Программа профилактика конфликтов «Мы против конфликтов»

Шевцова Наталья Андреевна

Школьные конфликты служат причиной многих негативных явлений. Конфликты ухудшают качество деятельности всего образовательного учреждения. При этом ответственность за последствия подобных конфликтов в общеобразовательном учреждении ложится на администрацию, педагогов, социального педагога, психолога и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»

Утверждаю:  

Директор МБОУ

«Чернореченская СОШ №1»

________________И.Е. Лейниш

«_______»__________2024г.

Приказ №_____от «____»______2024г.

Программа

профилактика конфликтов

«Мы против конфликтов»

на 2024-2025 учебный год

Составитель: Шевцова Н.А., педагог-психолог

п. Новочернореченский

2024

Актуальность

Школьные конфликты служат причиной многих негативных явлений. Конфликты ухудшают качество деятельности всего образовательного учреждения. При этом ответственность за последствия подобных конфликтов в общеобразовательном учреждении ложится на администрацию, педагогов, социального педагога, психолога и т.п.

Об актуальности этой проблемы еще В. А. Сухомлинский писал: «Конфликт между педагогом и ребенком, учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы».

Первый осознанный опыт поведения в конфликтных ситуациях чаще всего дети получают именно в образовательном учреждении. Опыт показывает, что межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, особенно остро стоит проблема конфликтов в подростковом возрасте. Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Конфликты в системе «учитель-учитель» и «учитель-администратор» ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе, заметно усложняют и без того сложную жизнь школьного педагога.

            Научный подход к проблеме конфликтов позволяет утверждать, что они управляемы, регулируемы,  разрешаемы. Для овладения конфликтологической компетентностью педагогу, учащимся, родителям требуются определенные знания в сфере управления конфликтами, саморегуляции.

В нашей школе   происходят различные конфликтные ситуации, которые негативно сказываются на психологической безопасности учащихся, педагогов, родителей.  По результатам психологического тестирования большинство учащихся  выбирают такие способы реагирования на конфликтные ситуации, как соревнование, приспособление, избегание. Неумение, нежелание пойти на компромисс и сотрудничество влечет за собой напряженные взаимоотношения участников общения.

 Школьная служба примирения, используя  в своей работе восстановительную медиацию, различные восстановительные программы,  помогает расширить знания всех участников образовательного процесса о способах поведения   в конфликтных сит        Иуациях.

Помимо ШСП  вразрешении конфликтных ситуаций участвуют  также: администрация, социальный педагог, педагог-психолог, инспектор ПДН, родительский комитет.

Так как предупредить конфликт гораздо легче, чем его разрешать, то возникает необходимость создания программы по профилактике конфликтных ситуаций.

Цель программы: профилактика конфликтов в образовательном учреждении посредством  формирования конфликтологической компетентности у участников образовательного процесса.

 Задачи:

для обучающихся:

  • сформировать представление о медиации;
  • познакомить  с понятием «конфликт» и способами выхода из конфликтных ситуаций, с деятельностью Советом профилактики и восстановительной медиацией;
  • способствовать развитию адаптивных и рефлексивных способностей;
  • стимулировать самопознание и принятие себя;
  • расширять арсенал коммуникативных навыков;
  • способствовать развитию навыков самоконтроля

для родителей и  педагогов:

  • повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей по проблеме профилактики конфликтов в образовательной организации;
  • информировать о деятельности ШСП, восстановительной медиации, школьной конференции, семейной конференции как способах решения конфликтов,познакомить  с понятием «конфликт» и способами выхода из конфликтных ситуаций.
  • расширить понимание причин конфликтов, их последствий;
  • способствовать развитию эмоциональной саморегуляции в конфликтных ситуациях;
  • способствовать развитию умений: определять потребности сторон в конфликте, находить способы конструктивного решения.

Адресат: программа предназначена для всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.  

Коррекционно-развивающий блок предназначен для школьников, показавших в ходе диагностического обследования высокий уровень агрессии, тревожности, низкий уровень притязаний, низкий социальный статус в классном коллективе.

Сроки реализации программы: в течение учебного года.

Ожидаемые результаты:

для обучающихся:

  • овладение способами выхода из конфликтных ситуаций;
  • повышение уровня самопознания  и саморазвития;
  • овладение  навыками конструктивного общения;
  • расширение знаний  о способах поведенческой и эмоциональной саморегуляции;
  • повышение адаптивных и рефлексивных способностей

для родителей и  педагогов:

  • повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам профилактики конфликтов в образовательной организации;
  • знакомство  с  деятельностью ШСП, восстановительной медиацией, школьной конференцией и семейной конференцией как способами разрешения конфликтов в ОУ;
  • знакомство со способами  эмоциональнойсаморегуляции в конфликтных ситуациях

Программа для учащихся  реализуется в несколько этапов:

1 этап – диагностический: выявление личностных особенностей учащихся (входная диагностика – I-II учебная четверть, выходная диагностика  - в конце учебного года);

2 этап–аналитический: выявление обучающихся,  входящих в группу риска по возможности возникновения  конфликтного поведения (II учебная четверть); оценка эффективности проводимой работы (конец учебного года);

3 этап – проведение коррекционно - развивающей и консультативно - просветительской работы с обучающимися, входящими в группу риска, педагогами и  родителями.

