Рабочая программа «Пути успешной адаптации»
Данная программа предназначен для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первых, пятых и десятых классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников, разработки способов адаптации образовательной среды к учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пути успешной адаптации»
Подготовил: Шевцова Н.А. педагог-психолог
Аннотация.
Данный проект предназначен для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первых, пятых и десятых классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников, разработки способов адаптации образовательной среды к учащимся.
Актуальность данного иссследовательского проекта состоит в том, что первый, пятый и десятый классы – один из наиболее важных и сложных периодов в жизни учащихся, связанный с адаптацией к школе и резкой сменой социальной ситуации обучения.
В настоящее время в нашей стране интенсивно развивается школьная психологическая служба. Среди основных целей деятельности психологов в образовательных учреждениях содействие развитию личности учащихся и сохранению их психологического здоровья.
Одним из важнейших условий достижения данной цели является обеспечение адаптации детей к образовательной среде. Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается фактически до окончания школы, т.к. образовательный процесс, по своей сути, предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Таким периодами являются адаптационные этапы учащихся 1,5 и 10 классов Педагогическая практика показывает, что для многих школьников в это время типичны снижение успеваемости, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе перехода в среднюю школу являются актуальными задачами педагогической психологии.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального др. потенциалов в данной ему педагогической среде.
Таким образом, проблема адаптации ребенка в школе является актуальной проблемой для учителей начальной школы, среднего, старшего звена и самих родителей учащихся.
Цель – исследование психологических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов к школьному обучению, разработка практических рекомендаций для учителей и родителей по определению возможных путей и средств решения проблем «переходного периода».
Задачи:
Исследование позитивных и негативных факторов, способствующих или препятствующих успешному прохождению адаптационного периода.
Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей учащихся.
Оказание психологической помощи педагогами родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям обучения.
Совместная работа с классным руководителем по программе адаптации в начале учебного года.
Проведение развивающей ,коррекционной работы с учащимся.
В соответствии с целью, задачами запланированны следующие методы: анализ и обобщение теоретических положений по проблеме исследования; анкетный опрос учащихся и их родителей; анализ психолого-педагогической документации; психологические тесты, направленные на изучение тех или иных аспектов системы субъектных отношений и характеристик личности ребёнка: методика Керна-Йерасека, шкала тревожности Филлипса, шкала тревожности Кондаша, изучение самооценки по опроснику Казанцевой, методика экспресс диагностики характерологических особенностей Айзенка, методика изучения мотивации Карповой, Социометрия Дж. Морено.
Гипотеза. Если рассмотреть проблемы адаптации учащихся и наметить пути решения данной проблемы, можно сократить период адаптации и достигнуть более легкого вхождения ребенка в учебно-воспитательный процесс школы
Объект исследования: психологическая адаптация учащихся к обучению в школе.
Предмет исследования: особенности психологической адаптации учащихся к условиям обучения.
Научная новизна исследования состоит в том, что особенности сочетания компонентов психологического ресурса обусловливают индивидуальные варианты успешной адаптации или дезадаптации учащихся к условиям обучения
Практическая значимость проекта определяется возможностями использования полученных результатов учителями начальной, средней и старшей школы, а также школьными психологами по формированию психологической адаптации учащихся. Профилактические занятия с учащимися могут существенно повысить успешность адаптации детей к условиям обучения в средней школе.
Этапы реализации.
I.Диагностический.
Цель этапа – определение психологической готовности к обучению, выявление школьной адаптации и мотивации учеников, изучении е уровня и характера тревожности, связанных со школой, выявление потенциальных изгоев в коллективе, выявление характерологических особенностей учащихся, определение типа личности, определение уровня самооценки и познавательной потребности.
II. Адаптационный.
Цель этапа – формирование доброжелательной и доверительной атмосферы в коллективе с учителями, укрепление желания учиться, получать знания, создание социально-психологических условий для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения, способствование развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития, самовоспитания.
III. Коррекционный.
Цель этапа – повышение самооценки ребенка, расслабление мышечного напряжения, усталости, формирование у учащихся доверия и уверенности в себе, возможности поверить в себя, свои силы, моделирование своего образа «Я» в будущем.
Реализация проекта предполагает взаимодействие со следующими структурами: отделам образования, методическим отделом, образовательными учреждениями города, системой дополнительного образования, высшими учебными заведениями (Жезказганский университет им. О.А.Байконурова, ЖИГК)
Особенности адаптации школьников.
Адаптационный период охватывает первые полгода обучения в первом, пятом и десятом классах.
Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все участники образовательного процесса в начале учебного года. Особенно остро этот стресс испытывают те учащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики первых, пятых и десятых классов.
Переход на новую ступень образования характеризуется рядом психологических особенностей. Прежде всего, учащиеся попадают в новый коллектив сверстников и учителей, происходит значительное увеличение учебной нагрузки. Кроме того, в каждом “переходном” классе имеются свои особенности.
1-й класс. | 5-й класс. | 10-й класс. |
Значительное повышение личностной и ситуационной тревожности детей. Им не всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Отсюда нарушение дисциплины первоклассниками, их эмоциональная неустойчивость и даже соматические заболевания. | Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями. | Учащиеся испытывают желание “отдохнуть” после экзаменов в девятом классе и перед выпускным одиннадцатым. Это ведет к ослаблению внимания к школьным предметам, тогда как десятый класс – наиболее сензитивный период для окончательного профессионального самоопределения. |
Каждый из переломных моментов школьной жизни связан с вхождением ребенка в новую социальную среду. Необходимо понять, какую роль в становлении личности играет адаптационный период. Рассмотрим фазы становления личности.
Первая фаза (адаптация) становления личности предполагает усвоение действующих в той социальной общности, в которую он входит определенных норм и правил. Субъект не может проявить себя как личность до того момента, пока он не усвоит данные правила.
Вторая фаза (индивидуализация) порождается противоречием между тем, что он стал таким как все (адаптировался) и неудовлетворенной потребностью в индивидуализации. Человек начинает искать способы для выражения своей индивидуальности.
Третья фаза (интеграция) состоит в том, что личность сохраняет лишь те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности осуществить значимый вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой значимыми для ее развития. Так происходит взаимная трансформация личности и группы.
Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складываться качества конформности, безынициативности, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной личностной деформации.
Человеку на протяжении всей жизни приходится не раз входить в новую для себя общность и ситуация успешной или неуспешной адаптации многократно воспроизводится, отсюда у индивида складывается достаточно устойчивая структура личности.
Устойчивая психическая адаптация – уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.
Понятие “устойчивая адаптация” можно считать синонимом нормы здоровья.
Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.
Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.
Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа “Я”, осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.
Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.
В логике системно-ориентационного подхода сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого наиболее эффективным методом. Таким методом в современной практике образования можно назвать новый компонент – психолого-педагогическую поддержку в процессе сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.
Приложение 1
Программа психологического сопровождения учащихся
10-х классов в адаптационный период
|