Профилактика деструктивного поведения
Рабочая программа "Профилактика деструктивного поведения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МБОУ
«Ченореченская СОШ № 1»
__________________ И.Е. Лейниш
«___» __________________ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Профилактика деструктивного поведения»
Исполнитель:
педагог – психолог
Н.А. Шевцова
п. Новочернореченский, 2020 г.
Введение
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого - то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног". Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.
Интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. К тому же внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженностью, беспокойством. Большинство авторов отмечают, что типичными чертами подростков является также раздражительность, возбудимость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности подростков важно проводить с ними соответствующую работу. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Задача психолога — научить подростка правильно относиться к своим переживаниям, избегать «застревания аффекта».
Преимущество «уроков психологии» в том, что, во-первых - они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого – педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.
Предлагаемый курс рассчитан на подростков, обучающихся в 5 - 11 классах. Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, контроль собственной раздражительности, застенчивости и неуверенности в себе, пути разрешения конфликтов и т.д.
Цель курса:
Помочь подросткам осознать свои особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе и т.д.
Задачи курса:
1. Создание условий для успешной социальной адаптации учащихся и их всестороннего личностного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности.
2. Развивать культуру общения с собеседниками, желание высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других людей.
3. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
4. Оказать подросткам психолого-педагогическую поддержку.
5.Познакомить подростков с миром эмоций;
6. Расширить знание учащихся о себе, своих способностях.
7.Направить процесс самоосознания и саморазвития.
8.Научить контролировать собственные эмоции.
9. Организовать рефлексивную деятельность ребенка.
10.Ознакомить с практическими приемами и методами своего совершенствования.
11. Пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств подростков.
12. Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.
13.Снижение эмоциональной нестабильности.
Методические приемы:
- устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
- «универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Один мальчик...», «Большинство подростков...»;
- обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
- тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;
- контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).
Такая работа не предусматривает теоретической подготовки подростков, а ориентирована на обращение к тем проблемам, причем только в недирективной форме, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.
Хотя занятия и содержат игровые элементы, по сути своей они являются уроками, что «опознается» самими учениками по следующим моментам:
- Индивидуальная работа в тетради на уроке. После уроков тетради сдаются. С одной стороны, ребята не забывают тетради дома, как это частенько случается. С другой стороны, вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради снижается, поскольку тетрадь «надежно охраняется» учителем. Это обеспечивает ребятам определенную степень психологической безопасности.
- Работа за партами и в кругу.
- Проверки работ.
В структуре каждого урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми и подростками:
- Ритуал приветствия. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
- Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение (в том числе — иногда — домашних заданий), благодаря которому ребята получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
- Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании — это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения. Иначе оно превратится в простую забаву.
- Подведение итогов занятия. Оно предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех участников урока в общий результат. Одна из целей подведения итогов — создание мотивации на работу по следующей теме. Часть этого этапа проходит в форме открытого обсуждения, часть — в форме письменной работы в тетради. Время на выполнение письменной работы оговаривается до начала ее выполнения. Это помогает им лучше сформулировать (а значит, осознать!) опыт, полученный на уроке.
