Коррекционно-развивающее занятие с подростками "группы риска".

Шевцова Наталья Андреевна

10 занятий для одростков "группы риска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gruppy_riska_10_zanyatiy.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие занятия с подростками «группы риска»

Пояснительная записка

 Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.

В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе-интернате VIII вида. Выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Общение подростков со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, попытке проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

 Цель программы:

формирование психосоциальной компетентности у подростков.

 Задачи программы:

  • обеспечение воспитанника средствами самопознания;
  • развитие внутренней активности подростка;
  • развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;
  • перенос положительного опыта в реальную жизнь.

 Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера подростков.

 Средства коррекции: беседы, дискуссии, тематические релаксации, самодиагностика, самовыражение в рисунках.

 Данная программа рассчитана на 10 индивидуальных занятий с подростком.

 

Ожидаемые результаты.

  • изменение показателей психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);
  • приобретаются жизненно важные навыки:

      - умение общаться;

      - умение устанавливать межличностные отношения;

      - умение владеть эмоциями;

      - умение принимать решения.

 Занятие № 1

Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

  • Упражнение «Рыба для размышления» (вытянуть карточку и закончить предложение):

- Самый большой страх – это…

- Я не доверяю людям, которые…

- Я сержусь, когда…

- Я не люблю, когда…

- Мне грустно, когда…

- Когда я спорю…

  • Упражнение «Коллаж «Мой герб» (рассказ о том, что такое герб).

Работа над гербом.

Три слова, которые я хочу о себе слышать

Я умею лучше всего

Место, где мне хорошо и уютно

Мое самое большое достижение

Три человека, которым я могу доверять

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложение».

- Когда мне скучно, герб поможет вспомнить те дела…

- Когда одиноко, герб поможет подумать о тех людях…

- Стать более уверенными, вспомнив свои…

- Мысленно представить то место…

         Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа можно вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

 

Занятие № 2

Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

  • Упражнение «Рыба для размышления» (выбрать карточку и закончить предложение).

Когда на меня повышают голос…

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

  • Упражнение «Какой я?»

- Выбрать из списка с качествами характера, качества, присущие тебе, положительные и отрицательные.

- Какие из них положительные, а какие тебе хотелось бы искоренить.

4. Упражнение на закрепление.

- Выбери самого отрицательного героя из книги, фильма, мультфильма.

- Какие его качества тебе нравятся, отталкивают.

- Нарисуй его.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

 

Занятие № 3

Цель: формирование умения общаться с младшими, выявление ближайшего окружения.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.

- Представьте себя в виде какого-либо растения – летом, зимой.

3. Основная часть.

  • Упражнение «Ассоциации».

Подобрать ассоциации к словам:

семья               школа

друг                 преступление

  • Упражнение «Принятие чувств».

-Выбери, как бы ты сказал:

- Не смей его бить! Он же маленький!        или

- Ты можешь злиться на него, но бить его нельзя.

 

- Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону.       или

- Не бойся, собака тебя не тронет.

 

- Улыбнись! Все не так плохо, как тебе кажется.      или

- Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?

 

- Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты…      или

- Да, укол – это больно. Если ты боишься, то можешь взять меня за руку.

4. Упражнение на закрепление.

- Напиши письмо младшему брату или сестре с рассказом о себе, пожеланиями ему (ей).

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

 

Занятие № 4

Цель: выявление эмоционального восприятия окружающих людей, обучение налаживанию адекватных отношений.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Ночное небо».

3. Основная часть.

  • Упражнение «Звездное небо» (на синий лист приклеить разноцветные звездочки, подписать «я», «друг», «родители», имена знакомых.
  • Упражнение «Мой мир».

- Анализ, где находится «я» (самооценка).

- Анализ цвета звезды.

- Отдаленность от родителей.

- Кому достались звезды черного и серого цвета.

- Что хотели бы изменить.

4. Упражнение на закрепление.

