Родительское собрание 8 кл.
Родительское собрние для 8 класса по теме: "Особенности формирования антивитльного настроения у подростков и факторы составляющие природную основу антивитальности".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение педагогов-психологов
Родительское собрание: Тема: «Особенности формирования антивитального настроения у подростков и факторы, составляющие природную основу антивитальности»
Категория родителей: родители 8- го класса
Цель выступления психолога: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросу профилактики антивитального поведения детей и подростков.
Форма выступления: семинар-практикум
Раздаточный материал: Тест-опросник родительского отношения, разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным, Листы А4
Конспект родительского собрания:
Ход выступления
-Добрый день уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы! (Зачитывается эпиграф.)
Вот они вечные истины эти:
Поздно заметили… Мимо прошли…
Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли!
С.Давидович
-Ваши дети входят в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в их характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Поддержка семьи вашему ребенку сейчас очень важна. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие.
Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка. Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Темно»
-Прокомментируйте увиденный вами ролик? (ответы родителей)
-Как вы поняли его? (ответы родителей)
-Данный ролик, пусть на уровне метафоры, рассказывает нам о чувствах подростка, которой не видит выхода из сложившейся ситуации. Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
-Основное влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения. Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда же берутся потом подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, с нежеланием жить, трудновоспитуемые и социально запущенные. Как достигается такой результат?
Упражнение «Чистый лист».
-Уважаемые родители, работайте вместе со мной. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Чистый лист». У вас на столах находятся чистые листы бумаги А4, возьмите их, пожалуйста.
Представим себе, что это душа ребенка (психолог демонстрирует чистый лист бумаги, постепенно сворачивая его в четыре части).
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит то же самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя – ещё кусочек.
-Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.(ответы родителей)
-А что в итоге? (в листе бумаги должна появиться внушающая дыра).
-Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
-А как часто, вы уважаемые родители, задумываетесь над такими вопросами как: какие чувства и переживания, испытывает мой повзрослевший ребенок?
- Как складываются его отношения с семьей, сверстниками, учителями?
- Какие проблемы волнуют моего ребенка?
- Пожалуй, не так часто
-В последнее время в подростковой среде возросло проявление антивитальных настроений, которое обусловлено в большинстве своем веянием парасуицидальных и суицидальных попыток. К сожалению, причины возникновения данного феномена скрыто в глубине подросткового периода и сегодня нам с вами предстоит понять причину этого и разработать алгоритм действий разрешения данной ситуации.
Упражнение “Ассоциации”
-Когда мы слышим слово “Антивитальное поведение”, то, что приходит в этот момент нам в голову? (Ответы родителей)
Антивитальное поведение включает в себя как возникновение мыслей о возможном уходе из жизни, размышления и настроенность на реализацию задуманного, так и собственно суицидальную и парасуицидальную активность на разных этапах ее осуществления.
Анализируя статистические данные современных психологов, было отмечено, что особое место в проявлении антивитальных настроений занимает подрастающее поколение
Это, прежде всего, обусловлено переменами, происходящими в самом подростке
Обсуждение
– Что способствует такому поведению? (ответы родителей)
– Какие возможные причины? (ответы родителей)
- Наблюдая за подростками, можно отметить, что происходящая гормональная перестройка провоцирует у них частую смену настроений. А психофизическое развитие подростков, обусловленное полярностью психики, может проявляться как в импульсивности, так и в настойчивости поведения, как в ранимости и неуверенности в себе, так и безаппеляционности в суждениях, а иногда нежность и ласковость подростка может смениться недетской жестокостью.
Ведь подросток, дышащий полной грудью, осознающий себя единым целым и живущий в гармонии с собой, способен сделать других счастливыми, то есть делиться своей радостью с окружающими.
