«Профилактика и коррекция конфликтных отношений у младших школьников»
В жизни каждого ребенка младший школьный возраст является важнейший периодом. У детей начинают формироваться основные качества личности, возникает необходимость в самопознании, самореализации, утверждении своей значимости в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»
«Профилактика и коррекция конфликтных отношений у младших школьников»
Подготовила: Шевцова Н.А.,
педагог-психолог
Новочернореченский, 2022 год
В жизни каждого ребенка младший школьный возраст является важнейший периодом. У детей начинают формироваться основные качества личности, возникает необходимость в самопознании, самореализации, утверждении своей значимости в обществе. Зарождаются первые шаги к взрослой самостоятельной жизни, дети учатся проявлять инициативу, и встречают на своем пути серьезные вопросы жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим их миром. Кроме того, у младших школьников определяются основы нравственности, формируется представление о социальных установках и нормах, а также отношение к окружающим людям. В детском коллективе формируются межличностные отношения. Взаимодействуя со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений, в основе которых лежат разнообразные эмоциональные состояния, психологические особенности детей. Именно межличностные отношения позволяют ребенку проявлять свои чувства и эмоции, помогают развить самоконтроль. На протяжении всего учебного процесса, дети младшего школьного возраста сталкиваются с проблемными ситуациями, выход из которых они еще только учатся находить. Нередко возникают и конфликтные ситуации между учениками, к конструктивному разрешению которых младшие школьники самостоятельно еще не готовы.
В целом конфликт трактуется как столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, как серьезная несогласованность, открытый спор, приводящий к борьбе и сопровождающийся острыми душевными переживаниями.
Выделяют некоторые особенности конфликтов в младшем школьном возрасте:
- склонность к острым аффективным состояниям. Это объясняется, по мнению ученого, различием между претензиями, жалобами ребенка и возможностью удовлетворить их. В младшем школьном возрасте конфликтность выражается только как воздействие на ситуацию и возникшее в ней переживание и не является чертой характера
- в этом возрасте обнаруживается проблема эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости учащихся. Педагоги не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно раздражительными, обидчивыми, упрямыми, драчливыми.
- конфликтный ребенок не может найти выход из самых, казалось бы, простых ситуаций, его характеризуют постоянные споры, ссоры и драки.
Рассмотрим причины, которые способствуют развитию конфликтности.
- недостаток заботы и внимания родителей, стремление к тому, чтобы заметили, а драка – хороший способ не только оказаться в центре, но и проявить свое преимущество над другими.
- если дети легко поддаются конфликтам, это может быть и следствием их эгоистичности. Если дома ребенок – абсолютный центр всеобщего внимания и малейшая его прихоть сразу выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, естественно, не получает его. Тогда он начинает провоцировать конфликты, чтобы добиться своего.
- конфликтность развивается и тогда, когда нет крепкой связи между родителями и ребенком. Чувства, накопившиеся в душе, он выражает в ссоре. А может быть, ребенок видит, как дома папа неустанно ссорится с мамой, и просто начинает подражать их манере себя вести. В любом случае, утверждают авторы, конфликтное поведение ребенка является, прежде всего, сигналом неблагополучия в семье.
- в младшем школьном возрасте у детей присутствует коммуникативная неуклюжесть, т.е. они не умеют договариваться друг с другом, не умеют правильно выражать свои эмоции, чувства и мысли, – это тоже одна из причин возникновения конфликтов. У ребенка отсутствуют необходимые навыки коммуникации и общения, именно поэтому проявляется коммуникативная неуклюжесть младшего школьника, он не умеет взаимодействовать и верно излагать свои мысли, неправильно ведет себя в сложных межличностных ситуациях, а также не умеет сопереживать. Неразвитые коммуникативные навыки и низкий уровень самоконтроля, приводят к всплеску эмоций и применению физической силы.
Высокая конфликтность, агрессивность (по Л.А.Венгеру) является психологическим синдромом и имеет ряд причин:
- неадекватный стиль воспитания;
- эмоциональная холодность родителей;
- фрустрация потребностей;
- особенности нервной системы;
- увлечение агрессивными играми, в том числе компьютерными;
- подражание.
Конфликтогены это слова, действия (или бездействия), которые способны привести к конфликту. Они играют главную роль в возникновении конфликтов.
Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:
1) один из участников конфликта сознательно, предумышленно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, протестов, каких-либо поступков и т. д.;
2) второй участник понимает, что эти действия направлены против него;
3) второй участник в ответ затевает такие же активные действия против инициатора конфликта; именно с этого момента можно считать, что он начался.
