Рабочая программа по внеурочной деятельности «Познай себя» для учащихся коррекционно-развивающегося обучения

Шевцова Наталья Андреевна

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznay_sebya_kro.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»

Принято                                                                                 Утверждаю:                                                                                                                                    Педагогическим советом                                                      Директор МБОУ                                                                              

Протокол                                                                              «Чернореченская СОШ №1»                                            

От «    »        2023 г.                                                                                 _____________И.Е. Лейниш

                                                                                                  Приказ №______        

                                                                                                  От «     »              2023 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 «Познай себя»

для учащихся коррекционно-развивающегося обучения

                                                                                             Разработчик:

Шевцова Наталья Андреевна

п. Новочернореченский

2023

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Школьное научное общество» соответствует требованиям ФГОС.

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельно- сти по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
  • Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Актуальность

  • На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Л. С. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

  1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
  2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
  3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
  4. Память ограничена в объеме, кратковременная преобладает над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
  5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
  6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
  7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы  общения и сами игровые роли бедны.
  9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
  10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
  11. Наблюдается не сформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

        Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками образовательной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:

  1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
  2. Темп выполнения заданий очень низкий;
  3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
  4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  5. Низкий уровень развития речи, мышления;
  6. Трудности в понимании инструкций;
  7. Инфантилизм;
  8. Нарушение координации движений;

  1. Низкая самооценка;
  2. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
  3. Высокий уровень психомышечного напряжения;
  4. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  5. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
  6. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.

Пояснительная записка

Учащихся с ОВЗ отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:

  • низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
  • некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);
  • речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием);
  • интерес к учебной деятельности не выражен;
  • познавательная активность очень слабая и нестойкая;
  • запоминание механическое.

Эти дети характеризуются

  • эмоциональной неустойчивостью,
  • наличием импульсивных реакций,
  • неадекватной самооценкой,
  • преобладанием игровой мотивации.

Школьники данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, с ОВЗ следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

Для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития создана коррекционно- развивающая программа «Познай себя».

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

  • Когнитивный блок.

Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.

  • Эмоциональный блок.

Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.

  • Поведенческий блок.

Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов:

  • психотехнических упражнений,
  • игротерапии,
  • APT - терапии,
  • сказкотерапии,
  • психорегулирующих тренировок и пр.

Коррекционно-развивающие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися категории с ОВЗ.

Цель деятельности:

На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

Задачи коррекционной работы:

  1. развитие познавательной активности учащихся;
  2. коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся;
  3. формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  4. формирование обще интеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  5. формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  6. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности, про- странственно-временных ориентировок;
  7. обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
  8. исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
  9. формирование навыков общения, социальная профилактика асоциального поведения.

Для решения задач программы в коррекционно-развивающие занятия включены игры и упражнения, направленные на активизацию психических процессов; развитию умственных способностей; тренировок памяти и внимания; развитию мышления и речи. Также игры и упражнения, которые корригируют недостатки восприятия, способствуют развитию воображения и восприятие способностей, развивают пространственное мышление и восприятие, координационные способности рук и мелкую моторику.

Форма проведения.

Занятия с учащимися проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года в форме тренинга.

Ожидаемые результаты занятий: снижение уровня школьной тревожности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка; развитая познавательная активность; сформированность адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности.

Ресурсное обеспечение реализации Программы.

  1. Библиотечный фонд
  • «Тропинка к своему Я», 5-6 класс, О.В. Хухлаева, М. 2006, изд. Генезис.
  • «Тропинка к своему Я», 7-8 класс, О.В. Хухлаева, М. 2006, изд. Генезис.
  • «Тренинг жизненных навыков» под. ред. Шадуры.
  • «Уроки общения для младших подростков», Н.П. Слободяник.
  1. Печатные пособия 3.Технические средства обучения
  • Экспозиционный экран.
  • Ноутбук.
  • Мультимедийный проектор.
  • Ксерокс.
  1. Экранно – звуковые пособия
  2. Игры и игрушки.
  3. Оборудование кабинета
  • Классная доска.
  • Магнитная доска.
  • Комплект ученической мебели.

Ожидаемые результаты.

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,   понимания    социальной    реальности    и    повседневной    жизни): приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни; об основных формах и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностного окрашенного социального действия): опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Мир: я и другие

1

Ролевая игра «День рождения»

2

Агрессия (в рамках профилактики девиантного поведения)

3

«Я – молодец»

4

Свобода и ответственность

5

Поведение в конфликтах

6

Интеллектуальный потенциал

7

Определение типа будущей профессии

8

Технические способности

9

Признаки профессии

10

Планирование профессионального будущего

Принятие себя

11

Как я выгляжу? Как выражаю свои чувства?

12

Какой я? Я и мои роли.

13

Зачем нам чувства? Способы выражения чувств

14

Управляем своим состоянием

15

Как превратить недостатки в достоинства?

16

Познаем себя – познаем других

17

Мои эмоции: полезные и вредные

Мир людей

18

Зачем быть вежливым?

19

Твои поступки. Отзывчивость и доброта

20

Характер. Учусь ценить себя

21

Я и друзья. Верность слову

22

Даем место другому и отстаиваем свое место

23

Просто скажи «Нет»

Уважение к другим

24

Наш класс. Учимся быть толерантным

25

Учусь общаться. Отношение к старшим

26

Вежливость и этикет

27

Тренируем конструктивное поведение в конфликте

28

Я в команде. Ответственность и принятие решений

29

Я в ответе за свое будущее

Средства общения

30

Ролевая игра «Иностранец»

31

Вербальное и невербальное общение

32

Как меня понимают?

33

Эксперимент «Отражает ли речь особенности характера человека»

34

Язык тела

35

Подведение итогов

к Положению о рабочей программе курса внеурочной деятельности

Аннотация к рабочим программам курсов внеурочной деятельности

7 «Б» класса на 2022/2023 учебный год

Название рабочей программы курса внеурочной деятельности

«Познай себя»

Класс

7 «Б»

Учебно-методический комплекс

Составитель(и)

Шевцова Наталья Андреевна

Содержание курса внеурочной деятельности

Программа реализована для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты программы:

  • приобретение школьником социальных знаний,   понимания    социальной    реальности    и    повседневной    жизни.
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
  • приобретение школьником опыта самостоятельного ценностного окрашенного социального действия