Рабочая программа профилактика буллинга «Каждый важен»

Шевцова Наталья Андреевна

Буллинг в школе — агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktiki_bullinga_v_shkole.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чернореческая средняя образовательная школа №1»

                                                                                          Утверждаю:

                                                                                                         Директор МБОУ

                                                                                     «Чернореченской СОШ №1»

                                                                                     ____________И.Е. Лейниш

                                                                                       «_____»____________2023 г.

   Приказ №____от «___»__________2023

Рабочая программа

профилактика буллинга

«Каждый важен»

2023-2024 учебный год

Составители: Еремеева О.И. социальный педагог,

Шевцова Н.А. педагог-психолог.

                                  п. Новочернореченский,  2023 г.

Пояснительная записка

Буллинг в школе — агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.

Выделяют несколько типов буллинга:

  • Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины — жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом.
  • Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
  • Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках,  оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
  • Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Основные причины буллинга в образовательной среде.

Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:

  1. Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
  2. Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией.

Социальная структура буллинга: преследователь (булли), жертва, наблюдатель.

Дети – булли:

  1. Дети, уверенные в том, что господствуя и подчиняя легче всего добиться своих целей.
  2. Не умеющие сочувствовать своим жертвам.
  3. Физически сильные
  4. Легко возбудимые, импульсивные, с агрессивным поведением.
  5. Мечтающие быть лидерами в классе
  6. Желающие быть в центре внимания
  7. С высоким уровнем притязания
  8. Уверенные в своем превосходстве над жертвой
  9. Дети не признающие компромиссов
  10. Агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве
  11. Со слабым контролем
  12. Интуитивно чувствующие – какие одноклассники не окажут им сопротивление.

Союзники булли:

1.боящиеся быть на месте жертвы

2. Не желающие выделяться из толпы одноклассников

3. дорожащие своими отношениями с лидерами

4.поддающиеся сильному влиянию.

5. не умеющие сопереживать и сочувствовать другим

6. Безинициативные

7. Принимающие травлю за развлечение.

8. дети жестоких родителей

9. из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия

10. озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения.

Жертва:

  1. Тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе
  2. Не имеющие ни одного близкого друга из числа сверстников, друг – взрослый.
  3. Пугливые, застенчивые, замкнутые, чувствительные.
  4. Склонные к депрессии и суициду.
  5. из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия.
  6. Страдающие от одиночества
  7. Верящие, что заслуживают роль жертвы, и пассивно ждущие насилия от преследователей.
  8. Имеющие негативный опыт жизни
  9. из неблагополучных семей
  10. с комплексами неполноценностей
  11. Не верящие в защиту учителей
  12. Смирившиеся с насилием, как со своей судьбой
  13. Предпочитающие умалчивать о травле и насилии
  14. Не считающие себя частью своего коллектива.

Особенности поведения жертв  буллинга:

  1. Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности  не ходить.
  2. Возвращается из школы подавленным
  3. Часто плачет без видимых причин.
  4. Никогда не вспоминает никого из одноклассников
  5. Одинок
  6. Ничего не рассказывает о своей школьной жизни
  7. Его не приглашают  ни на дни рождения, ни в гости, и сам он никого не приглашает к себе.

Цель, задачи, методы, направления работы.

Цель программы:

  1. формирование в образовательном процессе  нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся;
  2. повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях;
  3. повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
  4. воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к неповторимой сущности человека;
  5. формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах поведения у опасных ситуациях.

Программа предусматривает решение  следующих задач:

  1. профилактика всех форм насилия над учащимися дома, в образовательной организации, в общественных местах;
  2. организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях;
  3. сотрудничество с правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты и т.п.

Основные группы методов профилактики:

1) методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;

2) методы, ориентированные на семейные отношения;

3) методы, ориентированные на ближайшее окружение ребѐнка (микросоциум).

Направления работы:

1. Направления работы на уровне ОУ:

диагностика психоэмоциональной среды ОУ и мотивационно-образовательная работа с администрацией;

программы формирования благоприятного психологического климата ОУ

мероприятия, направленные на сплочение образовательного сообщества

2. Направления работы с педагогическим коллективом и родителями:

консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями;

программы повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов)

3. Направления работы с учащимися

консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;

информационно-просветительская работа с коллективом учащихся

повышение уровня коммуникативной культуры учащихся

профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;

профилактика асоциального поведения школьников

развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и уверенного поведения, навыков саморегуляции.

Мероприятия должны осуществляться на трех уровнях: образовательной организации, группы и индивидуальном.

План мероприятий программы

Наименование мероприятий

Срок

Ответственный

Результат

1

Диагностика «Исследование психо-эмоционального состояния»

-наблюдения за эмоциональным состоянием учащихся

1 четверть

Педагог - психолог

Выявление группы риска – учащихся, которые не справляются с эмоциональным состоянием и являющиеся источником конфликтных ситуаций.  Индивидуальная работа с выявленной группой риска – помощь учащимся для устранения эмоционального дискомфорта.

