Программа профилактики девиантного поведения подростков «Будь лучше»
Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми девиантного поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся — фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. Программа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_deviantnogo_povedeniya_2023.docx | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждаю:
Директор МБОУ
«Чернореченской СОШ №1»
____________И.Е. Лейниш
«_____»____________2023 г.
Приказ №____от «___»__________2023
Программа
профилактики девиантного поведения подростков
«Будь лучше»
2023-2025 учебный год
Составители: Еремева О.И. социальный педагог,
Шевцова Н.А. педагог-психолог.
п. Новочернореченский, 2023 г.
Основная идея программы
Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми девиантного поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся — фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. Программа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Пояснительная записка
- Актуальность и концептуальные идеи программы
Работа по профилактике девиантного поведения предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, психолога, родителей, работников ПДН.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
- Проблемы
- Ухудшение социального положения семей.
- Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.
- Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
- Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
- Высокий уровень подавления и насилия.
- Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
- Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся — фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
- Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.
Цель программы:
- Адаптация учащихся школы девиантного поведения в социуме.
- Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
- Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
- Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
Задачи программы
- Осуществление диагностической работы с целью выявления девиантных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
- Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
- Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
- Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
- Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
- Обеспечение мотивации:
- учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
- родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы)
- Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
- Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
- Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов
- Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Отличительные особенности программы:
1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
- Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением 12-16 лет.
- Сроки реализации
Программа рассчитана на 2 года
- Ожидаемые результаты и способы оценки
- Выявление основных причин появления детей «группы риска».
- Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
- Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
- Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
- Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».
- Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
- Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
- Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
- Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
Методическое обеспечение программы
Этапы реализации программы:
Первый этап — организационный (анализ состояния, непосредственное планирование, согласование планов).
Второй этап — диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» детей).
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.
Диагностика
- Информация об учащихся (сбор сведений; акты)
- Информация о семьях (сбор сведений, акты)
- Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
- Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся
- Списки состоящих на учете
- Списки уклоняющихся от учебы
- Папка классного руководителя
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
— работа с учащимися;
— работа с семьей;
— работа с педагогами;
— организация досуга детей.
Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
-разработка основных правил семейного воспитания;
-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей
-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
— просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
-психокоррекционная работа — семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая — приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
— анкетирование;
-опрос родителей и детей;
-совместные праздники;
-творческие семейные выставки
Основные направления работы с семьей:
— возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;
— формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления».
Работа с педагогами
Цели и задачи:
— расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
— дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;
— расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
Работа с учащимися
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения , алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
— адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
— создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
— сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
— укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
— переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
— метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Направления организации досуга:
— изучение интересов и потребностей детей данной категории;
— расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
— методическое сопровождение мероприятий досуга;
— организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам - нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)
Профилактика правонарушений
- Беседы по факту
- Операция «Внимание, дети»
- Акция «Детям — заботу взрослых»
- Лекции специалистов, классные часы
- Конференция «Знаешь ли ты закон?»
- Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
- Кинофильмы «Вредные привычки»
- Родительские собрания
- Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
- Выступления с информацией о состоянии преступности
- Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями
- Профилактика употребления ПАВ
- Организация летнего отдыха
- Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы
- Работа родительского комитета
- Рейды в семьи
- Работа органов ученического самоуправления
Контроль
- Индивидуальные карточки учета
- Рейды в семьи повторные
- Рейды в вечернее время
- Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН, ПДН
- Совместная работа с инспектором по охране прав детства
- Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
- Проверка занятости после уроков
- Анализ социального паспорта семей школы
- Совещания при директоре
- Административные совещания
- Методические семинары
Психологическое сопровождение
- Специально — коррекционные занятия
- Индивидуальные консультации
- Программа профилактики и коррекционной работы с девиантными подростками
Организация педагогической помощи
- Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».
- Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
- Формирование положительной Я — концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика ,его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики — к педагогике сотрудничества и заботы.
- Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
- Проведение систематического диспансерного осмотра врачами «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
- Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.
- Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
- Половое просвещение «трудных» подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
- Изучение психологического своеобразия «трудных» подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
- Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
- Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
- Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
- Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания
Организация свободного времени учащихся
Свободное время — умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг — острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у «трудного» вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день — до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение «трудного» рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
- Изучение интересов и способностей детей.
- Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
- Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
- Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
- Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
- Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей .
Примерный перечень мероприятий по работе школы с детьми девиантного поведения:
1.Выявление детей асоциального поведения.
2.Изучение причин социально — педагогической запущенности подростка.
3.Встречи с узкими специалистами (лекторские группы)
4.Правовое просвещение подростков по под программе «Я и Закон»
5.Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
6.Совет по профилактике правонарушений при директоре
- Педагогические советы «Работа с семьями педагогически запущенных детей».
- Психологические консультации для детей и родителей.
- Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)
- Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения
- Организация индивидуального наставничества (педагоги, старшеклассники)
- Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции.
Список литературы
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
- Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
- Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми-СПт.:Речь, 2016-160с
- Киселева М.В.,Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании.- СПт.:Речь, 2016-64с.
- Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
- Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 — 48
- Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004
- Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5,2009
- Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
- Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
- Формирование социально- ответственного поведения у детей и молодёжи. Профилактика девиантного и аддиктивного поведения среди детей и молодёжи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно- методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2008. – 188 с.
- Чуричков А., Снегирёв В. Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге.- СПб.: Речь, 2007. -210 с.