Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.

Мария Чаадаева

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

Работа по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.

Чаадаева Мария Павловна

Педагог-психолог

 

Цель: выявить и обосновать комплекс психолого- педагогических условий профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

  1. Изучить диагностические методики, комплекс психопрофилактических и коррекционных мероприятий по профилактике девиантного поведения подростков.
  2. Рассмотреть комплекс мероприятий для работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков и внедрить ее в практическую деятельность     общеобразовательной школы.

 Успешность воспитания подростка и профилактики формирующегося дeвиaнтного поведения в немалой степени зависит от преодоления стереотипного отношения к подростку как к ребенку.

Мною рассмотрен комплекс психолого - педагогических условий, способствующий эффективной профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.

 В своей методической разработке я рассматриваю диагностику, профилактику и коррекцию девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы.

Диагностика девиантного поведения подростков.

Каждый  девиантный ребенок имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над однолетками, грубость  в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень притязаний, а практическому психологу важно проследить их генезис и лишь тогда решать вопросы профилактики, диагностики, консультирования и коррекции, приэтом необходимо помнить, что причины нарушений поведения почти всегда взаимосвязаны.

 Семья – основной институт воспитания детей. Образцы поведения дети перенимают у своих родителей, поскольку именно родители определяют нормы оцени поведения. Дети часто играют роли своих родителей, поэтому очень важно предупредить закрепление дезадаптивных форм поведения ребенка путем психокоррекционной и консультативной работы не только с детьми, но и с родителями.

Для успешного выявления отклоняющий форм в работе с подростками применяется комплекс психологических диагностик.

Диагностика “первичного социума” отношений  «родители–дети» показывает уровень социализации ребенка, усвоение им системы ценностей, норм, знаний, культуры. Методики: опросник родительского отношения (Варга, Столин), подростки о родителях (Шафер), опросник социализации для школьников “Моя семья”, изучение идентификации с родителями (Захаров). Измерение родительских установок и реакций (PARY).

Целесообразным в практике исследования причин девиантного поведения является использование метода «незаконченных предложений» А. Пейна (модифицированный С. Подмазиным) для разных возрастных категорий. Обработка результатов дает информацию об отношении ученика к родителям, друзьям, одноклассникам, учителям, самим себе; об их мечтах, желаниях, страхах, проблемах личностного развития. На основе этого можно сделать психологический анализ доминирующих стереотипов сознания и деятельности.

 Информационной для психолога является диагностика помех личностного развития – опросник для детей 9-11 лет, включающий 90 вопросов. Анкетирование дает психологу возможность определить уровень тревожности, импульсивности, агрессивности, склонность к нечестному поведению, асоциальную замкнутость, неуверенность, и эстетическую нечувствительность. При этом, важное значение имеет сама организация анкетирования, поскольку честность ответов прямо зависит от того доверительного контакта, который психолог сумеет установить с детьми. Валидность данной диагностики подтверждается многолетним опытом.

 Для изучения типа темперамента можно использовать опросник Г.Айзенка, либо тейпинг-тест, для изучения типа реагирования в конфликтной ситуации – тест фрустрации С.Розенцвейга. Подростки, которых считают трудновоспитуемыми, очень отличаются направлениями стереотипной реакции на конфликтную ситуацию. Так, одни из них проявляют экстернальность, а другие – интернальность, а некоторые – равнодушие или занимают компромиссную позицию.  

 Для работы с трудновоспитуемыми детьми психологи с успехом используют патохарактерологический опросник (ПДО) А. Личко, который выделяет 11 типов акцентуаций характера. Для диагностики акцентуаций личности можно использовать опросник Х.Шмишека, в основу которого положена концепция «акцентуаций личности» К. Леонгарда.

 Для диагностики склонности к отклоняющемуся поведению является стандартизированный тест-опросник, предназначенный для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения  (СОП) А. Н. Орел.

Действенным методом влияния среды на ребенка, и наоборот, отношения ребенка  к близким людям, является методика изучения социальной близости. В результате анализа ответов на поставленные вопросы, психолог получает информацию о том, кто из близкого окружения ребенка является для него наиболее авторитетным, с кем чаще всего он советуется, от кого ждет помощи, кому доверяет, на кого хочет быть похожим и т.д.