Росту антивитальных настроений подростков, могут способствовать ряд факторов
социальные (воспитание в неблагополучной семье, завышенные требования благополучных семей, тяжелое материальное положение, физическое и психологическое насилие в семье, наличие случаев суицида в семье, отсутствие одного из родителей, частая смена места жительства и учебы),
индивидуально-психологические (особенности психического склада – легкая возбудимость, раздражительность, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, активное употребление алкоголя или наркотиков, клинические расстройства),
поведенческие (нарушение межличностных отношение, сужение круга общения, утрата позиций в коллективе, невозможность влиться в коллектив, утрата интереса к окружающему миру).
ситуационные (личные неудачи, ссоры, конфликты с друзьями, другими подростками, травля, в том числе в социальных сетях, нестабильная обстановка в семье или объективно тяжелая жизненная ситуация).
Следует отметить, что вовремя замеченные проявления антивитальных настроений в поведении подрастающего поколения, правильно организованная психолого- педагогическая и медицинская помощь играют первостепенную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая может привести и к суицидальным попыткам.
В современных условиях профилактическая работа не может быть ориентирована только на детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении, она должна учитывать и основной контингент учащихся и их родителей, что связано с многообразием факторов, влияющих на появление антивитальных проявлений и среди обучающихся из социально благополучных семей, и среди категории одаренных детей.
Следует отметить, что вовремя замеченные проявления антивитальных настроений в поведении подрастающего поколения, правильно организованная психолого-педагогическая и медицинская помощь играют первостепенную роль в предотвращении деформации личности подростка, которая может привести к суицидальным попыткам
- Рекомендации при общении с детьми
- любите своего ребенка и пусть он не усомнится в этом
- принимайте своего ребенка таким, какой он есть,-со всеми достоинствами и недостатками
- опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности
- создавайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым
- не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания
- помните, что воспитывают не слова, а личный пример
- не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален
- не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите
- помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы
В завершение нашего собрания, предлагаю пройти тестирование
Тест-опросник « Родительского отношения»
Тест-опросник родительского отношения, разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным направлен на выявление родительского отношения к ребенку.
Родительское отношение понимается как система чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Необходимо выразить согласие или несогласие со следующими утверждениями с помощью ответов «да» или «нет».
Тест – опросник
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
- Я уважаю своего ребенка.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто мне неприятен.
- Я все время стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
- По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживаю осуждения.
- Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
- Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок, как губка, впитывает все плохое.
- При всем старании, моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
- Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
- Я всегда принимаю участие в делах и играх моего ребенка.
- К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни
- Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они мне кажутся более воспитанными и разумными, чем мой ребенок.
- Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
- Я часто ловлю себя на мысли о том, что я с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что мне лично не удалось в жизни.
- Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
- Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
- При принятии решения в семье следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
- Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях мой ребенок прав.
- Ети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребенком.
- Я испытываю дружеские чувства по отношению к своему ребенку.
- Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
- Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
- Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения моего ребенка.
- Мой ребенок кого угодно выведет из себя.
- Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
- Мой ребенок меня часто раздражает.
- Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
- Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
- Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это сделает, то обязательно получится не так, как нужно.
- Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
- Я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка и оценка результатов.
Принятие – отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10. 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56,60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61
За каждый ответ «да» - 1 балл, за каждый ответ «нет» 0 баллов.
Высокие баллы по шкале «Принятие – отвержение ребенка» - то 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
Высокие баллы по шкале «Кооперация» - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к жизни ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет его самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы по этой шкале – 1-2 балла- говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом.
Высокие баллы по шкале «Симбиоз» - 6-7 баллов – свидетельствуют, что данный взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла – говорят о том, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.
Высокие баллы по шкале «Контроль» - 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку свою волю почти во всем.
Низкие баллы по шкале 1-2 балла – свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Это может отрицательно сказаться на обучении и воспитании ребенка. Наилучшим вариантом оценки по этой шкале являются от 3до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «Отношение к неудачам ребенка» - 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как несмышлёному существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, он игнорирует их.
Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла – свидетельствуют о том, что взрослый считает неудачи ребенка случайными и верит в него.
-Уважаемые родители, спасибо за вашу работу, Собрание закончено