Психологи выделяют пять наиболее признанных стратегий поведения младших школьников в конфликте.
Соперничество. В этом случае ребенок настаивает на своем, пытается достичь того, чего он желает, во что бы то ни стало. Он не дорожит сохранением отношений с одноклассником, не считается с его потребностями и интересами, идет на открытое противоборство. Действует целеустремленно, активно, напористо отстаивает собственную позицию.
Компромисс. При данной стратегии школьники, которые конфликтуют, идут на взаимные уступки. У такого компромисс появляется двоякая направленность – на исход конфликта и на сохранение отношений. Оба ребенка не достигнут в полной мере своих интересов и потребностей, но и не останутся в проигрыше. Это высокопродуктивная стратегия.
Уход. В этой стратегии, один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, они жертвуют как своими интересами, так и интересами партнера, а еще своими взаимоотношениями. При несущественных трениях эта стратегия приемлема, но малопродуктивна. Основание для конфликта завтра будет забыта, а неприятного инцидента просто не было.
Уступка. Один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего – в этом суть данной стратегии. Благодаря этому второй достигает нужного ему результата, а первый адаптируется к сложившемуся положению. Эта стратегия одна из самых не продуктивных, особенно если ребенок боится или не умеет отстаивать свои интересы, и вынужден из-за своей трусости и неуверенности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и по- другому: ребенок специально, ради дружбы или иных высших интересов, отказывается от своих потребностей и желаний, проявляя благородную жертвенность.
Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, нацеленные на возможно полную удовлетворенность интересов конфликтующих сторон, при этом взаимоуважение сохраняется. Если участники конфликта стремятся свести к минимуму проигрыш, то это стратегия компромисса, а вот если они пытаются добиться максимального взаимного выигрыша – это сотрудничество. Стратегия сотрудничества – самая продуктивная.
Содержание работы педагога: формы, средства и методы профилактики конфликтного поведения у младших школьников.
На профилактику межличностных конфликтов младших школьников зачастую большое влияние оказывает и личность самого учителя, и это воздействие многообразно.
Во-первых, манера взаимоотношения учителя с младшими школьниками является примером воссоздания подобных взаимодействий и среди учеников.
Стиль взаимодействий, педагогическая тактика особенно классного руководителя оказывает явное влияние на формирование межличностных отношений младших школьников со сверстниками, а также со взрослыми.
Индивидуальный стиль взаимодействия и педагогическая тактика сотрудничества способствуют менее конфликтным взаимоотношениям среди детей младшего школьного возраста.
Во-вторых, учитель начальных классов должен вступать в случившиеся межличностные конфликты между младшими школьниками и регулировать их.
В особых случаях возможно и административное вмешательство, но в зависимости от тяжести обстоятельств учитель может просто дать совет как лучше разрешить сложившуюся ситуацию.
Рекомендации по коррекции межличностных отношений у детей:
1. Установить дружескую атмосферу среди детей.
2. Развитие коммуникативных навыков общения.
3. Создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности.
4. Развитие навыков межгруппового взаимодействия.
5. Раскрытие положительных качеств и черт детей.
6. Воспитание интереса к своим сверстникам.
7. Развитие чувств понимания и сопереживания к другим людям.
8.Создание спокойной, дружелюбной обстановки.
9.Медленная речь.
10. Не разговаривать при ребенке о его проблеме.
11.Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей.
12. Следует выявить и развить у них положительные качества.
13.Поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.
14.Пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
Рекомендации по коррекции конфликтности, агрессивности:
- перевести действенную агрессию в вербальную как более конвенциональную и менее опасную для окружающих;
- направленность на преодоление, разрушение внешних препятствий: позволить ребёнку яростно рвать бумагу, резать пластмассовым ножом пластилин, совершать безобидные разрушительные действия (скручивать полотенце, бить подушку, мять пластилин или кинетический песок), которые в приступе агрессии ребёнок может делать долго и с наслаждением;
- после разрядки агрессии полезны успокаивающие занятия вроде игр с песком, водой и/или релаксация (приемы визуализации, дыхательной гимнастики, музыко-, ароматерапии);
- после того как непосредственный агрессивный импульс отработан, возможны совместные занятия;
- целесообразно работать с идеалом «настоящего мужчины» (для мальчиков), подключая к представлениям об эталоне мужественности такие качества, как сдержанность, владение собой;
- работа по обучению средствам общения;
- снять тревожность, восстановить тёплую эмоциональную атмосферу общения, душевный комфорт.
Несомненно, положительно влияет и вовлечение конфликтующих сторон в совместное разрешение межличностного конфликта.
