речевая симптоматика тахилалии:

- неудержимая стремительность речи и на ее фоне - расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д.;

- интервербальная акцелерация (М. Зееман);

- расстройства внутренней речи, чтения и письма.

Неречевая симптоматика тахилалии:

- нарушения общей моторики

- нарушения психических процессов

- нарушения вегетативной нервной системы

- нарушения поведения

- нарушения эмоционально-волевой сферы.

6

Классификация разновидностей тахилалии

Баттаризм (парафразия) — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи.[2]

Причины баттаризма:

  •  соматические;
  •  психогенные факторы;
  •  привычка;
  •  изменения в физиологии и анатомии мозга, связанные с ранним поражением мозга и с наследственностью.

Исторические аспекты причин баттаризма (парафразии):

- сенсомоторные расстройства внимания (А. Либманн (1900);

- несоответствие между желанием говорить и речемоторной возможностью (речевая атаксия) М. Надолечны;

- нарушения в стриопаллидарной системе, связь эпилепсии с ускоренной речью, вследствие органических изменений в мозге (М. Зееман).

Психический фактор парафразии - недостаточная концентрация внимания и несоответствие темпа мышления и речи.

Механизмы возникновения баттаризма:

- преобладание процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы

- проглатывание        и        перестановка        слогов        и        слов,        в        остановках        речи

(М.Надолечны);

- быстрое течение мысли (Э.Фрешельс);

- самопроизвольная        перестройка        внимания        по        ходу        речевого        потока

(Ю.А.Флоренская);

-  расстройство синтаксиса (лингвистика) - А. Гутцман; X. Пик.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи не судорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.[2]

Различия полтерна и заикания:

- не осознают своего дефекта;

- при сосредоточении внимания речь улучшается;

7

 - говорят лучше в присутствии незнакомых людей и в ответственной обстановке;

- во время непринужденного разговора симптомы полтерн усиливаются.

История изучения:

- В 30—50-х годах ХХв. - ЭЭГ заикающихся и лиц с полтерн (различия между заиканием и тахилалией)

- Pichon и Borel-Maisonny (1964) помимо спотыкания выделили еще одно нарушение речи - бормотание (касается расстройства темпа и ритма только внешней стороны речи)

- Первая Международная Конференция по Клаттерингу (2007,Болгария)

Классификация D. Weiss (1964):

Спотыкание – синдром

Чистые формы спотыкания:        

I        группа - с моторными расстройствами

II        группа - с сенсорными

III        группа - с общей трудностью формулирования речи

IV        группа - со спотыканием

Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.[2]

Симптоматика речевая при баттаризме и полтерн:

- нарушения внешней речи;

- нарушения внутренней речи;

- нарушения письменной речи;

- нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание, речевая моторика, лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика.

Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн:

- нарушения общей моторики;

- нарушения внимания;

- нарушения мышления;

- нарушения поведения.

Физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). М.Зееман отмечает, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие

8

мышления опережает развитие его речевых возможностей. Подобное состояние речи у детей на определенном этапе их развития является естественным. Со временем под влиянием воспитательного воздействия окружающих и развития речевых движений детская речь выравнивается, и ее несовершенства исчезают бесследно.[4]

Обследование детей с нарушением темпа речи

Обследование комплексное: медицинское и психолого-педагогическое. Примерная схема обследования:

-сбор анамнеза;

-состояние общей и ручной моторики;

-состояние мимики;

-состояние речевой моторики, орального праксиса;

-экспрессивная речь; -письмо;

-исследование слухового восприятия, слуховой, зрительной и моторной памяти, речевой активности.

В логопедическом заключении указываются:

•        чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;

•        степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

•        влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;

круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;

•        выраженность психических симптомов;

•        нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии);

•        нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления);

•        особенности моторики;

•        отклонения в поведении.[2]

Система лечебно-педагогической комплексной работы предполагает в коррекционном воздействии следующие установки:

-опора на межанализаторные связи;

-коррекция не только внешней, но и внутренней речи;

9

-учетом ведущего вида деятельности ребенка;

-учет        личностных        особенностей,        особенностей        поведения,        эмоционально-волевых проявлений;

-предпочтительнее групповая форма проведения занятий;

-необходимо        медицинское        воздействие        (медикаментозное,        физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение), ЛФК, логоритмика.

Методика логопедической работы при устранении брадилалии: воспитание быстрых и четких движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; убыстрение темпа внутренней речи; убыстрение темпа письма и чтения; воспитание выразительных форм, сценической речи, сценического чтения; воспитание правильной просодики; нормализация общей моторики; формирование ручного праксиса, развитие слухового, зрительного внимания, восприятие ритмов.

Методика логопедической работы при устранении тахилалии: воспитание медленного, спокойного, плавного строго ритмичного дыхания и голосообразования; чтения; речи; - здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; - воспитание общего и слухового внимания к речи.

Этапы коррекционной работы:

1        этап. Этап максимального ограничения речевого общения.

2        этап. Работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения. 3 этап. Работа над пересказом (над редактированием высказываемых мыслей). 4 этап. Работа над коллективным рассказом.

5 этап. Этап подготовки к публичному выступлению. Преодоление баттаризма и полтерн: Те же этапы.

Основные задачи: формирование понятий на конкретной основе, их словесного грамматически правильного выражения;

формирование        темпа        и        слитности        речи        в        единстве        с        другими        психическими процессами, а также с процессами порождения речи.

Приемы работы:

-        фиксация внимания на своей речи;

-        сопряжено-отраженное произнесение фраз, текстов;

-        работа над перефразировкой;

-        диалоги; драматизации;

-        чтение;

-        воспитание логического мышления в речевых и неречевых заданиях;

10

-        работа по преодолению дефектов внутренней речи;

-        развитие слухового внимания, умения слушать речь;

-        упорядочивание темпа речи с помощью автоматизированных речевых рядов.

Важная роль в коррекции нарушения темпа речи ребенка раннего возраста отводится семье. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. А проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, с каждым годом становится все более актуальной. Важно понять, что не только дети нуждаются в психокоррекционной помощи, но и не меньшей степени помощь нужна их родителям.

При брадилалии в первую очередь нормализовать общую моторику− это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка ручную моторику. Также, следует уделить внимание занятиям по логопедической ритмике.

При преодолении тахилалии необходимо воспитание: а) медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи; г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; д) общего и слухового внимания к речи.

Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего начала занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.

11

Список используемой литературы

1.Белякова        Л.И.        ,        Дьякова        Е.А.        Заикание.        Учебное        пособие        для        студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” - М.: В. Секачев, 1998.- 304 с.: ил.

2.Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред.

Л.С. Волковой, - 2-е изд. – в 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 384 с.

3.Светозарова Н.Д.. Физиология речи. Восприятие речи человеком, М., 1976. 4.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы

логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с