Программа с опекаемыми детьми
Рабочая программа с опекаемыми детьми "Мы вместе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с опекаемыми и приемными семьями
«Мы вместе»
Паспорт программы.
Наименование Программы | Программа «МЫ – вместе!» Программа по организации работы с приемными и опекаемыми семьями |
Цели Программы | ● создание целостной системы нравственной, социальной и психологической и правовой поддержки каждого ребёнка в решении школьных проблем; ● обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса; ● становление школы как института получения опыта демократического поведения и взаимодействия. |
Основные задачи Программы | Защита и охрана прав детства. Оказание социально-педагогической поддержки учащимся, а также их родителям (опекунам). Выявление потребностей в различных видах социальной помощи. Оказание помощи в социализации личности учащегося. Обеспечение необходимой информацией, консультацией; медицинскими, социально – бытовыми, психологическими и другими видами услуг, при необходимости – направлять в другие службы, организации, учреждения для более полного удовлетворения запросов семьи. Привлечение различных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей. |
Основные участники Программы | Директор школы: совместно с администрацией, педагогами школы координирует систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий, создание четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности. Заместитель директора по учебной работе: обеспечивает получение школьниками базового образования. Организует дополнительные занятия по предметам, материальную помощь, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке посредствам проведения малых педсоветов, педагогических консилиумов, определяет подходы в работе с детьми, создает атмосферу доброжелательности в школе, детской среде. Заместитель директора по воспитательной работе владеет информацией о социальном окружении подростков. Знает проблемы детей и их семей. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Заботится о микроклимате в школе и классах. Уполномоченный по правам всех участников образовательного процессазнает детские проблемы, проблемы семьи. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации. Педагог - психолог изучает личность опекаемого ребенка и воспитательную ситуацию, с целью выявления нравственных ориентаций ребенка и воспитательных возможностей семьи и коллектива. Определяет методы, приемы, формы перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности, реализует воспитание на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Классный руководитель решает задачи по воспитанию, совместно с социальным педагогом и педагогом - психологом планирует индивидуальную работу с детьми и их семьями. Создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе. Учителя-предметники создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке. Родители (опекуны) заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Не допускают бесконтрольного пребывания ребенка на улице. Отдел опеки и попечительства осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания, образования детей, находящихся под опекой, проведение обследований материально- бытовых условий жизни опекаемых; выявление детей, не имеющих надлежащих условий жизни в семье и родителей, уклоняющихся от выполнения родительских обязанностей. |
Нормативно-правовое обеспечение Программы |
|
Принципы реализации программы: | 1. Наблюдение за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни. 2. Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. 3. Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и общешкольных мероприятий. 4. Принцип повышение роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти. |
Механизм реализации программы. | Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя: *проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития учащихся; *выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника; * мониторинг динамики развития учащихся как один из основных критериев успешности ребенка в обучении; *включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - успешная социализация приёмных и опекаемых детей в окружающем социуме – в новой семье, в классе, в школе. - развитие активной жизненной позиции детей; - развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов. |
Пояснительная записка
Дети – самая незащищенная категория граждан, и государство, согласно нормам действующего законодательства, призвано защищать как личные, так и имущественные права, интересы тех, кто самостоятельно сделать это не может. Одна из форм такой защиты для детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ являются опека и попечительство.
Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Приемная семья – новая форма семейного устройства детей, совмещающая черты детского учреждения, опеки и усыновления. В данной форме сочетается долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании. Лица, супруги или отдельные граждане, взявшие на себя воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание, называется приемным, а сама семья – приемной. В такой семье могут находиться до восьми детей, включая биологических. Данная форма создана по инициативе Советского детского фонда в 1988 году и изначально носила название “семейный детский дом».
Приемные родители – законные представители ребенка, они обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), имеют право защищать его права и интересы, в том числе в суде. Они обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни, нести ответственность за него перед обществом.
Работа приемных родителей включается в трудовой стаж.
Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся опекунские и приемные семьи. Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей.
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения.
Механизм реализации программы
Мероприятия | Срок | Ответственные | |
1.Социально-педагогическая поддержка семей данной категории. | 1. Сбор сведений о детях-сиротах, их семьях. 2. Контрольные посещения семей, воспитывающих детей-сирот, составление актов обследования, беседы с опекунами. 3.Проведение беседы с приемным родителем или опекуном по поводу воспитания, взаимоотношения с подростком, оказания индивидуальной педагогической помощи. 4. Проведение диагностики несовершеннолетнего и его семьи: - выяснение особенностей семейного воспитания; - характера взаимоотношений подростка и приемных родителей, опекунов (опросник «Наедине с собой»); - выявление взаимоотношений семьи и школы, углубленное педагогическое обследование (анкетирование «Мое отношение к школе»). 5. Повышение правовой и педагогической компетентности опекунов и опекаемых через лекции, беседы, родительские собрания: «Азбука воспитания» «Агрессивные дети. Причины и механизмы агрессии»; «Как общаться с ребенком»; «Организация летнего отдыха». | сентябрь сентябрь-октябрь, март-апрель по мере необходимости в течение года в течение года | Социальный педагог Социальный педагог, кл. руководители Социальный педагог,педагог - психолог, кл. руководители кл. руководители, педагог -психолог. Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл.руководители |
2. Педагогическая поддержка детей в учебной деятельности. | 1. Проведение диагностики
2. Посещение уроков: изучение ребенка в микросоциуме, в школе, его взаимоотношение с педагогами, дисциплинированность, умение управлять своими чувствами, умственное развитие и способности. 3. Организация контроля успеваемости. 4. Организация контроля посещения занятий. 5. Проведение бесед с учителями-предметниками по успеваемости и посещаемости. 6. Проведение бесед с несовершеннолетним по итогам четверти, учебного года. | в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года | кл.руководители, педагог - психолог. Зам. директора по ВР,социальный педагог,педагог - психолог, кл.руководители Зам. директора по УВР,кл.руководители кл.руководители кл.руководители |
3. Организация внеурочной занятости детей-сирот | 1. Проведение беседы с целью выявления интересов и склонностей ребенка (анкета «Мои интересы»). 2. Обеспечение внеурочной занятости (вовлечение в работу кружков, секций). 3. Активное привлечение детей в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя к разнообразным школьным мероприятиям (в соответствии с интересами и способностями детей) 4. Организация контроля занятости в свободное время. 5. Проведение бесед и практикумов по правилам поведения в общественных местах, улице, как готовить домашние задания, приемы самоконтроля и другие. | в течение года сентябрь в течение года в течение года в течение года | кл.руководители Зам. директора по ВР, кл.руководители, социальный педагог. Зам. директора по ВР, кл.руководители Социальный педагог, кл.руководители кл.руководители |
4. Защита прав и интересов детей-сирот и опекаемых детей. | 1. Посещение опекаемых с целью выяснения подготовки их к новому учебному году, обеспеченность одеждой и обувью, школьными принадлежностями, учебниками. 2. Оказание посильной помощи опекаемым и опекунам, приёмным семьям и детям из этих семей. Обеспечение учебниками (библиотека). 3. Организация отдыха опекаемых детей в каникулярное время. 4.Участвовать в рассмотрении конф- ликтов с подопечными и своевременно оказывать им социальную поддержку. | сентябрь в течение года каникулы в течение года | Зам. директора по ВР, кл.руководители Зам. директора по ВР, кл.руководители, библиотекарь Зам. директора по ВР, кл.руководители Зам. директора по ВР, кл.руководители, социальный педагог,педагог - психолог. |
Наблюдение классного руководителя за подростком
(сентябрь, май)
1.Отношение к школе, учебной деятельности
2.Внеучебная деятельность:
- спортивная секция
- трудовые дела
- участие в праздниках
3.В контакт с детьми вступает:
- легко
- с трудом
4.В общении с детьми проявляет:
- грубость
- доброжелательность
- равнодушие
5.Поведение в школе:
- адекватное
-повышенная тревожность (боязливость, страхи, неуверенность)
- повышенная расторможенность (двигательная, словесная)
- стремление к уединению
6.Отношение одноклассников:
- пользуется авторитетом
- дружелюбное отношение
- безразличен
- нелюбим
7.Самооценка:
- адекватная
- завышенная
- заниженная
8.Отношение родителей к школьным занятиям ребенка:
- родители посещают школу по собственной инициативе
- по приглашению учителя
- поддерживают только телефонную связь
9.В общении со взрослыми проявляет:
- воспитанность
- фамильярность
Наблюдение родителей за подростком
(сентябрь, май)
1.Отношение к школе:
-ходит в школу с желанием
-отсутствует желание учиться
2.Причина неуспеваемости:
-нежелание учиться
-ослабленное здоровье
-бытовые условия (нет своего места,
нет присмотра и т. д.)