 Проективные тесты имеют ряд преимуществ, в частности потому, что дети воспринимают их как игру и не осознают целей исследования, что дает возможность получить истинный результат, приоткрыть двери в свет проблем школьника, что не всегда доступно вербальным методикам.

 Диагностика личности с помощью психорисунков (Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», «несуществующее животное») являются достаточно информативным, однако, требуют хорошей теоретической и практической подготовки психологов.

 Диагностика школьной социализации предусматривает выявление не только возможные недостатки в его интеллектуально-личностном развитии, но и индивидуальные особенности учителей: стиль руководства классом, статус учащегося в классном школьном. Для выявления возможных нарушений рекомендуется изучать: уровень познавательной потребности, направленность на приобретение знаний, отношение к учению и к учебным предметам; использовать метод наблюдения для оценки волевых качеств, методика “Направленность на отметку”, “Оценка силы волевых качеств”, методика выявления уровня смелости (Г. А. Калашникова), методика оценки уровня притязаний детей школьного возраста, тест животных Заззо, Тест школьной тревожности Филипса, социометрия (Морено) и др. 

Особенности характера и психо-эмоционального состояния ребенка изучаются при помощи методик направленных на изучение самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн или в модификации А.М. Прихожан, исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования; особенности личностного профиля изучается по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттела (юношеский вариант – 14 F), акцентуации характера выявляются по тесту-опроснику Шмишека, состояние диагностируется по методике цветовых выборов Люшера. 

 Необходимо мотивировать подростков к взаимодействию в процессе предварительной индивидуальной беседы. Во время такой беседы психологу нужно проявить особую гибкость при контакте с подростком, не использовать поучительную, менторскую позицию. Помимо сочувствия и тепла важно выразить уважение к подростку.

 При установлении контакта с трудным ребенком, необходимо учитывать, что у него часто не удовлетворены потребности в развитии и безопасности, что ребенок уже боится верить взрослому, и психолог должен постоянно подтверждать, что он не прервет данный контакт. Ребенок может провоцировать своим поведением взрослого, но часто за этим стоят такие вопросы, как: «Можно ли доверять?», «Какой ты?», «Какой я?». Подросток осознает, что человек, с которым он общается, не просто взрослый (как отец или мать), но это еще и психолог. Поддержка заключается в том, что психолог принимает ребенка таким, какой он есть, но не всегда принимает его поведение.

Профилактика отклоняющегося поведения.

 Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:

 - психологическая превенция (предупреждение психопрофилактика);

 - психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

  Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий. Условиями успешности коррекционной работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком. В работе необходимо выделить: первичную, вторичную и третичную профилактику.

Коррекция девиантного поведения подростков.

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционная работа в подростковых и девиантных группах включает следующие этапы:

  • формулировка социально-педагогической и психологической

проблемы выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения

  • диагностический этап
  • выбор методов и технологий коррекционной работы
  • использование методов, методик и технологий коррекционной работы
  • разработка программы
  • осуществление этой программы
  • контроль за ходом и эффективностью программы

Особая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях подростков с девиантным поведением зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью.

 Опыт в работе с девиантными подростками в общеобразовательной школе, привели к попытке создать комплекс мероприятий.

(См. Приложение 1)

 Таким образом, выявив склонности к девиантному поведению подростков, проведя диагностику, комплекс психопрофилактических и коррекционных мероприятий, можно избежать формирования отклоняющегося поведения.

Запланирована экспериментальная работа, которая будет проводиться в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

 На первом этапе опытно-экспериментальной работы – исследования психологических особенностей личности подростков, склонных к девиантному поведению

 По результатам констатирующего этапа, будет сформирована группа (экспериментальная). В группу будут входить дети «Группы риска». В рамках формирующего будут предложены мероприятия для профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

 Программа мероприятий состоит из 2-х блоков - блок 1. теоретический, блок 2. практический , в которых по 3-4 занятия. В программе мероприятий несколько основных этапов:

1. Этап - ориентировочный, направлен на установление эмоциональных контактов, на создание атмосферы принятия и доверия;

2. Этап - конструктивно-формирующий, направлен на решение основных задач коррекции. На данном этапе используются специально отобранные игры и упражнения, техники эмпатического слушания, приемы конфронтации, резюмирования, суммирования, методы решения конфликтных ситуаций и др.;

3. Этап - обобщающе-закрепляющий, решает задачу обобщения сформированных у подростка способов деятельности, их закрепления и переноса на практику реальной жизни ребенка. В связи с этим к работе привлекаются родители и ближайшее социальное окружение, которые могут принимать реальное участие в занятиях, в выполнении домашних заданий, а также предоставляют психологу сведения о новых возможностях и способностях ребенка. Используются техники проигрывания реальных условных ситуаций, совместная деятельность детей с родителями и др.