- Ритуал завершения занятия. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
Учебно-тематическое планирование для учащихся 5-х классов
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Что изучает психология? Где живет наша психика? | 1 |
2 | Строение и функционирование мозга и центральной нервной системы | 1 |
3 | Направленность нашей психики | 1 |
4 | Психический познавательный процесс – внимание | 1 |
5 | Исследование особенностей внимания личности | 1 |
6 | Психологический тренинг познания | 1 |
7 | Мостики познания | 1 |
8 | Психический познавательный процесс - ощущение | 1 |
9 | Исследование особенностей ощущения | 1 |
10 | Психологический тренинг самопознания | 1 |
11 | Создаем картину окружающего мира | 1 |
12 | Психический познавательный процесс – восприятие | 1 |
13 | Исследование особенностей восприятия | 1 |
14 | Откуда берутся наши мысли? | 1 |
15 | Психический познавательный процесс – мышление | 1 |
16 | Исследование особенностей мышления личности | 1 |
17 | Психологический тренинг самопознания | 1 |
18 | Так ли плохо быть фантазером? | 1 |
19 | Психический познавательный процесс – воображение | 1 |
20 | Исследование особенностей воображения личности | 1 |
21 | Как мы храним то, что знаем? | 1 |
22 | Психический познавательный процесс – память | 1 |
23 | Исследование особенностей памяти личности | 1 |
24 | Психологический тренинг познания | 1 |
25 | Знаешь ли ты свое тело? | 1 |
26 | Я расту и меняюсь! | 1 |
27 | Физиологические и психические процессы в периоды взросления | 1 |
28 | Проявление эмоций через мимику, жесты и позы | 1 |
29 | Самоконтроль и саморегуляция в общении и взаимодействии | 1 |
30 | Гендерные различия в поведении людей | 1 |
31 | Правила групповой деятельности: уважение чужого мнения, отзывчивость, честность и справедливость в общении | 1 |
32 | Оптимизация отношений в группе между мальчиками и девочками | 1 |
33 | Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга | 1 |
34-35 | Психологический тренинг общения и взаимодействия | 2 |
Итого: | 35 |
Учебно-тематическое планирование для учащихся 6-х классов
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Характеристика чувств | 1 |
2 | Особенности чувственной сферы | 1 |
3 | Нужны ли нам переживания? | 1 |
4 | Внешнее проявление чувств | 1 |
5 | Внутренние компоненты эмоций | 1 |
6 | Индивидуальные особенности чувств человека | 1 |
7 | Исследование эмоционального состояния | 1 |
8 | Виды чувств. Чувственный тон | 1 |
9 | Настроение | 1 |
10 | Фундаментальные эмоции | 1 |
11 | Аффект | 1 |
12 | Стресс | 1 |
13 | Фрустрация | 1 |
14 | Страсть | 1 |
15 | Высшие чувства | 1 |
16 | Исследование особенностей чувственной сферы | 1 |
17 | Психологический тренинг познания | 1 |
18 | Воля. Для чего нужна воля? | 1 |
19 | Исторический взгляд на волю | 1 |
20 | Внутренняя основа воли | 1 |
21 | Структура волевого акта | 1 |
22 | Развитие волевых качеств личности | 1 |
23 | Исследование особенностей воли | 1 |
24 | Психологический тренинг познания | 1 |
25 | Как справиться с эмоциями? | 1 |
26 | Система самоуправления индийских йогов | 1 |
27 | Метод самовнушения | 1 |
28 | Аутогенная тренировка | 1 |
29 | Регуляция эмоциональных состояний с помощью химических веществ | 1 |
30 | Саморегуляция и музыка | 1 |
31 | Логика разума и эмоциональные состояния | 1 |
32 | Волевое усилие как основа саморегуляции | 1 |
33 | Многообразие приемов самовоздействия | 1 |
34-35 | Психологический тренинг. Исследование резервов психики | 2 |
Итого: | 35 |
Учебно-тематическое планирование для учащихся 7-х классов
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Что значит – «я подросток» | 1 |
2 | Как узнать эмоцию? | 1 |
3 | Я – наблюдатель | 1 |
4 | Мои эмоции | 1 |
5 | Эмоциональный словарь | 1 |
6 | Чувства «полезные» и «вредные» | 1 |
7 | Казка «Страна Чувств» | 1 |
8 | Нужно ли управлять своими эмоциями? | 1 |
9 | Что такое «запретные чувства»? | 1 |
10 | Какие чувства мы скрываем? | 1 |
11 | Маска | 1 |
12 | Я в «бумажном зеркале» | 1 |
13 | Бумажное отражение | 1 |
14 | Что такое страх? | 1 |