Для учащихся,  показавшим по итогам диагностики   высокий  уровень  агрессии,  неадекватную самооценку, высокую  тревожность, низкий социальный статус в классном коллективе, проводятся занятия в режиме 1 раз в неделю по  45 мин.

Дляпедагогов с высокими показателями склонности к профессиональному выгоранию проводится тренинг  с целью профилактики профессионального выгорания.

Для родителей и законных представителей проводитсяконсультативно-просветительская работа, направленная на  повышение компетентности в конфликтологии,  поддержание психологической безопасности в школе.

В рамках психолого-педагогической деятельности по профилактике конфликтов осуществляются следующие направления деятельности:

  • психодиагностическое обследование, направленное на выявление личностныхособенностей обучающихся, склонных к   аутодеструктивному поведению. Обследование проводится с соблюдением принципов единства диагностики и коррекции, конфиденциальности,  учета возрастных особенностей и т.д.;
  • коррекционно-развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям с высокой тревожностью, неадекватной самооценкой, низким уровнем притязаний и неблагоприятным социальным статусов в классном коллективе,  реализуемая в форме групповых психокоррекционных занятий, построенных на основе принципов единства коррекционных, профилактических и развивающих задач; учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; деятельностного принципа коррекции и развития; социальной направленности; комплексного использования методов коррекционно-развивающей деятельности;
  • просветительская и консультативная работа с педагогами и родителями, направленная на повышение их психологической компетентности на основе принципов интеграции усилий ближайшего социального окружения, приоритета интересов подростка; комплексного взаимодействия и т.д.;
  • организационно-консультативная работа с администрацией школы, направленная на совершенствование управления учебно-воспитательным процессом, создание условий, способствующих сохранению психологического здоровья обучающихся.

Теоретико-методологической основой программы являются:

  • принцип комплексного системного подхода в исследовании структуры и детерминации сложных психических явлений (Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф.  и др.);
  • принцип социальной обусловленности психики (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.  и др.);
  • идеи и положения гуманистической психологии (Братусь Б.С., Леонтьев Д.А., Фромм Э. идр.).

Методологические основания:

В ходе реализации программы используются следующие формы и методы работы: беседа, мини-лекция, школьная конференция, семейная конференция, восстановительная медиация, диспут, моделирование ситуаций, ролевая игра, дискуссия, психологические упражнения.

ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЙ

Тема мероприятий

Сроки проведения

Ответственные

Работа с педагогическим коллективом

1

Формирование базы учащихся        «группы риска»

В течение года

Зам. по ВР, соц. Педагог классный руководитель.

2

Информационные семинары для педагогов:

1)«Профилактика конфликтов в школе. Знакомство с понятием конфликт, его негативными и позитивными сторонами»

2)«Основные типы конфликтов и стадии протекания. Формы профилактики конфликтов в школе»

3)« Особенности и причины школьных конфликтов»

4)«Способы саморегуляции в напряженной ситуации»

5)« Стратегии выхода из конфликтной ситуации К. Томаса»

6)«Правила взаимодействия со школьниками в конфликтной ситуации»

 7)«Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях».

8) «Возрастные психолого—педагогические особенности подростков»

9) «Психологический климат в классе»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Зам. директора по ВР

педагог-психолог

3

Составление базы данных социально- неблагополучных семей.

В течение года

Соц. педагог

4

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями группы риска

В течение года

Зам. по ВР, соц. педагог; инспектор ПДН.

5

Нормативно-правовое обеспечение работы педагогического коллектива

В течение года

Руководитель МО классных руководителей

6

Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания.

По мере необходимости

Педагог- психолог

7

Работа Совета профилактики

По мере поступления заявок в Совет профилактике.

 Зам по ВР; администрация, социальный педагог

8

Консультирование педагогов

В течение года

Педагог-психолог, социальный педагог

Работа с учащимися

1

Выявление детей группы риска

В течение года

Соц. педагог, кл. руководители, педагог-психолог

2

Оказание экстренной психологической помощи  участникам конфликтных ситуаций

По мере необходимости

Педагог-психолог

3

Решение конфликтных ситуаций  Советом профилактики

В течение года

Педагог-психолог

Социальный педагог.