Профилактика межличностного конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на взаимовыгодное решение проблемы, которая привела к столкновению, на снятие противоречия, вызвавшего столкновение сторон.
При профилактике межличностного конфликта у младших школьников необходимо:
• точное установление целей деятельности и стиль поведения на этапе выдвижения цели и мотивации к ее достижению;
• проведение анализа мотивированной структуры деятельности членов классного коллектива;
• осуществление равномерного контроля в классном коллективе;
• объединение классного коллектива в сплоченную команду.
Успешность мероприятий по профилактике межличностных конфликтов младших школьников может обеспечиваться с требованием обязательного вовлечения некоторых составляющих.
Во-первых, должна быть нацеленность на искоренение причин дискомфорт не только в самом ребенке, но и в социальной среде; а также должна быть направленность на создание условий обретения младшими школьниками необходимого опыта, который будет способствовать нахождению конструктивных путей решения возникающим проблемам.
Во-вторых, должно быть обучение младших школьников навыкам бесконфликтного поведения для достижения поставленных целей.
В-третьих, должно осуществляться предупреждение конфликтных ситуаций, а в случае возникновения – определение конструктивных путей разрешения возникших проблем.
В основе профилактической работы с умственно отсталыми детьми находится, прежде всего, работа по формированию мотивационной сферы, соподчиненности мотивов, которые и управляют поведением ребенка. Первоначальное выполнение требований педагога выступает лишь как средство поддержания с ним положительных отношений. Но поскольку одобрение, ласка, получаемые ребенком за хорошее поведение, приятны ему, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное. Реально действующий мотив поведения - это положительная оценка взрослого и эмоциональный отклик на него ребенка. Именно желая быть «хорошим» в глазах значимых людей, ребенок старается совершать хорошие поступки. Позже формируется представление о нормах отношения со сверстниками, с людьми в целом.
Одна из главных целей профилактической работы с умственно отсталыми детьми – своевременное формирование нравственных понятий: «Что такое хорошо – что такое плохо», «Что есть добро, а что зло», «Что можно и что нельзя», «Что ты обязан делать, а что нет» и т.д.
Для формирования нормативного поведения необходимы следующие условия.
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используют обращения по именам, похвалу, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
2. Пример взрослого (родителей, учителя, воспитателя, другого персонала).
3. Единство требований всех взрослых, участвующих в воспитании ребенка. Ведь их общая цель – хорошо воспитанный, культурный человек.
Основные способы профилактики:
1.Приучение: детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или со сверстниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2.Упражнение: многократно повторять то или иное действие, например, правильно сесть, попросить кого-то и т.д.
3.Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, играть в настольную игру или смотреть мультфильмы.
4.Поощрение: проводится различными способами, активизирует детей к выбору правильного поведенческого шага.
5.Наказание: применяется крайне редко, осуждение взрослым негативного поступка направлено на желание поступать хорошо.
6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим умственно отсталому ребенку. Им могут быть родитель, учитель, воспитатель, другой сотрудник, знакомый взрослый, другой ребенок, герои сказок, рассказов, кино.
7.Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотаций. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8.Разъяснение: необходимо не только показать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.
9.Беседа: помогает выяснить уровень знания детьми норм и правил поведения. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет взрослому правильно ее построить.
Еще одним важным аспектом работы с детьми есть стремление создать такую атмосферу общения, чтобы ребенок смог эмоционально сопереживать всему тому, о чем идет речь в разговоре с взрослым. Здесь надо руководствоваться тем, что нравственное и эмоциональное для умственно отсталых детей всегда идут вместе. Освоение детьми морально-нравственных норм возможно только на эмоциональном уровне. Если нам удалось тронуть душу умственно отсталого ребенка, всколыхнуть его чувства – он поймет, осознает и надолго запомнит то, что мы хотим ему сказать.
Еще очень важно, чтобы весь режим дня ребенка, вся его повседневная жизнь были наполнены содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию духовного мира ребенка. Решая данные задачи, взрослые создают благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности.
Задачи профилактики
1. Сформировать у детей знания о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения, умение правильно оценивать свое поведение, осознавать свои потребности.
2. Научить приемам саморегуляции, умению владеть собой, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности в различных ситуациях, обучение способам выражения чувств в приемлемой форме, осуществлять правильный выбор форм поведения адекватно ситуации через отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
3. Воспитывать нравственно – волевые качества, уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе, формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
4. Обучить навыкам анализа жизненных ситуаций, саморегуляции, самокоррекции.