 После, сравнив результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе (после занятий) с результатами констатирующего этапа мы сможем сделать вывод о том, как в экспериментальной группе у подростков изменилась самооценка, узнаем, об уровне осведомленности о психоактивных веществах, об уровне жизнестойкости.

 После проведения занятий с участниками будет проведен контрольный замер по тем же диагностическим методикам, что и до коррекции. При помощи сравнения показателей  мы определим насколько была эффективна работа.

Приложение 1

Краткое описание комплекса мероприятий формирующего этапа коррекции девиантного поведения.

Блок 1. Теоретический.

Цель: ознакомить подростков с последствием курения, алкоголя и употребления наркотических веществ и их влияния на здоровье человека.

Тема 1. «Последствия влияния курения на организм подростков».

Основные понятия: здоровье, никотин.

Содержание работы:

Определение с подростками вреда курения на растущий организм. Прослушивание аудиозаписей об отношении детей к лицам курящим. Просмотр видеозаписей об организме курящего человека. Обсуждение социальных неблагоприятных последствий курящего человека.

Тема 2. «Последствия злоупотребления алкогольной продукции на организм подростков».

Основные понятия: здоровье, алкоголь.

Содержание работы:

Определение с подростками вреда злоупотребления алкоголя на растущий организм. Прослушивание аудиозаписей об отношении детей к лицам страдающим алкоголизмом. Просмотр видеозаписей об организме пьющего человека. Обсуждение социальных неблагоприятных последствий пьющего человека.

Домашнее задание: подготовить рассказ о влияние алкоголя на работу головного мозга.

Тема 3. «Здоровый образ жизни».

Основные понятия: спорт, путешествия, туризм.

Содержание работы:

Обсуждение домашнего задания. Определение с подростками необходимости вести здоровый образ жизни, формирование интереса к проведению досуга без употребления алкоголя и курения. Прослушивание рассказов известных спортсменов, обсуждение образа жизни людей увлекающихся туризмом и путешествиями. Просмотр видеозаписей путешественников о разных странах.

Тема 4. «Экономические и социальные последствия употребления наркотиков».

Основные понятия: наркотики, виды, дилеры.

Содержание работы:

Определение с подростками вреда наркотиков. Определение негативных последствий на экономическую сторону употребления наркотиков, определение негативных последствий на социальную сторону употребления наркотиков как на личность в целом, так и на ближайшее окружение.

Методы: лекция, беседа, круглый стол.

Домашнее задание: подбор вырезок из газет о последствиях употребления наркотиков.

Тема 5. «Почему мы говорим НЕТ наркотикам».

Основные понятия: молодежные движения, история молодежных движений, здоровье нации.

Содержание работы:

Обсуждение домашнего задания. Рассмотрение ценности здорового образа жизни, истории молодежных движений, которые борются за здоровье нации.

Тема 6. «Молодежь против преступности. Мы хотим жить в безопасном мире».

Понятия: преступление, Уголовный кодекс. Воровство. Хулиганство. Проституция.

Содержание работы:

Разбор современной ситуации с молодежной преступностью. Проблемы с преступностью в Адыгее. Опасность преступной молодежной среды. Разбор сюжетов о нарушителях закона. Просмотр полицейских репортажей. Встреча с сотрудниками полиции.

Тема 7. «Успешная карьера в рамках закона».

Понятия: Карьера, профессиональный рост, жизненный успех.

Содержание работы:

Обсуждение проблемы самоопределения. Какую карьеру можно построить в современном мире? Спортивная карьера, финансовая карьера, политическая карьера, предпринимательская карьера. Влияние судимости на карьеру, влияние проституции на карьеру.

Блок 2. Практический.

Занятие 1. Знакомство.