4

 1- 5 классы

Диагностика психологической атмосферы в классном коллективе

 (1-ые классы)

Классный час « Первый раз в первый класс»

Конкурс рисунков  « Мои друзья»

Классный час « Первый раз в пятый класс»

« Совет профилактики в помощь решения конфликтов»

Диагностика адаптации к 5 классу.

Классные часы: «Поговорим о дружбе»,

« Я среди людей».

Развивающие занятия по программе «Я-пятиклассник»

1 четверть

2 четверть

Педагог- психолог,
кл. руководители.

Кл. руководители

Педагог-психолог, кл. руководители.

кл. руководители

педагог-психолог

кл. руководители,  педагог- психолог

6-7 классы

Классные часы:

« Зачем нужны правила в школе?»

 « Для чего нужен Совет Профилактики»

« Как научиться слушать и слышать»

 «Познай себя самого»

«Как разобраться в конфликтной ситуации»

« Как эффективно провести переговоры»

 «Искусство быть обаятельным»

«Как понять другого. Эмпатия»

«Какие люди мне нравятся. Культура спора»

«О терпимости к людям»

 «Язык - основное средство общения»

«Пойми меня»

«Воспитай себя сам»

«Как преодолевать тревогу»

«Способы решения конфликтов с родителями»

Развивающие занятияв рамках программ: «Давай дружить», «Я – целый мир»

Конкурс стенгазет  « Мой  дружный класс»

8-9 классы

Практикум по решению конфликтных ситуаций «Совет профилактики. Медиация - что это?»

Классный час «Конструктивное разрешение конфликтов»

Классный час « Учимся жить без конфликтов»

Мозговой штурм « Мое поведение: за и против»

10-11 классы

Классные  часы: « Моя роль в коллективе»,  «Путь к себе»

Психологический практикум «Жизнь без конфликтов»

Консультирование и беседы с учащимися

Деловая игра « Решаем конфликты в Совете профилактике»

В течение года

В течение года

В течение года

.

Педагог-психолог

Кл. руководители

 Кл. руководит.,

педагог-психолог, соц. педагог

Кл. руководит.,

педагог-психолог, соц. педагог

5

Индивидуальные беседы с учащимися

В течении года

Кл. руководители, соц.педагог, педагог-психолог

6

Исследование типа поведения в конфликте

Сентябрь

Педагог-психолог

7

Внеурочные мероприятия, акции

В течении года

Зам директора по ВР, кл. руководители,  соц. педагог

Работа с родителями

1

 Психолого- педагогическое консультирование  родителей  

В течении года

Соц. педагог, кл. руководит.,  психолог

2.

Проведение  рейдов по неблагополучным семьям

В течении года

Соц. педагог, кл. руководит. инспектор ПДН, представители родит. комитета

3

 Родительское собрание «Конфликты в школе и пути урегулирования. Совет профилактики. Медиация»

1 четверть

 зам. директора по ВР, медиаторы.

4.

 Родительское собрание « Воспитание толерантности в семье»

2 четверть

Педагог-психолог

5.

Тематические общешкольные собрания:

«Адаптация учащихся 1-ых, 5-ых классов к новым учебным условиям»,

«Об ответственности родителей за воспитание детей»,

 «Психологические особенности младшего, среднего и старшего подросткового возраста»

В течении года

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог

6.

Тематические классные собрания:

 «О мерах поощрения и наказания детей в семье» (1-4-ые классы)

 «Стили родительского воспитания»

( 5-7-ые классы)

«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

( 8-11-ые классы)

В течении года

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог

 7.

Родительский психологический всеобуч.

5класс

«Возрастные особенности младшего  подростка»

«Роль семьи в воспитании подростка»

«Влияние мотивации на успешность обучения школьника»

«Ценности современного подростка»

6 класс

«Эмоционально-волеваясаморегуляция-залог успешного обучения»

«Общение в семье»

7 класс

«Межличностное общение подростков»

«Стили семейного воспитания»

«Почему подросток становится неуправляем»

«Физическое насилие в семье»

8класс

«Конфликты и пути их решения»

«Семья и школа»

«Воспитание толерантности у  подростка»

9-11класс

«Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения»

«Общение в семье»

«Психологическая готовность учащихся выпускных классов к экзаменам»

«Помощь семьи в профессиональном самоопределении детей»

В течении года

Педагог- психолог,

кл. руководит,

зам. директора.  по ВР, соц. педагог

 8.

Индивидуальные беседы с родителями

В течении года

Классный руководитель, педагог-психолог

 9

Дискуссия « Поведение ребенка в семье»

По плану

 Соц. педагог.

 10.

Проведение анкетирования  родителей

По запросу

Педагог-психолог