2

Классный час

«Что такое буллинг.

Есть ли буллинг в нашем классе».

1 четверть

Кл. руководитель

Педагог – психолог.

Осмысление учащимися понятия буллинга. Формирование аналитической компетенции учащихся.

3

Тренинг «Мы в классе будем жить дружно»

2 четверть

Педагог – психолог, социальный - педагог

Создание правил, законов класса на основе дружбы, взаимопонимания, взаимовыручке.

4

Родительское собрание

«Буллинг в подростковой среде».

2 четверть

Педагог – психолог, социальный - педагог

Рекомендации родителям учащихся

5

Классные часы на тему:

«Бояться страшно. Действовать не страшно»; «О правилах поведения и безопасности на улице»; «Учись быть добрым»;

«Что такое агрессия?»; «Как не стать жертвой насилия»;

«Способы решения конфликтов с ровесниками»

В течение всего года

Педагог – психолог, классные руководители

Формирование у учащихся ответственности, взаимопомощи, умения работать в команде.

6

Просмотр и обсуждение фильма «Чучело»

3 четверть

Педагог – психолог, социальный - педагог

Формирование у учащихся негативного отношения к насилию над человеком

7

 Анкетирование детей «приходилось ли тебе сталкиваться с жестоким обращением?»

3 четверть

Педагог-психолог

-выявление жертв булинга

8

Психологический тренинг?»

«Проигрывание ситуаций»

3 четверть

Педагог-психолог

Развитие сплоченности учащихся, умения разрешать конфликтные ситуации.

9

Групповое занятие с элементами тренинга на тему «Ценить других…»

4 четверть

Педагог-психолог

10

Повторная диагностика

(учащихся группы риска)

4 четверть

Педагог-психолог

Стабилизация эмоционального состояния ребенка.

11

Подготовка информационного материала по профилактике детского насилия и буллинга (для размещения на сайте;

Подготовка раздаточные материалов (памятки, буклеты, стендовую информацию) для всех субъектов образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) по проблеме буллинга;

В течение всего года

Рекомендуемая литература

  1. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология. – 2013. – № 18. – С. 45-50.
  2. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.
  3. Бердышев, И.С. Лекарство против ненависти // Первое сентября – 2005. – № 18. – С. 3.
  4. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149-159.
  5. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. – 2010. – №2. – С. 55-68.
  6. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Р-н/Д: Феникс. 2006. – 157 с.
  7. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
  8. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html. (дата обращения: 06.06.2016)
  9. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. - 120 с.
  10. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. Вып.1. 2007. С. 72—90.
  11. Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде :автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб, 2010. 26 с.
  12. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) //Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб: Питер, 2001. С. 240-276.
  13. Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90–92.
  14. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах/Сост. А.Е. Довиденко и др. – Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с.
  15. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. 2000. – № 3. – С. 25–32.
  16. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. Режим доступа:http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm (дата обращения: 03.06.2016)
  17. Петросянц В.Р. Психологические характеристики старшеклассников — участников буллинга в образовательной среде // Эмиссия. Электронный научный журнал. 2010. – URL: http://www.emissia. org/offline/2010/1479.htm
  18. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14158.htm.
  19. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 2000. - 528 с.
  20. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
  21. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга. – М.: Генезис, 2012. — 264 с.
  22. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми - М.: Психология и педагогика, 1993г.
  23. Селиванова О.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 232 с.
  24. Стрельбицкая A.A. Динамика школьного буллинга в коллективах старшего звена // Педагогическая диагностика. – 2010. – №2. – С. 104-124.
  25. Ушакова Е. Буллинг новый термин для старого явления // Директор школы. 2009. №6. С.84-87.
  26. Файнштейн Е.И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ними // Директор школы. 2010. №7. С.72-76.
  27. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.

Список использованных источников

1. Беличева С.А. Психолого-педагогическая поддержка детей и подростков группы риска / С.А. Беличева // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – С. 16–21.

2. Ильин Е. Психология агрессивного поведения / Е. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.

3. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И.С. Кон // Персональный сайт И.С. Кона. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info178.html

4. Особенности стратегий школьников в межличностных конфликтах в подростковом возрасте / О.Н. Токарева, А.М. Суздалева, Е.А. Проскурякова // Философия, вера, духовность: Глава в монографии. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – Кн. 26. – С. 103–113.

5. Романов Н.Ю. Профильный лагерь «Подросток» как сообщество взрослых и детей группы социального риска / Н.Ю. Романов // Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 16–19 апреля 2003 г.). – Челябинск: ЧГПУ, 2003. – С. 182–186.

6. Суздалева А.М. Буллинг в общеобразовательном учреждении / А.М. Суздалева, Е.А. Коршунова // Современное образовательное пространство: риски и безопасность: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Оренбург, 2014. – С. 311–313.

7. Федоренко О.Н. Изучение социальной адаптации у школьников на примере бесконфликтного поведения / О.Н. Федоренко, А.М. Суздалева, Г.А. Матчин // Педагогика: семья-школа-общество: Монография: Глава в монографии. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – Кн. 17. – С. 392–402.