Рабочая программа по внеурочной деятельности «Познай себя» для учащихся коррекционно-развивающегося обучения
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»
Принято Утверждаю: Педагогическим советом Директор МБОУ
Протокол № «Чернореченская СОШ №1»
От « » 2023 г. _____________И.Е. Лейниш
Приказ №______
От « » 2023 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Познай себя»
для учащихся коррекционно-развивающегося обучения
Разработчик:
Шевцова Наталья Андреевна
п. Новочернореченский
2023
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Школьное научное общество» соответствует требованиям ФГОС.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельно- сти по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Актуальность
- На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Л. С. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
- У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
- Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
- Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
- Память ограничена в объеме, кратковременная преобладает над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
- Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
- Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
- Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
- Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
- Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
- Наблюдается не сформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками образовательной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:
- Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
- Темп выполнения заданий очень низкий;
- Нуждается в постоянной помощи взрослого;
- Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
- Низкий уровень развития речи, мышления;
- Трудности в понимании инструкций;
- Инфантилизм;
- Нарушение координации движений;
- Низкая самооценка;
- Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
- Высокий уровень психомышечного напряжения;
- Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
- Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
- У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.
Пояснительная записка
Учащихся с ОВЗ отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:
- низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
- некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);
- речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием);
- интерес к учебной деятельности не выражен;
- познавательная активность очень слабая и нестойкая;
- запоминание механическое.
Эти дети характеризуются
- эмоциональной неустойчивостью,
- наличием импульсивных реакций,
- неадекватной самооценкой,
- преобладанием игровой мотивации.
Школьники данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, с ОВЗ следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
Для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития создана коррекционно- развивающая программа «Познай себя».
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
- Когнитивный блок.
Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
- Эмоциональный блок.
Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
- Поведенческий блок.
Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов:
- психотехнических упражнений,
- игротерапии,
- APT - терапии,
- сказкотерапии,
- психорегулирующих тренировок и пр.
Коррекционно-развивающие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися категории с ОВЗ.
Цель деятельности:
На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
Задачи коррекционной работы:
- развитие познавательной активности учащихся;
- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся;
- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование обще интеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности, про- странственно-временных ориентировок;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование навыков общения, социальная профилактика асоциального поведения.
Для решения задач программы в коррекционно-развивающие занятия включены игры и упражнения, направленные на активизацию психических процессов; развитию умственных способностей; тренировок памяти и внимания; развитию мышления и речи. Также игры и упражнения, которые корригируют недостатки восприятия, способствуют развитию воображения и восприятие способностей, развивают пространственное мышление и восприятие, координационные способности рук и мелкую моторику.
Форма проведения.
Занятия с учащимися проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года в форме тренинга.
Ожидаемые результаты занятий: снижение уровня школьной тревожности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка; развитая познавательная активность; сформированность адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности.
Ресурсное обеспечение реализации Программы.
- Библиотечный фонд
- «Тропинка к своему Я», 5-6 класс, О.В. Хухлаева, М. 2006, изд. Генезис.
- «Тропинка к своему Я», 7-8 класс, О.В. Хухлаева, М. 2006, изд. Генезис.
- «Тренинг жизненных навыков» под. ред. Шадуры.
- «Уроки общения для младших подростков», Н.П. Слободяник.
- Печатные пособия 3.Технические средства обучения
- Экспозиционный экран.
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Ксерокс.
- Экранно – звуковые пособия
- Игры и игрушки.
- Оборудование кабинета
- Классная доска.
- Магнитная доска.
- Комплект ученической мебели.
Ожидаемые результаты.
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни; об основных формах и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями.
- Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностного окрашенного социального действия): опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия |
Мир: я и другие | ||
1 | Ролевая игра «День рождения» | |
2 | Агрессия (в рамках профилактики девиантного поведения) | |
3 | «Я – молодец» | |
4 | Свобода и ответственность | |
5 | Поведение в конфликтах | |
6 | Интеллектуальный потенциал | |
7 | Определение типа будущей профессии | |
8 | Технические способности | |
9 | Признаки профессии | |
10 | Планирование профессионального будущего | |
Принятие себя | ||
11 | Как я выгляжу? Как выражаю свои чувства? | |
12 | Какой я? Я и мои роли. | |
13 | Зачем нам чувства? Способы выражения чувств | |
14 | Управляем своим состоянием | |
15 | Как превратить недостатки в достоинства? | |
16 | Познаем себя – познаем других | |
17 | Мои эмоции: полезные и вредные | |
Мир людей | ||
18 | Зачем быть вежливым? | |
19 | Твои поступки. Отзывчивость и доброта | |
20 | Характер. Учусь ценить себя |
21 | Я и друзья. Верность слову | |
22 | Даем место другому и отстаиваем свое место | |
23 | Просто скажи «Нет» | |
Уважение к другим | ||
24 | Наш класс. Учимся быть толерантным | |
25 | Учусь общаться. Отношение к старшим | |
26 | Вежливость и этикет | |
27 | Тренируем конструктивное поведение в конфликте | |
28 | Я в команде. Ответственность и принятие решений | |
29 | Я в ответе за свое будущее | |
Средства общения | ||
30 | Ролевая игра «Иностранец» | |
31 | Вербальное и невербальное общение | |
32 | Как меня понимают? | |
33 | Эксперимент «Отражает ли речь особенности характера человека» | |
34 | Язык тела | |
35 | Подведение итогов |
к Положению о рабочей программе курса внеурочной деятельности
Аннотация к рабочим программам курсов внеурочной деятельности
7 «Б» класса на 2022/2023 учебный год
Название рабочей программы курса внеурочной деятельности | «Познай себя» |
Класс | 7 «Б» |
Учебно-методический комплекс | |
Составитель(и) | Шевцова Наталья Андреевна |
Содержание курса внеурочной деятельности | Программа реализована для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития. |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности | Результаты программы:
|