К методам профилактики межличностных конфликтов младших школьников можно отнести следующие:
1.Словесный – метод доступного устного изложения материала, который в свою очередь представляет собой передаваемые учителем новые знания. С помощью данного метода осуществляются образные изложения каких-либо фактов, событий, взаимосвязей, явлений. У младших школьников происходит активизация восприятия, включается познавательная активность, формируются представления, воображение и мышление, а также развиваются интересы к познанию нового и неизвестного.
Происходит первичная и вторичная профилактика.
К словесным методам можно отнести: рассказ, объяснение, инструктаж.
Рассказ – последовательное раскрытие содержания материала.
Объяснение – словесное истолкование понятий, явлений, принципов действий, наглядных пособий, слов, терминов.
Инструктаж – ознакомление со способами выполнения задач, использование инструментов и материалов.
2.Наглядный – метод, помогающий включать все системы организма человека, чтобы лучше воспринимать поступающую информацию.
Происходит первичная и вторичная профилактика.
К наглядным методам можно отнести: иллюстрации, демонстрации, положительный пример.
Метод иллюстраций – предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей.
Метод демонстраций – предполагает демонстрацию опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.
Метод положительного примера – предполагает демонстрирование образца положительного поведения или деятельности других людей.
3.Практический – метод, основанный на практической деятельности учащихся.
Осуществляются все виды профилактик.
К практическим методам можно отнести: вовлечение в деятельность, организация деятельности, сотрудничество, анализ ситуации, метод вмешательства третьего авторитетного лица, стимулирование.
Вовлечение в деятельность – Предполагает совокупность методов и приемов воспитания, способствующих успешному включению коллектива в деятельность.
Организация деятельности – основанное на выявлении, закреплении и формировании конструктивного стиля поведения, опыта взаимодействия, определении взаимоотношений и мотивации к деятельности.
Сотрудничество – осуществление взаимодействия противоположно направленных сторон для нахождения конструктивного разрешения возникшей проблемы; предполагается также анализ причин разногласий сторон и нахождение выхода из ситуации без ущемлений интересов каждой из сторон.
Анализ ситуации – метод включенного глубоко и детального исследования ситуации для выявления частных и общих характерных свойств.
Метод вмешательства третьего авторитетного лица. Конфликтующие стороны, как правило, не слышат друг друга. Упрямство и недовольство может мешать им для определения путей разрешения ситуации, и зачастую это приводит к тупику. Для оказания воздействия на ситуацию и существует некое третье авторитетное лицо, к которому могут прислушаться обе стороны конфликта. Вмешательство третьей стороны может послужить к поиску компромисса или сотрудничеству конфликтующих сторон.
Стимулирование – представляет собой совокупность приемов, которые побуждают учеников к осуществлению определенный действий.
Форма профилактики межличностных конфликтов – содержание организованной деятельности, направленной на создание и проведение мероприятий, условием которых является бесконфликтное взаимодействие людей.
К формам профилактики межличностных конфликтов младших школьников можно отнести: индивидуальные, коллективные, массовые.
1.Индивидуальные формы профилактики конфликтов можно выделить следующие: консультирование, экскурсии.
Консультирование – профессиональная помощь специалиста в разрешении возникших проблем, долговременный внутриличностный процесс, направленный на изучение самого себя, своих способностей;
Экскурсии – организованное мероприятие, которые могут проводиться как индивидуально, так и коллективно.
2.Коллективные формы профилактики межличностных конфликтов младших школьников: диспуты, деловая игра, интеллектуальный марафон, экскурсии, кружки, секции, классные часы.
Диспуты – публичные коллективные обсуждения злободневных научных или социальных проблем; является активным методом обучения, способствующий формированию самостоятельности суждений, а также развитию логического мышления.
Деловая игра – имитационный метод, при котором участники принимают на себя другие социальные роли, моделируют различные ситуации по заданным правилам, и выполняют определенные задания в процессе игры.
Интеллектуальный марафон – одна из разновидностей мыслительных игр.
Экскурсии – посещение достопримечательностей группой или индивидуально; организационные мероприятия, целью которых является не только посещение достопримечательностей или каких-либо других объектов, но и детальное изучение исторической справки и интересных фактов о нем.
Кружки и секции – общественные объединения, которые формируются по интересам.
Классные часы – форма воспитательной работы в классе, который способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру [18].
3.Массовые формы профилактики межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста.
Массовые мероприятия – форма организации внеучебной деятельности с максимальным числом задействованных в нем участников – соревнования; классный час, охватывающий параллель классов; проведение школьных праздников.