- частые конфликты в семье
-отрицательное отношение со стороны одноклассников
-перегрузки в школе
3.Отношения ученика с учителями:
-с учителем математики
- с учителем русского языка
- с другими учителями
4.Какую помощь оказывают родители ребенку:
-регулярная проверка домашних заданий
-совместное выполнение домашних заданий с ребенком
-наличие репетиторов, либо наличие дополнительных занятий в школе
- обсуждение школьных проблем
Август
Подготовить информацию о летнем отдыхе опекаемых.
Обеспечить выполнение Закона о всеобуче подопечных детей.
Обследования с целью выявления детей, нуждающихся в оказании помощи к началу занятий в школе
Поддерживать связь с родителями для выявления малоимущих и многодетных приёмных семей
Сентябрь
Посещение опекаемых с целью выяснения подготовки их к новому учебному году, обеспеченность одеждой и обувью, школьными принадлежностями, учебниками.
Составление социального паспорта детей, оставшихся без попечения родителей.
Контроль за организацией медицинского обследования опекаемых.
Оказание посильной помощи опекаемым и опекунам, приёмным семьям и детям из этих семей. Обеспечение учебниками (библиотека).
Октябрь
Проверка успеваемости опекаемых, посещение семей.
Акты о пройденном медосмотре.
Посильная помощь опекаемым и приёмным детям в обучении (беседы с родителями, учителями-предметниками)
Ноябрь
Проверка текущей успеваемости опекаемых.
Выяснение видов помощи опекаемым.
Декабрь
Отчет завучу по ВР о работе с опекаемыми и приёмными.
Новогодние елки.
Январь
Представления на опекунов, не выполняющих надлежащим образом опекунские обязанности.
Контроль за опекаемыми, их учебой, поведением.
Проверка дневников, просмотр школьных журналов. Беседы с родителями.
По необходимости оказание помощи опекунам и приёмным родителям.
Февраль
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверка текущей успеваемости, предварительные итоги 3 четверти
Проверка обеспеченности весенней одеждой и обувью.
Март
Акты об обследовании материально-бытовых условий жизни опекаемых
Проверка текущей успеваемости
Проверка обеспеченности одеждой и обувью, школьными принадлежностями
Апрель
Изучение потребности в летнем отдыхе детей
Составление списков предварительной летней занятости опекаемых
Май
Проверка успеваемости на конец года. Оказание необходимой помощи.
Оказание помощи в трудоустройстве нуждающихся опекаемых. Оказание помощи выпускникам.
Июнь
Контроль за летней занятостью опекаемых
Привлечение опекаемых детей на летнюю оздоровительную площадку.
Необходимая помощь для устройства детей на детские оздоровительные площадки, в получении путевок
ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ «НАЕДИНЕ С СОБОЙ»
1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
2. Говоришь ли ты со старшими по душам, советуешься ли по личным делам?
3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?
4. Знают ли родители твоих друзей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?