Упражнения на знакомство. «Американское приветствие», «Имена по кругу», «Ассоциации», «Шаг вперед все, кто…», «На тебе надето…» и т.д.

Цель: знакомство участников группы друг с другом и с ведущим, установление правил поведения в группе.

Упражнения на синхронизацию. «Ладушки», «Перехват», «Колпак», «Волна», «Электрический ток», «Массаж», «Прими подарок», «Догнать впереди идущего» и т.д.

Цель: установление контактов, развитие навыков совместной игры.

Упражнение на доверие. «Доверяющее падение», «Слепой и повадырь», «Передай апельсин», «Клубочек», «Прими подарок» и т.д.

Цель: научиться быть открытым перед участникам игр.

Упражнения на взаимодействие. «Сиамские близнецы», «Прорвись в круг», «Карусель» и.д.

Цель: повышение активности участников группы.

Упражнения на реакцию. «Я - луноход», «Слоник-утка-зайчик», «Японская машинка», «Отвечает сосед с права», «Третий лишний», «Гуси-лебеди», «Тюрьма» и т.д.

Цель: выявление поведения в ситуациях возможных будущих конфликтов.

Занятие 2 и 3. «Правильный выбор - Нет курению! Нет алкоголю!»

Цель: формирование личной ответственности за свое поведение.

Формирование умений конструктивного способа решения трудных ситуаций.

Упражнение «Выход из конфликта».

Цель: выявление поведения в ситуациях возможных будущих конфликтов.

Инструкция: ведущий предлагает разбиться на пары. Одна пара проигрывает обычное для подростков развитие конфликта. Другая пара проигрывает эту же ситуацию, но с Я-высказываниями:

Упражнение: «Вырази свое чувство» (ключевая фраза: «Я . . .»).

Цель: выявление своих чувств и чувств других людей.

Инструкция: Ты можешь быть сердитым, огорченным, разочарованным или испытывать другие чувства. Очень важно установить как для себя, так и для других то, что ты испытываешь. Например, если твой десятилетний сын возвращается домой из школы слишком поздно, ты чувствуешь скорее волнение, чем гнев. Зная о твоем волнении, сын быстрее поймет, почему нежелательно позднее возвращение из школы и впредь постарается не допускать такого рода поступков.

Упражнение: «Установить событие, какое вызвало у тебя это чувство» (ключевая фраза:«Я... потому что...»).

Цель: выявление ситуаций вызывающих определенные чувства и эмоции.

Инструкция: Будь точным и конкретным. Воспользуйся ситуацией, чтобы попытаться изменить конкретный поступок, а не целиком личность своего ребенка.

«Я волнуюсь, потому что ты не подготовился к контрольной работе».

«Я огорчен, потому что видел тебя с бутылкой пива».

Упражнение: «Объясни, которое вызвало у тебя это чувство» (ключевая фраза:«Когда ты..., то я почувствовал...»).

Цель: рефлексия событий вызывающих те или иные чувства.

Инструкция: Разъяснение, почему то или иное событие вызывает у тебя конкретное чувство, позволяет подростку узнать, что твои чувства имеют причину, и это подтолкнет твоего ребенка к решению проблемы.

Упражнение. «Учимся говорить «Нет!»

Цель: найти выход из трудных ситуаций

Инструкция: Предлагается набор ситуаций, провоцирующих опасное поведение и ролевое проигрывание отказов от опасного поведения. После этого предлагается обсудить все, что записано, и выбрать самый эффективный отказ. Обсуждается, почему эти фразы оказались самыми действенными. Обсуждение качеств человека, который умеет отказаться от сомнительных предложений.

Упражнение. «Человек в трудной ситуации»

Цель: найти выход из трудных ситуаций

Инструкция: Работа в группах по поиску оптимального решения. Обсуждение возможностей выхода из трудных ситуаций. Конструктивные и неконструктивные способы решения трудных ситуаций. Кто может помочь в трудной ситуации.

Упражнение «Конфликт».