15 | Страхи и страшилки | 1 |
16 | Страшная-страшная сказка | 1 |
17 | Побеждаем все тревоги | 1 |
18 | А что они обо мне подумают | 1 |
19 | Страх оценки | 1 |
20 | Злость и агрессия | 1 |
21 | Как справиться со злостью? | 1 |
22 | Лист гнева | 1 |
23 | Обида | 1 |
24 | Как простить обиду | 1 |
25 | Ах, в чем я виноват | 1 |
26 | Что такое эмпатия? | 1 |
27 | Зачем мне нужна эмпатия? | 1 |
28 | Развиваем эмпатию | 1 |
29 | Еще раз про эмпатию | 1 |
30 | Эмпатия в действии | 1 |
31 | Способы выражения чувств | 1 |
32 | Тренировка «Я – высказываний» | 1 |
33 | Комплименты | 1 |
34 | Подведение итогов | 1 |
Итого: | 34 |
Учебно-тематическое планирование для учащихся 8-х классов
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Общее понятие личности. Соотношение биологического и социального в личности | 1 |
2 | Теории личности | 1 |
3 | Представления о личности в отечественной психологии | 1 |
4 | Самосознание личности | 1 |
5 | Психологическая защита личности | 1 |
6 | Методы исследования особенностей личности | 1 |
7 | Психологический тренинг самопознания личности | 1 |
8 | Источники активности человека. Потребности фундамент активности личности | 1 |
9 | Мотивы и мотивация | 1 |
10 | Неосознанные побуждения | 1 |
11 | Направленность личности | 1 |
12 | Методы исследования особенностей мотивации | 1 |
13 | Психологический тренинг познания | 1 |
14 | Темперамент. Общее понятие о темпераменте | 1 |
15 | Из истории учений о темпераменте | 1 |
16 | Типы темперамента | 1 |
17 | Темперамент и деятельность человека | 1 |
18 | Методы исследования темперамента | 1 |
19 | Психологический тренинг познания | 1 |
20 | Характер. Общее понятие характера | 1 |
21 | Характер и привычки человека. Основные свойства характера | 1 |
22 | Структура характера. Характер и воля | 1 |
23 | Характер и чувства. Характер и интеллект | 1 |
24 | Типы характера. Развитие характера | 1 |
25 | Методы исследования характера | 1 |
26 | Психологический тренинг познания | 1 |
27 | Способности человека. Откуда берутся способности? | 1 |
28 | Задатки и способности. Структура способностей | 1 |
29 | Компенсация способностей. Способности и выбор профессии | 1 |
30 | Качественная и количественная характеристика способностей | 1 |
31 | Уровни способностей. Талант и мастерство. Что такое гениальность? | 1 |
32 | Особенности творческих способностей | 1 |
33 | Способности и одаренность в детские годы | 1 |
34-35 | Методы исследования способностей. Психологический тренинг познания | 2 |
Итого: | 35 |
Учебно-тематическое планирование для учащихся 9-х классов
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Формирование команды | 1 |
2 | Диагностика уровня притязаний и самооценки и обработка результатов | 1 |
3 | Беседа об уровне притязаний, обсуждение результатов, обратная связь | 1 |
4 | Активизирующий опросник «Как поживаешь?» | 1 |
5 | Ценности профессионала | 1 |
6 | Я - профессионал | 1 |
7 | Интересы и склонности в выборе профессии | 1 |
8 | Опросник Климова ДДО, обсуждение результатов | 1 |
9 | Классификация профессий по Климову, игра классифицируй профессии. | 1 |
10 | Что такое профессиограмма ? | 1 |
11 | Игра «Профессия-специальность» | 1 |
12 | Профессиональные качества личности, игра соотнесение профессии со школьными предметами | 1 |
13 | Опросник Голланда «Определение профессионального типа личности» | 1 |
14 | Лидерские качества | 1 |
15 | Правила выбора профессии | 1 |
16 | Ошибки и затруднения при выборе профессии: как их преодолеть | 1 |
17 | Семинар «Учебные заведения» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.) | 1 |
18 | Игра «А вот и я» (как вести себя на собеседовании у приёмной комиссии) | 1 |
19 | Я учусь принимать решение | 1 |
20 | Современный рынок труда, профессии 21 века. | 1 |
21 | Здоровье и карьера | 1 |
22 | Активизирующая методика Пряжникова Н.С.«Будь готов!» | 1 |
23 | Профориентационная игра «Спящий город» | 1 |
24 | Активизирующий опросник Пряжникова Н.С. «Моды-1» | 1 |
25 | Упражнение «Знаешь ли ты свою будущую профессию?» | 1 |