7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время вне дома?
8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?
9. Участвуешь ли в подготовке семейных праздников?
10. Предпочитаешь ли ты, чтобы родители были вместе с тобой во время детских праздников?
11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
12. А телевизионные передачи, фильмы?
13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?
15. Предпочитаешь ли ты проводить вместе с родителями выходные дни?
Положительные ответы оцениваются 2 баллами.
Ответы «отчасти», «иногда»- 1 баллом.
Отрицательные ответы - 0 баллов.
Более 20 баллов - отношения с родителями можно считать благополучными.
От 10 до 20 - отношения удовлетворительные.
Менее 10 – контакты с родителями носят очень ограниченный характер.
Анкета №1 «Отношение к школе»
Анкета №2 «Отношение к школе»
Анкета «Мои интересы».
Вид деятельности | Участвую | Хотел бы | |
1 | Спортивная секция | ||
2 | Выход в лес, на реку | ||
3 | Туристкие походы | ||
4 | Участие в спортивных соревнованиях | ||
5 | Общение с друзьями по улице, двору | ||
6 | Домашние настольные игры | ||
7 | Бизнес, предпринимательство, торговля | ||
8 | Шевство над ветеранами, помощь больным | ||
9 | Работа с малышами, помощь детскому саду | ||
10 | Благоустройство двора, улицы | ||
11 | Оплачиваемая работа вне школы | ||
12 | Работа в саду, в огороде | ||
13 | Работа по дому (уборка, готовка и т. п.) | ||
14 | Музыка (прослушивание записей, концерты) | ||
15 | Игра на музыкальных инструментах, пение, хор | ||
16 | Танцевальный кружок, коллектив | ||
17 | Танцы, дискотека | ||
18 | Декоративно-прекладное искусство | ||
19 | Живопись, рисование | ||
20 | Чтение художественной литературы | ||
21 | Литературно-драматический кружок | ||
22 | Посещение театра | ||
23 | Посещение кино | ||
24 | Просмотр телепередач | ||
25 | Фото-, кинокружок, ТВ студия | ||
26 | Физико-математический кружок | ||
27 | Компьютер, компьютерные игры | ||
28 | Биологический, экологический кружок, клуб, общество | ||
29 | Техническое творчество | ||
30 | Мастерская по изготовлению различных предметов, вещей |
Анкета «Интересы и досуг».
Цель: выявить преобладающие личностные интересы подростков в сфере учебы и досуга.
1.Я учусь, потому что:
мне интересно;
этого требуют мои родители;
нужно для поступления в ВУЗ.
2.Учиться необходимо, потому что:
пригодится в жизни;
другое.
3. Мне нравится учиться:
всегда,
иногда,
никогда.
4. Я хожу в школу потому, что:
имею возможность общаться с друзьями,
там интересно,
весело,
люблю свой коллектив, нравятся педагоги,
близко от дома.
5. Сколько времени у Вас занимают домашние задания?
более 3 часов;
2-3 часа;
1-2 часа;
30 минут-1 час;
10-30 минут;
Другое.
6. Что мешает хорошо выполнять домашние задания?
лень, телефон, друзья, музыка;
усталость;
неинтересность заданий;
оторванность предметов от жизни;
запущенность материала;
все равно не спросят;
несправедливость в оценке знаний;
плохие учебники;
слабое здоровье;
чтение художественной литературы.
7. Сколько времени в день уходит на просмотр телепередач?________________________
8.Сколько времени Вы гуляете?__________________________________________________
9.Сколько времени занимаешься с родителями каким-нибудь совместным делом? _______________________________________________________________________________
10. Что входит в круг Ваших обязанностей по дому?________________________________
11. Сколько времени уходит на чтение газет и журналов?___________________________
12.Сколько времени уходит на спортивные занятия?_______________________________
13.Сколько времени уходит на прослушивание музыки?____________________________
14. Каким видом творчества Вы занимаетесь и сколько на это уходит времени? _______________________________________________________________________________