Цель: найти выход из конфликтных ситуаций

Инструкция: Участники делятся на три группы: первая команда, вторая команда и два эксперта игры. Перед началом игры ведущий просит, чтобы внутри первой и второй команды учащиеся поделились на пары. Игра состоит из нескольких раундов (по числу пар в играющих командах). Ведущий на каждый раунд задает проблемную ситуацию, связанную с «острыми» коммуникациями между подростками («выбивание» денег, шантаж, угроза физической расправы, вовлечение в драку, оскорбление и т.п.). От каждой команды в игре принимает участие по одной паре, т.е. раунд состоит из «выяснения отношений» между двумя парами, защищающими интересы своих команд. Перед началом «выяснения отношений» ведущий определяет, какая из пар будет «нападать» и «отвечать» (кто нападающий и кто защищающийся в инсценируемой ситуации). Игру оценивают два эксперта, которые засчитывают баллы по двум пунктам: за конструктивный способ разрешения проблемы; за находчивость в деле обострения конфликта.

В начале игры только один представитель от каждой пары принимает участие в «завязке» проблемы. Интрига игры состоит в том, что эксперт в любой момент разыгрывания ситуации может хлопнуть в ладоши, и участники пар должны сменить друг друга. Эксперты между собой договариваются, какой из команд они будут сигнализировать о смене участника игры. Таким образом, сюжетная линия «выяснения отношений» может состоять из взлетов и падений, успехов и неудач.

При каждом новом раунде команды меняются ролевыми позициями - кто был нападающим, теперь должен отразить противоположный характер «выяснения отношений».

В конце игры эксперты суммируют баллы, полученные командами, и определяют победителя.

Обсуждение: впечатление от игры, трудности в выполнении задания.

Упражнение. «Антиреклама».

Цель: профилактика курения.

Инструкция: учащимся предлагаем сделать антирекламу для сигарет «Мальборо».

Занятие 4. «Нет наркотикам!»

Упражнение: «Статистика»:

Цель: профилактика употребления наркотиков подростками.

Инструкция: анализ статистических данных, задающих, увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей от потребления наркотиков.

Игра: «Наркомания и общество».

В роли «специалистов» выступают учащиеся с заранее подготовленной информацией. Тексты выступлений пишут на основании книг, журнальных и газетных публикаций, а также данных опросов, проводимых в школе с помощью учителей и психологов.

На ролевой игре:

«социолог» - приводит статистические данные и результаты опросов об отношении к наркотическим веществам и негативных социальных последствиях наркомании;

«историк» - о некоторых фактах истории приобщения человечества к наркотикам, о роли наркотиков в молодежной субкультуре;

«медик» - о физиологическом действии наркотических веществ, особенностях заболеваний, с ними связанных;

«юрист» - приводит статьи УК РФ, связанные с употреблением наркотиков и алкоголя.

«Специалисты» - остальные учащиеся.

Занятие 5. «Мое будущее!»

Упражнение. «Планируем карьеру до 30 лет».

Цель: определение планов на будущее.

Инструкция: Напишите, как вы представляете свое будущее в 30 лет.положение в обществе, финансовый достаток, семья.

Напишите, каким путем вы до этого дойдете. Кто вам поможет. Опишите, какие трудности вы встретите. Как будете бороться с соблазном употребления наркотиков, алкоголя, табака на пути к своему будущему.

Упражнение. «Преодоление препятствий».

Цель: определение планов на будущее.

Инструкция: Группа садится в круг. Каждый по очереди читает план карьеры и свои достижения. Группа придумывает ему сложности, а участники рассказывают как будут их преодолевать.

Упражнение. «Мы говорим НЕТ наркотикам и алкоголю и говорим - ДА своему будущему».

Цель: закрепление положительного результата.

Инструкция: обсуждение занятия в свободной форме.

Итак, игровые методы терапии, с одной стороны, просты по технике, а с другой - результативны с точки зрения воспитания адекватных поведенческих установок и самооценки подростков, нормализации их отношений между собой, совершенствования коммуникативных навыков, снятия эмоционального напряжения, развития креативности и т.д., что составляет содержание работы психолога образовательного учреждения по профилактике и коррекции девиантного поведения.

Целесообразность использования игротерапии в организации работы по профилактике девиантного поведения подростков обусловлена, во-первых, тем, что игра для них остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения. Во-вторых, здесь представлено единство психологической природы игры и общения. В-третьих, в игре подросток может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни. В-четвертых игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психологического развития подростка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь как со взрослым: психологом, педагогом, родителем, так и со сверстником.