Упражнение "Мой цветок счастья" как способ формирования психологического здоровья участников образоваетльного процесса.
В данном материале дано краткое представление о психологическом здоровье и его компонентах. Также представлено арт-терапевтическое упражнение "Мой цветок счастья" и описаны его преимущества в процессе форимирования психологического здоровья участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой цветок счастья» как способ формирования психологического здоровья
участников образовательного процесса.
В современном научном мире понятие «психологическое здоровье» имеет множество смысловых трактовок и структурных взаимосвязей. Значительный вклад в изучение психологического здоровья внесли и такие отечественных психологи, как В. А. Ананьев, Б. С. Братусь, А. И. Пахальян, Ю. М. Забродин, Ю. И. Родин, О. В. Хухлаева, В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов, Е. И. Исаев, Г. А. Цукерман и др.
Непосредственно сам термин «психологическое здоровье» был включен в научный оборот советским и российским психологом И. В. Дубровиной в 1987 году. Согласно определению автора, психологическое здоровье представляет собой совокупность психических свойств личности в динамической связи, которые обеспечивают её согласованное и гармоничное состояние, что позволяет человеку полноценно функционировать в обществе.
В литературе психологическое здоровье человека представляется как система, имеющая три взаимодополняющих и взаимосвязанных друг с другом компонента: потребностно-мотивационный, инструментальный и аксиологический. В аксиологический компонент включают осознание ценности своего «Я» и «Я» остальных людей, что проявляется через позитивное, уважительное и толерантное отношение к себе и окружающему миру. Инструментальный компонент включает в себя способность человека к самопознанию и самосовершенствованию с помощью главного «инструмента» — рефлексии. Потребностно-мотивационный компонент содержит необходимость человека в саморазвитии и самоактуализации. Наличие данного компонента подразумевает принятие ответственности за последствия собственных действий, наличие активной позиции и активных социальных контактов.
Арт-терапевтическое упражнение «Мой цветок счастья» обладает рядом положительных характеристик в процессе формирования психологического здоровья участников образовательного процесса, среди них:
- снятие нервно-психического напряжения моделирование положительного психоэмоционального состояния за счёт рисования и взаимодействия с цветом;
- осознание своих положительных качеств и формирование позитивного отношения к себе;
- актуализация личностных ресурсов и развитие навыка давать себе поддержку в сложных ситуациях.
В ходе упражнения человеку предлагается представить себя в образе цветка (рисунок). Посмотреть на лепестки и записать на них положительные утверждения или качества, которые человек может сказать о себе. Например, я хороший друг или у меня доброе сердце и т.д.
Далее человеку предлагается вспомнить, что помогает цветам расти. Это дождь. На каплях дождя необходимо записать вещи, которые помогают человек чувствовать себя лучше, например, чтение книг, принятие душа, прослушивание любимой музыки и т.д.
После необходимо перейти к корням. Корни – это основа, это то что делает цветок сильным. Человеку же придают силы его близкие люди. Человеку предлагается вспомнить и записать людей, которые могут поддержать его в трудную минуту и к кому он может обратиться за помощью.
После перечисленных шагов завершить упражнение предлагается раскрашиванием цветка.
В зависимости от ситуации после того как человек закончит раскрашивать цветок можно провести беседу спрашивая о том, какие чувства наполняли человека в процессе работы? получилось ли получить удовольствие от работы? какие части работы вызывают особенную радость? есть ли в работе части, которые бы хотелось переделать, усовершенствовать? что важного хочется сказать о получившемся рисунке?
Данное упражнение рекомендуется применять в работе с детьми и подростками. Но также не менее эффективно оно будет при работе со взрослыми участниками образовательного процесса.
СекисоваС.С. педагог-психолог МБОУ «Большееланская СОШ»