Изменение «Моего мира», сравнение с предыдущим вариантом.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

 

Занятие № 5

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, гармонизации отношений с окружающими.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

  • Упражнение «Мое отражение».

- Посмотри на себя в зеркало, как на постороннего, внимательно изучи отражение.

- Ответь на вопросы:

- Что привлекательного вы видите в этом человеке?

- За что его можно любить?

- Что не нравится?

- Эти качества важны для жизни?

  • Упражнение «Нападающий и защищающийся».

Ребенку предлагается та или иная роль:

1) ругает, указывает, критикует, требует, говорит громко;

2) извиняется, оправдывается, старается угодить, говорит тихо.

- Как себя чувствуешь в каждой роли?

- Какая роль больше по душе?

4. Упражнение на закрепление.

Заполнение таблицы из предложенного списка.

Что мне помогает

Что мне мешает

- Каких качеств больше?

- Что хотел бы добавить в первую колонку?

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 6

Цель: актуализация опыта переживания конфликта, способов их разрешения.

 

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

3. Основная часть.

  • Упражнение «Детство»

Подростку предлагается вспомнить свои конфликты в детстве.

  • Упражнение «Конфликтная ситуация».

Подростку даются конкретные ситуации и предлагается предоставить свои варианты решения конфликтов, чтобы это решение максимально учитывало интересы сторон.

  • Правила решения конфликтов.

- выяснить как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий;

- постараться найти различные варианты разрешения конфликтов;

- дать оценку всем вариантам и выбрать тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта;

- обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.

4. Упражнение на закрепление «Рисование конфликта».

Под медитативную музыку предлагается нарисовать конфликтные ситуации и пути выхода из них. Обратить внимание, что картинки могут быть как конкретные, так и абстрактные.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 7

Цель: формирование ответственного отношения в собственному здоровью.

 

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды»

3. Основная часть.

  • Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Ответь на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой потрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

 Беседа.

Обсуждение на тему: что может вредить нашему организму?

Перечисляются негативные последствия для организма курения, алкоголизма, наркотиков.

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложения».

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…

Я пойму, что счастлив, когда…

Меня огорчает, что…

Мое здоровье это…

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

 

Занятие № 8.

Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

 Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

  • Упражнение «Отказ».

Придумать как можно больше аргументов для отказа в различных ситуациях.

  • Упражнение «5 шагов отказа»

- сразу сказать твердо «нет»;

- согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но…»;

- если давление продолжается, можете перейти в наступление;

- «Я не хочу больше говорить на эту тему»;

- предложить компромисс. «Давай лучше…».

  • Чтение и обсуждение рассказа «Золотая муха».

4. Упражнение на закрепление «Спасибо, нет».

Представь ситуацию, что тебе предложили наркотики. Из списка причин для отказа отметь, какие причины являются уважительными с твоей точки зрения.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

 Занятие № 9.

Цель: осознание специфики агрессивных воздействий, обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.

 Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

3. Основная часть.

  • Упражнение «Ассоциации».

Подобрать ассоциации к слову «агрессия», а затем к слову «улыбка».

  • Упражнение «Портрет агрессивного человека».

Как выглядит агрессивный человек: черты лица, походка, жесты, мимика.

  • Упражнение «Хорошо или плохо быть агрессивным».

Обсуждение.

4. Упражнение на закрепление «Футболка с надписью».

Придумать и записать надпись на своей «футболке».

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

 Занятие № 10.

Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

  • Упражнение «Я могу, я умею»
  • Упражнение «Волшебное зеркало».

Рассмотри в зеркале все свои сильные стороны, за которые тебя уважают учителя, друзья, родители.

  • Чтение и обсуждение сказки «Лети вверх, Соня!».

4. Упражнение на закрепление «10 Я».

Предлагается 10 раз ответить на вопрос «Кто я? Какой я?»

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

 

Литература

  1. Прохватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
  2. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
  3. Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  4. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью./ под науч. Ред.Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. – М., 2003.
  5. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.
  6. Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2008.

Педагог-психолог О.С. Алтухова