Психологические технологии обучения конструктивному разрешению конфликтов
Обучение детей умению владеть своими чувствами | 1.Рассказ взрослого о том, что у каждого дома есть свой хозяин: если он хороший – в доме порядок и чистота, если неряха – в доме беспорядок. Также и люди – хозяева своих чувств. Чтение или рассказывание литературных произведений по теме, их обсуждение. 2.Знакомство детей с простейшими приёмами владения своими чувствами, можно в сказочной форме. 3.Упражнения на владение своими чувствами, например упражнение «Рассмеши меня» |
Обучение умению в конфликтных ситуациях принимать во внимание чувства другого человека | 1.Чтение рассказа для того, чтобы подвести детей к пониманию причин конфликтов, связанных с непониманием людьми друг друга. 2.Упражнение «Закончи ситуацию» 3.Игра «Встань на её (его) место» (задаются ситуации, в которых один из героев необоснованно обижает другого. Водящий изображает обиженного, а остальные дети по очереди садятся на стул в кругу и от первого лица рассказывают о чувствах обидчика). 4.» Угадай, кто я?» Взрослый превращает ребёнка в какой-то персонаж, сообщает ему об этом шепотом, а остальные дети задают водящему вопросы о его предпочтениях, вкусах, увлечениях и стараются его «расколдовать» |
Обучение детей принятию на себя ответственности за свои чувства | 1.Вопросы ведущего о том, что чувствовали сегодня дети, когда проснулись, пришли в школу, занимались на разных уроках. Делается вывод о том, что чувства могут меняться в течение дня. 2.Чтение рассказа или сказки и обсуждение вопроса о том, что надо сделать, чтобы изменить неприятные чувства (например «Коробочка спокойствия») |
Второе направление профилактики межличностных конфликтов – работа с родителями детей младшего школьного возраста. Данная работа может включать в себя следующее:
1.Повышение педагогической культуры родителей, которая позволит поддержать и развить сотрудничество между детьми младшего школьного возраста с учетом их особенностей возраста и эмоциональных состояний. Работа с родителями детей младшего школьного возраста о вопросах профилактики межличностных конфликтов в школе среди детей начальных классов может заключаться в разъяснение некоторых аспектов. Родителям всегда следует помнить об индивидуальности детей, стараться понять требования ребенка, и, если возникают противоречия, воспринимать их как факторы нормального развития.
Следует дать ребенку возможность прочувствовать негативные последствия его действий или бездействий.
Родителям младших школьников следует проявлять постоянство по отношению к своему ребенку, всегда логически разъяснять возможности негативных последствий принятых решений.
Нужно расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений, ограниченно применять наказания по отношению к ребенку, но при этом надо всегда соблюдать их справедливость.
Поднимая вопрос профилактики межличностных конфликтов в начальной школе, родители детей младшего школьного возраста обязательно должны разъяснить своему ребенку о том, что каждая новая ситуация, и не только конфликтная, требует нового решения.
В сложившейся ситуации нужно предлагать и рассматривать несколько альтернативных вариантов, и выбирать тот, который будет способствовать наиболее конструктивному разрешению, учитывая интересы всех задействованных сторон.
При этом следует одобрять различные варианты конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
2.Укрепление взаимодействия образовательной организации с родителями при профилактике межличностных конфликтов среди детей младшего школьного возраста.
Взаимоотношения образовательной организации и семьи должны быть устроены таким образом, чтобы было взаимное уважение интересов двух сторон.
Родители интересуются успеваемостью своих детей в школе, и в случае необходимости должны получать конкретные рекомендации по тому или иному вопросу.
Образовательная организация должна оказывать помощь семьям в воспитании и формировании жизнедеятельности детей, а также создавать благоприятные условия для развития детей.
Важным считается изучение характера взаимоотношений в семье ребенка, и в случае надобности, будет осуществляться дальнейшая осторожная их корректировка, применяя меры социального и педагогического воздействия.
Дети младшего школьного возраста, которые воспитываются в сплоченной семье с благоприятным климатом, на практике осознают чувство товарищества и дружелюбия.
Полезная литература:
- Н.В.Клюева. Учим детей общению.
- К.Фопель. Как научить детей сотрудничать?
- Н.Л.Кряжева. Развитие эмоционального мира детей.
- Т.И.Бабаева, Л.С.Римашевская. Учимся общаться и дружить.
- С.И.Сесенака. Учимся сочувствовать, сопереживать.
- Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
- Т.Ткачева. Психотерапевтические сказки для взрослых и детей.
- И.А.Девина. Управляем эмоциями. Учимся понимать людей.
- О.Белянская, Е.Рылеева. Я такой человек.
- Е.Синякина, С.Синякина. Плохо и хорошо, можно и нельзя.
- И.Е.Чеснова. Как найти друзей и быть хорошим другом.