Психолого - педагогическая характеристика
Пример шаблона психолого - педагогической характеристики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskaya_harakteristika_uchashchey-gosya_.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика
Описание социальной среды
- Социальный статус ребёнка: ребенок-инвалид; ребенок-сирота (родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах); ребенок злоупотребляет ПАВ; ребенок состоит на учете в КДН; ребенок совершает правонарушения.
- Социальный статус семьи семья полная/неполная; приемная семья; опекаемая семья; многодетная; малообеспеченная; семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации; социально благополучная/неблагополучная
- Социально-бытовые условия жизни и воспитания ребенка. Жилищные условия семьи (отдельная квартира; комната в общежитии, коммунальной квартире; снимают жилье), условия проживания соответствуют /не соответствуют санитарным нормам, жизненным потребностям ребенка.
Особенности когнитивного развития
- Устойчивость/неустойчивость восприятия
- Уровень внимания
- Память
- Развитость мышления
Специфика эмоционально-волевой сферы
- Спектры эмоционального фона (адекватный, безразличный, эйфоричный, депрессивный, тревожный, дисфоричный, мрачно-раздражительный)
- Характер выраженности эмоций (адекватность эмоций конкретной ситуации; напряжённость и стрессовое выражение эмоций; пониженная выраженность эмоций; отсутствие эмоций)
- Эмоциональная подвижность (эмоциональная лабильность; эмоциональная регидность; эмоциональная уравновешенность)
- Контроль эмоций (нормальный контроль эмоций, чрезмерный контроль эмоций, отсутствие контроля эмоций)
Характерологическое описание личности обучающегося
- Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная)
- Уровень агрессивности (доброжелательность, агрессивность пределах нормы; повышенная или постоянная агрессивность)
- Уровень конфликтности (дружелюбие, конфликтность в пределах нормы; повышенная конфликтность)
- Уровень активности и личной инициативы (активность в пределах нормы, пассивность, гиперактивность; инициативность в пределах нормы, недостаток или отсутствие инициативы, сверхинициативность)
- Реакция на замечания, критику (конструктивно воспринимает критику, после замечаний согласен исправлять ошибки, агрессивная реакция на замечания и критику, реакция на критику и замечания отсутствует)
- Реакция на одобрение, похвалу, поощрения (адекватная реакция с положительными эмоциями, реакция на одобрение отсутствует, резкое повышение эмоционального фона до уровня неадекватных эмоциональных реакций)
- Темп и динамика действий (размеренность темпа: высокий, умеренный, медлительный и устойчивая динамика выполнения действий; равномерность темпа при устойчивой динамике; неравномерность динамики, темп действий неустойчивый с частыми сменами; импульсивность темпа и динамики, действия выполняются крайне замедленно)
- Уровень самоконтроля и работоспособности (самоконтроль при выполнении заданий, действий и поручений сохраняется на всей протяженности деятельности, частичный самоконтроль, отсутствие самоконтроля; работоспособность высокая сохраняется на протяжении всего выполнения действий, средняя работоспособность, низкая работоспособность, крайне низкая работоспособность)
Владение жизненными компетенциями и способность к их расширению
- Лидерский – А. Сильный – В. Базовый – С. Недостаточный – D. Неудовлетворительный – Е. Последняя степень показывает, что субъект не обладает необходимыми навыками. Более того, он даже не пытается их развить. Этот уровень считается неудовлетворительным, так как человек не только не использует никаких навыков, но и не понимает их важность. Недостаточная степень отражает частичное проявление умений. Субъект стремится, пытается использовать необходимые навыки, включенные в компетенцию, понимает их важность, однако эффект от этого наступает не во всех случаях. Базовая степень считается достаточной и необходимой для человека. Этот уровень показывает, какие конкретно способности и поведенческие акты свойственны данной компетенции. Базовая степень считается оптимальной для осуществления эффективной деятельности. Сильный уровень развития компетенций необходим для руководящих кадров среднего звена. Он предполагает очень хорошую сформированность навыков. Субъект, владеющий сложными умениями, может оказывать активное воздействие на происходящее, решать оперативные вопросы в критических ситуациях. Этот уровень также предполагает способность предвидеть и предупреждать негативные явления. Самая высокая степень сформированности навыков необходима для топ-менеджеров. Лидерский уровень требуется для руководителей, принимающих стратегически важные решения. Эта ступень предполагает, что субъект не только в состоянии самостоятельно применять имеющиеся необходимые навыки, но и может формировать для других лиц соответствующие возможности. Человек, обладающий лидерским уровнем развития компетенций, организует мероприятия, формулирует правила, нормы, порядок, способствующие проявлению умений и способностей.
Коммуникативные навыки
- Характер протекания контакта (ребенок без затруднения вступает в контакт, поддерживает коммуникацию стабильно; охотно вступает в контакт, но коммуникация неустойчива, отвлекается от общения, выключается из общения; ребенок лишь формально поддерживает контакт, длительное сложное вступление в контакт с возможным последующим поддержанием, неустойчивостью, формальностью контакта; ребенок не готов вступать в контакт, либо готов контактировать только с конкретными лицами)
- Характер общения (активное общение: ребенок охотно задает вопросы, отвечает на вопросы сам, ведет повествование, предлагает темы для разговора; реактивное общение: ребенок не инициирует общение, не продолжает беседу по своей инициативе; активно-реактивное общение: в определенных ситуациях ребенок использует либо активное, либо реактивное общение; крайняя активность или пассивность общения
Практические умения и навыки
Ребенок умеет выполнять новые незнакомые действия самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям педагога.
Выполнять знакомые, изученные действия учащийся умеет достаточно свободно, осознавая каждый шаг.
В результате усвоения ребенок может узнавать изученные объекты, процессы, явления, способы действия. Учащийся может воспроизвести изученную информацию, повторять усвоенные действия и операции. Учащийся может выполнить действия, операции по программе или алгоритму, которые изучены при обучении.
Определение потребности в повседневном уходе и присмотре.
Ребенок нуждается в контроле и организующей помощи со стороны педагога во время учебного процесса. Помощь при посещении туалета и выполнении гигиенических процедур (мытье, вытирание рук) не требуется. Навыки самообслуживания сформированы. Помощь при одевании и раздевании не требуется. Нормы и правила поведения во время учебного процесса понимает и выполняет.
Заключение: наблюдается положительная/отрицательная, устойчивая/неустойчивая, прогрессивная/регрессивная динамика в развитии познавательных процессов и наличие/отсутствие сложности в усвоении образовательной программы.