26 | Мотивы выбора профессии | 1 |
27 | Упражнение «План моего будущего» | 1 |
28 | Коллаж «Моя будущая профессия» | 1 |
29 | Устраиваемся на работу | 1 |
30 | Искусство самопрезентации: язык телодвижений | 1 |
31 | Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных возможностей | 1 |
32 | Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми | 1 |
33 | Искусство самопрезентации: деловая этика | 1 |
34 | Обратная связь | 1 |
Итого: | 34 |
Учебно-тематическое планирование для учащихся 10-х классов
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Что такое общение? | 1 |
2 | Общение как обмен информацией | 1 |
3 | Коммуникаторы и реципиенты. Вербальная коммуникация | 1 |
4 | Помощники и враги коммуникации. Слово + слово = речь | 1 |
5 | Методы исследования особенностей вербального общения | 1 |
6 | Психологический тренинг общения и взаимодействия | 1 |
7 | Невербальная коммуникация. Визуальное общение | 1 |
8 | Мимика лица. Нос, рот, голова | 1 |
9 | Жесты и позы. Звуки и запахи. Дистанция вне дороги | 1 |
10 | Жесты – иностранцы | 1 |
11 | Методы исследования особенностей невербального общения | 1 |
12 | Психологический тренинг общения и взаимодействия | 1 |
13 | Общение как взаимодействие | 1 |
14 | От практики к теории взаимодействия. Взаимодействовать общаясь | 1 |
15 | Нормальное взаимодействие | 1 |
16 | Социальный контроль. На страже нормы | 1 |
17 | Ролевое взаимодействие театр или наука? | 1 |
18 | Методы исследования умения взаимодействовать | 1 |
19 | Психологический тренинг общения и взаимодействия | 1 |
20 | Общение как восприятие людьми друг друга | 1 |
21 | Сложности социальной перцепции | 1 |
22 | Посмотри на меня внимательно. Стереотип помогает или мешает? | 1 |
23 | Как мы понимаем других людей | 1 |
24 | Как мы объясняем поведение окружающих | 1 |
25 | Методы исследования общения | 1 |
26 | Психологический тренинг общения | 1 |
27 | Конфликт – неэффективное общение | 1 |
28 | Начало бури. Семь раз отмерь. Кто кого? | 1 |
29 | Подведи баланс. Конфликт преодолеть! | 1 |
30 | Лекарство от конфликта посредничество | 1 |
31 | Оцените уровень конфликта | 1 |
32 | Можно ли оптимизировать общение. Общение изнутри | 1 |
33 | Уважение партнера по общению. Преграды не страшат | 1 |
34-35 | Психологический тренинг «Победа над трудностями» | 2 |
Итого: | 35 |
Учебно-тематическое планирование для учащихся 11-х классов
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Вводное. Структура, функции и средства общения: Психология общения. | 1 |
2 | Перцептивная сторона общения | 1 |
3 | Коммуникация. Интеракция | 1 |
4 | Невербальные средства общения | 1 |
5 | Влияние характера человека на общение | 1 |
6 | Речевые средства общения | 1 |
7 | Позиции в общении. Виды общения | 1 |
8 | Этикет. Манипулирование | 1 |
9 | Дискуссия «что мешает открытому общению» | 1 |
10 | Условия и технологии эффективной коммуникации: Механизмы межличностного восприятия | 1 |
11 | Психологические защиты | 1 |
12 | Барьеры в общении | 1 |
13 | Конструктивное общение | 1 |
14 | Контроль эмоций | 1 |
15 | Активное слушание | 1 |
16 | Пассивное слушание | 1 |
17 | Приемы расположения к себе | 1 |
18 | Самопрезентация | 1 |
19 | Конструктивное преодоление конфликтов: Конфликт | 1 |
20 | Стили разрешения конфликтов | 1 |
21 | Управление конфликтом | 1 |
22 | Психология семейных отношений: Психологические аспекты семейных отношений | 1 |
23 | Функции семьи. Стили семейного воспитания | 1 |
24 | Психология малых групп и коллективов: Коллектив и личность. Лидерство | 1 |
25 | Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе | 1 |
26 | Конформизм. Навыки уверенного отказа | 1 |
27 | Деловое общение: Деловая беседа | 1 |
28 | «Золотая формула общения» | 1 |
29 | Психологические особенности публичного выступления | 1 |
30 | Психологические аспекты сдачи экзамена | 1 |
31 | Профориентация: Профессиональное самоопределения | 1 |
32 | Профориентационные игры | 1 |
33 | Выбор профессии | 1 |
34 | Возможные затруднения при выборе профессии | 1 |
35 | Итоговое занятие. Обобщение. | 1 |
Итого: | 35 |